Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Какие мы наследники? (О судьбе православных храмов в Татарстане)

Фотоснимки Андрея Черенкова, которые он показывал на выставке «Православные памятники Татарстана», оставили неоднозначные впечатления. С одной стороны – удивление творениями мастеров разных лет, с другой стороны – огромное огорчение от того, как не по-людски мы распоряжаемся богатством, оставленным нам в наследство.

Фотовыставка Андрея Черенкова как лакмусовая бумажка

Выставка Андрея Черенкова работала с 25 августа до 10 сентября 2010 года в выставочном центре на улице Карла Маркса, который ныне передан Государственному музею изобразительных искусств РТ. Директору этого музея Розалие Миргалимовне Нургалеевой мы и обязаны тем, что Андрей показал нам результаты своего многолетнего, поистине подвижнического труда. В экспозиции было представлено более двухсот фотографий с изображением 166 храмов, построенных в нашем крае в XIII – XIX веках.

Андрей Черенков начал снимать православные памятники нашей республики без какой-то особой цели. По его словам, свидание с храмами помогало хотя бы на время избавиться от суетности современного мира. Со временем он сформировал для себя творческую задачу – успеть оставить на фотопленке следы былой красоты. Ведь порой фотомастер видел одни руины.

Он исколесил всю республику на самых разных видах транспорта – на машинах, на велосипеде. До многих храмов можно было дойти только пешком, и Андрей не жалел ног. На выставке мы увидели храмы, расположенные в 21-м районе Татарстана. Она была посвящена сельским церквям Татарстана. Им везет на внимание властей и спонсоров меньше, чем городским храмам.

На первом этапе это были фотографии, не рассчитанные на публичное экспонирование. На большинстве  автор был в кадре сам.

Алексеевский район. Большой Красный Яр. Казанско-Богородицкая церковь

И когда Розалия Миргалимовна сделала Андрею предложение показать свои работы на выставке, ему пришлось повторить многие маршруты. В организации выставки ему помог заведующий отделом древнерусского искусства Яков Вайсфельд.

Музей компенсировал некоторые расходы на выставку, но снова понадобились немалые личные средства. Трудно представить, сколько бензина он сжег, сколько денег затратил на эти путешествия. Уместно назвать людей, которые ему помогли: Евгений Колпаков и Сергей Бычков.

Но не об этом он говорил, когда показывал мне свои работы. Как сделать, чтобы найти бесхозным храмам рачительных хозяев, как сохранить подлинные творения духовного зодчества?

Экспозиция, по задумке фотомастера, была призвана обратить внимание общественности на то, что в современном Татарстане значительное число  православных храмов находится в плачевном состоянии, нуждается в срочной если не реставрации, то хотя бы консервации. Была надежда на выставку – придут на нее работники Министерства культуры республики, Духовного управления Казанской православной епархии – и, ужаснувшись разрухе, завтра же найдут решение этой болезненной проблемы. Надежды не оправдались. К сожалению, на мой запрос о позиции православного духовенства, оставленный на сайте епархии, я ответа не получила. Андрей сказал, что виделся с Архиепископом  Казанским и Татарстанским  Анастасием, показал ему книгу отзывов.

Андрей доволен, что довольно специфичная выставка собрала так много посетителей, что среди них были люди разных возрастов, верующие и атеисты, православные и мусульмане. Несмотря на то, что каждая фотография была сопровождена необходимой информацией, автор довольно часто выступал в роли экскурсовода. Он мог многое рассказать почти у каждого снимка…

Каждый раз, когда встречаешься с такими людьми, возникает мысль о том, что земля будет вертеться, как и прежде, пока они есть. В наш прагматичный век, когда все измеряется рублем, они особенно нужны. Чтобы мы до конца не потеряли себя и настоящий смысл жизни.

Нельзя не восхищаться творчеством старинных мастеров. Мы видим как творения известных архитекторов, фамилии которых знаем по истории Казани, так и храмы, сделанные безвестными зодчими. Среди авторов проектов – архитекторы П. Тихомиров, Ф. Малиновский, Генрих Розен, Фома Петонди, Лев Хрщонович, Михаил Коринфский. Есть типовые проекты, но фамилия одного из авторов, известного российского архитектора, впечатляет –  К. Тон.

Величественные кирпичные храмы и скромные деревянные церкви. Произведения классического стиля, модерн, барокко…

Кайбицы. Малое Подберезье. Успенская церковь

Большинство представленных на снимках памятников нельзя отнести к числу неизвестных, хотя есть и вовсе неизвестные. Храмы упоминаются в путеводителях и в научной литературе, однако остаются малоизученными: порой нет точных датировок, авторства, неизвестны заказчики. В туристических путеводителях они тоже не упоминаются – кто же рискнет показать такое гостям республики? Гостям показывают Благовещенский храм в Кремле, Раифский монастырь. В последние годы к ним добавились храмы Алексеевского района, где еще во времена прежнего главы – Алексея Ивановича Демидова – начата работа по спасению православных памятников.

Алексеевский район. Мараса. Казанско-Богородицкая церковь

А ведь практически у каждого храма есть своя история, порой она связана с именами очень известных россиян.  Так, в селе Черемышево Пестречинского района есть двупрестольный храм Казанской иконы Божией Матери. Он построен в 1741 году на средства графа Кропоткина. Именно в этом храме в 1863 году венчались родители Владимира Ильича Ленина – Илья Николаевич Ульянов и Мария Александровна Бланк. В Крестовоздвиженской церкви села Каинки Верхнеуслонского района в 1904 году венчались глава Временного правительства Александр Федорович Керенский и Ольга Барановская.

Алексеевскй район. Масловка. Рождественско-Богородицкая церковь

Значительная часть православных памятников описана в книге «Республика Татарстан: православные памятники», изданной в 1998 году. Она была подготовлена авторским коллективом под руководством кандидата исторических наук Евгения Липакова. Из аннотаций, структурированных по районам, узнаем много интересных фактов. В первую очередь важны сведения о тех, на чьи средства построены храмы. Порой это сборы прихожан, порой щедрые дары дворян и купцов. Так, Спасская церковь в селе Караваево Алексеевского района построена в 1793 году на средства Христофора Львовича Молоствова, а обновлена в конце XIX века на средства Петра Акинфовича и Веры Андреевны Демидовых.

Среди дарителей – казанцы Иван Афанасьевич Михляев, вице-губернатор, князь Дмитрий Васильевич Тенишев, подполковник Николай  Сергеевич Есипов, купцы Николай Михайлович Журавлев, у которого в Усадах была усадьба, Павел Васильевич Щетинкин, П.А. Прибытков,  елабужские купцы Стахеевы, помещики Нарышкины. Вознесенская  церковьв селе Мамонино построена на средства местного помещика Петра Алексеевича Татищева (ум. 1810), секунд-майора гвардии, постоянно проживавшего в Москве. П.А. Татищев был одним из видных деятелей российского масонства, другом знаменитого масона и просветителя Н.И. Новикова. Вероятно, именно поэтому факт постройки храма на его средства не отмечался в клировых ведомостях и других официальных документах.

Кирилло-Белозерская кирпичная церковь, яркий образец русского барокко, построена в 1723 году.Храм возведен на средства видного казанского административного деятеля и помещика Мефодия Никитича Кудрявцева (1676-1774, убит пугачевцами в Казани). Помещик имел в Каймарах большую усадьбу. Престо­лы храма освящены в честь святых покровителей самого Мефодия и его братьев. Вплоть до 1870-х годов  Каймары были "дворянским гнездом". Покровителями храма были каймарские помещики, потомки Кудрявцева. Среди них известный военный деятель и мемуарист Лев Николаевич Энгельгардт, муж правнучки М.Н. Кудрявцева Екатерины Петровны Тати­щевой, выдающийся русский поэт Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844), зять Л.Н. Энгельгардта.

В 1891 году стены церкви Сергея Радонежского в Нижнем Услоне расписывал мастер из казанской мастерской Порфирия Ковалинского – Степан Дмитриевич Нефедов, впоследствии всемирно известный скульптор Степан Эрьзя.

Интересна история каменной церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Ключищи Верхнеуслонского района, построенной в 1797-1804 годах на средства помещика  Павла Петровича Нарышкина, потомка дяди Петра Первого Кирилла Кирилловича Нарышкина, которому село было пожаловано в конце XVII века. Подрядчиком и строителем был местный крестьянин Андрей Иванович Рябина. Левый предел был построен на средства, собранные священником Андреем Боголюбовым, крупную сумму пожертвовала маркиза Елизавета Михайловна Паулуччи, владевшая селом с 1881 года, и ее муж Александр Филиппович. Главной достопримечательностью храма было лепное изображение головы Иоанна Предтечи, пожертвованное Нарышкиным в конце XVIII века.

В селе Ключищи родилась героиня обороны Севастополя, первая российская медсестра Дарья Лаврентьева, известная как Дарья Севастопольская. Она пожертвовала местной церкви  несколько икон.

История Преображенской церкви села Юматово связана с родом Геркенов-Боратынских:  в XIX – начале XX века Юматово было поместьем этой известной дворянской семьи, три поколения которой уделяли храму большое внимание.

Некоторые из запечатленных Андреем Черенковым храмов действующие. За них можно только порадоваться. Если возродилась церковь – появился приход, если есть приход – есть прихожане. Значит, жизнь продолжается. Даже в том случае, если батюшка приезжает в село только на службу. Есть на снимках храмы и вовсе благополучные, как, например, в Зеленодольском районе, но это подворья Раифского Богородицкого монастыря. И это скорее – исключение из правил.

