Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Путешествие в волшебный мир иллюзий

Большим событием для Казани стали длительные гастроли канадского цирка "Cirque du Soleil", начавшиеся 21 августа 2010 года. Как заявили их  организаторы – самого успешного цирка в мире.

Посмотрев представление 2 сентября, не имею оснований сомневаться в этом. Огромный белый шатер был полон, свободным был только небольшой прямоугольник рядом с нами – видимо, владельцы билетов не пришли. Такое случается, когда распространители имеют дело с коллективной реализацией за счет средств предприятия или организации.

Можно только пожалеть тех, кто не пришел. Так что не удивило сообщение в «Вечерней Казани» о том, что в социальной сети «В контакте», где создана специальная группа для зрителей «Cirque du Soleil», нет ни одного критического и даже нейтрального отклика. Одни восторги!

Предполагалось, что в нашем городе труппа будет выступать до 5 сентября. На календаре уже 22 сентября, а канадский цирк еще в Казани. Если перед гастролями билеты можно было купить за 2500 рублей, то во время представлений

Представление, действительно, впечатляющее. Спектакль «Corteo» в постановке Даниэле Финци Паски смотрится на одном дыхании, так что воспринимаешь антракт как нежелательную помеху. Это и в самом деле спектакль, а не просто традиционное цирковое представление. И в этом его сила.

В итоге получается то, что на современном языке определяется словом «шоу» или, если по-русски, зрелище. Есть сквозная драматургия (мы узнаем историю, которая приключилась с главным героем – клоуном Мауре. Во сне он побывал на небесах, где встретил много интересного. По другой интерпретации Мауро умер и потому попал на небеса. Кому как хочется.

Мне лично нравится второй вариант.

В наличии яркие сценические находки, невозможные, скажем, в театре. Так, герой встречается с летающими ангелами. В нужный момент они подают артистам реквизит. Для цирка ангел – явление обычное, поскольку много артистов чувствуют себя под куполом так же, как на сцене.

В какой-то момент в виде дождя с неба падают куриные тушки. Обувь, бегающая по сцене. Танцующие светильники. И хотя в наш технический век не приходится дивиться всему этому, представление воспринимаешь, как ребенок. В этом-то и сила цирка, что он возвращает нас в детство.

Составной частью зрелища, создающей настроение, являются музыкальное сопровождение и художественное оформление сцены. Правда, чуть-чуть мешал плохой звук, особенно, когда участники спектакля разговаривали. Но по реакции зрителей легко можно было додумать то, что не расслышала сама.

Представление густо населено действующими лицами. Не приводилось видеть чего-то подобного ранее. Непривычна и клоунада. Между цирковыми номерами, когда надо отвлечь зрителей от смены декораций, тоже разыгрываются сценки, включенные в общее действо.

Во общем, все ярко, интересно, порой просто завораживающе.

Говорят, до Казани «Cirque du Soleil» видели в Санкт-Петербурге. Не сомневаюсь, что там прием был такой же восторженный, как в Казани, хотя питерцы видят много больше, чем казанцы.

Где-то часа два после представления я жила впечатлениями, полученными под сводами гигантского шатра, выросшего на площади Тысячелетия в начале августа.

Стоит сообщить некоторые подробности об этом сооружении. Надо сказать, что к путешествию в волшебный мир иллюзий зрителей готовят заранее. Канадский «Cirque du Soleil» доказал нам, что и в условиях шапито можно создать для зрителей комфортные условия. Все продумано до мелочей. Удивила маленькая подробность – мягкие подушки для детей, которых на представлении всегда много.

Спектакль начался с близкого знакомства с его участниками, которые по очереди входили в зрительный зал, и желающие могли даже поздороваться с ними за руку. Зрителям есть чем заняться в перерыве – очередь получить личное фото с эмблемой цирка («Прикоснуться к волшебству бесценно», написано на снимке, рядом логотип спонсора - Master Card) растянулась на много метров.

от такое фото можно было получить на память

 После представления каждый мог получить вкусную конфетку, возможно,  от другого спонсора – фирмы «Нестле». Мне не удалось быть на пресс-конференции, но благодаря публикации Айсылу Кадыровой в «Вечерней Казани» могу сообщить некоторые подробности, которые там сообщались.

Высота большого купола, в котором проходит представление, – 17 метров, диаметр – 51 метр. Шатер вмещает более 2700 зрителей, оснащен очень мощной системой климат-контроля. На асфальтированной поверхности площадью 4500 квадратных метров его держат 550 металлических костылей, забитых в грунт, специально подготовленный для такой нагрузки. Огороженную асфальтовую территорию площадью 17000 квадратных метров специалисты чуть ли не по сантиметру зондировали георадарами и проверяли металлодетекторами, чтобы выявить карстовые пустоты и участки с подземными коммуникациями. Такие места обозначены как опасные – непригодные для вбивания металлических штырей, к которым крепятся тросы, поддерживающие шатры «Cirque du Soleil».

На площадке перед Центральным стадионом  – не только большой купол. Тут целый белый городок из нескольких шатров. В одном  располагается офис цирка, в других – артистические грим-уборные, кабинеты физиотерапевтов, массажистов, костюмерный цех. Есть даже своя кухня. Артисты «Cirque du Soleil» обязаны питаться только в своей кухне.

Над ежедневным меню, которое за два года работы шоу ни разу не повторялось и повторяться не должно, работают пять поваров из Монреаля (из штаб-квартиры «Cirque du Soleil»), а младший персонал (официанты, посудомойки) всегда нанимается на месте гастролей. Кстати, от любых сотрудников, нанимаемых на работу, вплоть до посудомойщиц, здесь требуют свободное владение английским языком.

В перерыве я беседовала с молодым человеком, работавшим у фоторобота. Он казанец. На шоу нанялся подработать. В шоу «Corteo» занято 67 артистов из 25 стран. Штатных работников закулисья – тренеров, техников, монтировщиков сцены, костюмеров, администраторов – почти столько же.

В нашем городе артисты  живут в гостиничном комплексе «Гранд Отель Казань» и на съемных квартирах.

То, что я напишу далее, – не есть критический отзыв о канадском цирке. Это скорее рефлексия о нашей действительности, о специфике зрительского восприятия времен информационной революции, навеянная его представлением.

Мысли эти пришли уже после спектакля, когда я профессионально сортировала впечатления. Жаль, у меня нет программы спектакля, и я не смогу назвать цирковые номера, которые потрясли своей сложностью. Назову то, что вспоминается и сегодня: гимнасты на люстрах в самом начале спектакля (если не ошибаюсь, они работали без страховки); группа воздушных гимнастов (сколько же надо тренироваться, чтобы предъявлять такое мастерство!), уверенная канатоходка; артистка, покорившая зрителей своей гибкостью – таких называют «каучук».

Но приходилось видеть и более сложный номер в этом жанре. Думаю, что увиденное – не есть самое грандиозное в современном цирке, а жонглеры вообще поразили своим несложным номером. Только не думаешь об этом, когда смотришь шоу и вместе со всеми кричишь «Браво!» Такова специфика современного  зрительского восприятия – работают только глаза.

Эмоции через край. Они рождены совсем не сложностью номеров, как это раньше бывало в цирке, а всей атмосферой представления. Ты включен в это действо, оно завораживает тебя. Обо всем остальном ты подумаешь уже потом, если вообще подумаешь.

Мы много говорим о восприятии современного мира современными людьми со студентами, будущими специалистами по связям с общественностью. Это их профессия – руководить вниманием людей, увлекать их яркой оберткой конфетки подчас при плохом  ее качестве.

Размышляя об этом, понимаешь, почему так популярны красочные журналы с множеством картинок (один мой коллега назвал их пластиковой журналистикой) и почему молодежь не хочет читать газеты, которые, даже если захотят, никогда не смогут быть такими; почему режиссеры одевают Гамлета в джинсы, заставляют актеров раздеваться в кино и на сцене; почему певцы предъявляют почитателям не голос, а нечто другое.

Эпоха Его Величества Зрелища. Когда никому нет дела до содержания и истинного таланта, когда бешеные деньги платятся за оригинальную форму, когда за «фанеру» платят больше, чем за оперное пение. И уже непонятно, кто заказывает музыку, – те, кто на сцене или те, кто в зале.

Еще раз повторяю – это не о «Cirque du Soleil» и о его казанском шоу. Артисты цирка живут в современном мире и должны принимать его правила. А это значит – предъявлять нам Зрелище. И они это умеют мастерски. В отличие от других служителей искусства цирковые артисты априори должны быть мастерами.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить