Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Ахатовной мне быть наверняка, / явиться в мир, как с привязи сорваться
- Любовь АГЕЕВА
- 29 ноября 2010 года
29 ноября 2010 года на 74-м году жизни скончалась Белла Ахмадулина, знаменитая российская и советская поэтесса. С особой болью восприняли эту скорбную весть казанцы.
Казалось, совсем недавно она стояла на сцене оперного театра и читали свои необыкновенные стихи, а мы ей дружно аплодировали…
Белла Ахатовна Ахмадулина (ее полное имя – Изабелла) родилась 10 апреля 1937 года в Москве в семье татарина и полуитальянки. Среди ее предков с материнской стороны – итальянцы, осевшие в России, и среди них – революционер Александр Стопани.
Она практически не вспоминала свои корни, но однажды посвятила этому целую поэму, которую так и назвала. О татарских корнях она не могла не вспомнить, когда приехала в Казань как участница I международного литературно-музыкального фестиваля «Аксенов-фест», посвященного 75-летию ее друга – писателя Василия Аксенова. Они тогда вспомнили много событий из своей жизни, объединивших их судьбы.
При полном аншлаге 3 октября 2007 года в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля прошел творческий вечер Беллы Ахмадулиной. Она сказала тогда: «В Казани я никогда не выступала, а ведь в Казани особенно заметно, что я Ахмадулина и Ахатовна. Я видела здесь много родственной ласки». Она начала тогда свой поэтический вечер с чтения отрывка из поэмы «Моя родословная», где есть такая строка: «Дух азиатства до сих пор колобродит во мне».
При полной тишине в зале Белла Ахмадулина читала свои ранние стихи, стихи любимые, как например «Дачный роман». Не обошлось без стихотворения, посвященного Василию Аксенову. После каждого исполнения зал взрывался аплодисментами. В завершение творческого вечера аплодисменты перешли в овацию – переполненный зал благодарил поэтессу стоя. «Еще!» – кричали из зала.
Белла Ахмадулина с мужем, художником Борисом Мессерером ответили на вопросы поклонников на сайте агентства "Татар-информ"
На бис Белла Ахатовна прочла свое «Заклинание». Эти строки сегодня, когда она ушла от нас, звучат особенно проникновенно.
ЗАКЛИНАНИЕ
Не плачьте обо мне – я проживу
счастливой нищей, доброй каторжанкой,
озябшею на севере южанкой,
чахоточной да злой петербуржанкой
на малярийном юге проживу.
Не плачьте обо мне – я проживу
той хромоножкой, вышедшей на паперть,
тем пьяницей,
проникнувшим на скатерть,
и этим, что малюет божью матерь,
убогим богомазом проживу.
Не плачьте обо мне – я проживу
той грамоте наученной девчонкой,
которая в грядущести нечеткой
мои стихи, моей рыжея челкой,
как дура будет знать. Я проживу.
Не плачьте обо мне – я проживу
сестры помилосердней милосердной,
в военной бесшабашности предсмертной,
да под звездой Марининой пресветлой
уж как-нибудь, а все ж я проживу.
«Спасибо! Щедрость и благодарность ваших душ очень поддерживает меня», – ответила
на теплый прием казанской публики Белла Ахмадулина.
Подписывая книги и сборники стихов восторженных почитателей, Белла Ахатовна вспомнила, что в 1942 году оказалась в Казани еще маленьким ребенком, в эвакуации.
– Тогда была жива моя татарская бабушка – мать моего отца, – рассказывала она. – Отец был на войне. Мы с родственниками ютились в деревянной постройке на улице Баумана, напротив солидного здания банка. Я очень часто болела. И состояние болезненности почему-то вспоминаю как очень легкое. Видимо, я не стала бы его вспоминать, если бы это потом не стало мотивом некоторых моих сочинений. Что-то тогда происходило во мне, как будто я смотрела вослед своей душе. И в сумерках моих был свет. У отца была сестра, которую звали Хаят, она очень жалела меня и выхаживала. И еще я помню небо Черного озера. Все это запомнилось, осталось во мне. Когда спустя много лет, в 70-х годах, я побывала здесь, во мне проснулось сострадательное родственное чувство. И еще я огорчалась, что не говорю по-татарски. И казанцы тогда не говорили по-татарски. Но ощущение родства осталось.
В Казани я чувствую себя дочерью татарского народа. Что-то такое бродит в крови. Но русское слово и язык для меня это не только явление времени, но и души народной. Это касается не только нашей семьи, но и каждого народа. И когда человека этого лишают – он теряет большую часть души. Для меня русский язык был смыслом жизни. Но если б я здесь прожила бы подольше, то наверно писала бы и на татарском тоже.
Ахатовной мне быть наверняка,
явиться в мир, как с привязи сорваться,
и усеченной полумглой зрачка
все ж выразить открытый взор славянства.
Ольга Иванычева, корреспондент газеты «Казанские ведомости», спросила ее, ощущает ли она себя татаркой.
– Я приехала сюда с особенными чувствами. Я – Ахмадулина, и это не может ничего не значить. И то, что я Ахатовна, для меня очень важно. Татарские гены, наверное, сказались на моем характере, на способе моей жизни, на способе моего сочинительства и на отношениях в семье. При всех моих недостатках, непослушании все-таки я как татарская женщина привыкла уважать своего мужа, мужчину, от которого зависит моя жизнь.
– А какие ощущения от современной Казани? – спросила ее журналистка.
– Сегодня Казань совсем не такая печальная, как в те годы. В этот свой приезд я пока увидела мало – солнце сияет, город выглядит довольно нарядным, гостиница соответствует мировому уровню. Я надеюсь, мне выпадет здесь какая-нибудь радость и какое-то отрадное знание.
В предисловии к поэме «Моя родословная» Белла Ахмадулина написала:
«Вычисляя свою родословную, я не имела в виду сосредоточить внимание читателя на долгих обстоятельствах именно моего возникновения в мире: это было бы слишком самоуверенной и несовременной попыткой. Я хотела, чтобы героем этой истории стал Человек, любой, еще не рожденный, но как – если бы это было возможно – страстно, нетерпеливо желающий жизни, истомленный ее счастливым предчувствием и острым морозом тревоги, что оно может не сбыться.
От сколького он зависит в своей беззащитности, этот еще не существующий ребенок: от малой случайности и от великих военных трагедий, наносящих человечеству глубокую рану ущерба. Но все же он выиграет в этой борьбе, и сильная, горячая, вечно прекрасная Жизнь придет к нему и одарит его своим справедливым, несравненным благом.
Проверив это удачей моего рождения, ничем не отличающегося от всех других рождений, я обратилась благодарной памятью к реальным людям и событиям, от которых оно так или иначе зависело.
Девичья фамилия моей бабушки по материнской линии – Стопани – была привнесена в Россию итальянским шарманщиком, который положил начало роду, ставшему впоследствии совершенно русским, но все же прочно, во многих поколениях украшенному яркой чернотой волос и глубокой, выпуклой теменью глаз. Родной брат бабушки, чье доброе влияние навсегда определило ее судьбу, Александр Митрофанович Стопани, стал известным революционером, сподвижником Ленина по работе в «Искре» и съездам РСДРП. Разумеется, эти стихи, упоминающие его имя, скажут о нем меньше, чем живые и точные воспоминания близких ему людей, из коих многие ныне здравствуют.
Дед моего отца, тяжко терпевший свое казанское сиротство в лихой и многотрудной бедности, именем своим объясняет простой секрет моей татарской фамилии.
Люди эти, познавшие испытания счастья и несчастья, допустившие к милому миру мои дыхание и зрение, представляются мне прекрасными – не больше и не меньше прекрасными, чем все люди, живущие и грядущие жить на белом свете, вершащие в нем непреклонное добро Труда, Свободы. Любви и Таланта».
О Белле Ахмадулиной в эти дни написано много, но мне более всего понравился комментарий ее бывшего супруга Евгения Евтушенко, единомышленника по взглядам и товарища по поэтическому цеху. Он сказал, что Белла Ахатовна была не только великим поэтом, но и примером гражданского благородства.
«Что я могу сказать… Я совершенно ошеломлен, подавлен, и только то, что сам я нахожусь в предоперационном состоянии, мне не позволяет немедленно лететь в Москву», – сказал Евтушенко, находящийся сейчас за рубежом, в эфире канала «Россия 24». – Россия потеряла в лице Беллы еще одного великого поэта, достойного наследника Ахматовой и Цветаевой. Белла была примером преданности не только поэзии, но и примером гражданского благородства. Она всегда бесстрашно выступала за тех, кто попадал в беду. В будущем молодые поэты должны понять, что поэтическое мастерство профессиональное, если они хотят быть самостоятельными большими поэтами, голосами в России, должно быть неотделимо и от гражданской совести».
Любовь АГЕЕВА
ПОСТСКРИПТУМ
В мае 2013 года в Казани побывал художник Борис Мессерер, который многие годы был женат на Белле Ахмадулиной и дружил с нашим земляком Василием Аксеновым. Он приехал договориться с властями республики об установке в Казани памятника Ахмадулиной стоимостью порядка 4 млн. рублей.
Художнику показали несколько мест, куда мог бы вписаться памятник известной поэтессе. Это Лядской садик (ближе к Дому актера) и двор Союза писателей РТ, бывший особняк Оконишникова. По словам Мессерера, первое место показалось ему несколько помпезным, а во второе он просто влюбился:
«Там всюду кованые решетки, есть фонтан, фигуру Беллы можно поставить прямо в воду, она будет словно рождаться из воды, это было бы очень красиво. У меня появилось большое желание поставить памятник именно там».
Он показал и фотографию макета – молодая, хрупкая Белла, с ее неизменной челкой, стройная фигурка слегка подалась вперед, можно предположить, что она читает публике стихи. Художнику удалось сложное – в образе одновременно есть и порыв, и застенчивость.
Мессерер в отличие от многих своих коллег-живописцев никогда не занимался скульптурой, но желание увековечить память любимой жены заставило его освоить этот вид изобразительного искусства.
«Сейчас мы решаем проблемы отливки памятника и финансирования, - рассказал он о ходе проекта. - В Москве комбинатом по скульптуре составлена приблизительная смета, проект будет стоить около 4 миллионов рублей. На этом же комбинате есть возможность потом отлить памятник. В ближайшее время принимается решение об увековечении памяти Беллы Ахмадулиной в Казани, и это облегчит вопрос финансирования. Я – скромный художник, и поставить памятник за свой счет не могу».