Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Имя, которое знают в Казани все

Или почти все. Речь о Владимире Зотове, фоторепортере. 21 ноября 2011 года в Выставочном центре Государственного музея изобразительных искусств Татарстана состоялось открытие выставки известного фотомастера, моего давнего делового партнера и друга Владимира Зотова.

Обычно творческие люди ревниво относятся к успехам коллег, однако на выставке Владимира Зотова были замечены практически все казанские фотомастера. Я даже не рискну перечислить всех – вдруг кого-то забуду. Не все имели возможность высказать в его адрес слова одобрения, но сам факт их присутствия на церемонии говорил о многом.

Вообще официальная церемония открытия получилась какой-то удивительно неформальной. Сам Зотов постоянно шутил, иронизируя над похвалами в свой адрес. Шутили его друзья и коллеги, вспоминая различные ситуации с его участием. У Володи удивительное чувство юмора, которое не раз помогало ему в жизни, как личной, так и творческой. Он может снимать в любой обстановке и любой ситуации, имея в запасе десятки приколов, которые рассмешат любого. При этом без разницы, кого он фотографирует, прохожего на улице, внезапно привлекшего его внимание, или Президента республики.

Володя не любит «мертвые лица» на снимках. Вы почти не увидите  у него людей мрачных и грустных. Если только эти чувства не являются предметом его наблюдений.

Перед открытием выставки: ведущий церемонии Эдуард Трескин и Владимир Зотов

Церемонию открытия начал народный артист Татарстана Эдуард Трескин, который внес в атмосферу вечера неповторимую поэтическую окраску – он и читал, и пел. «Как хорошо иметь таких друзей», – пошутил Володя. А позже Зотов аккомпанировал другому, не менее известному певцу – Эмилю Заляльдинову. Для многих это было открытием, а друзья знают, что Володя прекрасно играет на аккордеоне.

Эдуард Трескин прочитал несколько фрагментов воспоминаний Зотова о его родных местах, и все могли убедиться, что Володя не только отлично снимает, но и блестяще владеет словом. Мои мемуары, над которыми я работаю в последнее время, на его фоне получаются какими-то сухими и фактографическими. А тут такие красоты стиля, легкость письма необыкновенная!..

И в этом особом взгляде Зотова на жизнь – разгадка стиля Зотова-фотографа. Для него фотоаппарат – прежде всего инструмент газетного репортера. Он снимал для «Вечерней Казани», «Казанских ведомостей», «Казанских историй», сейчас много работает для журнала «Казань».

Его личный архив – это фотолетопись Казани и республики. В нем тысячи снимков деятелей культуры и науки, репортерская съемка на самые разные темы – от визита космонавтов в Казань до зимнего коллапса на Ленинском мосту, когда мы ходили через Казанку по висячему мосту. На его фото осталась старая Казань и старая жизнь. Мы видим Казанский Кремль таким, каким он уже никогда не будет, магазин «Колбасы» на площади Куйбышева (нет ни магазина, ни площади с таким названием), красная звезда на Спасской башне, скульптурная группа с молодым  Володей Ульяновым в фойе казанского филиала Центрального музея В.И. Ленина (сейчас НКЦ «Казань»)...

Несколько лет назад Володя показал часть своего архива о бурных 90-х годах прошлого века на выставке в Государственном Совете. Толпы на площади Свободы, сосредоточенные лица людей, размышляющих о судьбах республики, купола новой мечети… Большинство снимков можно видеть теперь в сборнике «Республика Татарстан: новейшая история».

Кстати, с 1995 по 1998 год Зотов был внештатным репортером пресс-центра парламента. Уместно заметить, что этот статус – внештатный – он имеет уже довольно давно, после ухода из редакции «Казанские ведомости». Потому некому оформить ходатайство о присвоении ему звания заслуженного деятеля искусств (есть такая формальная процедура), и у Володи до сих пор нет ни одной государственной награды. Но, как подчеркнул Эдуард Трескин, у него есть главная награда творческого человека – ИМЯ, которое знают все. Или почти все.

Рутинные редакционные задания не лишили Зотова художественного видения окружающей его жизни, и это очень хорошо демонстрирует новая выставка. Он собрал в экспозиции много снимков, которые вызывают в зрителях желание поразмышлять. Об этом говорили практически все выступавшие на церемонии.

Стоит подчеркнуть, что Володя умеет так запечатлеть в кадре обыденный сюжет, что он порой приобретает символическое звучание. Порой это очевидно уже в момент съемки.   А иногда символическим снимок становится  со временем. Когда репортер Зотов по заданию «Вечерней Казани» снимал какое-то собрание, он сфотографировал председателя в еще пустом президиуме.  «Единогласно» – так назвал его автор.

Владимир Зотов. Единогласно

Прокурор республики Кафиль Амиров, тоже известный казанский фотомастер, шутливо заметил, что Зотов долгие годы работал в стол. И пояснил – в советские времена за фотографию с пьяным мужиком на тротуаре автору пришлось бы «фотографировать Сибирь». Эти фото дождались своего часа, заметил Кафиль Фахразеевич. По его мнению, снимки Зотова показывают и как надо жить, и как жить не надо.

В многочисленных беседах у зотовских снимков зрители отмечали, что даже крутые социальные фотографии, на которых изображены не лучшие стороны нашей жизни, удивительно добры по интонации. Это хорошо видно на снимке в первом зале.

Три «грации» он заснял в минуты отдыха. Через несколько минут женщины в тяжелых робах снова будут укладывать асфальт, а мужчины (они на втором плане) будут ими руководить.

В роли ведущего на церемонии  выступал известный казанский фотохудожник Фарит Губаев, коллега Зотова по газете «Вечерняя Казань», где мы работали в редакции Андрея Гаврилова. Они вместе начинали в фотоклубе «Волга», принимали участие во многих проектах. На открытие выставки пришли как люди известные: экс-Председатель Государственного Совета РТ Василий Лихачев, известный художник Абрек Абзгильдин (опять могу кого-то забыть, если буду называть всех), отец Олег, в прошлом настоятель Богоявленского собора,  так и простые казанцы, которым фамилия ЗОТОВ известна уже несколько десятилетий. Были здесь и молодые люди с фотоаппаратами – смена сегодняшних фотомэтров, которые обучаются азам мастерства в школе  Георгия Козлова и на факультете киновидеотворчества Казанского государственного университета культуры и искусств. Студенты получили задание снять сюжет об открытии выставки.

Факультет был представлен коллегами Зотова – Николаем Морозовым и Валерием Севастьяновым, проректором Павлом Тереховым и директором студенческого клуба Валентиной Корсуковой.

И тут не могу не отметить, что Володя, кроме других способностей, о которых говорили на открытии выставки, имеет еще способности педагогические. Он не таит своих секретов, щедро делится ими с коллегами, тем более начинающими. Не зря еще один мэтр казанской фотографии – Риф Якупов – решил поделиться с собравшимися уроками, которые получил от Зотова  в разные годы.

«Искусство XX века не может оцениваться без творчества Владимира Зотова», – сказала в своем выступлении директор Музея изобразительных искусств Розалия Нургалиева. Она заметила, что, к сожалению, у нас пока не ценят отечественных фотографов так, как ценят, например, итальянских мастеров, выставки которых проходят по всему миру. В ответ Зотов с легкой иронией заметил по поводу итальянцев: «Они же умерли, вот и стали знаменитыми. Лет через 30 и я таким стану»...

«Если бы в нашей стране шкала ценностей была эквивалентна финансовой, то Володя мог бы жить на проценты, продав только снимок Гагарина», – продолжил тему Фарит Губаев, заметив, что для Зотова духовные ценности всегда были выше материальных.

Тем не менее друзья продолжили «меркантильную» тему, заметив, что Володе совсем не помешали бы мерседес и солидный счет в банке. Ведь за организацию этой выставки он заплатил из своего кармана. Мерседесом они символически оценили зотовский архив, выразив надежду, что власти республики все-таки найдут средства, чтобы выкупить его, сделав достоянием всех.

Дело не в том, что в архиве у Зотова есть все. Этим могли бы похвастаться многие его коллеги-фотографы. Только Володя имеет систематизированный архив, в котором любую съемку можно найти за считанные минуты. Он собирает не только свои работы, но и газетные, журнальные публикации о важных событиях, принадлежащие другим людям.

Сегодня, работая над книгой о Назибе Жиганове, я этому обстоятельству безмерно рада, поскольку не надо ходить в Национальный архив – достаточно получить доступ в квартиру Зотова. Его казанская квартира – это и есть его архив.

Папки не только в кабинете, но и в коридоре, туалете (!).

Володя в последние годы живет, что называется, на два дома – в Казани и Дюссельдорфе, приезжая в наш город для реализации каких-то творческих проектов. Несколько таких проектов мы делали с ним вместе. Он является бильд-редактором сборника «Республика Татарстан: новейшая история». Сейчас работаем над фотоальбомом о композиторе Назибе Жиганове.

Владимир Зотов – одна из ярких личностей казанской фотошколы XX века. Он специально подобрал для экспозиции только черно-белые фото. Некоторые из них сделаны еще на старом оборудовании – проявлялись, закреплялись по традиционным технологиям. Это не значит, что Зотов не интересен в цвете. Как он считает, черно-белые снимки позволяют дать более адекватную картину мира. Зритель не отвлекается на детали.

Не буду рассказывать о самой выставке. Всего он отобрал более 120 фотографий, разместив их по-дизайнерски выигрышно.

К сожалению, я не нашла в экспозиции многих снимков, которые мне нравятся. Но они есть на сайте «Казанских историй».

Когда я пригласила Володю поработать в информ-группе Международного пресс-центра 1000-летия Казани, он довольно быстро перешел на цифру. Для фотографа это большое благо – снял, как надо отредактировал снимок в фотошопе, задал какой хочешь размер…

Экономия времени опять же…

Однако на открытии выставки Володя признался, что для обработки часовой съемки у него уходит 7 часов. Он никогда не отдаст заказчику «грязную» фотосъемку. Если надо срочно, будет работать  ночью…

Интересно, что выступавшие говорили не только о творчестве Зотова. Его давний друг – фотомастер Александр Семенов из Зеленодольска – обратил внимание на его конструкторские способности. Ими восхищались и другие выступавшие.

Друзьям Зотова очень нравилась его квартира на Большой Красной – невозможно было узнать в ней обычную двухкомнатную хрущевку. Одно время Володе пришлось жить в фотолаборатории «Вечерней Казани», и он выкроил для личных вещей «второй этаж», благо потолки там высокие. Он умудрился хранить там даже велосипед, на котором ездил к месту съемок.

Друзья восхищенно говорили о том, как мастерски он может оборудовать вентиляцию в рабочем  помещении. Мы уже забыли, но многие годы труд фотографа был опасен для его здоровья.

Есть еще одна зотовская придумка. Он первым начал создавать фотоальбомы из своих снимков, демонстрируя, что он еще и прекрасный художник-дизайнер. Это книга в одном (иногда в двух-пяти) экземплярах, которую можно расценить и как память, и как подарок. Как оказалось, эту форму представления снимков используют теперь и другие казанские фотографы.

Можно сказать, что сегодня фотографы освоили промышленное производство таких альбомов.

Он приглашает на выставку афишей, которую напечатал 10 лет назад. И она не устарела. Этот щеголеватый франт у старого фотоаппарата и есть Владимир Зотов. По его внешнему виду ни за что не определишь возраст.

Владимир Зотов - ответное слово

В заключение несколько слов об организации пространства выставки. Владимир Зотов не только показывает снимки разных лет, но и рассказывает об истории казанской фотографии и себе лично: в витринах – фрагменты газет и журналов, снимки с автографами знаменитых людей, которых он снимал: великий Сергей Лемешев, Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Тамара Синявская…

В первом зале посетитель увидит старый-престарый фотоаппарат из фондов Музея изобразительных искусств. С тех пор, как один из этажей выставочного центра музей отдал фотоклубу «Казанский», мы видели здесь немало интересных выставок. За что большое спасибо музею и лично его директору  Розалие Нургалиевой.

 Фото Натальи ТОПАЛ (агентство "Татар-информ")

ПОСТСКРИПТУМ: Я не успела написать несколько строк к публикации о Владимире Зотове в последнем номере журнала «Казань». Восполняю этот досадный пробел в «Казанских историях».  

Владимир Зотов для меня един в нескольких лицах. Во-первых, это один из моих близких друзей, с которым мы знакомы еще со студенческих лет – вместе учились журналистике в Казанском государственном университете. Во-вторых, Володя Зотов – многолетний коллега, с которым мы работали в редакциях газет «Вечерняя Казань», «Казанские ведомости». Сейчас его снимки регулярно появляются в публикациях сетевой газеты «Казанские истории». Он сохранил для истории многие события жизни нашего города и республики. Благодаря способности Зотова поддерживать свой архив в рабочем состоянии, его фотолетопись сегодня воистину бесценна. Убедилась в этом, когда мы вместе работали над тремя томами книги «Республика Татарстан: новейшая история». В-третьих, Володя интересен мне как фотохудожник, который хорошо понимает разницу между любительской и профессиональной съемкой. Работая всю жизнь в оперативной журналистике, он не потерял способности смотреть на жизнь как художник. Не раз в жизни Володя удивлял меня способностью притягивать к себе внимание окружающих. Он расскажет вам тысячу баек о том, как это помогает ему в работе. В этом качестве для меня Володя Зотов един – и как высокий профессионал, и как яркая личность.  

НАША СПРАВКА:

Владимир Зотов является членом Союза журналистов и Союза фотографов России. Был в числе организаторов творческой группы казанских фотографов «Тасма». С 1960-х годов участвует в выставках в СССР и за границей. Работы Владимира Зотова были напечатаны в фотоальбомах «Другая Россия» (Лондон, 1986), «Современная фотография в Советском Союзе» (Дюссельдорф, 1998), «Меняющаяся реальность» (Вашингтон, 1991) и других изданиях.  

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить