Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Апрель | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 |
-
1886 (14.04) – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Пасхальный фестиваль — «бисы» для казанцев
- Любовь Агеева
- 21 апреля 2025 года
Объединенный симфонический оркестр Мариинского и Большого театров под управлением Валерия Гергиева дал в Казани два концерта, которые шли 21 апреля один за другим: в 16 и 19 часов.
Концерт торжественного открытия XXIV Московского Пасхального фестиваля, художественным руководителем которого является Валерий Гергиев, состоялся 20 апреля, в светлое Воскресение Христово. В нынешнем году впервые в истории этого музыкального праздника он проходил на сцене Большого театра России.
Кто не знает — художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра с 1988 года, Валерий Абисалович Гергиев с 2023 года еще и генеральный директор Большого театра.
Первый Пасхальный фестиваль состоялся в 2002 году. Как вспомнил маэстро при посещении первой музыкальной школы в Казани перед дневным концертом 17 апреля 2023 года, идея такого фестиваля пришла к нему именно в Казани, на встрече с Минтимером Шаймиевым. Напомним, Казань вошла в орбиту Пасхального фестиваля в 2014 году.
Маршрут специального музыкального поезда с символикой фестиваля, который до 9 мая проедет по всей стране, составлен так, что наш город в нем первый после Москвы. Всего за 24 дня поезд преодолеет более 20 тысяч км пути, музыканты выступят в 24-х городах России: Поволжье, Урал, Сибирь, южные регионы…
Среди слушателей первого казанского концерта была журналист Любовь Агеева.
У многих людей есть в жизни слабости, которые могут поразить окружающих своей оригинальностью. У меня таких слабостей — две.
Во-первых, я люблю, как пахнет типографская краска, правда, сегодня встречи с этим запахом не предвидится. Уже не пахнут свежие номера газет и журналов — полиграфические технологии стали другими.
Во-вторых, я испытываю необыкновенные чувства, когда слышу, как настраивается большой симфонический оркестр перед выступлением. Поэтому стараюсь приходить на оперные и балетные спектакли пораньше, чтобы застать этот волнующий момент — когда каждый музыкальный инструмент в оркестровой яме звучит как бы наособицу, но кто-то слышит в этой какофонии звуков то, что вселяет уверенность — все музыканты на одной волне.
Я всегда так думала, а перед дневным концертом Пасхального фестиваля в Казани убедилась, что могу положиться на собственные дилетантские ощущения. Потому что увидела этот процесс наяву. Лоренц Настурика-Гершовичи, художественный руководитель Страдивари-ансамбля Мариинского театра и первая скрипка, концертмейстер оркестра Валерия Гергиева на фестивале, встал ближе к пульту дирижера и по очереди пообщался с отдельными группами инструментов.
Без слов, конечно, пообщался. И в этом диалоге какофония звуков ему никак не мешала…
В Пасхальном музыкальном путешествии по стране время у музыкантов так спрессовано, что многое делается, если можно так сказать, на колесах. К тому же в каждом городе гостям предлагается что-то интересное сверх программы. Например, Казань на этот раз пригласила гостей посмотреть наш новый театр на Кабане.
Так что к месту концерта оркестр прибыл — как с корабля на бал. Концерт задержали на 30 минут, но совсем не потому, что экскурсия затянулась. Даже в «походных» условиях оркестр не выходит на публику без репетиции. Однажды журналисты были на такой репетиции в ГБКЗ. Маэстро Гергиев требует от музыкантов безупречного качества, и на часы в это время не смотрит.
Я наблюдала, как терпеливо ждали слушатели, когда их пригласят в зал, когда, наконец, появится на сцене оркестр. Никаких нетерпеливых хлопков, тем более укоряющих аплодисментов… Публика в зале знающая, всё понимает…
Первым слушатели всегда видят первую скрипку
Как мне сказали, билеты на два концерта раскупили сразу, как только появилась афиша Пасхального фестиваля. И это при том, что программу концерта никто заранее не знает. Обычно объявляются только магистральные темы — в нынешнем году программа фестиваля приурочена к 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, а также к юбилеям великих композиторов, среди которых назван Петр Ильич Чайковский, который родился в мае 1840 года, то есть 185 лет назад. Вечером 21 апреля прозвучала его Пятая симфония. Других юбиляров в казанских концертах не вспоминали.
Днем мы слушали пять фрагментов из музыки к балету «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, два из них: «Монтекки и Капулетти» и «Джульетта-девочка», звучат в концертах симфонических оркестров часто. «Менуэт», «Маски» и «Ромео у могилы Джульетты» исполняются реже. Вечером в первом отделении прозвучали «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху Фавна» Клода Дебюсси, симфоническая поэма «Дон Жуан» Рихарда Штрауса и Увертюра к опере «Тангейзер» Рихарда Вагнера.
Замечу, в Казани музыканты Мариинского театра исполняли, причем, несколько раз, только «Прелюдию к «Послеполуденному отдыху Фавна». Остальные сочинения любители музыки услышали в их исполнении впервые.
На пресс-подходе перед концертом сезона 2015 года Маэстро Гергиев пошутил, что в Казани он далеко не впервые и уже думает, что показать в очередной раз, чтобы не повториться. В другой раз он говорил о том, что публика в Казани очень знающая, в музыке разбирается…
Надо же такому случиться, что именно в тот год в зале оказались случайные люди, которые, не зная правил симфонических концертов, дважды начинали аплодировать между частями. С тех пор я с тревогой жду неприятного повторения — читала, что Гергиев в таком случае может запросто уйти со сцены…
Но на этот раз не было ни одного неожиданного хлопка. Аплодисменты звучали, как полагается, при выходе музыкантов (это была довольно длительная процедура – для оркестра едва хватило сцены) и дирижера, а также дважды после исполнения. В завершение концерта — уже не аплодисменты, а овации.
А потом, совершенно неожиданно, и в первом, и во втором концертах были «бисы». Между тем, журналистов еще в 2014 году предупреждали, что на концертах Пасхального фестиваля их не бывает. Видимо, у Маэстро было в этот день какое-то особое настроение. А, может, большие букеты роз музыкантов растрогали…
На концертах классической музыки цветов, как правило, бывает меньше, чем у эстрадных звезд. Хотя их выступления не способны оставить такого долгого послевкусия…
Замечу в завершение, что в 2003 году музыкотерапия в России признана Минздравом официальным методом лечения. Классическая музыка, разумеется… В эпоху цифровых технологий она остается единственным островком гармонии.
Так что, не забудьте: Московский Пасхальный фестиваль придет к нам и в апреле 2026 года. Так что позаботьтесь о билетах заранее.
Мы имеем возможность представить читателям состав симфонического оркестра. Обычно музыканты остаются в тени дирижера и солистов.
Фото двух пресс-служб: оркестра и ГБКЗ