Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Июнь 2025 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1924 – В 9 часов утра в первый рейс по маршруту Казань – Нижний Новгород – Москва с аэродрома Казани отправился самолет, пилотируемый Ильей Гаркави

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Фантастика, которая реальна, как сама жизнь

22 июня в Музее-мемориале Великой Отечественной войны состоялся показ спектакля Казанского ТЮЗа «Нина и хлебные карточки».

Он создан по небольшому рассказу известного писателя Кира Булычева «Можно попросить Нину?». Среди зрителей была Любовь Агеева.

Таких, как я, знакомых с рассказом Кира Булычева, в небольшом зале музея наверняка было немного. Имя этого фантаста, автора популярных романов о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, конечно, известно юной аудитории (а на спектакле были в основном дети), но у его рассказов читателей меньше. Кто-то из взрослых, возможно, видел экранизации этого рассказа: короткометражку «Что-то с телефоном» (1979), телефильм «Разновидность контактов» (1987), фильм «ВременнАя связь» (2020) с Сергеем Пускепалисом.

Я их не видела. Поэтому смотрела спектакль с чистого листа. Правда, на этом листе уже что-то было написано. Цитата из пресс-релиза: 

«Это «Вы почему не на фронте и открываете затемнение на окнах?... Почему вы пускаете немцев на экскурсии?», — слышит Вадим в телефонную трубку. Он звонил знакомой, с которой живет в одном городе, а попадает на 30 лет назад, в 1942 год. 

Звонок в прошлое — это единственная выдумка автора в этом произведении. Всё остальное по-настоящему. Эмоции, мысли, переоценка ценностей – в результате одного телефонного звонка и разговора с незнакомкой, разговора мира и войны».

Выбор площадки для спектакля 22 июня, конечно же, определялся календарем. Казанский ТЮЗ посвятил его 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Премьера состоялась 17 апреля нынешнего года. Его первыми зрителями стали старшеклассники казанских школ и гимназий, хотя, как заметил актер Павел Густов, в залах театров были и малыши, с родителями. 

Как известно, здание ТЮЗа находится на реставрации, и артисты кочуют по чужим сценам.

О том, как дети разных возрастов воспринимают телефонный разговор взрослого москвича Вадима Николаевича с тринадцатилетней девочкой из военной Москвы, я чувствовала, что называется спиной, сидя на первом ряду импровизированного зрительного зала. Сначала были слышны шушукания, а потом установилась абсолютная тишина.

То, что некоторые ребята захотели после спектакля сфотографироваться с Павлом Густовым, а кто-то уселся в кресло, в котором он только что сидел, можно расценить как знаки приязни актеру. Их точно не было бы,  если бы спектакль не понравился... 

Спектакль начался на мажорной ноте — Вадиму, видимо, успешному чиновнику СЭВа (для многих уже надо расшифровать эту аббревиатуру — Совет Экономической Взаимопомощи, объединявший страны социалистического лагеря), вернувшемуся из заграничной командировки, не терпится с кем-то поделиться своими впечатлениями, и он по очереди набирает номера знакомых подружек, но они сегодня, как на грех, заняты.

Мы слушаем Вадима — и видим на большом экране приметы мирной и счастливой жизни в СССР 70-х годов: успешный полёт советских автоматических межпланетных станций на Луну и Венеру, первый в истории визит Президента США Никсона в Советский Союз, советские хоккеисты, осмелившиеся играть с канадскими профессионалами,  фильмы «А зори здесь тихие» и «Джентльмены удачи», которые и сегодня на экранах… 

Нам, людям, жившим тогда, не надо комментировать эти кадры, но нашим детям стоит. Эти кадры станут отличным камертоном, когда выяснится, что девочка Нина в 1942 году еще не знает, что 9 мая 1945 года придет Великая Победа, что не надо будет маскировать окна, что в каждом доме будет холодильник, набитый едой.

Экран оживет во время спектакля дважды — в самом начале и в самом конце, когда нам покажут возможное развитие событий — чью-то радостную свадьбу, чьих-то желанных внуков… И это будет наглядное свидетельство того, что звонок Вадима в военную Москву решительно поменяет его жизнь, что его мама наконец дождется внука, хотя бы одного...

После короткого разговора Вадима с матерью, явно его тяготившего, он все-таки наберёт номер некой Нины, которую та хочет видеть своей снохой. И по законам фантастики, хорошо знакомым Киру Булычеву, попадет в 1942 год, в холодную квартиру на хорошо знакомой ему улице.

Неожиданный мост между двумя мирами, обещание встречи, которой не суждено произойти — всё это есть в рассказе Кира Булычева. Вадим найдет Нину в 1972 году, точнее — ему передадут ее письмо к нему, написанное совсем недавно, всего месяц назад. Оказывается, она все эти тридцать лет ждала, что он навестит ее, как обещал… 

В спектакле фантастической разговор через года становится не просто диалогом. В этом и есть сила театра, когда зритель не просто слушает и смотрит  — он чувствует, соучаствуя в придуманных событиях.

