Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Март | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
31 |
-
1990 - Совет Министров ТАССР принял постановление о прекращении строительства атомной станции в республике. Однако его мало кто заметил, поскольку решение об АЭС принималось не в Казани, а в Москве
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Лицо с фотопортрета — почти что собеседник
- Любовь Агеева
- 24 марта 2025 года
У вас мало времени — выставка «Черно-белое. Запечатлеть душу» в Галерее современного искусства работает до 30 марта.
Она является частью Russian Photo Expo – проекта главной всероссийской фотопремии Russian Photo Awards. В экспозиции представлено 270 работ в жанре портрета от лучших фотографов России. Многие из авторов – финалисты и победители этого творческого конкурса.
Russian Photo Expo — это новый проект премии Russian Photo Awards, которая уже 7-й год является самым масштабным конкурсом фотографии в стране. Его задача – показать лучшие работы всей стране, для чего нужны фотовыставки, масштабные, зрелищные, статусные, освещаемые СМИ.
«Выходи в оффлайн!» – таков девиз проекта, который призывает фотографов вынырнуть из омута социальных сетей и виртуальной коммуникации, чтобы явить свое творчество миру, миру живых людей, миру живого общения» — так представляют выставку ее организаторы.
В рамках Russian Photo Expo уже прошли две крупные фотовыставки: «Семья и Дети» в Санкт-Петербурге и «МАМЫ. Женский портрет и материнство» в Москве. Они вызвали большой общественный резонанс. Во время подготовки московской выставки Книга Рекордов России приняла заявку на регистрацию рекорда «Наибольшее количество женских портретов, представленных на одной выставке в России».
«Черно-белое. Запечатлеть душу» — выставка о людях, о душе, об истинных желаниях и стремлениях. Эмоции и чувства – главные элементы фотографии. Стремление отобразить их в кадре по-прежнему неразрывно связано с чёрно-белой съёмкой. Как подметил фотожурналист Тед Грант, «когда вы снимаете людей в цвете, вы фотографируете их одежду. Но когда вы переключаетесь на чёрно-белую фотографию — вы запечатлеваете их душу».
Это совсем не художественное преувеличение. Сходите на выставку — увидите сами. На вас будут глядеть десятки глаз: мужчин, женщин, детей, девушек, молодых людей, стариков. Они попали в кадр в разные минуты — когда грустили, когда радовались, когда о чем-то напряженно думали или когда были беззаботны.
Мы видим такое каждый день – на улицах, в автобусе и метро, на работе и в магазине… Но только фотограф может увидеть, как хороши эти лица, какая радость переполняет сердца людей, когда они обнимают близких — родителей, своих детей, малышей или взрослых, любимого или любимого. И хотя наверняка многие фотографии постановочные, поскольку намеренно снимались для экспонирования, это практически не ощущается.
Очень важно, что снимки черно-белые. В цветном снимке трудно добиться такой искренности и естественности, а без этого портрет будет всего лишь фотографией. А с фотографией близкий контакт установить трудно.
Сюжетных снимков практически нет, и это создает особое настроение включенности в портретную галерею на стенах выставочного зала. Хочется долго вглядываться в глаза тех, кто смотрел в объектив фотоаппарата, рассматривать руки, умудренные жизненными заботами, радоваться веселому настроению тех, кто улыбается или смеется. Особо впечатлительные натуры даже могут почувствовать себя в реальной компании…
Экспозиция интересно устроена: на одной стене — счастливые родители с детьми, на другой — прекрасная половина человечества, отдельно — мужчины, молодые, в возрасте, старики. Это дает возможность сопоставить, сравнить, увидеть, например, как беззаботна смеющаяся девушка и как много печали в глазах женщины, знающей, что в мире есть не только радость и любовь.
Большое впечатление на меня произвели женские портреты, начинающие выставку. Мы больше любуемся молодыми девичьими лицами, уверена, именно в этой части экспозиции притормозят особы мужского пола. А тут — лица, изможденные возрастом, болезнями, печалями, страданиями. Я притормозила возле них. Может, потому, что у самой лицо в морщинах… Как тут не вспомнить Эльдара Рязанова:
У природы нет плохой погоды,
Ход времён нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.
Есть, конечно, на выставке и художественные изыски, например, молодая девушка в какой-то емкости, напоминающей раковину, или девочка на дне лестничного пролета. Я отдаю предпочтение кадрам, на которых замершая на секунду реальная жизнь. Даже если это не самые ее радостные моменты. Но, пожалуй, снимок двух стариков в инвалидной коляске у окна был лишь короткой паузой в хорошем настроении.
Казань не удивишь фотовыставками. Они проводятся и в залах Музея изобразительных искусств РТ, и в Доме-музее Василия Аксенова, и на других выставочных пространствах. Но не помню, чтобы видела сразу столько портретов. Наши мастера предпочитают сюжетные композиции, так называемую социальную фотографию.
Как заметил один из посетителей выставки, в нашем мире сейчас так мало позитива, а тут, на выставке, его море, целый океан! Приходите — и заряжайтесь хорошим настроением.
Жаль, что сама выбралась на выставку очень поздно. Она открылась 20 марта. Но впереди выходные дни, и вы вполне можете успеть. Думаю, не пожалеете.
Постскриптум: Прошу прошения за мой фотоаппарат. Освещение выставочных залов слегка изменило цветокоррекцию. Еще раз повторю: все снимки черно-белые.
Да и сами снимки могли быть лучше. Снимала для себя. Не думала, что напишу. Но впечатления сидели в памяти, как заноза.