Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Школа злословия» как мониторинг
- Дарья ВАХРУШЕВА
- 18 сентября 2010 года
Речь пойдет об одном из выпусков передачи под названием «Школа злословия». Прежде чем вести разговор дальше, необходимо сделать отступление и сказать пару слов о самой программе.
Итак, ее неизменные ведущие – писательница Татьяна Толстая и сценарист, кинорежиссер Авдотья Смирнова. Побеседовать с ними за чашечкой чая приходят известные люди из совершенно разных сфер деятельности. Гостями попеременно оказываются и акулы шоу-бизнеса, и политики, и люди искусства.
Разношерстность участников объясняется целью ведущих – сделать психологический анализ образов героев нашего времени. Толстая и Смирнова обладают достаточным уровнем знаний для того, чтобы поддержать беседу с любым из пришедших на программу людей. А в ходе этой беседы для «препарирования» медиаперсонажа дамы часто используют богатейший арсенал приемов: ведущие прибегают к лести и провокации, делают дружеские жесты и отчаянно конфликтуют.
Как бы то ни было, результат чаще всего отвечает целям. И по истечении сорока трех минут выпуска передачи зритель может составить представление о госте программы, пользуясь результатами трудов ведущих.
«Школу злословия» можно назвать инструментом мониторинга особой прослойки людей. А составляют это прослойку публичные персоны, делающие наше сейчас и наше завтра. Полагаю, это важно и крайне интересно как для самих ведущих, так и для любителей этой передачи. Ведь по части культуры, образования и ценностей общество зависит от таких вот гостей «Школы злословия».
То кино, те книги, те учебники, те спектакли, те реформы, которые будут сотворены этими людьми сегодня, сформируют культуру нынешнего поколения.
Одним из «творцов культуры», пришедших на передачу, был оперный режиссер Василий Бархатов. Выпуск состоялся 1-го марта 2010 года. Василий – самый молодой оперный режиссер в России. В свои 26 с небольшим лет он поставил более десятка опер на сценах Мариинского и Большого театров. Его опера «Братья Карамазовы» удостоена самой высокой театральной награды – «Золотая Маска-2009». Сам режиссер получил премию «Pro Art» на Форуме Победителей в Москве.
Почему интересен именно этот выпуск? Да потому, что Бархатов – молодой интеллигент по определению. А почему нет? Интеллигент – это человек умственного труда, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Важно то, что он именно молодой интеллигент, если хотите, интеллигент нового поколения.
Cовременное кино, литература, театральные постановки, которые мы сейчас имеем, – результат труда старшего поколения. Примером может быть та же Татьяна Толстая. Произведения, написанные ею, составляют немалую часть настоящего литературного пространства.
Но вот кто будет писать через десяток лет, публиковаться и иметь успех у читателя – неизвестно. Наверное, тот, кто сейчас пишет первые труды и начинает сотрудничать с издательствами.
Ну а в сфере театра на данный момент такой заготовкой на будущее можно с уверенностью назвать Василия Бархатова. Молодой человек, блестяще переложивший на сложнейшую канву оперы классическое произведение Федора Достоевского «Братья Карамазовы», внушает уважение и в некотором роде благоговейный трепет.
Смотреть и слушать беседу трех умных людей приятно и увлекательно. Тем более, когда двое из них – ведущие, представители того, уходящего поколения интеллигенции. А третий – следующий в эстафете по передаче палочки ответственности за культуру.
Любопытно, что между ведущими и режиссером существует прямая, не искаженная предрассудками связь. Дамы с солидным стажем работы в сфере искусства принимают и стараются осмыслить то, что привносит Василий в русскую оперу. А ведь его появление на месте режиссера было воспринято примерно так: «Что за коленца Георгиев выкидывает? Юнец будет ставить оперы?».
Радует, и сам маэстро, и дуэт Толстая-Смирнова отчетливо понимают: если не дать молодым раскрыться сейчас, то когда они доберутся до этой возможности, забудут что хотели делать вообще? Полагаю, это разумно и справедливо.
Разговор с Василием велся в основном на тему его постановок. В частности, об опере «Братья Карамазовы». Ведущие делились своими впечатлениями, а режиссер рассказывал о прошедшей работе. Существование оперы «Братья Карамазовы», и возникновение ее благодаря Бархатову, радует. Но наряду с этим присутствует и неоднозначное отношение культурной общественности к постановке этим же режиссером оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини». В нее была вмонтирована отсутствовавшая ранее разговорная роль постаревшего главного героя. А сообщение о том, что эту роль сыграет не кто иной, как главный матершинник и дебошир страны Сергей Шнуров, вообще хорошенько встряхнуло спокойный и, возможно, несколько застоявшийся мирок российских интеллектуалов.
Шершавое и недоработанное представление было доведено режиссером до состояния, устроившего театралов. Возникает логичная мысль: а может, такая встряска была необходима? Действительно, если все благополучно закончилось, постановка хороша и благосклонно воспринята, может, стоит экспериментировать?
Вопрос получился несколько риторическим, так как личная моя позиция уже понятна. Если обратиться к мнению ведущих передачи «Школа злословия», то расхождения не обнаруживается.
О содержании этой передачи можно рассуждать долго и увлеченно. Однако необходимо сделать выводы. «Школа злословия» достойна внимания зрителей в силу того, что миссия ее значительна и актуальна. Разговор о том, что творит на сцене Большого и Мариинского театров молодое дарование – Василий Бархатов – может быть интересен и полезен всем тем, кому не безразлична эта важная часть российской культуры. Ее настоящее и, конечно же, будущее.
Производственная практика 2010 года