Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Ещё есть наша фамилия, которая затрудняет нам жизнь»
- Любовь АГЕЕВА
- 10 апреля 2011 года
Так писал своей дочери Светлане Назиб Жиганов. В Казани прошел вечер памяти Светланы Жигановой, посвященный 75-летию со дня ее рождения. Его организовали Казанская государственная консерватория имени Назиба Жиганова и Музей-квартира композитора – филиал Национального музея Республики Татарстан.
Вечер проходил 5 апреля 2011 года в малом зале Казанской консерватории, там, где она бывала и школьницей, и студенткой, и педагогом. В зале находились муж Светланы Назибовны Герман Анатольевич Егоров, профессор Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева, их сын Алексей и внук Роман.
Светлана Жиганова и Герман Егоров познакомились в конце 50-х благодаря любви к джазу. Герман играл в самодеятельном оркестре на фортепьяно, а Светлана пела. Они вместе выступали в оркестре под управлением А. Монасыпова, который работал при Доме культуры Менжинского. Поженились в 1960 году. Сын Алексей родился 26 августа 1961 года.
Организаторы юбилея назвали вечер памяти удивительно точно – «Мгновения жизни». И хотя в принципе так можно сказать о любом человеке, на этот раз речь шла о жизни примечательной. Она была бы интересна собравшимся уже тем, что это была жизнь дочери человека, которого они знали. И был риск остаться в тени великого отца.
Наверняка Светлана Назибовна не раз страдала от такого близкого соседства. Однако на этот раз это был ЕЁ вечер. Все выходящие на сцену говорили о ней, вспоминали ее, восхищались ею. И создавалась мозаика жизни личности незаурядной, талантливой и интересной.
Профессор Казанской государственной консерватории, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Светлана Назибовна Жиганова (1936-1998), старшая дочь композитора от первого брака – с солисткой Татарского театра оперы и балета Серафимой Алексеевной Жигановой (Минеевой) (1914-1998), единственная из детей Назиба Гаязовича, как и отец, посвятила всю свою жизнь служению музыке.
Выпускница историко-филологического факультета Казанского государственного университета, она окончила также и Казанскую консерваторию как певица (меццо-сопрано) по классу профессора В.Лазько. Со студенческих лет выступала в концертах – сначала с самодеятельными, позже с профессиональными оркестрами, в том числе с джазовыми оркестрами под управлением В. Деринга, А. Монасыпова.
В 60-70-е годы XX века была известна как камерная певица. Первой в Казани Светлана Назибовна исполнила вокальные произведения C. Прокофьева, Д.Шостаковича и Р.Щедрина. Болезнь, связанная с органами дыхания, не позволила ей стать оперной певицей, о чем она мечтала с юных лет. Служение музыке Светлана Назибовна продолжила, став педагогом по классу вокала сначала на музыкальном факультете КГПИ, а затем, с 1966 года, – в консерватории.
Именно в стенах консерватории она сформировалась как педагог, на этом нелёгком поприще достигла вершин мастерства. В этом вузе Светлана Назибовна проработала 32 года. Она заведовала кафедрой оперной подготовки.
Профессор Светлана Назибовна Жиганова воспитала более 60-ти учеников, среди которых ведущие солисты театра оперы и балета имени Джалиля, народные артисты России и Татарстана Ренат Ибрагимов, Татьяна Зорина, Галина Ластовка, Рафаэль Сахабиев, заслуженные артисты Татарстана Равиль Идрисов, Юрий Петров, Разия Узбекова. …
Начал вечер памяти ректор Казанской консерватории,народный артист РФ и РТ, профессор Рубин Абдуллин. Он знал Светлану Назибовну и как дочь своего учителя, и как своего коллегу.
В программе принимали участие известные казанские певцы, и в жизни каждого из них Светлана Назибовна оставила яркий след.
Например, Эдуард Трескин вспомнил, что именно она благословила его, студента физфака Казанского государственного университета, на певческую карьеру. А Гельнар Маннапова-Волкова, в недалеком прошлом директор пятого лицея, вспомнила детские годы, когда деятели театра жили в одном доме и их дети дружили.
Профессор консерватории Вера Таганцева свои выступления прочитала, чтобы от волнения не упустить что-то важное. Выступавшие говорили о том, что Светлана Назибовна была удивительно добрым человеком. Ее любили ученики и коллеги. Ученики ценили ее в первую очередь как педагога, однако, вспоминая через многие годы, больше говорили о ее человеческих качествах, о готовности помочь, поддержать в трудную минуту.
Она внесла значительный вклад в становление казанской оперной, вокальной школы и в целом в развитие музыкальной культуры Татарстана. Форма вечера памяти была заявлена как лекция-концерт, и весьма кстати была электронная презентация на основе фотографий из фондов Национального музея РТ и личного архива семьи Егоровых. Но основную часть вечера составило музыкальное приношение юбиляру.
Выступали народная артистка России и Татарстана, профессор консерватории Зиля Сунгатуллина, заслуженный артист России, народный артист Татарстана, профессор Юрий Борисенко, заслуженная артистка России, народная артистка Татарстана, профессор Галина Ластовка, народная артистка Татарстана, доцент Клара Хайрутдинова, Людмила Филиппова, Равиль Идрисов, Ирина Балякина, Мнир
Соколов. Кто-то пел, кто-то вспоминал.
Самое примечательное было в том, что значительную часть программы составили выступления «внуков» Светланы Назибовны, ученики ее учеников – Зили Сунгатуллиной и Галины Ластовки. Студенты консерватории исполнили романсы, арии из опер «Алтынчеч» и «Джалиль» Назиба Жиганова.
Лия Дмитриева преподнесла в дар Дому-музею Жиганова книгу «П.И. Чайковский. Письма родным», изданную в 1940 году. В 1942 году Назиб Гаязович подарил книгу ее матери. Подарок с благодарностью приняла заведующая музеем Лидия Яковлева.
Лия Закировна – дочь Сары Заровой, солистки Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, подруги первой супруги Жиганова – Серафимы Алексеевны Жигановой, и Закира Сафина, драматурга и либреттиста. Они жили вместе в театральном общежитии на улице Касаткина. Это была первая квартира начинающего композитора, выпускника Московской консерватории в Казани.
В завершение вечера был показан отрывок из фильма о Светлане Жигановой из цикла передач «Аура любви», подготовленный творческой группой ТНВ, удивительно светлый по интонации. Он как бы суммировал все эмоции предыдущей части вечера и выразил их в конкретных фактах и событиях жизни Светланы Жигановой. Как свидетельствуют люди, знающие дочь и отца, они во многом были похожи. Оба беззаветно любили музыку, консерваторию. Оба отличались сложным характером. Назиб Гаязович учил ее общаться с людьми на своих ошибках. Вот что он писал дочери в июне 1969 года:
« [...] советую тебе не быть похожей на наших вокалистов консерваторских. Работай над собой, читай, присматривайся к большим художникам музыки. У них всегда есть чему поучиться. «Береги» свои мысли, не торопись их обнародовать. Бойся коридорных разговоров, ты должна отличаться своим знанием (широким) от других чл. кафедры. Я помню, ты ещё кончала Университет. Это обязывает тебя быть качественно иной. Ещё есть наша фамилия, которая затрудняет нам жизнь. Видишь, как всё просто и ясно на бумаге. А жизнь нас подкарауливает и иногда даёт нам по попе там, где меньше всего ожидаешь этого».
Как она сама признавалась в интервью Резеде Даутовой, с отцом у нее были сложные отношения.
«Наверное, потому что папа с мамой в 48-м году разошлись. А я была девочкой с характером. В кого характер? В него, наверное, – вспоминала она. – Они расстались, когда ей было 34 года. Она страшно переживала, а я переживала вместе с ней. Мы не общались с отцом до моего 28-летия. Хотя я очень любила его и знала: он тоже меня любит.
Я поступила в университет на истфак. Семья решила: пока не закончишь университет, в консерваторию – ни ногой. Но я все равно пела – и в самом университете, и с оркестром Деринга, и с прекрасным пианистом Георгием Яковлевичем Ростом. Пела и классику, и джаз. Мне единственной дали свободный диплом, и я сразу же поступила в консерваторию.
Папа не хотел принимать меня. Не только потому, что я – его дочь. Он считал, что джаз испортил мой голос. На этой почве мы сильно ругались. Когда я все же поступила, было непросто и учиться. Недоброжелатели отца не оставляли без внимания вольнолюбивую студентку.
Трудно было и потом, когда после трех лет работы на музфаке меня взяли педагогом вокала в консерваторию. И до сих пор трудно. Я все время вынуждена доказывать, что я... не верблюд (горько усмехается). Что я сама по себе чего-то стою.
Если мы ругались, то ругались здорово. В основном на профессиональные темы. Да, он мог быть суровым и жестким. Принципиальным. Но и очень добрым, человечным, терпимым. Помню, даже тогда, когда узнал, кто именно строчит на него доносы, не выгнал этого человека. Далеко не всем нравились 43-летние ректоры. Кое-кто мечтал поставить Жиганова на место.
Меня всегда поражал его удивительный вкус. Откуда?! Мать его – простая прачка, отец – грузчик. С пяти лет сирота, детдомовец. Только в 16 лет узнал ноты, сел за фортепьяно. Какую волю, работоспособность надо было иметь, чтобы стать композитором! Помню, как он работал во время войны. У нас на первом этаже был страшный холод. Мы и сейчас живем в этой квартире. Тепло держалось только в ванной комнате. Там он и писал ночью свои оперы. Утром отсыпался, а потом шел в консерваторию».
Светлана Назибовна оставила много добрых следов после себя. И один из самых значительных – это книга писем своих родителей, которую они готовили к печати вместе со сводным братом Иваном Жигановым. «Когда отец писал маме, он, конечно, не думал, что спустя десятилетия письма вызовут интерес и будут опубликованы. Я сама прочла их всего год назад и была поражена искренностью, пылкостью и колоссальной информационной насыщенностью этих писем. Поэтому я с разрешения мамы решила их опубликовать. Думаю, нет, уверена, что они должны быть прочитаны людьми, интересующимися тем уже далеким от нас, временем, когда в Казани кипела музыкальная жизнь, создавались оперный театр, филармония и велась подготовка к 1-й Декаде татарского искусства в Москве».
Так написала она с предисловии.
К сожалению, книга вышла из печати уже без нее. Но во многом благодаря этой книге две половинки жизни Назиба Гаязовича Жиганова, разделенные двумя браками, наконец соединились.
Вела вечер заслуженная артистка РТ Лилия Апакова, научный сотрудник музея Н. Жиганова.
Презентация и фильм были подготовлены Алексеем Егоровым, который работает старшим научным сотрудником в музее своего дела, при поддержке технической группы консерватории.
Внук Назиба Жиганова Рома пока наверняка не понимает, в какой знаменитой семье он родился. Ему достаточно сложно было на этом вечере, когда взрослые совсем забыли о времени. Но у него все еще впереди. Роман начал учиться музыке...
Фото Альберта Тахавиева и из архива музея Н. Жиганова