Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Станет ли Татарстан туристической Меккой?
- Любовь АГЕЕВА
- 16 апреля 2004 года
15-16 апреля 2004 года в выставочном комплексе «Казанская ярмарка» состоялась 4-я межрегиональная конференция «Проблемы рационального туристского использования культурного и природного наследия».
Ее организаторами выступили Министерство по делам молодежи и спорту РТ, академия управления ТИСБИ при участии Национального музея РТ и Казанского филиала Российской международной академии туризма (РМАТ).
В течение двух дней шло обсуждение проблем развития туризма в Поволжье. На пленарном заседании выступали в основном руководители. От имени министерства участников приветствовал заместитель министра Ю.Якубов, о положении дел в республике говорил начальник отдела организации туристической деятельности М.Гермогентов. Президент Ассоциации туристических агентств РТ В.Самолин обратил внимание на необходимость координации усилий в развитии туризма, о более широкой рекламной деятельности: «Поддержите на макроуровне, на микроуровне мы сами все сделаем».
Систему образования представляли директор Казанского филиала РМАТ К.Пономарев, директор Института непрерывного образования ТИСБИ З.Сафина. От имени музейщиков выступил генеральный директор Национального музея Г.Муханов.
Были и высокие гости из Москвы: заместитель руководителя департамента туризма Министерства экономического развития и торговли РФ А.Тютюнин и первый вице-премьер Всероссийского народного туристского общества (ВНТО) К.Савельев (отделение общества в Татарстане создано недавно).
Слово было предоставлено и главному редактору газеты «Казанские истории» Л.Агеевой, которая предложила организаторам туризма использовать газетную трибуну для пропаганды туризма, особенно социального.
Потом работали три секции. На одной обсуждались вопросы организации работы ВНТО (руководитель секции К.Пономарев), на другой – проблемы подготовки кадров (руководитель З.Сафина), на третьей – туристический потенциал музеев и заповедников, проблемы его использования (руководитель Л.Милашевская, заместитель генерального директора Национального музея).
Первая секция завершилась «круглым столом» руководителей санаторно-курортных организаций, которые были широко представлены на традиционной выставке «Туризм. Отдых. Спорт – 2004», приуроченной к конференции. Как оказалось, Татарстан тут идет в авангарде – в нашем филиале РМАТ создана специализация «Курортное дело».
Но всем ли по карману такая услуга? Оказывается, 80-85 процентов жителей страны не могут позволить себе оздоровление через туризм.
Дискуссию на второй секции (она была, пожалуй, самой представительной) дополнила ярмарка-презентация студенческих работ, посвященных предстоящему юбилею Казани (руководитель – преподаватель Казанского университета культуры и искусства Н.Ильина). Выступали студенты Казанского филиала РМАТ, учащиеся Казанского речного техникума и воспитанники детско-юношеского краеведческого товарищества «Саин-Савиново», показавшие фрагмент экскурсии по музею «Савиновские сюжеты в предметах». Этим оригинальным музеем руководит библиотекарь филиала №23 детской библиотеки Л.Титова.
Как показалось, конференция была мало связана с выставкой, в которой участвовали туроператоры из соседних регионов, Москвы и Петербурга. Выставка имела чисто практическую направленность – заманить казанцев красотами чужих краев.
Несмотря на приближающийся тысячелетний юбилей Казани, который мог бы привлечь туристов со всей России, она была ориентирована на выездной туризм. И казанских туроператоров на ней почти не было, а имеющиеся тоже звали «в даль светлую».
На конференции прозвучало, что абсолютное большинство турфирм России работают на пополнение бюджетов других стран, обслуживая 10-12 процентов населения страны. Внутренний туризм становится все менее популярен.
Впрочем, местный патриотизм в мире бизнеса вряд ли уместен. И тем не менее…
Кто-то из выступавших заметил, что юбилей – лучшая реклама не только для города, но и для всей республики, хороший задел для будущего. Но что-то не заметно было, чтобы юбилей реально помогал стимулировать приток туристов или решить какие-то проблемы туротрасли.
Единственный пример, который в этом смысле вдохновил, – это серия красочных буклетов по городам Татарстана, выпущенная под эгидой Министерства по делам молодежи и спорту.
Можно порадоваться за творческие молодежные проекты: студенты и школьники вовлечены в огромное количество предъюбилейных конкурсов и проектов. Но отдельные проекты сами по себе не создают четкую систему, которая сумела бы переломить ситуацию. Чего греха таить: за последние годы много хорошего из советского опыта потеряли, а с рыночными механизмами, как и везде, – дефицит.
К сожалению, участники конференции ограничились констатацией острых проблем отрасли. Это тоже дело нужное, но приближающийся юбилей заставляет быстрее находить пути их решения. Ведь в Татарстане есть что показать и на что посмотреть.
Назовем эти проблемы, благо на руках не только записи в блокноте, но и брошюра с выступлениями участников конференции.
1. Несмотря на обилие туристических фирм и туроператоров, туризм в России не стал приоритетной отраслью экономики. Об этом на конференции говорили многие. Тогда как в валовом мировом продукте он составляет до семи процентов. Есть страны, которые сделали туризм главным источником пополнения бюджета.
Участники конференции видят основную причину этого в том, что до сих пор нет государственной политики туризма ни на одном его уровне (выездной, внутренний, социальный, самодеятельный, деловой, оздоровительный, новое направление – спортивный туризм, на конференции агитировали за экологический туризм).
Москвичи предлагали: начните формирование такой политики с регионов! Шла речь о необходимости государственной поддержки малых туристских предприятий, о стимулировании благотворительности в области социального туризма.
2. В связи с реорганизацией федерального Правительства (на день конференции будущее выглядело совсем туманно) усугубляются управленческие проблемы. Участники конференции уповали на долгосрочные программы как на федеральном, так и на региональном и даже муниципальном уровне, но жизнь не раз доказывала, что планы и программы у нас зачастую остаются всего лишь грудой бумаги.
Серьезно тормозит развитие отрасли отсутствие федерального закона «О туризме и туристской индустрии», а его проект с большим трудом преодолевает думские пороги.
3. Многие выступавшие обращали внимание на необходимость развития социального туризма, прежде всего детско-юношеского. В отличие от других стран, у нас путешествие могут позволить лишь немногие ветераны. При этом получался замкнутый круг: туроператоры не планируют такие маршруты из-за низкого спроса, а будущие туристы не могут принять даже имеющиеся предложения.
Можно сколько угодно обсуждать эту тему, но если и дальше гостиницы будут строиться только пятизвездочные (в целом идет уменьшение гостиниц, в Татарстане с 1995 г. вместо 165 стало 90); если цены на туруслуги будут заоблачными, все останется по-старому. «Москва может принять только богатых» – это утверждение из тезисов К.Савельева. А он знает, что говорит.
Между тем, без подобных путешествий разговоры о патриотизме – пустой звук.
4. На конференции совершенно справедливо ратовали за снижение тарифов на железнодорожный транспорт. Вроде бы наметился механизм сотрудничества с железнодорожниками. Тут нужны меры на уровне всей России. Проще с автотранспортом, но тут свои проблемы. Как выяснилось, автобусы повышенной комфортности есть только в КПАТП-1, а монополист волен установить цены, какие захочет.
Можно было бы использовать на условиях временной аренды автобусы предприятий и организаций нетранспортного профиля, но пока таких условий нет. «Постарел» речной транспорт.
Серьезная проблема – с дорогами. Сами терпим, а захотят ли туристы?
5. Можно только удивляться, но даже приближающий с космической скоростью юбилей Казани не приблизил дату открытия в республике туристско-сервисного центра. На пресс-конференции министр М.Бариев порадовал: в казанском Интернете создается портал «Туризм». РМАТ готовит 100-томник «Туристские ресурсы России», в рамках которого Волжско-Камский филиал (Набережные Челны) представит Татарстан и в целом Поволжье.
6. Татарстан – это не только Казань и Раифский заповедник, куда возят всех гостей столицы республики. Есть немало интересного и в других городах. Но их инфраструктура не приспособлена к массовому приему туристов. До сих пор не научились использовать мирового значения объекты – Свияжск и Булгары. В Булгарах хотя бы нормальный причал на Волге сделали. Но специалисты утверждают, что для захода больших туристских судов нужны дноуглубительные работы в акватории реки.
Но где взять на это деньги? При бодрых рапортах и, действительно, больших усилиях, радоваться особо нечему. В 2002 году, по данным Госкомстата РТ, турфирмы на приеме обслужили всего 95 тысяч туристов и экскурсантов, из них около 6 тысяч – иностранцы. Но, если верить специалистам, даже при наших пока весьма скудных возможностях, Казань может пропустить через себя до 600 тысяч ежегодно.
7. Актуальной остается проблема подготовки экскурсоводов, гидов-переводчиков, менеджеров туристских фирм и гостиничных комплексов. Подготовкой кадров в России занимаются десятки высших и средних специальных учебных заведений. Ведется такая подготовка и в Татарстане. В Казанском филиале РМАТ, где учится более четырехсот студентов, первый выпуск состоится в 2006 году. Обучение ведется на трех факультетах: менеджмент иностранного туризма, менеджмент гостеприимства и менеджмент санаторно-курортного лечения.
Кадры готовит институт непрерывного образования ТИСБИ (отделение «Социально-культурный сервис и туризм»), готовится подключиться к этому делу кафедра экономической географии и регионального анализа КГУ (специальность «социально-культурный сервис и туризм»). В Институте экономики, управления и права (Казань) создана турфирма «Татинтур», которая помогает обучать специалистов в условиях практической деятельности.
Специалистов гостиничного сервиса обучают в речном техникуме.
Однако, как отметила Н.Халитова (музей-заповедник «Казанский Кремль»), уровень подготовки зачастую не отвечает требованиям рынка, нет методического единства. Молодежь не торопится идти в туристский бизнес. Это со стороны он кажется золотым дном. Оказывается, что и там есть зарплата в полторы тысячи рублей.
Что вселяло надежду:
– Казанский филиал РМАТ работает над программой «Великий шелковый путь», которая вполне может стать международной. Если учесть, что по этому маршруту уже несколько летних сезонов подряд ездит теплоход с учеными, специалистами и чиновниками, то маршрут опробован.
– Специалисты разных отраслей регулярно собираются вместе, чтобы сообща обсудить общие проблемы, наши регулярно участвуют в российских и даже международных выставках – это хорошо. Была бы только практическая польза от всего этого.
– Благодаря новому мосту через Каму, приведению в порядок исторической части Казани появляется все больше притягательных мотивов, чтобы приехать в наш город. Как это делают сейчас тысячи россиян, пожелавших своими глазами увидеть, каким стал после юбилея Петербург.
– На нашем туристском рынке есть опыт, выдержавший конкуренцию с главными российскими столицами: на федеральных конкурсах отмечены экскурсия Национального музея РТ «Четыре века истории одной улицы» и деятельность по организации внутреннего туризма лучшего туроператора республики 2003 года – ЗАО «Волжские путешествия».
На прощанье три личных впечатления, которые могут пригодиться организаторам туристского бизнеса.
Как-то мне довелось в составе тургруппы путешествовать по северным районам Польши. Это была обычная автобусная экскурсия, доступная рядовому поляку (иностранка попала в группу случайно). Потому что предложенный сервис каждому был по карману. Питались мы не в самых лучших ресторанах, но вполне прилично. Жили не в гостиницах, а в жилых квартирах с небольшим утренним и вечерним пансионом. Все это заметно удешевляло стоимость услуг.
У нас же порой встречный процесс – как сделать их дороже?..
В Брауншвейге (Германия), побывав на традиционной выставке «Гарц плюс Хайде», я убедилась, как умеют немцы делать деньги практически из воздуха. Достаточно сказать, что в павильоне, представлявшем местную газету, я могла за 5 марок получить свою фамилию в виде металлической строки (работал «дедушка»-линотип – машина для набора в типографиях, устаревшая даже у нас).
«Гарц плюс Хайде» – это и выставка экономических достижений региона, и важный социальный проект. Немцы приходят на нее семьями на целый день, покупая, обедая, играя, даря сувениры, развлекая себя и детей.
Почему бы и нам не провести нечто подобное, не поучиться у побратимов?
В Америке я испробовала на себе, что такое деловой туризм. В составе группы пресс-секретарей высших органов власти субъектов Российской Федерации знакомилась с работой коллег в Вашингтоне и двух штатах. Поездка целиком оплачивалась американцами, и мы, естественно, не могли не восхищаться их щедростью.
Пока наш гид, англичанин по национальности, не остудил наш пыл:
«Какая благотворительность? Вы же все деньги в Штатах оставите? Сколько людей вас поило, кормило, обслуживало в отелях, возило на всех видах транспорта? Затраты с лихвой вернулись в бюджет налогами».
И в самом деле, с нами работала огромная индустрия, сплоченная единством задач: от профессоров-советологов в одном из научных центров Вашингтона до женщины-водителя, которая обслуживала нашу группу в Оклахома-сити.
В индустрию туризма втянуты государственные органы и общественные организации, частные предприниматели и просто американские семьи, которые принимают у себя гостей из других стран. Мы побывали в одной такой семье.
И все с этого, что называется, имеют. И бизнесмены, и государство. А одновременно все делают большое и важное дело – создают положительный имидж своей страны у огромного числа иностранцев, приезжающих в страну в рамках делового туризма.
Интересный пример прозвучал в одном из выступлений на конференции: когда однажды в США снизился поток туристов, правительство заменило всех управленцев, которые занимались организацией турбизнеса…
«Казанские истории», №11-12, 2004 год