Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Шаляпинский фестиваль-2012: опера «Евгений Онегин»
- Любовь АГЕЕВА
- 05 февраля 2012 года
Первого февраля 2012 года в Казани открылся 30-й международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина.
Уже многие годы этот фестиваль ежегодно становится одним из главных культурных событий города, привлекая в театр сотни поклонников музыкального искусства и исполнителей из многих городов России и других стран.
Первым в юбилейной афише стоит премьерный спектакль – после большого перерыва в постоянный репертуар театра вернулась опера Петра Чайковского «Евгений Онегин».
«Евгений Онегин»: казанская биография
Первым зрители увидели на сцене Георгия Кантора, который уже многие годы щедро делится с казанцами своими познаниями об истории музыкальной жизни Казани.
Опера «Евгений Онегин» впервые была поставлена в Казани в конце XIX века и шла в нашем городе неоднократно. В книге Георгия Кантора «Казань – Музыка – XX век» первая постановка датирована 1885 годом.
Казанская премьера состоялась через 6 лет после первой постановки, осуществленной на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории (дирижировал Н.Г. Рубинштейн).
В Казани опера шла на сцене городского театра, который тогда располагался там, где сейчас памятник Ленину. Это был один из лучших периодов жизни театра в Казани до революции, и связан он с именем антрепренера П.М. Медведева.
В одном из спектаклей «Евгения Онегина» выступал в качестве солиста Федор Шаляпин. Это была постановка с участием учащихся музыкальной школы. Антрепренером театра был в это время А. Орлов-Соколовский, который руководил и школой. В сезон 1889/1890 года оперной труппы в городе не было, и Казанское общество любителей музыки инициировало несколько постановок в исполнении самодеятельных артистов. Премьера с участием юного Шаляпина состоялась 29 марта. Сбор от спектакля пошел в пользу нуждающихся студентов Казанского университета.
В хоре пели церковные певчие со всей Казани. Из церковного хора попал на сцену и Федя Шаляпин. Как вспоминает один из учеников этой школы, назначенный на спектакль суфлером (в будущем известный режиссер Н. Боголюбов), Шаляпин «прекрасно спел в этом спектакле партию Зарецкого». Исследователи творчества нашего великого земляка именно это выступление считают дебютом Шаляпина-певца.
«Евгений Онегин» всегда был в афише казанского театра. Потому что в труппе были певцы с соответствующим амплуа. Как свидетельствует Георгий Кантор, в 1908 году в городской опере было два Онегина, две Татьяны, два Ленских. Опера шла в театре в 20-е годы прошлого века, в первые годы советской власти. Зимой 1919 года спектакли шли на сцене Красноармейского театра (ныне здание Ратуши), а летом артисты выступали на плавучей сцене, которая, путешествуя по Волге, останавливалась на крупных пристанях от Казани до Перми.
В истории оперы – постановки 1922 и 1928 годов. Потом «Евгений Онегин» появился в афише первой труппы оперного театра, открытого в 1939 году. Исполнителями были выпускники Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории. Постановка была осуществлена в 1940 году.
Из казанских исполнителей в роли Онегина в разные годы блистали Иван Жуков, Станислав Бабешко, в роли Ленского – Фахри Насретдинов, Нияз Даутов, Камиль Якубов, в роли Татьяны – Зулейха Хисматуллина, Дора Павловская, Гульшад Сайфуллина и Альфия Загидуллина. Мунира Булатова исполняла партию Ольги, Марьям Рахманкулова – партию няни.
После войны в Казани шли другие оперы Петра Чайковского – «Иоланта» и «Чародейка». После спектакля 1956 года, когда театр оперы и балета получил новое здание, «Евгений Онегин» надолго сошел со сцены. Лишь изредка, когда в Казань приезжали именитые Онегины, Татьяны, Ленские, спектакль появлялся в театральной афише. Игрался в старых декорациях и костюмах.
Во время первого оперного фестиваля в честь Федора Шаляпина в 1982 году партию Татьяны исполняла Любовь Казарновская. В роли Онегина казанцы увидели чешского певца Роберта Сыча. Больше спектакль в фестивальную афишу не включался.
Последняя постановка знаменитой оперы на сцене театра имени М. Джалиля была осуществлена в 2002 году (режиссер Н. Покотыло). Это была концертно-сценическая версия, что давало возможность приглашать в Казань известных оперных певцов. Но не на Шаляпинский фестиваль.
14 января 2011 года газета «Молодежь Татарстана» рассказала о премьере, подготовленной оперной студией Казанской консерватории.
Исполнители, занятые в опере "Евгений Онегин" в разные годы. Коллаж из буклета к премьерному спектаклю
«Евгений Онегин»: год 2012
На сайтах театра и «Российской газеты» мы нашли некоторые подробности о работе над премьерным спектаклем 2012 года.
Премьера – всегда событие, а тут, кроме того, – начало фестиваля. Публике было представлено три премьерных спектакля с разными составами. Один из составов работал 1 и 3 февраля. По высказываниям зрителей, которые смотрели оба состава, самым удачным получился первый спектакль. Исполнители были на большом подъеме. Церемония открытия фестиваля вполне этому способствует.
Как и сообщалось перед премьерой, никаких неожиданных интерпретаций «Евгения Онегина» Михаил Панджавидзе, которого казанцы знают как креативного выдумщика, зрителям на этот раз не преподнес. Опера поставлена в классическом стиле, однако решена современными художественными средствами. Режиссер ставил «Онегина» уже дважды, так что какие-то решения, видимо, уже были найдены ранее, а какие-то появились в сотворчестве с музыкальным руководителем. В интервью, которые в эти дни были опубликованы в казанских СМИ, не раз отмечалось, что М. Панджавидзе знает, чего хочет.
А чего он хотел, режиссер-постановщик, которого вполне можно назвать постоянным партнером нашего театра, сказал сам на пресс-конференции перед началом фестиваля: «Мне бы хотелось, чтобы молодые имели представление о героях этой оперы такими, какими их задумали Пушкин и Чайковский. Они еще увидят других Онегиных, они еще много чему насмотрятся в этой жизни. Это неизбежно – детей не оградишь от этого. Но пусть сначала они посмотрят то, как это должно быть. Пусть у них останется в памяти письмо Татьяны, ария Ленского в том виде, в каком они существует в России уже на протяжении ста лет».
Музыкальным руководителем и дирижером постановки стал Михаил Плетнев, пианист, композитор и дирижёр, народный артист России (1989), лауреат трёх Государственных премий Российской Федерации (1993, 1996, 2006) и международных премий (включая Grammy и «Триумф»).
Михаил Плетнев и Михаил Панджавидзе на пресс-конференции. Фото Татьяны Токаревой
Он считается одним из лучших интерпретатором Петра Чайковского. Маэстро в свое время сделал переложение для фортепиано двух балетных сюит: «Щелкунчик» и «Спящая красавица», в 2007 году осуществил в качестве дирижёра-постановщика в Государственном академическом Большом театре России постановку оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама».
Маэстро прибыл в Казань для участия в репетициях 23 января. Он не раз приезжал в Казань как востребованный гастролер. Посещение Казани имеет для него особое значение, поскольку связано с дорогими ему воспоминаниями. Детство музыканта с мировым именем прошло в Казани.
Родился Михаил Плетнев 14 апреля 1957 года в Архангельске, в семье профессиональных музыкантов. Отец – Плетнев Василий Павлович, баянист – окончил Московский институт имени Гнесиных. Мать – Плетнева Ольга Дмитриевна – пианистка.
Вскоре после рождения сына семья Плетневых поселилась в Саратове. Отец стал преподавателем консерватории, мать – концертмейстером. Через год в связи с проблемами с жильем семья переехала в Казань, где Василий Павлович возглавил кафедру народных инструментов. Ольга Дмитриевна работала концертмейстером на кафедрах вокального искусства, оперной подготовки, народных инструментов, а также была концертмейстером в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, работала с известными дирижерами И.Э. Шерманом, Д.Г. Садрижигановым, Х.В. Фазлуллиным. Уже через год ректор консерватории Назиб Жиганов помог Плетневым получить квартиру.
Не без участия ректора сложилась и творческая судьба Михаила. Его музыкальные наклонности проявились очень рано. В 3 года будущий музыкант рассаживал перед собой любимых плюшевых зверей, вырезал бумажные музыкальные инструменты и раздавал их своим зверятам, а затем ими дирижировал. Таким был самый первый оркестр Плетнева.
В 7 лет Михаил поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Казанской консерватории по классу фортепиано к преподавателю К. Шашкиной. С 13-ти лет учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории имени Чайковского, в классе Е. Тимакиной. С 1974 по 1979 год обучался в Московской консерватории в классе профессора Я. Флиера, впоследствии в классе профессора Л. Власенко, в 1981 году закончил аспирантуру.
В 1980 году Плетнев дебютировал как дирижёр. Является основателем и художественным руководителем Российского национального оркестра.
Музыкант не любит давать интервью, но несколько осторожных слов о премьерном спектакле он сказал на пресс-конференции перед началом фестиваля.
Я не могла не спросить Николая Васильевича, как он оценивает Назиба Жиганова. Он ответил сверхкратко: «Это талантливый композитор». В эпоху девальвации высоких слов и определений эта характеристика может показаться слишком скромной, но больше всяких слов говорит тот факт, что в один из первых дней пребывания в Казани Плетнев побывал в музее композитора. Среди сочинений Жиганова, которые он исполнял как дирижер, Плетнев назвал мне увертюру «Нафиса».
Михаил Плетнев не имеет соперников по необычайной творческой многогранности. Он интересуется многим: философией, театром, читает периодику, увлекается джазом, неравнодушен к футболу и теннису, хорошо разбирается в технике. Владеет английским, французским, немецким, итальянским и испанским языками.
Руководство театра имени Джалиля было уверено, что участие М. Плетнева станет событием фестиваля. И не ошиблось. Зрители тепло приветствовали дирижера. И как земляка, и как одного из сотворцов премьерного спектакля. Театаральный оркестр под управлением Плетнева было не узнать. Впрочем, в последние годы его работа вызывает восхищение не только у неискушенной публики, но и у профессионалов.
В новой версии «Евгения Онегина» соло в оркестре исполняли Марат Гильмутдинов (виолончель), Владислав Захаров (флейта), Георгий Романашин (гобой), народный артист РТ Альберт Гильфанов (кларнет), Сейфул Далишев (фагот), Евгений Журавлев.
Всего в спектакле задействовано более ста человек. Кроме солистов, это и хор, и балет, и миманс. Причем, артистов хора почти в полном составе режиссер-постановщик выводит на сцену трижды. В первой сцене они крепостные крестьяне Лариных, в сцене ссоры Онегина с Ленским – дворяне. Наконец, в начале третьего действия, когда неожиданно для меломанов под знакомую музыку, открывающую сцену бала в доме князя Гремина, на сцену выходят не танцевальные пары (они появятся чуть позже), а артисты хора, которых в этом случае можно обозначить одним словом – народ.
В целом спектакль лишен социальных мотивов, которые были обязательными в этой опере в советское время. Отношения помещицы Лариной со своими крепостными просто идиллические. Няню мы видим не только в спальне Татьяны, но и на балу, что вряд ли было в то время возможно.
Особые требования у театра были к исполнителям главных партий. Было решено приглашать только российских певцов, поскольку они находятся в контексте русской культуры, лучше чувствуют эпоху. Еще один важный момент – возраст. Артисты, играющие Онегина, Татьяну, Ленского, по определению должны быть молоды и красивы. Так что во время кастинга руководство театра постаралось избежать оперной условности, когда, к примеру, 26-летнего Онегина играет грузный сорокалетний артист. Все исполнители молоды и красивы, так что зритель легко верит в то, что происходит на сцене.
В роли Ольги казанцы увидели Елену Максимову (с 2000 года она солистка Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко) и Екатерину Сергееву из Мариинского театра. Обе – лауреаты многих престижных музыкальных конкурсов. Я видела спектакль с Екатериной Сергеевой, которая поразила зал своей естественностью, когда не замечаешь всей условности оперного представления.
Роль Татьяны все три дня исполняла Амалия Гогешвили (Московский театр им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко). Она очень хорошо передавала характер своей героини в развитии. Знаменитая сцена с письмом совершенно не воспринималась как оперная ария, настоль органично звучало ее пение.
А. Гогешвили родилась в Москве. Окончила Музыкальный колледж имени А. Шнитке (вокальный факультет, класс профессора Л. Абрамовой), Государственный музыкально-педагогический колледж имени Ипполитова-Иванова (факультет теории музыки), Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (педагог – профессор З. Соткилава). Получив диплом в 2006 году, продолжила обучение в аспирантуре.
В оперной студии консерватории спела партию Виолетты в опере «Травиата» Дж. Верди и партию Церлины в опере «Дон-Жуан» В.А. Моцарта. В октябре 2004 года певица была удостоена Гран-при Международного фестиваля искусств в Болгарии «Le Paon Lumineux». Она – дипломант международных конкурсов вокалистов. В 2005 году стажировалась в Италии. В 2006 году была приглашена в труппу театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Ленский Сергея Скороходова (Мариинский театр, Санкт-Петербург) покорил казанцев и своим голосом, и артистической внешностью, и драматическим талантом (он пел первые два спектакля). Несмотря на то, что сцена дуэли знакома нам до каждого слова и ноты, зал замер, ожидая трагической развязки. На третьем спектакле в этой роли казанцы увидели солиста Национальной оперы Украины Дмитрия Кузьмина.
Дирижировал в этот вечер Ренат Салаватов, главный дирижер оркестра оперного театра, у которого свое представление о «Евгении Онегине» и о возможностях коллектива, которым он руководит.
На сайте театра мы прочитали о том, что среди зрителей 3 февраля был замечен известный татарский поэт Ренат Харис, в прошлом заместитель министра культуры РТ, который признался, что в театре уже второй вечер подряд. Он не скрывал своего восхищения спектаклем, отметил интересную работу дирижера. «Темпы сегодня значительно быстрее», – заметил он, сравнивая трактовку Рената Салаватова с интерпретацией Михаила Плетнева. Действительно, Р. Салаватов провел ряд сцен (письмо Татьяны, объяснение Татьяны и Онегина) порывисто, приподнято, в достаточно подвижных темпах. За кулисами Салаватова даже сравнили с Тосканини – за его стремительность.
Солист Мариинского театра Владимир Мороз в роли Онегина покорил казанскую публику и своим голосом, и своей игрой. Он включился в репетиционный процесс одним из первых. Артист впервые выступал в нашем городе. Певец поделился с пресс-секретарем театра Жанной Мельниковой своими впечатлениями: «В казанском театре отличный хор – слаженный, дисциплинированный, с хорошим звуком. Репетиции проходят интересно. Я впервые работаю с режиссером Михаилом Панджавидзе: сначала немного испугался его активности, а потом мне стал открываться все больше и больше его замысел, и я очень увлекся».
Певец когда-то дебютировал на сцене в роли пушкинского франта. Он исполнил роль Онегина уже более 70-ти раз – в шести разных постановках!
В жизни актер оказался совсем не таким, как его герой. Певец увлеченно рассказал о своей работе, о любимых учителях. «Открытый для общения и обаятельный внешне, обладатель волнующего душу баритона, кажется, очаровал всю женскую половину театра. В такого Онегина невозможно не влюбиться!» – прочитала я на сайте театра.
Владимир считает, что для артиста важно не только в совершенстве владеть своим искусством (убеждать зрителя как вокально, так и актерски), но и помнить о высшем предназначении театра. «Опера – это высокая миссия, – говорит О. Мороз. – Наша задача – возвысить человека, может быть, на что-то открыть ему глаза. Люди стремятся в театр, чтобы подняться над обыденностью и получить мощную духовную подпитку. И мы, артисты, должны помнить об этом».
Артисту, как он сам признается, было очень приятно получить приглашение участвовать в Шаляпинском фестивале.
Громкие аплодисменты сопровождали все арии Онегина в исполнении В. Мороза. «Все-таки публика ценит страстность и искренность исполнения...», – заметил автор рецензии на третий спектакль, опубликованной на сайте театра.
Во второй день партию Онегина исполнял Андрей Григорьев из Большого театра России.
Он родился в Иркутске. В 1987 году окончил Музыкальное училище имени П.И. Чайковского в Свердловске (ныне Екатеринбург), в 1992-м – Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных по классу Наталии Шпиллер. В 1990-1995 годах был солистом Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. В 1995-1996 годах выступал в московском театре «Новая опера» Евгения Колобова.
Его существование на сцене резко контрастировало с игрой других артистов. В спектакле, решенном постановщиком как живое действо, в котором имеет большое значение не только вокал, но и драматическая игра исполнителей, статичный Онегин смотрелся чужеродно.
Творческая биография А. Григорьева безупречна. Скорее всего это результат недостаточности репетиционного процесса.
Конечно, первые спектакли не бывают без каких-то накладок, тем более если это спектакли фестивальные, когда хронически не хватает репетиций. Правда, премьерный драйв, когда зрители не замечают или делают вид, что не заметили, этих накладок, создает в зрительном зале необыкновенную ауру праздника. И очень жаль, когда она разрушается досадными мелочами.
В роли князя Гремина зрители увидели и особо отметили на поклоне Михаила Казакова, казанца, ныне поющего в труппе Большого театра. Вокал – вне всяких похвал. Интересно решен его образ режиссерски. Гремин неожиданно показывается в конце свидания жены с Онегиным и уходит со сцены, нежно держа ее за руку. Значит, жена рассказала ему о предстоящем свидании.
Единственно, что разрушало мое представление о Гремине, – это некоторая игра певца на публику. Видимо, многочисленные концертные выступления приучают постоянно ловить волны зрительской симпатии.
Примечательно, что даже второстепенные партии в «Евгении Онегине» исполняли маститые артисты. В роли француза Трике мы увидели знаменитого тенора Мариинки Константина Плужникова, который оказался талантливым характерным актером. Няня в исполнении выдающейся певицы-сопрано Ларисы Шевченко – именно та няня, которая нам представлялась еще на школьной скамье, любящая, заботливая, которой Татьяна – как дочь.
Казанские меломаны умеют ценить исполнителей вне зависимости от времени, проведенного на сцене, и места в программке, они наградили К. Плужникова и Л. Шевченко на поклоне дружными аплодисментами.
Солистам Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля достались роли второго плана: Айдар Нургаянов исполнил партию Зарецкого, Максим Самыхин – партию Ротного.
Казанцы высоко оценили все компоненты спектакля: и режиссерское решение Михаила Панджавидзе, и сценографию, и оркестр, и хор. С самого начала зрители не скупились на аплодисменты. Особенно часто они раздавались после хоровых эпизодов оперы – настолько была безупречной и динамика, и слаженность движений, и актерское мастерство артистов хора (хормейстер Любовь Дразнина).
На сцене царствовал минимализм (сценограф – Игорь Гриневич). Особую атмосферу спектаклю придавали видеодекорации с использованием компьютерных спецэффектов (художник по свету Сергей Шевченко, автор компьютерной графики Павел Суворов). С помощью видеоизображения дорисовывались элементы домашней обстановки в доме Лариных, пейзажей (сцена дуэли, изображение Невского проспекта). На протяжении всего спектакля на сцену проецировалось изображение пушкинских рукописей поэмы «Евгений Онегин», соединяя музыку и поэтическую основу спектакля.
Современные технические средства позволяют уменьшить бюджет спектакля, однако на этот раз пришлось не жалеть денег на костюмы. Их шили в самом театре по эскизам Людмилы Волковой. Она принимала участие в постановке 20-ти спектаклей в оперном и других театрах, в том числе московских. В настоящее время является владелицей собственной мастерской по пошиву театрально-сценического костюма «Акварель».
Нельзя не отметить, что некоторые казанцы, прежде всего профессионалы, посмотрели все три премьерных спектакля. Абсолютному большинству моих собеседников новый вариант «Евгения Онегина» очень понравился. Хотя были и другие мнения.