Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Апрель | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 |
-
1919 - Постановлением Наркомпроса РСФСР Казанское промышленное училище преобразовано в политехнический институт
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Трактаты из средневековья
- 30 августа 2005 года
Мидхат ИЖБУЛАТОВ, историк-краевед, автор спецкурса «Мирас» (Наследие), предложил редакции любопытный материал о двух научных трактатах средневековых ученых Казани.
В 1542 году выдающийся казанский ученый-математик Мухетдин Мухаммат Атмаджа Хаджи улы написал математический трактат «Маджмегъ-ал кавагыйд» («Сборник правил»). Рукопись хранится в Санкт-Петербургском отделении Института востоковедения РАН.
Это оригинальное сочинение содержит свод почти всех арифметических правил, бытовавших в древности. Объем рукописи – 243 листа, написана она на древнетюркском языке.
Цель написания данного сочинения автор поясняет так: «С отрочества до старости обращаясь в кругу эмиров, высокопоставленных лиц, больших мастеров письма и счета, долгое время служил им, упражнялся по законам и правилам которые требуются в счетных делах. По мере возможности изучил и получил знания от многих таких книг, которые составлены для получения знания и одобрены.
Я видел, что многие мыслящие личности нуждаются в этой книге и хотят изучить, так как она в высшей мере нужна и полезна. Поэтому я, бедолага, взялся за составление книги по арифметике, пользуясь переводами из арабского и персидского и хотел бы, чтобы это произведение было любимым, отвечало требованиям времени и ожиданиям работающих в этой отрасли и желающих быть образованными…»
Судя по предисловию, автор использовал при составлении сборника большое число книг по математике и все приведенные в них правила изложил в доступной форме для широкого круга читателей.
В XVII веке казанский ученый Юныс бике Иванай бике Усай ал-Уруви ал Казани составил научный трактат «Шархи Фараиз ас-Саджаванди» (Комментарий на «Фараиз ас-Саджаванди»). Объем 96 листов на персидском языке.
Его научное творчество протекало в период с 1636 года до конца XVII века. После окончания медресе он работал имамом-мударисом в деревне Оры в Заказанье (ныне Арский район Татарстана). Был весьма образованным человеком своего времени и блестящим знатоком арабского и персидского (фарси) языков. Юныс Уруви проявлял большой интерес к мусульманской юриспруденции и законодательству, был знатоком права и математики. (См. В.М.Беркутов. Развитие математического образования булгаро-татар. Казань, 1997).