Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Старые татарские названия в топонимике юга Заречья
- Ренат БИКБУЛАТОВ, краевед
- 01 декабря 2004 года
Старых татарских названий в топонимике юга Заречья пять. Сегодня они звучат так: Бишбалта, Аракчино, Зилант, Ягодная и Кузьметьево.
Бишбалта авылы (деревня Бишбалта)
Бишбалта относится к числу старейших уголков города. Археологические изыскания, проведенные в этих местах знаменитым археологом Альфредом Халиковым, показали, что селение Бишбалта («Пять топоров») существовало не менее тысячи лет назад, еще в те времена, когда на кремлевском холме только появилась белокаменная крепость. В этом селе издавна жили татарские мастера по дереву – плотники, лесорубы, столяры. В те времена, когда вокруг стояли дремучие леса и Казань почти сплошь была деревянной, работы для них хватало.
Постепенно бишбалтинские мастера стали специализироваться на строительстве речных судов разного типа. Селение Бишбалта быстро росло и развивалось. Вокруг были прекрасные дубовые и сосновые леса, и предки казанских татар строили из них речные суда – торговые и военные. Этому во многом способствовало географическое расположение деревни: рядом протекала могучая Волга, по которой сплавляли строительный и корабельный лес и куда спускали построенные суда. К тому же здесь находилась достаточно просторная и удобная бухта, где могли останавливаться крупнотоннажные речные и военные корабли.
Многочисленные источники свидетельствуют о том, что Бишбалта еще с булгарских времен стала центром судостроения. Русские источники называли построенные здесь суда насадами, учанами и ладьями. Если надо было возить зерно, соль и другие сыпучие и объемистые грузы, использовали большие корабли – насады. Когда надо было перевозить дорогие товары – текстиль, меховые изделия и т.д., пользовались судами средних размеров – учанами. Эти же суда в случае необходимости перевозили и воинов. Ладьи же – более мелкие суда – ходили по малым рекам. На них перегружали товары, когда надо было плыть вглубь страны.
Память о судах, сделанных в Казани, сохранилась в явно татарских названиях типов судов, ходивших по Волге: пабусы, кербаши, мишани, бафьши, каюки, карбасы. Последние – это тяжелые суда, которые мощным корпусом ломали тонкий лед.
Что касается столь странного названия села – Башбалта – читайте в этом же номере газеты статью Рената Бикбулатова «Почему название Бишбалша?». и почему на этом месте возникло Адмиралтейство, основанные Петром I в 1718 году.
Очень жаль, что в припадке революционного максимализма улица Бишбалшинская в 30-х годах прошлого века в Адмиралтейской слободе исчезла из топонимики города и об этом названии знают только старики, ныне эта улица Большая. И в то же время появились в этом районе города улицы: Энгельса, Клары Цеткин, Либкмехша, Урицкого. Людей, которые ни разу не были в нашем городе и не имеют к нему никакого отношения.
Жилекле Алан авылы (село Ягодная Поляна)
Старинные татарские легенды повествуют о том, что сразу за Казанью вдоль волжских берегов тянулись дикие, почти не тронутые леса. Один из них, назывался Дисилякле Урман – Ягодный лес, так как в нем было много лесной ягоды: малины, земляники, черники, клубники… В этих же местах на сухом и возвышенном месте в окружении заливных лугов и болошистых низменностей на расстоянии 3 км. от города на реке Казанке располагалось старинное татарское село Жилекле Алан авылы. В период казанского ханства село было немалым по количеству дворов. Татарское предание описывая бегство казанцев из поврежденного города в 1552 году упоминает «Ягодный берег». Само селение со всеми угодьями Иван Грозный передал во владение казанскому воеводе Петру Булгакову, который был из ростовских князей. С этого времени начинается заселение этих мест русскими переселенцами, а само село получило название Ягодная Поляна.
С 1584 года эти места перешли во владение Казанской епархии, а селение Ягодная Поляна стала личным угодьем Казанского и Свияжского архиепископа Тихона II. В середине XIX в город «поглотил» село. С 1825 года село официально вошло в городскую черту.
Сегодня в топонимике этого района сохранилось только название улицы Ягодинская (Ягодинская Урамы), располагающейся около остановки «Улица Гладилова» троллейбусного маршрута №4.
Хужэхмаш авылы (деревня Кеземешьево)
После событий 1552 года проживавшие здесь татары покинули село, на это указывают найденные там эпиграфические (надгробные) памятники. Это село долгое время до периода составления писцовых книг было пустошью. В писцовых книгах 1565-1568 гг. оно упоминается как «пустошь Кеземешева на озере на Кеземешеве на оборочной» пашни пер. 10 чешв., зарослей и дубрав пашенных 12 десятин в поле, а в дву потому ж» сена 50 колен, леса «пашенного» 6 десятин… и пустошь Кеземешева отделена была в поместье окольничему Михаилу же Лыкову…».
В 1603 г. в деревне имелось 10 дворов, 2 из которых были пустые. В 1646 г. крестьянских дворов стало 13, бобыльских 3, жили в деревне Кеземешеве 75 человек.
Сегодня это современный городской поселок, в настоящее время называемый Куземетьево, куда можно доехать автобусом №23. в этом поселке располагаются улицы: Куземетьевская, Куземетьевская – 1-я, Куземетьевская – 2-я, Куземетьевская – 3-я, Куземетьевская – 4-я и Куземетьевская – 6-я.
Уракчы (Аракчино, Уракчино) – старинное татарское селение. Название деревни происходит от татарского слова уракчы – жнец. После 1552 г. татары из села были изгнаны. Впервые деревня упоминается в писцовых книгах 1602-1603 гг. как Аракчин починок с 10 дворами.
Сегодня Аракчино – современный поселок в черте города Казани, куда можно доехать автобусом №2, где сохранились названия: улицы Аракчинская 2-я, Проход на Аракчинскую, Аракчинское шоссе и станция Аракчино.
Джилан шау (Зилантова гора)
У татар существует красивая легенда, что на этом месте водилось много змей и как один из колдунов уничтожил этих змей…
Не будем пересказывать содержание легенды, только с тех пор эта гора называлась Джилан шау, в русском произношении Зилантова гора. До 1956 года об этой горе писали: «она составляет высокий левый берег Казанки, с запада лежит небольшая Джилан Куле (Змеиное озеро). Высота холма до 30 метров над уровнем Казанки. Плоская вершина ее имеет размеры около 400 метров длины. Расстояние до Казани – 4 км». по другой татарской легенде, здесь располагалась княжеская резиденция, и что здесь существовало на горе Булгарское поселение XIII-XIV вв., что последними археологическими раскопками не подтвердилось. Археолог и историк Н. Ф. Калинин считал, что здесь был транзитный пункт, пристани, склад для перегрузки товаров с больших судов на суда могущие двигаться вверх по Казанке или сухопутьем. Современники еще считают, что здесь мог находится сторожевой отряд казанцев, наблюдательный пункт, поскольку эта местность для наблюдения над передвижением противника была весьма удобная. В 1559 году успенский монастырь с места его основания в 1552 году на месте памятника русским воинам павшим при взятии Казани был перенесен ан Зилантову гору.
И как не противились священнослужители монастырь стал называться Успенский Зилантов, который нынче успешно возрождается.
Не менее интересен рассказ о других старых татарских районах Казани: Дербышки, Аметьево, Атары, Кульсеишово, Кульмаметово, Девликеево, Киндери, Аки, Салмачи, Караваево, Самосырово, адышево, Арское поле, Сююмбекин сад-бусшан (Архиерейская дача) и др.