Но многие храмы заброшены. Таких особенно много в отдаленных районах. На боку луковки церквей,  деревца зацепились за кирпичные стены, почернело дерево, облупилась штукатурка. В прежние времена церкви разрушали тракторами, а сейчас сами жители растаскивают их по кирпичику – разбирают кладку, срезают литые решетки, деревянные конструкции идут на дрова.

Даже в полуразрушенном виде  храмы покоряют своей красотой и величием. Они стоят как сторожевые башни на пустырях, где некогда кипела жизнь.

Андрей рассказывал не только о храмах, которые снимал, но и о судьбе многих деревень и трудной жизни их обитателей:

– Я начал снимать в 2003 году. Очень хочется, чтобы люди обратили внимание на эти храмы. Они в глубинках и богом забытых деревнях, постепенно умирают, как и деревни рядом с ними. Это уходящая натура. А деревня должна жить полнокровной жизнью, там должны рождаться дети, – говорит Андрей Черенков. – Я объездил практически весь Татарстан и видел деревни, где живут всего несколько стариков. Там нет ни воды, ни благ цивилизации. Туда годами никто не приезжает. А за пенсией пожилые люди ездят в соседнее село.

В другой деревне все колонки сдали в металлолом. Поэтому несколько живущих там старушек вынуждены ходить за водой за несколько километров к ручью, который течет в овраге.

Ощущение, что никому нет дела до этих людей, деревень и храмов.

Андрей Черенков относится к людям, не летающим в облаках, а потому не мечтает, что в Татарстане в одночасье отреставрируют храмы, которые являются свидетельствами прошлой эпохи. Но, по его мнению, сегодня вполне по силам издать цветной каталог, взяв за основу его фотоснимки. Кроме того, хотелось бы сохранить для истории информацию, которой располагает Андрей по каждому храму. Она гораздо полнее, чем в книге «Республика Татарстан: православные памятники», изданной в 1998 году. К счастью, Андрей записал на видеопленку одну из своих экскурсий по выставке. Средства на издание каталога нужны не такие большие, чтобы их в республике не нашли. Было бы только желание. И еще он хочет объехать 120 деревень, где еще не бывал. А потому Андрей продолжает стучаться во все двери. Неприлично и на этот раз рассчитывать на его личный карман.

Очень бы хотелось ему в этом помочь. Возможно, прочитают мои заметки некие спонсоры, которые дадут деньги на это богоугодное дело.

Комментарии

Олег

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Отправлен 29.03.2012 в 21:08

Бывал ли автор в д.Апайкина-Гарь где имелась церковь во имя Святителя Николая (построена в 1900)? Что с ней? Пожалуйста.

 

Черенков А В

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Отправлен 21.04.2012 в 19:25

Здравствуйте не так много информации о Покровской церкви, но то что есть, вошло в книгу «Православные храмы памятники Татарстана».

 

луиза фалина

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Отправлен 12.04.2012 в 19:18

Уважаемая редакция! Я живу в Нижнекамске. Работаю школьным учителем. В детстве мы бегали по обветшалому храму Покрова Богородицы в селе Большое Афанасово. Какие то далекие детские эмоции и переживания не дают покоя. Храм давно отреставрировали, идут службы. Очень хочется узнать о его истории. пробежалась по сайтам, ничего нет. Так, пару– тройку предложений нашла.А неймется ведь, хочется «подетальнее», «посодержательнее», с легендами, тайнами, понимаете? Скоро в 4 классе будет введен курс Основы религий и светской этики. Где бы подсобрать информацию о том, «моем» Храме? Может посоветуете?

 

Валентина

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Отправлен 03.05.2011 в 22:47

Благое дело. Низкий поклон Андрею Черенкову. Спасибо Л.Агеевой, что рассказала об этом увлеченном человеке.

 

Андрей Черенков

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отправлен 20.04.2011 в 12:46 | В ответ автору Владимир Минаев.

Владимиру Минаеву от автора

Удачи и здоровья

Дядя Боря

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отправлен 18.01.2011 в 11:34 | В ответ автору Владимир Минаев.

Спасибо племянник.

 

Владимир Минаев

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Отправлен 08.12.2010 в 23:57

Радует, что есть неравнодушные люди, причем не на словах, а делами подтверждающие свой интерес и любовь к Родине.

Приятно, что идея каталогизации памятников (храмов) «витает в воздухе» – я сам по мере сил выезжаю и фотографирую ВСЕ храмы родной рязанщины (а сколько их утрачено, в том числе в последние годы… не перечислить), пока посетил полсотни сел (менее половины), но надеюсь продолжать. Может, когда-то дойдет и до выпуска фотоальбома.

Удачи единомышленникам!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить