Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Космическому» городу – «космические» картины
- Любовь АГЕЕВА
- 01 декабря 2004 года
Любители живописи в октябре 2004 года имели возможность познакомиться с творчеством молодого художника Ильяса Айдарова. Экспозиция его работ с 9 по 24 октября 2004 года показывалась в двух выставочных залах НКЦ «Казань».
Художник посвятил свою выставку 1000-летию Казани.
Нельзя не выделить в экспозиции портреты знаменитой татарской певицы Галии Кайбицкой и известного дирижера, много лет руководившего Казанским музыкальным училищем, Ильяса Аухадеева. Творческие личности, судя по работам, привлекают особое внимание художника.
У него есть целый цикл «Галерея великих музыкантов», часть которого можно видеть в НКЦ, – это портреты композиторов Верди, Шнитке, Сайдашева, виолончелиста Ростроповича...
Но здесь – особый случай. Дело в том, что Кайбицкая и Аухадеев – его бабушка и дедушка. От деда у него и имя – Ильяс.
А вообще род художника восходит к волжским булгарам. Его древний предок – хан Айдар защищал древнее Булгарское государство от воинов Чингисхана.
Особый интерес для казанцев представляют в экспозиции Айдарова казанские пейзажи. У молодого художника есть в городе детства и юности свои любимые места. Например, он любит рисовать знаменитый дом Ушковой – ныне это Национальная библиотека РТ на улице Кремлевской. Ее «портрет» он показывает на выставке в НКЦ – романтичный образ, не совсем совпадающий с реальным зданием.
«Я пишу старые дома не такими, какими их вижу сегодня, а такими, какими их представляю», – поясняет Ильяс.
Дом Ушковой, ныне Национальная библиотека РТ
К числу «любимых» зданий художник относит дом Шамиля – ныне музей Габдуллы Тукая, дом Кекина, дом Сандецкого, последнего генерал-губернатора Казанской губернии – ныне Музей изобразительных искусств РТ. В экспозиции представлены некоторые казанские мечети. Надо полагать, тоже любимые.
Побывав на выставке, вы могли увидеть силуэты других городов, в частности, Парижа, Венеции. По картинам вполне можно представить адреса творческих командировок автора, а также его пристрастия. Бросается в глаза большое число работ с изображением лошадей. Впрочем, у него это вовсе не лошади, а Кони. В каталоге таких картин много больше.
«Я не только лошадей люблю. Я вообще люблю животный мир», – говорит художник. В экспозиции есть прекрасная картина со стаей фламинго.
Ильяс родился в начале 1956 года в Казани. Как и отец – знаменитый казанский архитектор, заместитель директора по науке Института архитектуры и дизайна архитектурно-строительной академии, профессор Сайяр Ситдикович Айдаров, решил стать архитектором. В 1980-м окончил Московский архитектурный институт и 3-4 года работал по специальности как архитектор жилых и общественных зданий. В 1983 году стал членом Союза архитекторов СССР. Но потом решил связать свою судьбу с искусством. В течение 15-ти лет оформлял книги и журналы (работал для «Огонька», «Смены», Подвига» и других), а сегодня пишет картины.
Работа художником-дизайнером в компании «ДЕЛЮКС», судя по всему, не мешает активному творчеству. Картины пишет на разные темы, в разных жанрах и разных техниках. На выставке можно увидеть многочисленные пейзажи, портреты, натюрморты, живопись маслом и акварелью, картины реалистичного характера и романтические сюжеты. По признанию художника, его любимое направление – модерн.
С 1985 года Ильяс – член Международной федерации художников ЮНЕСКО, с 2001-го – член профессионального Союза художников. В 2004 году вступил в Союз художников Республики Татарстан. Он участник 50-ти выставок в России и за рубежом. Его работы находятся в частных, корпоративных и музейных коллекциях многих стран мира. В роскошном каталоге, изданном для зарубежных выставок, сообщается, что картины Ильяса можно встретить в США, Японии, Англии, Германии, Франции и других.
После 24 октября часть картин экспонируется в малом выставочном зале НКЦ. Художник намерен подарить несколько своих работ родному городу. В том числе 6 произведений, которые побывали в космосе.
Надо сказать, что этот яркий пиаровский ход родился совершенно случайно. На московской выставке Ильяс познакомился с космонавтом Сергеем Замятиным, и у них родилась идея свозить в космос картины Айдарова, которая потом была осуществлена. На корабле «Союз Т МА-1» две недели в космосе находились 5 пейзажей и портрет Президента Минтимера Шаймиева, написанные специально к полету тушью и акварелью, о чем свидетельствует специальный знак на каждой работе.
Наверняка был соблазн увеличить тем самым стоимость картин, на них наверняка бы нашлись покупатели, но художник предпочел другой вариант – в честь тысячелетия подарил «космические» работы Казани. В интервью журналистам он цитировал Рериха: «Казань – город космический».
По его мнению, эстетическая ценность и энергетическая емкость картин определяется не только состоянием творца и восприятием зрителя, но и проделанным ею путем – во времени и пространстве. В космосе побывала одна из работ его старшей дочери.
Портрет дочери
У него две дочери, и обе рисуют. Алиса учится в Московском архитектурном институте, Анжела вслед за сестрой поступила в Суриковский лицей.
«Казанские истории», №21, 2004 год