Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Кандагар: в кино и в жизни
- 05 ноября 2010 года
Выход на экран фильма «Кандагар» вызвал особый интерес в Казани, поскольку в его основе – реальные события, случившиеся в 1995-1996 годах с казанскими летчиками.
Предлагаем вашему вниманию два фрагмента из третьего тома книги «Республика Татарстан: новейшая история», в котором речь идет о пленных летчиках, а также об усилиях, которые предпринимались тогда для их спасения – эта сторона событий в фильме лишь обозначена. Ведь его создатели думали не о правде фактов, а о том, как сделать ЗРЕЛИЩЕ.
Об этом размышлял в газете «Молодежь Татарстана» известный казанский журналист Евгений Ухов.
Однако, по-моему, не только этим руководствовались создатели фильма. Сознательно или бессознательно, они имели в виду идеологический аспект истории, которую хотели рассказать. Экипаж самолета вдруг потерял национальную идентичность - татары перестали быть татарами, и в коллективе появился украинец. Не знаю, чем конкретно при этом были озабочены автор сценария и постановщик. Тем, что подобно некоторым гражданам России ментально помнят татаро-монгольское иго и потому настороженно относятся к современным жителям Татарстана. Я не раз встречалась с таким феноменом. А, может, все проще - просто хотелось ввести в сюжет главный конфликт наших дней - между православием и мусульманством, намекнуть на опасность терроризма, представленную в фильме неясной фигурой, внешне похожей на Бен Ладена. Иначе как объяснить сцену чтения Корана, когда талибы пытаются склонить своих пленников к исламу. Я много знаю, как развивались события в Кандагаре, но ни о чем подобном нигде не говорилось. Как не говорилось о главном мотиве пленения, заявленном с экрана, - заставить командира экипажа афганцев летать. Но ведь обстоятельства дерзкого взлета казанских летчиков были несколько другими.
На этом фоне другие сцены, придуманные ради зрелища, кажутся невинной забавой.
Создатели фильма ушли от психологической драмы, которую по-разному испытал каждый летчик, поскольку, как они сами рассказывали моему коллеге - казанскому корреспонденту радио "Россия" Джаудату Аминову, самое страшное было не в отсутствии приличной еды, не в условиях содержания, мало похожих на человеческие. Но современные кинематографисты уже не могут делать психологическое кино. Не могут или не хотят - в каждом конкретном случае бывает по-разному. Могу вспомнить только один эпизод, когда актер Балуев поразил меня внутренним драматизмом. Не надо никаких дополнительных внешних эффектов, чтобы понять, что с ним происходит, когда у него на глазах рвут фотографии близких. Я даже готова отказаться от сомнения, было ли такое на самом деле. И тут я существенным образом расхожусь в оценках с автором рецензии из газеты "Коммерсантъ".
Я, как зритель, ничего не имею против зрелища. Если бы не знала, что рассказывается в фильме о событиях, к которым волей судьбы была причастна, работая в пресс-центре Государственного Совета Татарстана. Вряд ли вообще посмотрела бы его, поскольку не люблю этого жанрового ответвления современного кинематографа. Но постановщики картины в полной мере не уходят от документальности, и фильм завершается реальными видеокадрами встречи летчиков после возвращения на Родину. Смотрела их - и думала: что чувствовал, смотря фильм, реальный Владимир Шарпатов?
Уверена, есть определенные ограничения на творчество художников, которые обращаются к документальному материалу. Во всяком случае когда живы участники показываемых событий. В таких случаях знаменитый Станиславский говорил: "Не верю!" Каких бы замечательных артистов при этом не видела.
Любовь АГЕЕВА
"Республика Татарстан: новейшая история"
Год 1995
Начиная с 3 августа, вся республика с тревогой следила за событиями в далеком Кандагаре, где был захвачен авиалайнер Ил-76 аэрокомпании «Аэростан» с семью членами экипажа из Татарстана, выполнявший коммерческий рейс. Летчики оказались в плену у представителей движения «Талибан», оппозиционного правительству этой страны и президенту Раббани. На октябрьской пленарной сессии Государственного Совета Республики Татарстан по инициативе Председателя В. Лихачева выступил государственный советник при Президенте РТ – директор Департамента внешних связей Т. Акулов, который вел переговоры о судьбе экипажа. Вот что он рассказал на сессии:
«Когда мы выяснили, что полет самолета проходил согласно всем международным правилам, Президентом Татарстана было принято решение о том, чтобы республика активно включилась в процесс решения этой проблемы. Я выехал вначале в Эмираты, где встречался с руководством компании «Трансавиа», затем вылетел в Кандагар, где провел переговоры с руководством движения «Талибан». В состав делегации входили советник посольства России в Пакистане господин Кабулов, а также муфтий Габдулла-хазрат, руководитель компании «Аэростан» господин Исхаков. После восьмичасовых переговоров мы все-таки нашли определенные точки соприкосновения. До этого талибы просто отказывались разговаривать о судьбе экипажа».
Первая встреча делегации Татарстана с членами Шуры (высшего совета) Талибана состоялась 26 августа 1995 г. в Кандагаре, продолжалась 8 часов и закончилась на оптимистичной ноте. Члены Шуры согласились с доводами о невиновности экипажа и выразили готовность освободить его членов после встречи с представителями ООН, российского МИДа и Организации Исламская Конференция. Однако единственное, что удалось сделать за два с лишним месяца, – это добиться того, чтобы летчиков перевели в более-менее сносные условия.
Казанские летчики в плену. Снимок из книги «За голосами в Кандагар». Извините за плохое качество
Т. Акулов сообщил депутатам, что информация о наличии на самолете оружия не соответствовала действительности. Коммерческий рейс осуществлял перевозку амуниции и патронов для стрелкового оружия. Т. Акулов выступил и на декабрьском заседании малого парламента, где депутаты проявили интерес к авиакомпании «Аэростан». Им сообщили, что авиакомпания была создана «Промстройбанком» и акционерным обществом «Селена» для осуществления грузовых перевозок, в том числе международных.
Работа по освобождению членов экипажа осуществлялась в тесном контакте с Министерством иностранных дел РФ. Российская сторона готова была выполнить все условия талибов, которые порой бывали очень непростыми. За помощью обращались к дипломатам, которые приезжали в Казань. Так, посол Пакистана в России Т.А. Хан пообещал передать Премьер-министру этой страны Б. Бхутто просьбу о содействии. 28 августа Президент Татарстана М. Шаймиев обратился к Б. Бхуто с личным посланием. В этот же день Председатель Госсовета В. Лихачев в письме к Генеральному секретарю ООН Б. Бутросу Гали попросил представителей этой международной организации в Пакистане оказать помощь делегации РТ на переговорах по освобождению летчиков.
К переговорному процессу подключались представители мусульманских стран – Ирана, Саудовской Аравии, Турции. К руководителям талибов обратился Генеральный секретарь Организации Исламская Конференция. 25 ноября Государственная Дума ФС РФ приняла специальное заявление об освобождении пленных летчиков, обратившись к руководителям Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии и США, к парламентариям всего мира, а также в ООН и Организацию Исламская Конференция.
5 декабря 1995 г. на сессии Генеральной ассамблеи ООН в обсуждаемый проект резолюции по Афганистану по инициативе России был внесен пункт, в котором содержался призыв к скорейшему освобождению российских летчиков.
Несмотря на многосторонние переговоры усилия по освобождению экипажа в 1995 г. не увенчались успехом.
Год 1996
Одним из значимых событий лета стал побег из кандагарского плена экипажа авиакомпании «Аэростан». 16 августа 1996 г. 7 татарстанских летчиков повторили подвиг своего легендарного земляка М. Девятаева – они угнали собственный самолет.
На Родине, большой и малой, летчиков встретили как героев.
Прием у Президента Татарстана Минтимера Шаймиева
Их приняли президенты Б. Ельцин и М. Шаймиев, бывшие пленники получили высокие правительственные награды. «За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана», указом Президента России от 22 августа звание Героя Российской Федерации было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину и командиру экипажа Владимиру Шарпатову. Орденом Мужества были награждены бортинженер Асхат Абязов, ведущий инженер Сергей Бутузов, бортрадист Юрий Вшивцев, штурман Александр Здор, ведущий инженер Виктор Рязанов.
Долгожданная встреча с семьями
Их фотографировали, у них брали интервью… Первые интервью в Казани. Слева - Джаудат Аминов
Это было, действительно, значимое событие. Оно заставило депутатов задуматься не только о героизме наших летчиков, но и том, кому и зачем понадобилось рисковать их жизнью? Ответа на этот вопрос они не получили, хотя были весьма настойчивы в своих обращениях по этому поводу.
Летчики провели в плену чуть более года. Для них и их семей это были долгие месяцы страданий. Чтобы помочь пленникам переносить непростые тюремные условия, к ним регулярно летали посланцы Татарстана, в том числе врачи. Постоянно на связи с Кандагаром был менеджер авиакомпании «Аэростан» М. Файзуллин, который возил летчикам письма и бандероли из дома, продукты питания, нормальную питьевую воду и даже газеты и журналы. Они участвовали в выборах Президента РФ. Правда, этот факт интерпретировался по-разному. Обозреватель газеты «Молодежь Татарстана» Т. Бареев назвал выборы в Кандагаре «ритуальными танцами вокруг трагедии». Репортер «Радио России» Дж. Аминов, регулярно выходивший в эфир с новостями о кандагарских заложниках, до сих пор считает, что участие в выборах было ярким свидетельством того, что летчиков дома не забыли. М. Сираев и Б. Касимов, авторы книги «За голосами в Кандагар», утверждают, что это была еще одна попытка воздействия на талибов: «Было известно, что талибы интересовались проходившими в России выборами Президента и связывали с ними разрешение главной проблемы – добиться признания своего режима».
М. Сираев, который в 1996 г. возглавлял Центральную избирательную комиссию РТ, и Б. Касимов, член этой комиссии, обобщили в книге кандагарскую эпопею, благодаря чему сегодня можно восстановить некоторые события, выводившие эту ситуацию в область большой политики. В конфликт оказались втянуты несколько стран, кроме России и Афганистана, в том числе Пакистан и США. Чем шире становилась поддержка пленников, тем решительнее было желание талибов держать их у себя. Они требовали от руководства России отказаться от сотрудничества с Президентом Афганистана Раббани, а по сути – добивались мирового признания.
17 апреля Государственная Дума ФС РФ приняла второе заявление в поддержку плененного экипажа. Министр иностранных дел РФ Е. Примаков 29 июля на встрече с В. Лихачевым сказал, что судьба летчиков находится под его личным контролем. Председатель Госсовета Татарстана обсуждал этот вопрос на саммите руководителей государств-членов АСЕАН с главами делегаций Индии и Индонезии и получил от них заверения о максимальной поддержке с целью повлиять на руководство талибов.
Существует несколько версий того, как произошло освобождение экипажа. Есть, например, мнение о том, что благодарить надо американского сенатора Хэнка Брауна, посетившего летчиков за два дня до побега (именно он уговорил талибов разрешить летчикам провести текущую профилактику самолета, чем и воспользовался экипаж). Но при любом содействии – американца или наших спецслужб – прежде всего это был героический подвиг самих летчиков.
Авторы-составители книги – Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин и журналист Любовь Агеева. Третий том, из которого взяты фрагменты, издан в Казани в 2009 году.
Фото Владимира ЗОТОВА
Чьи вы, хлопцы, будете?
Почему сержант Асхат Зиганшин превзошел славой отважную «кандагарскую семерку»
Давно с таким интересом не взирал на киноэкран! Любопытно взглянуть глазами продвинутых кинематографистов на события 15-летней давности. Тем более что в силу своих журналистских обязанностей пришлось стать их непосредственным свидетелем, а в чем-то и соучастником.
Посмотрел. Поразился. Погрустил. Порадовался за зрителей, для большинства из которых драматическая кандагарская эпопея земляков стала открытием. Посочувствовал второму пилоту, Герою России Газинуру Хайруллину, единственному из экипажа Ил-76 присутствовавшему на предпремьерном показе «Кандагара» в казанском кинотеатре «Киномечта». Машков, конечно, хороший актер, «мачо» российского экрана, но, как говорил городничий Сквозник-Дмухановский: зачем же стулья ломать? А их в «Кандагаре» он наломал немало!
Ему простительно: играл согласно сценарию, что называется, вслепую. Но Газинуру каково? Не случайно, думаю, он пришел на просмотр без Золотой Звезды на пиджаке. Можно представить, какие страсти могли бы разгореться, собери организаторы показа вместе всех членов экипажа!
Первыми возмутились бы инженеры: их-то куда дели? Летали, сидели и бежали всемером, а не впятером. Наверняка встал бы и национальный вопрос: в экипаже ни одного татарина, откуда-то взялся украинец. В общем, чьи вы, хлопцы, будете? А радисту впору подавать в суд на создателей и требовать с них материального возмещения за причинение морального вреда. В страшном сне ему не могло привидеться, чтобы он, как его экранный двойник, играл с охранниками в карты на пляжные фотографии из семейного альбома командира, выдавая их аскетическим мусульманам за порнографические открытки! Да и сам командир не в восторге от столь вольных интерпретаций своего тюремного дневника. И никакой фантазии не хватит, чтобы предположить в актере Балуеве трепетного поэта, исписавшего стихами за год неволи целую тетрадь!
Впрочем, это ведь не документальный, а художественный фильм, снятый «по мотивам». «Кандагарцам» еще повезло: достаточно вспомнить, какой сценарий состряпал Мережко к фильму «Если бы знать» по мотивам чеховских «Трех сестер», где героини предстали совратительницей, лесбиянкой, растлительницей несовершеннолетних. Так что экипаж машины грузовой на этом фоне выглядит вполне прилично. Тем более что «Кандагар» снят по голливудским калькам, рассчитан, в основном, на зрителя с попкорном – тут не до вящей достоверности и индивидуальности характеров героев.
Если бы фильм создавался по «горячим следам» событий, в нем, наверное, не было таких надуманных, фальшивых эпизодов, как футбольный матч, явление исламского «мессии» а-ля Бен Ладен, жестокость тюремщиков и т.д. Реальность 387 дней, проведенных пилотами в неволе, на самом деле куда драматичнее и психологически убедительнее самых вычурных режиссерских придумок.
Меня всегда удивляло, почему столь нетривиальный материал (находка для любого режиссера!) столько лет не был востребован кинематографом. За эти годы отснято множество приключенческих лент по высосанным из пальца сценариям про фантомасов-спецназовцев с клинической амнезией («Сармат» и иже с ним), «чеченских», вэдэвэшных и эфэсбэшных сериалов. Реальный же подвиг летчиков, по дерзости и мужеству сравнимый разве что с легендарным воздушным побегом из фашистского концлагеря Михаила Девятаева, не вызвал ни малейшего интереса у мастеров кино. И потому для не читающего газет, не следящего за информационными программами ТВ поколения героическая эпопея великолепной российской семерки довольно быстро выветрилась из памяти.
Россия, которая, как никогда раньше, нуждается в ярком героико-патриотическом примере для укрепления своего имиджа, национального духа, не сделала из этого факта ни политического, ни морального, ни эстетического бренда. Герои Кандагара стали лишь калифами на час, об их поступке вспоминают гораздо реже, чем о чисто символическом марш-броске моторизированного батальона российских миротворцев в косовскую Приштину. Но и его скоро забудут, потому что про это нет фильма! Нынешний отечественный кинематограф все чаще напоминает глухонемого энциклопедиста: сказать есть что, а не может.
И этим во многом объясняется тот несомненный факт, что сержанта Асхата Зиганшина с военной баржи Т-36, почти два месяца дрейфовавшей в Тихом океане, помнят до сих пор, а его тезку – бортинженера Асхата Аббязова из экипажа Ил-76 знают лишь близкие люди и коллеги по службе. Хотя один прославился в далеком 1960 году, другой сравнительно недавно – в 1996-м. «Самым популярным татарином» шестидесятых годов сержанта сделали не столько расхожие рок-н-ролльные куплеты: «Зиганшин – буги! Зиганшин – рок! Зиганшин слопал свой сапог!», сколько художественный фильм о беспримерном дрейфе воинов-дальневосточников, обошедший тогда все кинотеатры Советского Союза.
На недавнем просмотре «Кандагара» моя соседка по креслу Эльмира Зиганшина призналась, что ее до сих пор донимают вопросом: не родственница ли она того самого Зиганшина? Вспомнила, что впервые узнала о своем знаменитом однофамильце из школьного учебника английского языка за 6-й класс, где рассказывалось о мужестве унесенной штормом четверки советских солдат. После материала «49 дней и вся жизнь» («РТ», 28.1.10.) вопросы про ее «родство» с героем публикации возобновились. Страна помнит своих героев!
А ведь если бы не американские моряки, обнаружившие среди океана утлую баржонку с изможденными донельзя солдатами, их 49-суточная голодная вахта могла стать недоступной для общественности военной тайной. В истории с пилотами гласность присутствовала с самого начала: кандагарские пленники находились под пристальным вниманием СМИ, ООН, президентов, дипломатов, политиков. А их триумфальное возвращение стало мировой сенсацией, и почести, оказанные им на родине, были сравнимы разве что с гагаринскими!
Правда, эйфория эта длилась недолго. Уже скоро один из членов экипажа стал совмещать полеты с должностью вахтера в проходной офиса «Аэростана», а командир, Владимир Ильич Шарпатов, отсуживал в Бауманском райсуде право на профессию – компания уволила его по сокращению штатов. Чиновникам, далеким от воздухоплавания, удалось сделать то, что не смогли талибы 16 августа 1996-го – приземлить высококлассного пилота с 33-летним летным стажем. Что особенно удручало на том процессе: судья, народные заседатели и представители администрации компании держали себя так, словно истец был обычным сутягой, а не Героем России, рисковавшим жизнью для спасения политической репутации страны и, в том числе, финансовой – «Аэростана». Прав Бальзак: «Слава – товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо». Впрочем, это сюжет для другого фильма.
Относительно же «Кандагара» у меня нет сомнений, что он окончательно разведет членов героического некогда экипажа. «Черная кошка» пробежала между ними еще в августе 1996-го из-за дискриминации в персональных оценках их общей заслуги. В Москве почему-то рассудили, что Героями Российской Федерации могут быть только двое, остальным достаточно ордена Мужества. А ведь на свою Золотую Звезду рассчитывал (и справедливо) каждый!
Об их поведении в плену я могу судить по книжке «Побег из Кандагара» (Екатеринбург, 2001 г.), подаренной мне Шарпатовым. Не всякий смог достойно выдержать катаклизмы, которым внезапно подвергла их судьба. Тут я бы сослался на писателя-моралиста Николу Шамфора: «В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть, в мелочах – такими, какие они есть». В решающий момент экипаж действовал единой командой, хотя за день до этого его терзали разброд и сомнения.
Теперь пятеро из них предстали пред страной во всей красе художественного воплощения. И от этого никуда не деться! Как гласит английская поговорка: у вас нет второго шанса произвести первое впечатление. И художественность – единственный оправдательный для них довод, на который они могут списать и сценарные огрехи, и не раскрытую режиссером истинную глубину и сложность натур прототипов, чьи черты пытаются копировать экранные герои. В конце концов, многие вещи, кажущиеся им надуманными, не соответствующими реальности и даже в чем-то оскорбляющие их, оправданы авторским стремлением стимулировать зрительский интерес. Ради этой цели не столь уж велик грех чуть поступиться творческими принципами.
Бесспорно одно: наконец-то появился художественный фильм, реанимирующий в нас изрядно подзабытое патриотическое чувство гордости за страну, которую аршином общим не измерить, и своих соотечественников, способных не только ныть, подличать, брать взятки, жировать, но, если припрет, то и победить смертельную опасность, вырваться из коварной западни. Короче, действовать без страха, по-мужски!
Помните реплику из старосоветского фильма: «А если бы он вез патроны?». Эти мужики как раз патроны и везли, и чем это закончилось – смотрите на экранах! Жаль, что фильм необратимо запоздал. Но как говорится, лучше поздно, чем никогда!
Евгений УХОВ
Газета «Республика Татарстан»
Они хотели выжить
В прокат выходит «Кандагар» – психологический боевик о реальном подвиге российских летчиков. В основе картины «Кандагар» – реальная история о пленении российских летчиков боевиками движения «Талибан», их сенсационном освобождении и героическом возвращении на родину. Со времени тех событий минуло 15 лет, четыре из которых ушло на съемки фильма. Получилось не без огрехов, но стоит признать: режиссер Андрей Кавун, ранее известный по трэш-боевику «Охота на пиранью» с тем же Владимиром Машковым в главной роли, сработал на совесть.
3 августа 1995 года самолет Ил-76, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Шарджа — Кабул. Над Афганистаном борт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и вынужденно совершил посадку в районе Кандагара. Более года члены экипажа находились в плену. Таковы факты, как излагает их «Википедия», не говоря, впрочем, о грузе, который перевозил самолет (в фильме – патроны, приравниваемые к «гуманитарной помощи», но вопрос этот весьма темный), и о том, как именно Россия, помимо дипломатических усилий, способствовала освобождению летчиков.
Известно, что все требования мирового сообщества (включая Совет Безопасности ООН и президента США) были захватчиками проигнорированы, экипажу пришлось действовать самостоятельно. Усыпив бдительность талибов-охранников и применив физическую силу, им удалось сбежать на своем же самолете, после чего указом президента РФ командиру судна и второму пилоту было присвоено звание Героев России (все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества).
Еще в августе 1996 года «Коммерсантъ» писал о том, что вся эта история – отличный, почти готовый сценарий для крутого боевика. Видимо, эта фраза запала в душу авторам сценария «Кандагара» – Олегу и Андрею Кавунам (последний, большой «поклонник жанрового кино», также выступил режиссером проекта). Они изучили дневниковые записи командира экипажа Владимира Шарпатова, добавили в сценарий несколько простительных для художественного кино вольностей (вроде вылета из Турции, а не Албании) и пригласили на главные роли ведущих актеров страны: Александра Балуева, Владимира Машкова (с ним Кавун сработался еще в «Охоте на пиранью», многими почитаемую как образец отечественного «экшн-трэша») и Андрея Панина.
Обещанного «крутого боевика», впрочем, не получилось. Изначально материала было отснято чуть ли не в два раза больше, чем вошло в картину, но «Кандагару» все равно не повредили бы монтажные ножницы: большая часть фильма объективно провисает на фоне эффектного финала. Другой вопрос, что так случилось не из-за непрофессионализма режиссера или актеров.
Возможно, год в плену и впрямь оказался не столь уж захватывающим времяпрепровождением, как думают о том обыватели. По крайней мере, в фильме талибы показаны не особо агрессивными (хотя и могут сорвать с шеи крестик, распороть футбольный мяч, избить или разорвать альбом с семейными фотографиями), более того, даже индифферентными к русским пленным. Другое дело – походя подорвать жену-изменщицу или расстрелять с десяток своих же – мусульман.
Что до российского экипажа, он, как оказалось, нужен талибам для тренировки будущих пилотов, становления собственной авиации, а там и до 11 сентября рукой подать.
Психологическая составляющая «Кандагара» впечатляет сильнее: конфликт разных характеров, вынужденных сосуществовать в условиях, далеких от человеческих, тоска по родине, семье, сопряженная с вынужденным бездельем, апатия капитана и отчаяние членов экипажа – все это превосходно показано и сыграно.
Самое же удивительное (и приятное) в фильме – отсутствие фальшивого квасного патриотизма и какой-либо установки на пропаганду («Кандагар», напомним, массированно рекламируется по телеканалу «Россия»). Пятеро (вместо семерых) летчиков – прежде всего, люди, скучающие по своим семьям, а уже потом граждане своей страны.
Интересен и другой момент: в картине фигурирует сильно напоминающий бен Ладена идеолог, говорящий о том, что врагов ислама, будь то россияне, европейцы или американцы, не спасут ни технологическое преимущество, ни богатство. Они, мол, устраивают свадьбы гомосексуалистов и танцы в церквях, ведь у них нет ИДЕИ.
Идеи, как выясняется, нет и у членов российского экипажа: один готов цинично прочитать вслух Коран, другой – принять ислам, чтобы его выпустили из плена. Лишь командир экипажа тихо помыслил вслух: «Они не за ислам воюют. Ислам – предлог, мусульмане у них убивают мусульман, тут не в этом дело...»
В чем «тут» дело, предстоит выяснить зрителю самостоятельно – как российскому, так и мировому (в международном прокате лента пройдет под названием «The Crew», то есть «Экипаж»).
Кстати, несмотря на то что финал истории был известен заранее, создателям фильма удалось снять настолько зрелищную и напряженную развязку, что, когда самолет наконец поднялся в воздух, зал на премьере с облегчением разразился аплодисментами.
Газета «Коммерсантъ»