И тут уже разговор не о литературной основе, а о спектакле — об инсценировке (Лейсан Фаизова), о задумках режиссера-постановщика (Радион Букаев), об игре актеров (Вадим — заслуженный артист РТ Павел Густов, Нина — Гузель Валишина, мама Вадима – заслуженный работник культуры РТ Любовь Лукина).

Сегодня зритель не приучен к таким спектаклям. Ему подавай мелькание событий, смену планов, как в кино. Многие современные актеры уже не умеют существовать по законам психологического театра.

А тут — только разговор. Но как точно передано актерами осознание реальности происходящего. Не столько содержательно, сколь эмоционально. Как много читается по лицам Павла Густова и Гузель Валишиной, слышится в их голосах.

Большое искусство — выявить характер героя не столько в действии, в словах, сколько в обнажении его внутреннего мира, когда всё понятно без слов.

Нельзя не сказать о том, что рассказ Кира Булычева претерпел в Казанском ТЮЗе изменения — он существенно дополнен. И не только театральными средствами, теми же видеовставками. В инсценировке есть три персонажа, лишь обозначенные писателем — мама Вадима Николаевича, девушка Нина, номер телефона которой перенес его в военную Москву, а также друг детства, которого он когда-то незаслуженно обвинил в пропаже хлебной карточки. Он сам нечаянно потерял ее, и Нина нашла ее в указанном им месте.

Непросто было повиниться перед сверстником через 30 лет, но Вадим находит в себе силы, чтобы ему позвонить.

Если Дима (актер Алексей Зильбер) и Нина (Гузель Валишина) из 1972 года представлены только голосами из телефонной трубки, то мама Вадима существует реально. Ее общение с сыном — не просто содержательное дополнение писательской фантазии. Спектакль вводит в сюжет то, чего нет у Булычева, и не могло быть в 1973 году, когда он этот рассказ писал. Их диалоги в моем восприятии получили какой-то фантастический объем. 

Образ мамы, прекрасно созданный Любовью Лукиной, ее взаимоотношения с сыном привносят в спектакль новые смыслы, возможно, мало понятные нашим детям и внукам, но хорошо знакомые людям постарше, которые знают о войне не только по учебникам истории и фильмам. Вначале мы видим, как неохотно Вадим общается с мамой. У него нет времени, чтобы навестить ее, он отмахивается от матери, как от назойливой мухи, когда она просит рассказать ему о зарубежной командировке. Вадима не трогают фотографии из семейного альбома, и портрет отца в военной форме не греет ему душу, как матери. 

Как это знакомо людям моего возраста, когда вдруг исчезает незримая нить, которая связывает поколения, когда исчезают общие интересы и общая   история...

Девочка Нина из военной Москвы заставит Вадима вернуться в прошлое, что-то переоценить в своей сегодняшней жизни. И ему это удаётся. Потому что это прошлое еще живет в его памяти. Он помнит, что такое — хлебные карточки.

Но понятна ли будет такая метаморфоза тем, кто не знает, что такое — военные карточки и каково было семье, когда они терялись? Как мне кажется, если этого не знает ваш сын или внук, вы уже опоздали с его воспитанием.

Я не очень люблю дискуссии о патриотизме, с тревогой наблюдаю, когда вижу лицемерие. Его особенно много в нынешнем, юбилейном, году, когда политики наперебой клянутся памятью павших, когда звезды на эстрадном олимпе вдруг запели песни о войне. Военная тема сегодня хорошо продается, это видно по грантам, которые резко увеличили поездки по стране видных деятелей культуры, по фильмам, воссоздающим чаще всего лубочные картинки, которым не хочется верить.

Мне не хотелось бы ставить в этот ряд новый спектакль ТЮЗа, хотя он тоже посвящен юбилею Великой Отечественной войны. Как мне кажется, его негромкий голос в общем юбилейном хоре — образец того, как можно без высокой патетики и назидания достучаться до сердец современных Каев, взятых в полон масс-медиа, очень похожих на Снежную королеву.

Очень советую родителям посмотреть его вместе с детьми, поговорить после спектакля, и не только о нем, но и том, что такое война конкретно для вашей семьи. Это хороший повод, чтобы связать не только исторические эпохи, но и разные поколения.

Снимок с премьерного спектакля

  

НИНА И ХЛЕБНЫЕ КАРТОЧКИ

Звонок в прошлое

Автор — Кир Булычев, режиссер — Радион Букаев, инсценировка — Лейсан Фаизова 

Художник — Надежда Иванова, художник по свету — Сергей Гаевой, композитор — Альфит Фархадшин, мультимедиа — Анастасия Проснева, помощник режиссера — Евгений Быльнов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить