Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Они хотели жить!
- 27 февраля 2004 года
Редакционную библиотеку пополнил сборник «Все они хотели жить» Николая Сергеевича Фролова, который составили фронтовые письма, воспоминания, фотографии, документы из фондов Черемшанского Мемориального центра.
Книга вышла в издательстве «ТаРИХ». Предлагаем репортаж с ее презентации, а также рецензию Михаила Черепанова.
Презентация книги Николая Фролова состоялась в рамках последнего заседания Совета музеев – 27 февраля 2004 года. Много теплых слов было сказано и о книге, и об авторе-составителе – директоре Мемориального центра в Черемшанах Николае Сергеевиче Фролове.
Выступили руководитель творческой группы редакции «Книги Памяти» Михаил Черепанов, он же – редактор и ответственный за выпуск книги; доктор исторических наук, профессор Альтер Литвин; коллеги автора по музейной работе; представители Черемшанского района.
Николай Сергеевич смущенно отбивался от комплиментов: мол, дело нехитрое – поговорить с людьми, записать их воспоминания, собрать фронтовые письма и подготовить их к печати… Правда, при этом заметил, что не так-то просто идут бывшие фронтовики на откровенный разговор. Привыкли к бодрому тону воспоминаний, а потому прячут глубоко в памяти некоторые факты, плохо укладывающиеся в привычный портрет Великой Отечественной. А, может, просто, не хотят возвращаться к ним. Ведь больно посыпать раны солью.
Директору Мемориального центра, человеку неравнодушному (кстати, это не первая его книга о Черемшанском районе), удалось разговорить людей. Правда, не всех. В сборнике представлено 17 записей воспоминаний фронтовиков: И.Е.Андреева, И.В.Гусарова, Д.С.Долгополова, И.И.Жилина, К.И.Исмагилова, В.Н.Кабанова, Л.Е.Козлова, Е.Д.Колесниковой, В.И.Кузина, М.М.Мингалимова, Ш.Х.Мингулова, Р.Г.Миниголова, Н.Г.Мухибуллина, А.И.Никоновой (Храмовой), М.Ф.Серова, Е.Е.Шевчук (Арзамасовой), Г.Х.Юнусова. Поэтический архив Ф.К.Арзамасова принесли в районный музей после смерти ветерана его родственники. Свои письма для публикации дали Г.Х.Арсланов, Р.Ш.Ахтямов, Ф.Г.Гилаев, Е.Н.Голополосов, И.Г.Гумеров, П.М.Дулин, С.И.Илалтдинов, Ш.К.Камаловым, И.М.Кашин, Ю.Ю.Муртазин, М.М.Мустафин, Р.Ф.Рафиков, В.Х.Соловьев, П.Н.Тумбинский, В.И.Уздяев.
А всего на фронты Великой Отечественной, в трудармию, на торфоразработки и на другие работы через райвоенкомат из Черемшанского района было мобилизовано 19852 человека из 42 тысяч населения; 8534 не вернулись домой, только на 2097 имеются официальные извещения о гибели, пришли инвалидами 1209 черемшанцев, в плену побывали 687.
В книге приведена карта европейских стран, на которой отмечены места гибели уроженцев Черемшанского района. Они воевали под Москвой и Сталинградом, в Австрии и Чехословакии, Литве и Белоруссии… Судя по приведенным в книге данным, в Черемшанском районе слова признательности фронтовикам говорят не только в День Великой Победы.
«В незатейливых и не очень грамотных, к тому же самоцензурируемых, коротких весточках домой все мы, работающие с письмами, увидели такую неподдельность чувств, такую тоску по дому и светлую любовь к родным, и такое ничем не уничтожимое желание жить, каких в современной суетной жизни, кажется, и не встретить», – пишет Н.Фролов в послесловии.
– Да простится мой пафос, но для меня сбор, подготовка и публикация этих рвущих сердце человеческих документов были исполнением моего личного долга перед памятью не вернувшихся с войны, искуплением вины перед ветеранами войны, которым мы, обязанные именно им своей жизнью, мало что сделали для достойного их существования после войны». При публикации из писем не сделано никаких изъятий, кроме тех отдельных слов, которые не удалось прочесть из-за ветхости документов.
Большинство писем написано на татарском языке, нередко с использованием арабской и латинской графики. Как сообщает автор-составитель в послесловии, было сделано все, чтобы дать наиболее точный и полный их перевод на русский язык. Николай Федорович сделал запись воспоминаний в конце 90-х годов. Десятки воспоминаний написаны авторами собственноручно. Подлинники хранятся в Мемориальном центре.
Вообще документы, связанные с Великой Отечественной войной, с другими периодами отечественной истории на примере жителей деревень и сел Черемшанского района, собираются и хранятся здесь уже четверть века. Большое музейное исследование называется «Человек в отечественной истории (Судьбы людские)». Не все фронтовики дожили до выхода книги, а потому ценность подобного издания переоценить трудно. Точно так же трудно переоценить кропотливый труд исследователя. Ему удалось, как пишет в предисловии М.Черепанов, достучаться до сердец участников войны, убедить их совершить еще один подвиг – рассказать о войне свою, солдатскую правду: «Далеко не все из них смирились с официальной версией, что последний солдат похоронен в 1965 году у Кремлевской стены в Москве. Они знали и видели, что сотни тысяч ждут своего часа».
«Великая Отечественная война для нас еще не закончилась, – сказал в своем выступлении А.Литвин. – Потому что она еще остается в наших душах». Главная правда участников боевых действий сходится к тому, что нашу победу скорее можно назвать на украинский лад «перемогай», утверждает М.Черепанов: «Да, мы именно перемогли в той войне. Победили не умением, а огромным числом. Числом невиданных потерь, масштабы которых не оценены до сих пор».
Михаил знает, что пишет. Он уже много лет возвращает соотечественникам правду о 2-й Ударной армии, начав работать в составе «Снежного десанта» еще студентом отделения журналистики КГУ. Фронтовикам и их семьям повезло, что над республиканской «Книгой Памяти» работает такой неравнодушный человек. И книги Фролова могло бы не появиться, если бы не участие редакции «Книги Памяти», прежде всего ее главного редактора – Анатолия Александровича Иванова.
Автор-составитель выразил благодарность и руководителю издательства «Хэтер» (ТаРИХ) Г.Васильеву. Над книгой работали сотрудники Мемориального центра В.Захарова и Э.Сунчалеева, перевод писем на русский язык – Г.Мифтаховой и А.Суворовой, современные фотографии – Ю.Суворова.
Николай Сергеевич Фролов на презентации не забыл поблагодарить никого, но, прежде всего, слова признательности сказал тем, с кем вместе сделал эту ценную для современников и потомков книгу, – фронтовикам, авторам писем и воспоминаний.
Михаил Черепанов
Чем больше времени проходит со дня окончания Второй Мировой войны (гибли наши деды не только на фронтах Великой Отечественной), тем внимательнее вчитываемся мы в документы того времени. Вопреки расхожему мнению, что все давно забылось, новое поколение историков делает попытку разобраться в сути происходившего.
Чем же все-таки была война для народов России? Славными страницами великих побед? Позором кровопролитных поражений? Свидетельством массового героизма или бесчеловечности советского строя сталинской эпохи?
Ответы на эти вопросы каждый находит по-своему. Кто-то изучает официальные хроники и сводки, прошедшие цензуру боевые донесения. Кого-то устраивают новые статистические таблицы, зачастую опровергающие друг друга. Кто-то читает мемуары. А кто-то пытается достучаться до сердец участников войны. Убедить их совершить еще один подвиг – рассказать о войне свою, солдатскую правду. То, что это очень нелегко, подтверждают годы бесцензурной печати.
Сказать правду – не значит приписать себе чужие заслуги (как это часто делают некоторые военачальники), это не значит очернить клеветой тех, кто уже не может постоять за себя. Это значит честно высказать личную точку зрения на пережитые события, ответить своим детям и внукам – что такое война? Сделать это честно, печатно под силу далеко не каждому герою фронта. Порой тот, кто совершал настоящие подвиги, не мог возвысить голос за справедливость, даже если это было необходимо.
Молча, с тяжестью на сердце уходили из жизни ветераны многих фронтов, не добившись даже того, чтобы их погибших однополчан похоронили с воинскими почестями. Далеко не все из них смирились с официальной версией, что последний солдат похоронен в 1965 году у Кремлевской стены в Москве. Они знали и видели, что сотни тысяч ждут своего часа. С чувством невыразимой обиды умирали в мирные годы солдаты и офицеры героической 2 Ударной армии, не в силах очистить от клеветы память однополчан. До 90-х годов всю армию с легкой руки политиков и нечистых на руку военачальников в народе называли «власовской»...
Сказать правду, возразить было невозможно и даже опасно. Жизнь научила многих солдат, проявивших геройство на фронте, что дома лучше молчать, «не высовываться», соглашаться со всем, что говорят и пишут «сильные мира сего». Так при молчаливом согласии создавались вымышленные легенды о «народных полководцах», о невиданных победах. Улицы и города были названы именами тех, чьи подвиги зачастую были вымышлены. И наоборот: имена истинных героев тщательно вымарывались из истории, секретились, запрещались. Это положение не изменилось кардинально и в «эпоху гласности». Открывались лишь те факты, которые не меняли сути официальной версии.
Главные подходы к описанию войны оставались незыблемыми: война - это прежде всего героизм и победы. Редкие попытки фронтовиков сказать свою, окопную правду, либо замалчивались, либо осуждались. Данная книга – попытка директора Черемшанского Мемориального центра Н.С.Фролова опубликовать письма с фронта и рассказы о войне самих участников событий. Не те, написанные кем-то и заученные наизусть фразы, которые мы привыкли слышать от убеленных сединой орденоносцев на митингах.
Цель составителя книги – документально зафиксировать истинные события, личное мнение ветеранов о войне, истории. Конечно, прежде всего они еще раз подтверждают, что многие из соотечественников стремились попасть на войну, чтобы сражаться за Отечество. Что были на фронте и героизм, и солдатское братство, и даже любовь. Для кого-то это были лучшие годы жизни, ведь это была их молодость.
Подтверждают фронтовики то, что враг был силен и беспощаден, бесполезно было надеяться на его милость. Но главная правда честных участников боевых действий сходится к тому, что нашу победу скорее можно назвать на украинский лад «перемогай».
Да, мы именно перемогли в той войне. Победили не умением, а огромным числом. Числом невиданных потерь, масштабы которых не оценены до сих пор. Надо отдать должное смелости Г.Х.Юнусова, инвалида войны и колхозного активиста, который не побоялся признать в печати, что «60% наших потерь – вина наших командиров». Он же с болью поведал о том, как налоговые инспекторы воровали и наживались в тылу, обирая семьи фронтовиков. Как уполномоченный НКВД занимался вымогательством муки у запуганных крестьян.
Все собеседники Н.С.Фролова – люди заслуженные, проливавшие за родину кровь, проработавшие всю жизнь за нищенскую зарплату. Они имеют право на свое мнение, на свои «свидетельские показания». Пришла пора дать слово им, которые зачастую сами находились в роли обвиняемых. Пора выслушать горькую, но выстраданную правду. Многого стоит признание М.Ф.Серова: «Деревенские активисты принесли не меньше бед мужику, чем немец». Или свидетельство И.Е.Андреева: «Советская власть долгие годы виноватила меня за то, что осколок угас в моем рту, а не пошел дальше в голову. Заплатил я за это! И пленом, и Колымой». (Речь идет о том, что после войны он отправлен на каторгу только за то, что выжил при ранении и оказался в плену).
В.Н. Кабанов подтвердил, что доведенные до отчаяния голодом курсанты кончали жизнь самоубийством в подготовительном лагере ст.Суслонгер, в марийских лесах. (В годы войны только при «подготовке к фронту» в результате действий командования в этом лагере умерло более тысячи человек).
Еще раз заставляет задуматься рассказ М.М.Мингалимова о том, что летом 1941 года мы строили доты не на своей территории, а на нейтралке, там, где тайно это сделать было невозможно. Зачем демонстрировать врагу свои приготовления к обороне? Усыпляли бдительность? Читая воспоминания, понимаешь, насколько крепко засела пропаганда в мозгу советского человека, который и сегодня убежден, что в 1939 году мы воевали с поляками только потому, что «Польша была оккупирована германскими войсками» (В.И. Кузин).
Страшная правда и в том, что на войне жизнь человека порой не стоила ни гроша. Выбор у российского солдата был не велик: впереди – шквальный огонь немецких пулеметов, сзади – беспощадные очереди югославов из заградотряда (М.Ф.Серов). Многим приходилось идти на смерть за власть, которая только что лишила их родителей, дома, всего имущества (И.В.Гусаров, Ш.Х.Мингулов, Р.Г.Миниголов, М.Ф.Серов). И далеко не всегда коммунисты были впереди. Бывало, что агитаторы с партбилетом, в офицерской форме занимались мародерством, отдавали провокационные приказы. (Воровали хлеб с армейских складов, отправляли на фронт женские батальоны, прятали от врачей больных тифом солдат, чтобы не портить отчетности, питались окороком и пили спирт в то время, как голодные солдаты шли в атаку...)
Неожиданная для кого-то правда и в том, что немцы отпускали домой пленного, если он назывался украинцем (В.И.Кузин). Что попавшие в плен предатели-власовцы не покаялись, не упали на колени и стоя погибли под гусеницами танка (Д.С.Долгополов).
Наверняка для кого-то станет откровением рассказ К.И.Исмагилова о том, что немцы берегли своих солдат, вывозя их из-под обстрела на машинах даже без оружия. И что «наркомовские 100 грамм спирта» перед атакой значительно повышали наши потери. Пьяный новобранец – лучшая мишень.
Страшно читать признание И.В.Гусарова, что в день Победы в его подразделении, потерявшем за всю войну 9 человек, насмерть отравилось спиртом 162 солдата и офицера. Д.С.Долгополов еще раз подтвердил, что политические игры советского правительства вокруг освобождения Варшавы привели к неоправданным дополнительным жертвам как среди мирного польского населения, так и среди воинов-освободителей.
Но, пожалуй, главным свидетелем на этом суде Истории выступил ветеран 2 Ударной армии Ф.К.Арзамасов. Он не дожил до публикации своих стихов, но сколько в них обнаженной правды, боли, крика души! Вот лишь несколько его строк:
...Полуправда больше лжи...
Когда у генералов животы и груди
Я вижу под кольчугами наград,
Мне чудятся в предсмертных муках люди...
За каждым орденом – ряды погибших...
Эта фраза подтверждается фактами: чем больше были потери личного состава, тем важнее считался бой, а значит – выше награда командирам.
Мы повсюду.
Из наших костей
Сплетена арматура земли.
Мы не знаем,
что стало из наших детей.
А им неизвестно,
где мы полегли...
...Есть на земле на нашей страшные места,
Где из болот к нам тянут руки,
Как будто бы еще не снятые с креста
И черепа с оскалом несказанной муки.
Есть на земле названья – Невский Пятачок,
И Бор Мясной, и есть Погостье...
.. Там боль моя.
По тем болотам
Душа под кочками лежать осталась...
Легко ли жить, не вспоминая это?
Наверное. Но если так, то кто же мы?
Завсегдатаи трехгрошовой оперетты,
Или покорные лишенцы Колымы?
Как участник поисковых экспедиций, могу подтвердить, что массовые захоронения солдат разрешены нам, казанским студентам, в Мясном Бору и на Невском Пятачке лишь в 90-е годы.
Но нашу б память, может, и не жгло,
Коль мы могли б виновников призвать к ответу...
...По прошествии немалых лет Не видим уж для бойни той причины, Так много нам принесшей бед. Был коммунизм так на фашизм похож!» Наверное, именно в этом главная причина наших бед – в безнаказанности преступников на государственных постах. Даже если речь идет о многочисленных человеческих жертвах.
Чем больше жизней загубил политик или военачальник, тем громче славу ему поют до сих пор. Примеры, думается, излишни. Эта безнаказанность ведет к тому, что новые политики и генералы так же относятся к народу – как к пушечному мясу. Для них война – возможность обогатиться, утвердиться во власти, получить новые награды и звания. «Кому война, а кому – мать родна».
Не потому ли в истории России почти нет периода, когда бы она не воевала. Как с болью в сердце сокрушается ветеран И.И.Жилин, «воюют теперь уже наши внуки». Между тем и победители, и погибшие в Чечне солдаты хотели «жить, чувствовать, любить».
Лучшая память обо всех них – не описание войны как места для подвигов, а разоблачение ее как преступления. Непростительного преступления против народа конкретных политиков и военачальников.