Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – В деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина родился поэт, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая Хасан Фахриевич Туфан
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Две стороны одной медали»
- Дарья ЕГОРОВА
- 19 июля 2013 года
В нашем сегодняшнем, бурлящем мире актуальны ли размышления татарского писателя Амирхана Еники о сохранении родного языка? Безусловно!
Лес, тихий лепет воды, сполохи костра, маленькими звездочками улетающие в огромное ночное небо и я – единое целое с этим прекрасным миром. Ничто не тревожит. Один лишь покой и умиротворение. Это – душа, расправив крылья, вырвавшись из тенет суеты, жадно глотает воздух свободы.
Город, как старый астматик, задыхается, но не сбавляет темп, возвышаясь над снующими туда-сюда муравьями-горожанами. «Хочешь жить, умей вертеться!» И вертимся, стараясь успеть пожить.
Да, старая как мир, дилемма – две стороны одной медали – материальное начало и духовное, в человеческой натуре. В творчестве Амирхана Еники мы наблюдаем глубокие размышления автора именно на эту тему.
Я – человек постсоциалистического времени и, к тому же весьма аполитичный, поэтому, на мой взгляд, к рассуждениям писателя добавляются определенные, вероятно обязательные в то время нормы коммунистической морали. Хотя, возможно, люди того периода действительно верили в идею коммунизма и соответственно жили в согласии с этими принципами.
Но мое мнение, что та бездуховность, о которой так сетует Еники, во многом была порождением революции. Забрав у народа веру в бога, подорвав вековые устои и традиции, истребив грамотных и интеллигентных людей, Россия, по определению, обнищала душой!
Но Амирхана Еники действительно тревожит идея возврата человека к высокой степени духовности. Он пишет не в угоду публике, используя острые сюжеты и интриги, а интересуется преимущественно внутренним миром человека, сферой его чувств, морали и нравственности. Еники призывает читателя к размышлению об этих тонких сферах, не навязывая свою точку зрения о том или ином предмете.
Его герои – простые люди, со своими достоинствами и недостатками. Мы не видим ярко выраженных положительных или отрицательных персонажей. Наблюдая за развитием событий, мы чувствуем лишь изменения в характерах, колебание весов, на одной чаше которых – «мещанство», на другой – «духовность». Описывая «стяжательство», то, что сейчас называют «коммерческой жилкой», Еники не судит участников событий, он просто подводит итог – бесплодность философии эгоизма и накопительства – отсутствие настоящего счастья.
Известно, чтобы задуматься, человеку нужно остановиться, хоть на миг избавиться от извечной суеты. К сожалению, это происходит с людьми лишь в критической, трагедийной ситуации – смерть близких, болезнь, крах бизнеса или отношений. Амирхан Еники в своих сюжетах, пытается помочь своим соплеменникам осознать происходящее, не дожидаясь катастрофы.
«Невысказанная заповедь» – немудреный рассказ об умирающей старой башкирке Ак-эби. Казалось бы, что такого важного в ее наследстве; старинном бархатном камзоле, расшитом мелким жемчугом башкирском головном уборе и древним поясом с национальным орнаментом и серебряными монистами?! И за что осуждать ее потомков, проявляющих искреннюю заботу о старухе, но не находящих время в бурном водовороте городской жизни, чтобы выслушать ее?
Но, читая произведение, невольно задумываешься о себе, о своем отношении к матери, о многих вещах, мимо которых привык проходить, не обращая на них внимания.
Еще одна тема, настойчиво повторяющаяся в творчестве писателя – тема, отчего края, родной земли. Она напрямую связана с предыдущей. Ведь, если бережно хранить и сделать всеобщим достоянием все, накопленные народом духовные и культурные сокровища, жизнь наша станет еще богаче и краше. Действительно, душа может напитаться только лишь красотой. А ведь она вокруг, совсем рядом.
Читая Еники, начинаешь замечать ласковый солнечный лучик, приветливую улыбку прохожего, трепетную березку, удивительную вязь в витражах мечетей.… И когда она, эта радость, разливается внутри тебя и заполняет до краев, то все получается, хочется делать что-то хорошее и не только для себя. Простота изложения и красивый литературный язык создают непринужденность восприятия.
По словам Рафаэля Мустафина: «Фразы его легки, прозрачны, мелодичны. Рассказы и повести тонко инструментированы и, словно волшебством каким-то, пробуждают у читателя определенное настроение. Чаще всего это светлая грусть, невесомая, как серебряные нити паутины в синем воздухе бабьего лета».
В нашем сегодняшнем, бурлящем мире актуальны ли размышления Амирхана Еники? Безусловно!
Эпоха развивающегося капитализма рождает людей жестких, без церемоний и изысков. Бизнес диктует свои правила игры. И те, кто борется за успех, должны принимать эти условия. «Хлеба и зрелищ» хотели во все времена. Так и сейчас, насыщаясь деньгами, человек начинает ощущать потребность в духовной пище. И все больше людей обращаются к вере, искусству и природе…
Дай бог, вскоре мы увидим и первых меценатов – богатых людей, желающих творить добро!
Производственная практика 2013 года