Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Еще один автограф Мусы Джалиля

Земфира Ибрагимовна Зарипова принесла в музей необычную фотографию Мусы Джалиля.

Обычный летний день. С утра вроде прохладно, но солнце поднимается, становится теплее и теплее. Не только у природы, но и в душе какая-то теплота, ожидание чего-то неведомого. Хотя – рабочий день, и по плану ничего удивительного не должно происходить.

Но рабочие место твое необычное – музей. И здесь всегда ты в окружении прекрасного, предчувствуешь новые встречи и знакомства.

Расскажу об одной из них: Земфира Ибрагимовна Зарипова пришла к нам как обычная посетительница. Для нее, человека, который преподавал русский язык и литературу в школе, нет ничего неординарного в том, что она решила ближе соприкоснуться с биографией и творчеством любимого поэта. В то же время, как-то по поведению было уже понятно, что пришла она в музей не просто посмотреть экспонаты.

После не долгого общения Земфира ханум протянула мне фотографию. Мое сердце – музейщика, исследователя – дрогнуло: ведь фото подлинное, с автографом самого Мусы Джалиля.

Молодая семейная пара – Муса и Амина Сайфуллина, они чуть напряженные, как это часто бывает на снимках. Печать, которая стоит на обороте, - «Мособлпечатьсоюз «Артель фототипов» Москва, ул.Горького, 22», - свидетельствует снимок сделан в столице.

Сохранность качества самой фотографии удивительная – четкие линии. Мастеру удалось уловить целеустремленный взгляд поэта, женскую непредсказуемость Амины ханум.

К сожалению, снимок имеет некоторые повреждения: верхний левый угол отсутствует, правая нижняя часть его надорвана. Это, увы, отпечаток времени.

По словам Земфиры Ибрагимовны, фотография хранилась у ее отца, Ибрагима Юнусовича, давно, с 1946 года. Он был призван в армию в роковом 1941 году, а в 1946 – служил в Германии. В это время там прошел слух, что на Родине объявились стихи Мусы Джалиля «поэта-предателя». Заинтригованное командование Ибрагима Зарипова послало в командировку – за фотографией «необычного» поэта.

Теперь, когда солдата уже нет в живых, трудно объяснить, что вызвало у командиров, далеких от литературы, такой повышенный интерес к особе опального тогда поэта, чье имя было опасно произнести вслух, почему выбор в необычной операции пал именно на военного инженера Зарипова.

Я лично могу лишь предположить: именно с этим периодом связаны разговоры о Мусы Джалиле потому, что в 1946 году вернулась на Родину первая Моабитская татрадь.

Задание Зарипов выполнил, но как ему удалось оставить фотографию у семья, Земфира ханум не знает. Всю жизнь она хранилась в их доме. Правда, одно время Земфира ханум думала, что она уже безвозвратно утеряна, но когда однажды листала какую-то книгу, наткнулась неожиданно на эту семейную реликвию и решила непременно подарить ее музею.

Вообще, это известная фотография поэта. Увеличенный вариант снимка висит в экспозиции нашего музея. Но на той, что всплыла вдруг почти через 60 лет, имеется автограф, сохранившийся полностью. Написано латинским шрифтом на татарском языке, присущим Джалилю аккуратным почерком, наискосок: Любимой сестре, уважаемому цветку татарского советского театра Нагиме Таждаровой дарим с поздравлением высоким именем (текст на татарском языке).

По данным татарского энциклопедического словаря (Казань, Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999), Нагима Таждарова звание народной артистки ТАССР получила в 1939 году, заслуженной артистки РСФСР – в 1940. Про какое высокое имя упомянул Джалиль, остается загадкой.

Тем не менее, дар З.И.Зариповой – целое событие. Ведь каждая находка, приближающая нас к личности поэта, – явление уникальное. Пласты прошедшего времени делают их бесценными. Здесь же потомки, читатели бессмертной лирики поэта-героя неожиданно получили его автограф тех далеких лет, когда Джалилю было только 30, он был полон творческих замыслов и вся счастливая и радостная жизнь, казалось, была еще впереди.

Н. ФАТТАХОВА, старший научный сотрудник Музея-квартиры М.Джалиля

«Казанские истории», №13-14, 2003 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить