Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Многоцветный узор Татарстана

22 апреля состоится III съезд народов Республики Татарстан, делегатами которого избраны 730 делегатов, которые представляют все муниципальные образования и национально-культурные организации республики.

Мы решили познакомить своих читателей с национальными общинами Татарстана, которые объединены в Ассамблею народов Татарстана. Нам поможет редакция журнала «Наш дом – Татарстан», которая в 2015 году выпустила специальный номер, представив все 35 общин. Номер открывается приветствием председателя Совета Ассамблеи Фарида Мухаметшина.

Современный Татарстан – это многонациональная и поликонфессиональная республика с устоявшимися вековыми традициями мирного добрососедского проживания представителей более 170 народов.

Гармонизация этноконфессиональных отношений выступает важнейшим приоритетом нашей государственной политики. В данном направлении в республике проводится значительная работа. Совершенствуется нормативно-правовая база, сформирована организационная структура, определены центры ответственности. В реализации национальной и миграционной политики активное участие принимают институты гражданского общества. Ключевую роль здесь играет Ассамблея народов Татарстана, объединяющая 35 региональных национально-культурных организаций, имеющая 2 филиала и 8 представительств в городах и районах республики. На протяжении более чем двух десятилетий Ассамблея выступает ведущим методическим и ресурсным центром развития этнокультурной жизни Татарстана.

В рамках этого широкого общественного движения функционируют общеобразовательные и воскресные школы, детские сады с обучением и воспитанием на родном языке. В местах компактного проживания этнических меньшинств организовано издание газет и радиовещание на национальных языках. Ежегодно проводятся традиционные праздники: татарский Сабантуй, русский Каравон, удмуртский Гырон быдтон, мордовский Балтай, марийский Семык, чувашский Уяв, кряшенский Питрау и другие.

Особое разнообразие и пестроту этнической палитре республики придают многочисленные фольклорные коллективы, которых у нас насчитывается почти тысяча. Расширение сети национально-культурных учреждений, строительство Домов дружбы открывают перед нами новые возможности и перспективы.

Убежден, творческий потенциал и энергия, созидательный опыт и патриотизм народов Татарстана станут надежной опорой дальнейшего поступательного экономического и социокультурного развития нашей родной республики.

Председатель Государственного Совета Республики Татарстан,

Председатель Совета Ассамблеи народов Татарстана Ф.Х. Мухаметшин

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ

В Татарстане проживают 9527 азербайджанцев

Региональная общественная организация «Азербайджанская национально-культурная автономия Республики Татарстан «Азербайджан» ведет отсчет с 1988 года, когда группа студентов и аспирантов, проживавших в Казани, объединились в организацию «Огуз».

Первые председатели общества Эльдар Мамедов и Мирзалы Алиев основное внимание уделяли молодежным мероприятиям, укреплению связей с исторической родиной, пропаганде и привитию национальных традиций.

Активисты «Огуза» первыми возродили жизнерадостный восточный праздник «Навруз байрам. Начиная с 1990 года, азербайджанская диаспора Казани стала регулярно отмечать национально-государственные и религиозные праздники: День независимости Азербайджана, Курбан байрам.

В ноябре 1992 года уже при новом председателе Ибрагиме Ибрагимове была осуществлена официальная регистрация Азербайджанского общества «Огуз», которое через два года снова прошло перерегистрацию и стало именоваться Обществом дружбы «Татарстан – Азербайджан». В октябре 1998 года его члены приняли решение учредить НКА азербайджанцев города Казани.

Важнейшим событием в жизни всех азербайджанских общественных организаций России стало проведение в 1999 году в Москве объединительного собрания, на котором было принято решение об учреждении Азербайджанской НКА Российской Федерации. Ее вице-президентом был избран Ибрагим Ибрагимов. В конце того же года азербайджанцы, проживающие в других городах и районах Татарстана, приняли решение учредить республиканскую национально-культурную автономию «Азербайджан», председателем которой избрали Эльчина Алиева. Затем в Бугульме под председательством Азера Рафиева возникла городская автономия азербайджанцев «Диляр».

Несколько лет (с 2002 по 2006) общину возглавлял Алмурсал Мурсал оглы Манафов. Организованные в тот период концерты (например, к Дню солидарности азербайджанцев всего мира) и музыкальные вечера (вечер мугама – народного песенно-музыкального творчества) стали незабываемыми событиями для жизни всей азербайджанской общины Татарстана. В августе 2002 года совместно с АНКО РТ диаспора провела благотворительную акцию сбора и перечисления финансовых средств на строительство одного из будущих символов Казани – мечети Кул Шариф.

В 2007 году, объявленном Годом благотворительности в Татарстане, АНКА РТ «Азербайджан» провела несколько официальных благотворительных акций.

С 2012 года автономию возглавил Субхан Ахадзаде, благодаря которому в мае 2013 года была открыта мемориальная доска видному сыну азербайджанского народа, просветителю, врачу и другу Габдуллы Тукая – Нариману Нариманову на улице Нариманова в Казани.

В преддверии Универсиады-2013 азербайджанцы посадили 410 деревьев на Оренбургском тракте столицы. В День Победы в ресторане «Давыл» были накрыт столы для 400 ветеранов Великой Отечественно войны. Активисты автономии сумели наладить крепкие, дружеские отношения с детдомом Казани, что на улице Агрономической. Вместе с Министерством культуры Татарстана удалось провести в Казани Неделю азербайджанского кино.

Два года назад азербайджанские общины начали активно формироваться во всех районах республики, объединяясь под крылом региональной организации.

В 2015 году прошло торжественное открытие на здании КФУ мемориальной доски выдающемуся представителю азербайджанского народа – основоположнику российского востоковедения, иранисту, арабисту, тюркологу, автору множества книг Александру Казем-беку.

 АРАБЫ

В Татарстане проживают 850 арабов

Региональная общественная организация «Союз арабских студентов РТ» была основана после продолжительной неорганизованной деятельности 20 января 2007 года и сразу вошла в состав Ассамблеи народов Татарстана. В Союзе в основном иностранные студенты, не являющиеся гражданами Российской Федерации.

Необходимость создания организации обусловлена стремлением арабов, приехавших на учебу, объединиться для решения ряда проблем, связанных с их образованием, бытом, отдыхом, повышением интеллектуального и культурного уровня, занятием физкультурой и спортом, правовой и социальной защитой.

Союз арабских студентов ежегодно организует праздничные вечера на День разговения (Ураза байрам) и День жертвоприношения (Курбан байрам). Студенты встречают гостей (а это преподаватели вузов, представители Ассамблеи народов Татарстана) в своих национальных одеждах, угощают кофе и традиционными арабскими сладостями и устраивают концерты.

По традиции каждый год отмечается День матери.

В январе 2009 года во время обострения арабо-израильского конфликта Союз арабских студентов по согласованию с властью города провел на площади Свободы Казани антивоенный митинг в солидарность с палестинским народом. На площади собралось около 150 человек, преимущественно молодежь.

Большой популярностью среди арабов пользуются различные научные и культурно-просветительские симпозиумы и сессии, направленные на повышение умственного уровня и культурного развития. Шесть лет назад арабские студенты выступили организаторами научной конференции «Роль арабских студентов в диалоге культур», в работе которой приняли участие руководитель Кувейтской исламской академии наук и представитель министерства экономики Кувейта. В интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», которые регулярно проводятся в Доме дружбы народов Татарстана, соревнуются команды знатоков из Йемена, Египта, Ирака, Палестины.

Союз арабских студентов старается популяризировать арабскую культуру среди местного населения через вокальное искусство (нашиды). Первый такой фестиваль «Иншат» собрал большое число популярных в арабском мире исполнителей, таких, как Амин Хамим (Йемен) и Аль-Мубдиг Абд-Рахман Бухабиля (Алжир), также вокальное исполнение было представлено на татарском, персидском, турецком языках. Союз арабских студентов РТ тесно сотрудничает с Ассоциацией иностранных студентов и аспирантов Казани.

АРМЯНЕ

В Татарстане проживают 5987 армян

Со времен Волжской Булгарии армяне здесь жили, строили. Именно они принесли культуру камня. Первое общество армянской культуры «Луис» было создано в Казани в 1994 году. Через семь лет была зарегистрирована Национально-культурная автономия армян Республики Татарстан – ее признали лидером среди других общин на праздновании 15-летия Союза армян России.

С первых дней создания автономия взяла курс на сохранение древнеармянской культуры, передачу ее следующему поколению. Для этого армяне начали устраивать многочисленные национальные праздники, приглашать армянских артистов, организовывать встречи в воскресной школе. В отличие от других национальных обществ, армянская стала инициатором многих художественных выставок. Самая большая была приурочена к 1000-летию Казани.

Не счесть культурных проектов, которые были реализованы в рамках дружбы Армении и Татарстана. Между Вахитовским районом Казани и округом Нор-Норк Еревана проходит культурный обмен. Прошло несколько художественных выставок. Был пpoведен конкурс сочинений про Татарстан – все в Армении писали сочинения на приз армянской общины Татарстана и мэрии округа Нор-Норк. В Татарстане 50 школ писали сочинения об Армении. В Ереване была устроена фотовыставка Кафиля Амирова «Природа глазами прокурора».

В 2013 году было подписано соглашение между Казанским федеральным университетом и Ереванским государственным университетом. В 2014 году было подписано соглашение между Казанской государственной архитектурно-строительной академией и Ереванским архитектурно-

строительным университетом по обмену студентами, защите диссертаций и другой научной деятельности. Также были подписаны соглашения между Национальными музеями Татарстана и Армении, между Национальным музеем Татарстана и музеем Параджанова в Ереване. На основании соглашения были проведены выставки в Армении и Татарстане.

11 апреля 2015 года вся Казань пришла в движение – празднично и торжественно отмечалось 20-летие армянской национально-культурной автономии республики. В Доме дружбы народов Татарстана состоялось Межрегиональное совещание руководителей региональных отделений Союза армян России, в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева – праздничный концерт и фотовыставка Альберта Аганова «Древняя Армения глазами казанского профессора», в Шахматной школе – передача бюста Тиграна Петросяна.

АССИРИЙЦЫ

В Татарстане проживают 123 ассирийца

Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия ассирийцев Республики Татарстан» ведет отсчет с 1997 года, когда группа передовых ассирийцев создала Общественную организацию ассирийцев Казани «Бара» («Свет»).

В январе 1997 года под редакцией Арсена Саввы вышел в свет первый номер ежеквартального независимого бюллетеня ассирийцев Татарстана «Бара» («Свет»), вокруг которого стали сплачиваться передовые силы ассирийцев Татарстана, такие, как Георгий Бит-Мурад, Валентина Михайло, Сурен Геваргиз, Зинаида Тома и другие. Тогда созрели идеи создания национальной школы для обучения детей родному языку, фольклорных коллективов.

В сентябре 1997 года в граде Свияжске состоялась встреча ассирийской диаспоры Казани со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Патриарх благословил деятельность ассирийцев Татарстана.

В плане национально-культурного воспитания ассирийцев Казани и выполнения уставных целей и задач организации работа проводится по нескольким направлениям. Во-первых, это издательско-полиграфическая просветительская деятельность: выпуск буклетов, календарей, плакатов, издание ежеквартального независимого бюллетеня ассирийцев Татарстана «Бара» («Свет»), который задумывался как просветительское издание для ассирийцев Казани. Общий тираж составил 1300 экземпляров. Во-вторых это образовательно-воспитательная деятельность. Третье направление деятельности – проведение традиционных ассирийских праздников.

В октябре 2001 года был создан первый в СНГ ассирийский сайт – «Ассирийцы Татарстана» с адресом www assyria.narod.ru.

В 2007 году Арсен Савва был приглашен на Международный форум ассирийских общин, который состоялся в Краснодаре 3-5 февраля. На нем был создан общественный Совет руководителей ассирийских организаций стран СНГ, который обратился к руководству США принять немедленные меры по прекращению геноцида ассирийцев в Ираке и созданию в пределах Ниневийской равнины Ассирийской провинции.

7 января 2008 года в Москве в храме Март-Марьям Ассирийской Церкви Востока состоялась встреча митрополита Ирака Мар-Гиваргиса и руководителя ассирийской общины Республики Татарстан Арсена Саввы. Митрополит Ирака (ныне Патриарх Церкви Востока) Мар-Гиваргис передал через Арсена Савву письмо Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву, в котором поздравлял его с днем рождения и выражал благодарность от лица руководства Ассирийской Церкви Востока за заботу и поддержку ассирийского национального меньшинства.

АФГАНЦЫ

В Татарстане проживают 136 афганцев

В 2000 году многонациональную семью Татарстана пополнила зарегистрированная региональная общественная организация РТ «Единство Афганистана», которая согласно своему уставу взяла цель на укрепление дружеских связей между народами Татарстана и Афганистана. Разные пути привели афганцев в Казань. Асефи Фереидун получил диплом юриста-международника и дипломата в Институте международных отношений в Киеве, начал работать в Академии наук Украинской ССР. Но в Казань позвал брат Шариф: на кафедре уголовного права юрфака КГУ его попросили внести предложения в проект нового Уголовного кодекса СССР, а русский язык он очень плохо знал. Третий брат Асефи – Шафур Мухаммад в 1990 году поступил на факультет иностранных языков Казанского пединститута, затем перевелся на юрфак Института социально-гуманитарных знаний.

Так сложилось, что именно когда три брата были в Казани, власть на родине захватили моджахеды и вернуться в Афганистан Асефи уже не могли. Как и другие афганцы, они остались в Poccии после учебы в советских вузах и составили костяк татарстанской организации.

БАШКИРЫ

В Татарстане проживают 13726 башкир

В 1992 году были созданы Башкирские национально-культурные общества «Башкорт йорто» в Казани и «Юлдаш» в Набережных Челнах. Курултай башкир Татарстана, прошедший в 2002 году, объединил башкир городов Казань, Набережные Челны, Нижнекамск. Первым председателем «Башкорт йорто» стал живописец, график, народный художник Татарстана Рашид Имашев, с 1998 года – Фирдаус Баширова.

В 2000 году стараниями активистов был открыт детский хореографический ансамбль. На счету Национально-культурной автономии башкир Казани «Башкорт йорто» – выставка заслуженного художника РФ, народного художника РТ Абрека Абзгильдина в Уфе (2000), участие в фестивале «Ваше величество – танец» в Эстонии (2002), ежегодный фестиваль танца башкирских детей (в 2015 году приурочен к открытию фестиваля имени Рудольфа Нуриева в Казани), выставка доцента кафедры изобразительного искусства и дизайна КФУ Мадины Махмутовой «Национальный костюм в миниатюре» (2014), выездные конференции, День башкирской поэзии в Доме дружбы народов Татарстана (2015), детские праздники, дни родного языка, конференции и круглые столы молодежного крыла и другие.

В 1999 году начала свою деятельность НКА «Урал» города Нижнекамска. Курултай башкир Татарстана, прошедший в 2002 году, объединил башкир городов Казань, Набережные Челны, Нижнекамск. Председателем Курултая была избрана Фирдаус Баширова. Открытие башкирской общеобразовательной школы в Набережных Челнах (2004), еженедельных передач на башкирском языке на волнах «Саба дулкыннары» (2008), башкирской культуры в Казани (2005), в Заинске (2011), выставки непрофессиональных башкирских художников, мероприятия, посвященные 250-летию национального героя Салавата Юлаева, 450-летию присоединения башкир к Московскому княжеству, 1000-летию Казани (первый Президент Башкортостана Муртаза Рахимов подарил башкирам Татарстана национальную юрту), выездные конференции в болгары, фестивали искусств башкирских детей, Курултаи башкир (2010, 2012) – это неполный перечень деятельности Курултая Татарстана.

В 2011 году Набережночелнинское НКО «Юлдаш», переименованное в НКА «Шонкар», вышло из Курултая башкир Татарстана, башкирская общеобразовательная школа стала воскресной. В Национально-культурной автономии башкир Татарстана функционируют фольклорные коллективы: нижнекамский «Сал Урал» и «Гульназира» в Набережных Челнах.

БЕЛОРУСЫ

В Татарстане проживают 4592 белоруса

В апреле 2002 года белорусы Казани официально зарегистрировали местную общественную организацию «Спадчына» («Наследие»). Хотя первые мигранты-белорусы, как писала газета «Камско-Волжская речь», появились в Казани в 1915 году и, несмотря на нелюбезный прием со стороны дореволюционного правительства, сумели объединиться для выживания.

Гурток «Пралеска» – своеобразный национально-культурный белорусский центр размещался тогда на Второй Солдатской улице в квартире Климанской. Приезжие организовали кружок самодеятельных артистов и хор белорусской песни и устраивали благотворительные концерты, чистый сбор от которых поступал в пользу учившихся в Казани белорусов-беженцев. Сейчас центр белорусской жизни в Татарстане – мемориальный музей классика белорусской литературы Янки Купалы в селе Печищи Верхнеус-лонского района республики.

Так сложилось, что в ноябре 1941-го здесь, на переправе через Волгу, эвакуированные сутками ожидали возможности попасть на паром. Среди беженцев оказался и народный поэт Белоруссии Янка Купала. Об этом узнал директор Печищинского мукомольного комбината. Он нашел среди огромной массы людей Ивана Доминиковича Луцевича, которого вся страна уже знала под псевдонимом Янка Купала, и предложил им с женой, Владиславой Францевной, остановиться в Печищах. Следующие восемь месяцев классик белорусской литературы провел в этом небольшом селе Верхнеуслонского района.

30 мая 1975 года на территории Печищинской мельницы, в двух комнатах которой обитал Янка Купала, был открыт мемориальный музей. До 1982 года музей работал на общественных началах. В декабре 2000 года музейная экспозиция была обновлена по проекту тогдашнего директора музея Маргариты Антоновой. Маргарита Николаевна Антонова участвовала в становлении белорусской общины Татарстана.

В 2015 году его 40-летие широко отметили представители общественной организации белорусов Казани «Спадчына», Консульства Республики Беларусь в Казани, администрации Верхнеуслонского муниципального района Татарстана, Государственного литературного музея Янки Купалы в Республике Беларусь.

Иван Луцевич родился 7 июля 1882 года, как известно, на эту дату приходится языческий праздник Ивана Купалы. И когда впоследствии поэту нужно было выбрать псевдоним, именно это обстоятельство послужило тому, что весь мир теперь знает белорусского поэта Янку Купал. По этой причине активисты общественной организации «Спадчына» отмечают праздник Ивана Купалы именно в Печищах, на берегу Волги.

Несколько лет подряд при поддержке консула Республики Беларусь в Казани «Спадчына» организует большие праздники для ветеранов Великой Отечественной войны.

Активисты «Спадчыны» установили тесные связи с Отделением Посольства Республики Беларусь в Казани и принимают участие в развитии деловых отношений между предпринимателями Беларуси и Татарстана, и

БУЛГАРЫ

В Татарстане проживают 484 булгара

В 1999 году была зарегистрирована общественная организация «Булгарская община» Казани, а по результатам переписи населения 2010 года булгары были выделены в качестве самостоятельной национальности.

С началом перестройки булгары, объединившись в общественные организации, стали проводить активную работу по возвращению самоназвания «булгар» в качестве национального названия. Они восстанавливали утраченные традиции, язык, культуру.

В 1988 году в Казани был создан булгарский историко-культурный клуб «Булгар аль-Джадид» («Новый Булгар»), который организовал в сентябре на центральном стадионе Казани первый информационный митинг булгарского движения. Год за годом «Булгар аль-Джадид» кропотливо вел работу по восстановлению истории и культуры булгарского народа. После принятия в 1993 году новой Конституции России многие булгары через суды (в том числе и члены клуба «Булгар аль-Джадид») восстановили официальное самоназвание «булгар», получили возможность указывать ее в паспортах. Первым из них был Хабибрахман Габдрахманов – пенсионер, всю жизнь проработавший машинистом тепловоза. Он был избран первым председателем созданной в 1995 году булгарской организации.

10 января 1999 года в Минюсте РТ была зарегистрирована общественная организация «Булгарская община» Казани, которая сразу же вошла в Ассоциацию национально-культурных объединений Татарстана. Члены клуба «Булгар аль-Джадид», а в дальнейшем члены Булгарской общины города Казани провели огромную работу по изданию книг и газет, связанных с булгарским возрождением.

В результате огромной работы булгарских организаций впервые в новейшей истории России во время переписи населения 2010 года булгары были включены в список народов России.

ВЬЕТНАМЦЫ

В Татарстане проживают 244 вьетнамца

Первые вьетнамцы приехали на казанские швейные фабрики по межправительственному соглашению в 1986-1988 годах. В 2002 году была зарегистрирована вьетнамская Национально-культурная автономия Татарстана под символичным названием «Доанкет», что означает единство.

У истоков создания автономии стояли семеро вьетнамцев, которые давно обосновались в Казани, и татарин Ринат Ибрагимов. Родившийся в Кукморском районе республики, в советское время он работал во Вьетнаме востоковедом, после перестройки – торгово-экономическим представителем Татарстана во Вьетнаме и от души полюбил эту далекую страну.

Первым председателем «Доанкет» стал Нгуен Куан Туен. Он был переводчиком и руководителем одной из вьетнамских групп, которые приехали работать на казанские фабрики в конце 80-х. Уставной задачей общества стали обеспечение прав и интересов вьетнамской общины по сохранению родного языка, национальной культуры, обрядов и традиций, а также содействие в развитии торгово-экономических, научно-технических и гуманитарных связей Республики Татарстан и Социалистической Республики Вьетнам. Были выстроены отношения сотрудничества «Доанкет» с татарстанскими фирмами при участии вьетнамского частного капитала в ЗАО «Сарепта», 000 «Витаком», 000 «Витарус».

НКА вьетнамцев стала принимать деятельное участие в подготовке официальных мероприятий – визита во Вьетнам Премьер-министра РТ Рустама Минниханова в сентябре 2004 года, проведения Дней

экономики Татарстана в Ханое в октябре 2005 года. При активном участии вьетнамцев состоялся визит в Татарстан полномочного посла Вьетнама, а так же визит в нашу республику Генерального консула Вьетнама в Российской Федерации. В 2007 году Казань посетила делегация Министерства иностранных дел Вьетнама.

В 2007 году «Доанкет» возглавил переводчик и предприниматель Дам Зань Лам. При его непосредственном участии правление стало прилагать усилия для сплочения вьетнамцев, работающих в Татарстане.

Вьетнамская организация заключила соглашения со всеми государственными вузами Казани. По этой причине вьетнамцы стали поступать в КНИТУ-КХТИ, КФУ, КГМУ, КГАСУ. Своим студентам «Доанкет» оказывает всестороннюю поддержку.

Молодежь и дети активно участвуют в жизни своей автономии, отмечают национальные праздники, а также участвуют в городских мероприятиях. «Доанкет» проводит несколько крупных мероприятий в год. Это Тэт –восточный Новый год по лунному календарю, осенний праздник Чунг Тху, День защиты детей. Также вьетнамцы отмечают День независимости Вьетнама.

ГРЕКИ

В Татарстане проживают 477 греков

3 мая 2001 года в многонациональной палитре Татарстана появилась Национально-культурная автономия греков «Демос». Греки объединились, чтобы сохранить свою культуру, религию, обычаи, язык.

Первые греки появились в Казани после революции 1917 года, в основном они состояли смешанных браках. В конце 30 – 40-х годов прошлого века они стали приезжать в столицу Татарии на учебу или по распределению на работу. Например, первой преподавательницей древнегреческого и латинского языков на историческом факультете Казанского университета в 1937 году была Екатерина Ипполитова – выпускница Ленинградского университета.

В 60 – 80-х годах многие студенты-греки уже учились в университете, химико-технологическом, инженерно-строительном, сельскохозяйственном, ветеринарном, медицинском институтах и других учебных заведениях Казани. По окончании учебы многие из них остались здесь жить и работать. Они-то и стали инициаторами объединения греков Татарстана.

Первым председателем был избран Константин Мурадов, который и по сей день вносит посильный вклад в развитие греческой общины. С первых дней существования в «Демосе» царит атмосфера тепла и семейственности, ведь цель объединения – желание казанских греков быть вместе, помогать друг другу, растить детей, прививая им культуру и обычаи исторической родины. Одна из важнейших задач – это сохранение языка. Но преподавателей, которые могли бы обучать литературному греческому языку, в Казани найти довольно сложно.

С национальными танцами дела обстоят лучше: дети с удовольствием посещают открытый при Доме дружбы народов Татарстана класс греческих танцев. Греческие семьи Казани вместе празднуют православные праздники, День Республики Татарстан, День Победы. Конечно, особая дата – 25 марта – День независимости Греции. В этот день собирается более 200 человек. Ярко, с широким застольем, песнями и национальными танцами отмечают в «Демосе» свой исторический праздник.

Ядро организации – замечательные люди Казани: профессора, доценты, кандидаты наук, спортсмены, строители, юристы, врачи. Назовем самых активных – Василий Янаков, Константин Мурадов, Спартак Кесов, Владимир Ланцов, Федор Саввиди, Константин Папуниди, Спартак Янаков, Харлампий Харлампиди и многие другие. В Нурлате живет семья депутата городского Совета Романа Чахмахчева, который долгие годы возглавлял местный мясокомбинат.

ГРУЗИНЫ

В Татарстане проживают 1478 грузин

Национально-культурная автономия грузин города Казани «Иверия» начала свою деятельность в 1998 году под руководством Ивана Мчедлишвили, заложившего крепкий фундамент направлений деятельности общины, которые легли в основу Устава организации.

После перерегистрации в 2006 году была основана новая НКА грузин Казани – «Сиони», которую возглавила Майя Хухунашвили. На протяжении многих лет национально-культурная автономия грузин «Сиони» ведет активную образовательную деятельность. В многонациональной воскресной школе Казани плодотворно работают учителя грузинского языка и литературы Циала Немсицверидзе и Нана Белкания. Они приобщают грузинскую молодежь к национальным традициям и ведут огромную деятельность по сохранению грузинского языка.

Ежегодно община проводит традиционные праздники: День Грузии, День матери, День грузинского языка. Многие религиозные праздники община проводит в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре. В 2013 году был реализован проект «Сны о Грузии», который содействовал укреплению дружбы и налаживанию сотрудничества молодежи разных национальностей.

В 1999 году был создан танцевальный коллектив грузинского танца «Оцнеба», который в 2014 году получил звание «Народный коллектив Республики Татарстан». Бессменным руководителем является Тэя Пертая.

Неотъемлемой частью деятельности общины стала благотворительность. 5 октября 2014 года члены o6щины провели благотворительный концерт для беженцев из Донецкой и Луганской областей, проживающих в лагере «Солнечный». Летом 2015 года национально-культурная автономия грузин «Сиони» начала сбор гуманитарной помощи для пострадавших от наводнения в Тбилиси. На протяжении недели в ресторан «Пиросмани» приходили люди и приносили продукты питания и вещи для людей, оставшихся без крова. Нужно отметить, что каждый член грузинской общины внес свою лепту в это богоугодное дело.

Заместитель председателя НКА грузин «Сиони» Юрий Махатадзе потратил немало сил и времени, чтобы гуманитарная помощь дошла до адресата.

ДАГЕСТАНЦЫ

В Татарстане проживают 1908 дагестанцев

Дагестанская община Казани, которая объединяет лакцев, табасаран, кумыков, даргинцев, аварцев, лезгин, рутульцев, агульцев, цахуров и другие народы Дагестана, появилась благодаря дагестанскому татарину – командиру военного авиаполка, полковнику Касиму Гайнутдинову, который 31 октября 2001 года зарегистрировал «Дагестан» официально.

Именно Гайнутдинов стал первым председателем объединения. Тщательно изучив историю, он пришел к выводу, что с давних пор народы Дагестана тесными узами связаны с татарами. Известно, что с 1882 по 1906 год в Казани жил средний сын знаменитого имама Шамиля – руководителя освободительного движения народов Дагестана (в доме Шамиля сейчас музей Тукая). В 1900 году в Казань, к выдающемуся татарскому просветителю Каюму Насыри, приезжал учиться первый книгопечатник Абу Суфьян Акаев.

Сейчас Дагестан – субъект Российской Федерации, поэтому перед казанским объединением не встают проблемы оформления гражданства, эмиграции граждан. Также нет явной остроты в вопросах сохранения языка и культуры. В связи с этим «Дагестан» направляет свои усилия на образование и просвещение членов общины, особенно молодежи. Ведется активная работа по формированию групп для многонациональной воскресной школы. Цель школы – привить подрастающему поколению любовь к родному языку, традиционные нравственные ценности: умение жить в мире с другими народами, трудолюбие, достоинство, мужество и патриотизм.

Важной частью просвещения станут уроки-беседы, затрагивающие религиозный аспект. Старшее поколение объясняет молодым разницу между настоящей религией и современным ваххабизмом, который сеет повсеместный раздор.

Уже несколько лет «Дагестан» плотно сотрудничает с Союзом общественных деятелей РТ и Всероссийским союзом боевых искусств под руководством Александра Даренкова. Совместно было проведено десять мероприятий патриотической направленности для учеников старших классов. Для ребят были организованы выездные спортивные мероприятия: «Десант», соревнования по стрельбе и другим видам спорта. Старшее поколение дагестанцев стремится сформировать у молодых положительное отношение к армии, готовность защищать Родину.

Дагестанское объединение добилось успехов и в области популяризации спорта. В общине – одна футбольная и две волейбольные команды, борцовская секция. «Дагестан» регулярно организует встречи молодых спортсменов-борцов с титулованными мастерами. Так, в 2012 I году Казань посетили олимпийские чемпионы Лондона по дзюдо Тагир Хайбулаев, Арсен Галстян, Мансур Исаев и другие известные российские спортсмены. В 2015 году гостем национального объединения стал шестикратный чемпион мира по боксу и тайскому боксу Джабар Аскеров. Для юных дагестанцев он провел мастер-классы.

Нельзя не сказать об уникальном танцевальном кружке, который открыт при объединении. С дагестанцами – большими и маленькими – занимается профессиональный хореограф, однако он не стремится, чтобы его подопечные вышли на сцену. Ему важно, чтобы они освоили новые движения, отточили свои танцевальные навыки, которые пригодятся на свадьбах, днях рождения и других семейных праздниках.

Интересный опыт родился в объединении народов Дагестана – празднование Дня страны Это регулярное мероприятие не национального, а познавательного характера. Организуется большой обед в дагестанском кафе, во время которого рассказывается об истории страны. Дети узнают о ее географических особенностях, взрослые – о достопримечательностях и туристических возможностях. Таким образом, «Дагестан» уже провел мероприятия, посвященные Ирландии, Португалии, Арабским Эмиратам, Бразилии, Китаю. Такие праздники расширяют кругозор, настраивают на желание познавать что-то новое и, возможно, совершить путешествие.

Сейчас на базе казанского «Дагестана» в республике формируются еще несколько национальных сообществ: аварское, кумыкское, даргинское, агульское и лезгинское.

ЕВРЕИ

В Татарстане проживают 2624 еврея

В мае 1989 года в Казани был торжественно открыт клуб еврейской культуры «Менора». На сцену вышел замечательный скрипач Леонид Сонц – и еврейская душа запела...

 Леонид Сонц был одним из учредителей Казанского еврейского культурного центра «Менора» при Татарском отделении Всероссийского фонда культуры. Было это в 1988 году, а спустя год на свет появился клезмерский ансамбль «Симха», ставший первым – и единственным – в России высокопрофессиональным еврейским музыкальным коллективом. Музыканты (5 инструменталистов и 3 вокалиста) обратились к истокам национальной музыкальной культуры, их исполнение было глубоко романтичным и эмоциональным. Репертуар ансамбля оказался необычайно широк: две еврейских программы, несколько программ классической и популярной музыки, джаз».

Со временем культурное общество «Минора» трансформировалось в одну из самых крупных еврейских общин России. С 1990 года Леонид Сонц возглавлял ее до своей преждевременной кончины.

Летом 2001 года Татарстанская еврейская национально-культурная автономия была зарегистрирована официально.

Еврейская община Казани объединяет различные еврейские организации, работающие в Казани и Республике Татарстан, которые объединяют представителей еврейского народа и членов их семей вне зависимости от национальности.

«Казанская иудейская религиозная община» и «Казанская иудейская община» – это религиозные организации, возглавляемые Главным раввином РТ Ицхаком Гореликом. Их задача – дать возможность евреям республики и Казани соблюдать традиции и обряды иудаизма. Республиканский благотворительный фонд «Еврейский центр «Хэсэд Моше», открытый 11 мая 1997 года, возглавила Анна Смолина. Эта организация наладила социальную и общинную благотворительную работу с учетом менталитета евреев, проживающих в Татарстане. Ежегодно «Хэсэд Моше» оказывает социальные услуга населению республики на 13 миллионов рублей. Дважды центр становился лауреатом республиканского конкурса «Благотворитель года». В «Хэсэде» работают также службы «Питание», «Уход на дому» (патронаж), «Медицинская программа» (оплачиваются приобретение лекарств, изготовление очков, зубопротезирование, консультации врачей).

Программа клуба «Золотой возраст» предусматривает занятия по любым интересам пожилых людей – создание теплой атмосферы еврейского дома, изучение истории и традиций своего народа. В программе – изучение идиш, иврита. В хоре «Шалом» поют женщины золотого возраста. В ансамбле «Фрейлехс» танцуют тоже немолодые люди.

Программа «Семейный клуб» объединяет до 100 семей. Здесь регулярны встречи семей, обмен опытом воспитания детей, приобщение к традициям. Для дошкольников и младших школьников по воскресеньям распахнула свои аудитории Воскресная школа. За четыре часа скучать никому не приходится: изучение еврейских традиций, художественное творчество, танцы, иврит, конкурсы и дружеское чаепитие.

Для взрослых работают Семейный клуб, Женский клуб, а для людей творческих и активных – танцевальная студия под руководством Виталии Левиной. Лариса Семенова руководит хоровой студией для членов общины «золотого возраст».

«Библиотека общинного центра» находится в уютном помещении, насчитывает 5000 томов и обслуживает читателей вне зависимости от национальности. В фонде – книги по еврейской истории, религии, философии, много классической литературы, подборка еврейской прессы. Молодежный еврейский центр «Афифон» во главе с Леонидом Усятинским объединяет студенческую молодежь Казани, которая встречается в разных студиях: танцевальной, театральной, брейн-ринге.

Важным республиканским событием ежегодно, начиная с 2012 года, является Международный фестиваль еврейской музыки, проводимое общиной совместно с Министерством культуры РТ. В рамках фестиваля жители республики знакомятся с еврейской музыкой, танцами, культурой, представленной участниками со всего мира.

В 1996 году Еврейской общине возвращено здание синагоги, в 2015 году прошло ее торжественное открытие после масштабной реставрации (Новоселье в обновленной синагоге).

Синагога – это не только религиозный центр казанских иудеев. Здесь сосредоточена вся культурная жизнь общины, проводятся многочисленные просветительские акции, концерты, творческие встречи.

Газета «Еврейская улица» издается более 15 лет. Единственное русскоязычное издание еврейской общины в Татарстане выходит раз в два месяца тиражом 500 экземпляров.

В Казани в 1998 году создана и успешно работает средняя общеобразовательная школа №12 с еврейским этнокультурным компонентом, в которой ученики наряду с общеобразовательными предметами изучают историю, традиции, язык еврейского народа. Директор – Ольга Трупп. Кстати, учатся там не только дети евреев.

Руководит Татарстанской еврейской НКА бизнесмен Михаил Скоблеонок, генеральный директор ООО «ТАКПО». С 2008 по 2013 год он возглавлял Еврейскую федеральную национально-культурную автономию.

 ИНДИЙЦЫ

В Татарстане проживают 87 индийцев

Центр по развитию культурных связей Татарстана и Индии, созданный при участии Посольства Республики Индия и администрации Казани энтузиастами во главе с Жанной Даниленко, начал свою работу 18 мая 2000 года. С 2008 года Центр возглавляет предприниматель Иштиак Ахмад Гилькар.

При Центре открыта единственная в Поволжском регионе школа индийского классического танца «Каласангита», в которой преподается танец в стиле «бхаратанатьям», один из самых древних в мире. Первым преподавателем была Жанна Даниленко, которая обучалась всем премудростям древнего танца в Индии, в знаменитом институте «Калакшетра». Также в начале 90-х при Центре был создан коллектив индийского танца «Сантош», в репертуаре которого танцы в стиле Болливуд. Сейчас премудрости индийского классического и народного танца преподает Гульнара Гатауллина, которая выучила в Индии язык хинди. Кстати. С 2007 года отделение хинди открыто в Многонациональной воскресной школе Казани.

В 2001 году Казанская академия культуры и искусств совместно с Культурным центром имени Дж. Неру при Посольстве Индии в Москве, Республиканским научно-методическим центром Министерства культуры РТ организовали семинар-практикум по татарскому народному и индийскому классическому танцам для хореографов Татарстана. Занятия по индийскому классическому танцу северно-индийского стиля «катхак» вел преподаватель культурного центра имени Дж. Неру Хариш Гангани. Одновременно была издана информационная брошюра по стилю «катхак», которая послужила и учебным пособием для участников семинара.

Ежегодно Центр организует выставки по индийской тематике. Дважды выставлялись работы заслуженного художника Татарстана Батраева, посвященные Индии, а в сентябре 2001 года казанцы смогли увидеть уникальную коллекцию кукол из Индии, демонстрирующих национальные костюмы народностей и штатов этой страны, а также фотовыставку, посвященную жизни и творчеству великого индийского писателя Рабиндраната Тагора.

В Доме дружбы народов Татарстана в начале 2002 года Центр организовал выставку «Путешествие по Индии», приуроченную к Дню Республики Индия, а также лекцию-демонстрацию индийского классического танца «бхаратанатьям».

В конце ноября того же года в Казани прошел Всероссийский фестиваль-конкурс индийского танца «Натья Анджали». В апреле 2003 года Казань посетил Полномочный министр, заместитель главы Посольства Индии в Москве господин Ашок Кумар Мукерджи. Состоялись его официальные встречи с представителями Правительства Республики Татарстан и мэром Казани. В том же году при поддержке Дома дружбы народов Татарстан, Посольства Республики Индия был снят фильм про стиль «бхаратанатьям» «Уроки классического танца»: свое мастерство показали учащиеся школы классического танца «Каласангита» и студенты института изящных искусств «Калакшетра» в городе Ченнаи. В 2010 году Центр подвел итог своей десятилетней деятельности большой концертной программой.

27 января 2013 года в Доме дружбы народов Татарстана Центр по развитию культурных связей между Татарстаном и Индией и школа классического индийского танца «Каласангита» провели лекцию-демонстрацию классического индийского танца в стиле «бхаратанатьям». Мероприятие было приурочено к Дню Республики Индия. Школа классического танца «Каласангита» и коллектив индийского танца «Сантош» 27 – 28 апреля 2013 года приняли участие во Всероссийском фестивале индийского танца, который проводился в Уфе при поддержке Посольства Индии в Российской Федерации и был приурочен к 40-летию общества дружбы Башкортостана и Индии. Коллективы Центра по развитию связей между Татарстаном и Индией представили Казань в семи номинациях и заняли первые места в классическом танце и народном индийском танце.

Ежегодно Центр принимает участие в конференциях, проводимых Казанским обществом Рерихов. В октябре 2013 года в Доме дружбы народов Татарстана прошел юбилейный концерт коллектива индийского танца «Сантош» «А знаете ли вы Индию?», где зрители смогли не только насладиться красочными колоритными танцами, но и узнать много интересных фактов об истории, искусстве и быте загадочной страны.

В мае 2014 года с официальным визитом Дом дружбы народов Татарстана и Центр посетил Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Индия господин Пунди Сринивасан Рагхавана с супругой. Коллективы «Сантош» и «Каласангита» показали ему свое творчество. В октябре 2015 года коллектив «Сантош» стал лауреатом Международного конкурса-фестиваля традиционной художественной культуры «Этномириада» и Республиканского этнокультурного фестиваля «Наш дом – Татарстан».

 КАЗАХИ

В Татарстане проживают 1758 казахов

Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия казаховРеспублики Татарстан «Казахстан» была учреждена 8 января 2000 года после ряда реорганизаций Казанского общества «Казахстан», учрежденного 26 апреля 1991 года.

Цель автономии – сохранение самобытности этнических казахов в условиях проживания в инонациональной среде. Значительное внимание уделяется изучению истории взаимоотношения двух братских народов, а также содействию в развитии всесторонних отношений Казахстана и Татарстана.

В активе общины – подписание соглашения между академиями наук Казахстана и Татарстана на Первом всемирном курултае казахов в 1992 году в городе Алматы; организация выставки гражданской продукции десяти оборонных предприятий города Казани в городе Алматы в 1993 году; издание монографии Батыржана Кенжетаева «Казанские учебные заведения и процесс формирования казахской интеллигенции в середине XIX – начале XX века» в 1998 году; установка мемориальной доски в Казанском федеральном университете хану Букеевской орды Жангиру – почетному члену Казанского императорского университета (звание было присвоено в 1844 году). Исследованы и опубликованы материалы о дружбе поэта-песенника, народного писателя Казахстана Музафара Ашмбаева и заслуженного композитора Татарстана Максута Латыпова – их фронтовая переписка, хранившаяся у сестры Максута Латыпова – Лидии апы в Казани, передана в Национальный архив Республики Казахстан.

Община регулярно организует концерты художественной самодеятельности, а также принимает артистов из городов Уральска, Кызыл Орды Республики Казахстан.

Молодежное крыло казахов республики возглавляет студент КФУ Темерлан Турсунбаев.

 КОРЕЙЦЫ

В Татарстане проживают 864 корейца

Идею о создании национально-культурной автономии казанским соотечественникам подали друзья из Республики Корея, и в 2002 году была зарегистрирована НКА корейцев города Казани, которую возглавил Рудольф Ким.

Вот уже 13 лет община активно растет и развивается, поддерживая тесные связи с исторической родиной. В Доме дружбы народов Татарстана община успешно проводит крупные мероприятия. Например, в 2014 году прошла выставка, посвященная дню основания Трудовой партии Кореи и 150-летию добровольного переселения части корейцев в Россию. Кроме фоторабот, на выставке была широко представлена живопись северокорейских мастеров – картины из тончайших шелковых нитей. Особенность этих работ в том, что они не тлеют и сохраняются столетиями.

В последнее время мир захлестнула халлю – волна распространения современной корейской культуры. В начале нулевых волна пошла на Китай, потом накрыла Тайвань, Вьетнам. Из Азии направилась в Северную и Южную Америку, затем – в Европу, теперь подобралась к России. Только в Казани, по примерным подсчетам, в группах по изучению корейского языка в Казанском федеральном университете и Доме дружбы народов Татарстана занимаются около 2000 человек, причем самых разных национальностей. Уроки ведут квалифицированные специалисты, которые не только являются носителями языка, но и долгое время преподают корейский язык в Казанском университете, – Чжу Сун Мен и Регина Сабитова.

Национально-культурная автономия корейцев Казани внесла посильную лепту в проведение Универсиады-2013. На церемонии закрытия Всемирных студенческих игр на огромной сцене «Казань-арены» должны были выступать артисты Республики Корея – страны, принимающей следующую Универсиаду-2015. Для выступления нужно было сорок корейских танцовщиц, привезти всех – нереально. Ведь и так для выступления на церемонии закрытия прилетало 85 артистов – барабанщиков, певцов, актеров. По этой причине представители Посольства Республики Кореи обратились к руководителю НКА корейцев Казани Рудольфу Киму и попросили найти 20 студенток, способных быстро выучить танец и выступить с корейскими артистами. Наши девушки быстро откликнулись и под руководством хореографа Бунг Гуй Чой выучили корейский танец «Цветок».

С большим успехом в этом году в Доме дружбы народов Татарстана прошло выступление молодежного музыкального коллектива из Республики Корея. На концерте были представлены мелодии корейских и татарских композиторов. При поддержке национально-культурной автономии корейцев был образован танцевальный коллектив «Ханоль» (в переводе с корейского – «Единая душа»). Основным танцем коллектива стал знаменитый корейский танец с веерами («Пучхэчхум») в различных его вариациях.

Ближайшая цель коллектива – пополнение своего репертуара танцами с использованием рукавов, мечей и барабанов. Для делегаций из КНДР и Республики Кореи национально-культурная автономия организует экскурсии по городу, при необходимости – сопровождение и перевод.

 КРЯШЕНЫ

В Татарстане проживают 29962 кряшена

Современное этнокультурное движение кряшен ведет отсчет с декабря 1989 года, когда в Казани состоялась научно-практическая конференция, организованная Республиканским научно-методическим центром народного творчества Минкульта РТ. На протяжении почти двух десятилетий шла кропотливая работа энтузиастов-общественников и первопроходцев, в результате деятельности которых проведена большая культурно-просветительская работа в этнографических обществах Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги. В 2007 году была создана Общественная организация кряшен Республики Татарстан. Отделения в городах и районах создавались после конференций, сходов граждан, собраний, где открыто ставились национальные проблемы. Может быть, впервые в жизни собирались вместе кряшены определенного города и района, чтобы поговорить о своем, насущном.

Так были созданы отделения, где никогда до этого не было самоорганизации кряшен – в Пестречинском. Балтасинском, Кайбицком, Менделеевском, Тюлячинском, Кушорском, Рыбнослободском и других районах.

В 2008 году республиканская организация вошла полноправным членом в Ассамблею народов РТ, участвовала на втором съезде народов Татарстана. Сейчас у организации 17 отделений, 29 членов правления представляют более 20 районов и городов республики.

Приоритетной стала работа с молодежью. Впервые в истории кряшенского движения состоялся молодежный форум, в котором участвовали более 200 парней и девушек не только из Татарстана, но и Башкортостана, Удмуртии и Челябинской области. Во время форума было создано молодежное отделение Общества «Бэрэкэт» («Благодать»), В этот же период образовался госансамбль «Бермянчек», который собрал молодые кадры.

Общественной организацией, ансамблем «Бермянчек», газетой «Туганайлар» и Центром изучения кряшен и нагайбаков был учрежден Фестиваль молодых исполнителей кряшенской песни «Туым жондозы» – «Рождественская звезда». Цель фестиваля – сохранение и пропаганда лучших образцов кряшенского музыкального творчества, выявление самобытных ансамблей и солистов.

По инициативе, выдвинутой на молодежном форуме, с 2012 года реализован проект детского этнолагеря «Айбагыр» для детей-кряшен. Если в первый год в лагерь приехало 50 детей, то в 2015 году их число возросло до 120. Немаловажно, что в культурную программу летней Универсиады, прошедшей в июле 2013 года в Казани, вошли два важных мероприятия

кряшен. 12 июля в селе Зюри Мамадышского района республики в 14-й раз состоялся ежегодный Всероссийский фестиваль кряшенской культуры «Питрау», участниками которого стали иностранные гости и высокопоставленные лица государства. В рамках Универсиады прошла выставка «Искусство кряшен», организованная по инициативе Музея изобразительных искусств и при поддержке общества в галерее «Хазинэ» в рамках проекта «Искусство народов Поволжья». Выставку поддержали краеведы и музейщики, собравшие свои экспозиции на общественных началах в школах и музеях деревень Янцевары и Ковали Пестречинского, Старое Гришкино Менделеевского, Зюри и Дюсметьево Мамадышского районов, из городов Елабуга и Набережные Челны. По итогам выставки был издан каталог «Искусство кряшен», который стал первым научным изданием по декоративному искусству кряшен.

Общество поддерживает дружеские связи с кряшенами Башкортостана и нагайбаками Челябинской области. В ноябре 2011 года делегация Татарстана в составе республиканского актива и ансамбля «Бермянчек» приняла участие в областном фестивале нагайбакской культуры «Арумысыз, туганнар!». в селе Кассель. В мае 2013 года «Бермянчек» выступил с концертами в нагайбакских поселениях Париж, Фершампенуаз, Кассель, Остроленка. Сенсационным событием можно назвать приезд кряшен Красноярского края на фестиваль «Керэшен жыру эйтэ» в Набережных Челнах.

Ведется ведется большая работа в издательском, научно-исследовательском, грантовом направлениях, активно работают в интернете сайты, группы в соцсетях. Многолетняя работа кряшенских этнографических обществ Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, а затем и Общества кряшен Республики Татарстан стала результатом создания государственных структур – культурно-просветительской газеты «Туганайлар», государственного фольклорного ансамбля кряшен «Бермянчек», Центра изучения культуры и истории кряшен и нагайбаков.

 КЫРГЫЗЫ

В Татарстане проживают 1156 кыргызов

Национально-культурная автономия кыргызов Республики Татарстан «Ынтымак» родилась на стыке 1997 и 1998 годов и сразу же влилась в многоликое содружество Татарстана. Кыргызов в республике сравнительно немного, поэтому землякам важно чувствовать опору, поддержку, духовное единение друг с другом.

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в Казань приехали учиться студенты из Кыргызстана. Бейшенбек Муканбетов из ветеринарного института объединил кыргызов, которые тогда учились вместе с ним. Самые активные стали проводить вечера встреч, конкурсы самодеятельности. А когда Муканбетов устроился барменом в кафе «Перекресток», появилась возможность пригласить в одно место около ста кыргызов – студентов не только ветеринарного института, но и KXTИ и КАИ. Неформальным лидером тогда был выпускник КАИ Иличбек Оморов. Но случилось несчастье – его убили в ресторане «Булгар». И тогда кыргызы столкнулись с первыми трудностями в Татарстане: как отправить на родину погибшего земляка? И хотя мэрия Казани им помогла, ситуация их сплотила, они стали больше ценить друг друга.

В 1997 году, когда студенты-кыргызы узнали, что все национальности сейчас имеют возможность объединяться, они оформили свою автономию «Ынтымак» юридически и вошли в состав Ассоциации национально-культурных объединений (АНКО) Республики Татарстан.

Первый праздник, который отметила новоиспеченная автономия кыргызов, – День Республики Кыргызстан, который празднуется 31 августа. На торжество собралось около сотни кыргызов, у всех был подъем национального самосознания, неподдельное воодушевление. Потом они начали собираться на Ураза байрам, Курбан байрам, День Республики Татарстан.

Дом дружбы народов Татарстана, в котором стали проводиться многие мероприятия, стал для кыргызов родным домом. Также праздники начали устраивать в своей настоящей юрте, которая немалых размеров, и в ней смогла разместиться почти вся община! Юрту привез Бейшенбек Муканбетов из Кыргызстана 10 лет назад. Для ее хранения приходится снимать гараж. В 2002 году благодаря активной работе национально-культурной автономии кыргызов «Ынтымак» в Татарстане было открыто торговое представительство Республики Кыргызстан. Согласно статистике, сейчас среди кыргызов, прибывших в Татарстан, большой процент предпринимателей – как мужчин, так и женщин. По этой причине кыргызы хорошо знают проблемы друг друга, если нужно – обязательно помогают.

Многие сильно пострадали в последнее время: одни и те же в прямом и переносном смысле слова погорели на Вьетнамском рынке, в «Новой Туре» и «Адмирале», лишились торговых точек и товара. Но соотечественники сразу же протянули им руку помощи: начали отчислять средства в созданный Благотворительный фонд пострадавшим.

Если говорить о значимых мероприятиях кыргызской автономии за 18 лет, то нельзя не сказать о днях рождения именитого советского и кыргызского писателя Чингиза Айтматова. Последний раз к его 85-летию была приурочена фотовыставка «Чингиз Айтматов и его земля» в Доме дружбы народов Татарстана.

 ЛЕЗГИНЫ

В Татарстане проживают 862 лезгина

Лезгины – одна из народностей дагестанцев – начали приезжать в новый город Набережные Челны, чтобы строить автогигант КамАЗ. В 1997 году они объединиилисьв Национально-культурную автономию «Лезгияр», через три года стали собираться в своем кабинете в Доме дружбы народов «Родник».

Удивительно, но факт: многие челнинские дезгины – выходцы из горного Кусарского района Азербайджана, который находится высоко в горах над Каспийским морем. С давних времен там проживают 99,9 % лезгин, которых азербайджанцы называют лезги. В их понимании это горцы, а Кусарский район именуют не иначе, чем Лезгистан.

У всех приехавших в автоград лезгин было огромное желание как можно чаще встречаться, общаться на родном языке. Первым праздником, на который молодые собрались вместе, стала встреча Нового, 1984 года. Пообщавшись до полуночи, парни и девушки поехали поздравлять старших, как принято у лезгин. Тогда же сформировался костяк организации, в который вошли братья Ахмедовы, Закир Таревердиев, Фирудин Сулейманов, Балаширин Кельбиев, Тимур Гусейнов, Вахид Саркаров, Мубариз Гюлахметов, Низами Бурджумов. Местом встречи стали спортзалы и столовые средних школ Набережных Челнов, собиралось по 150 – 200 человек, пели, танцевали, угощали друг друга блюдами национальной кухни.

Со временем лезгины стали широко отмечать традиционный Яран-сувар – так называется на их малой родине Навруз, а также мусульманские праздники – Курбан байрам и Ураза байрам.

 МАРИЙЦЫ

В Татарстане проживают 18848 марийцев

Возрождение этнических ценностей марийского народа в Татарстане начал культурный центр, появившийся в Казани в 1992 году под председательством Германа Лисицына. В 1998 году центр реорганизовался в Национально-культурную автономию марийцев Казани, и только в 2011 году была создана общественная организация «НКА марийцев Республики Татарстан».

Сообщество объединило представителей всех этнографических групп мари: горных, луговых, восточных, которые компактно проживают в Казани, Набережных Челнах, Агрызском, Актанышском, Альметьевском, Арском, Бал-тасинском, Елабужском, Зеленодольском, Кукморском, Менделеевском, Мензелинском и других районах Татарстана. Основными задачами общества стали сохранение и развитие родного языка, традиций, обрядов марийского народа, развитие национального фольклора, сохранение национального костюма, участие и проведение марийских национальных праздников; «Шоры-кйол», «Кугече», «Семык», «Пеледыш пайрем», «Марий талешке кече»; участие в городских, республиканских праздниках.

В разные годы у руля казанского общества стояли Геннадий Митькин, Анатолий Терентьев, Сергей Чикаев, Людмила Мусихина. В 1998 г при НКА марийцев Казани Татьяна Малькова организовала фольклорный коллектив «Oзан мари». После нее коллективом стала руководить Татьяна Маркова.

У марийцев республики сразу же сложились тесные, продуктивные связи с Республикой Maри Эл. 29 апреля 2000 года состоялось открытие воскресной школы в Авиастроительном районе Казани, на котором присутствовала делегация Республики Марий Эл.

Татарстанские марийцы постоянно участвуют в национальных форумах, в работе общенациональных общественных организаций, в том числе международных. Это относится не только к всемарийским съездам. В марте 2002 года стоялось событие, значимое для всей марийской культуры республики, – презентация книги заместителя председателя НКА марийцев Казани Леонида Васильева «Куван кенеж» («Бабье лето»). Написанная на марийском языке, книга вышла в свет в Казани, где, как известно, в начале XIX века было положено начало марийскому книгопечатанию. «Куван кенеж» была издана тиражом 3000 экземпляров в татарстанском издательстве «Магариф» при поддержке Комитета по реализации закона «О языках народов Республике Татарстан» при Кабмине РТ.

В 2011 году была создана общественная организация «НКА марийцев РТ», а 1 ноября того же года в Доме дружбы народов Татарстана состоялся первый съезд марийцев Республики Татарстан. Первым председателем Совета был избран Олег Третьяков, сопредседателем – Руслан Бушков. 26 апреля 2012 года на втором внеочередном съезде организация была преобразована в региональную. На третьем съезде в 2014 году были решены многие организационные вопросы.

Выпускница Казанской консерватории имени Жиганова Надежда Макарова организовала в Казани молодежный ансамбль «Лай мардеж», что в переводе – легкий, ласковый ветер. Молодое поколение мари – словно ветер, постоянно в движении, легкое на подъем. Осенью 2013 года ансамбль возглавила Софья Шарабуева, тоже выпускница Казанской консерватории. Вскоре она была избрана лидером Молодежного крыла марийцев Татарстана.

 МОРДВА

В Татарстане проживают 19156 человек мордовской национальности

Национально-культурная автономия мордвы Татарстана зарегистрирована в 2001 году. Это региональная общественная организация, работающая в составе Межрегионального движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народов и Ассамблеи народов Татарстана с целью содействия развитию мордовской культуры и языка.

Компактно мордва Татарстана проживает в Тетюшском районе (мокша), в нефтяной зоне республики (эрзя), уникальная этническая группа мордва-каратаи – в Камскоустьинском районе. В соответствии с этим распределением и проходит деятельность НКА мордвы в Татарстане. Автономия работает в тесном контакте с Исполкомом движения мордовского народа, Министерством Мордовии по национальной политике, Минкультом и Минобразования Республики Мордовия, органами государственной власти Республики Татарстан. Национально-культурная автономия мордвы Татарстана – это сетевая структура, в которую входят районные НКА мордвы в Тетюшах и Набережных Челнах, Казани, Нижнекамске и Бугульме, три школы с национально-культурным мордовским компонентом, пять воскресных школ, национальные творческие коллективы, народные музеи и культурные центры в каждом компактном поселении мордвы. Там и сосредоточена главная деятельность, работают замечательные люди и происходит реальная жизнь.

На учредительном собрании, а затем на отчетно-выборных конференциях НКА мордвы с участием представителей мест компактного проживания мордвы в Татарстане в ноябре 2009 года и октябре 2012 года председателем НКА мордвы РТ избирался доцент Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н.Туполева, кандидат психологических наук Сергей Новиков.

Трудно описать всю многогранную деятельность НКА мордвы Татарстана, но необходимо упомянуть, что делегации республики участвовали в пятом съезде мордовского народа и четвертом и пятом съездах финно-угорских народов России. Ежегодно проходит традиционный республиканский эрзянский праздник «Балтай» в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района, с прошлого лета – республиканский мокшанский праздник «Валда шинясь» в селе Кильдюшево Тетюшского района с участием творческих коллективов Татарстана, Мордовии, Ульяновской и Самарской областей. С большим размахом были организованы Дни Республики Мордовия в Лениногорском и Тетюшском районах. Были встреча и участие в традиционной экспедиции на теплоходе «Волга – река мира» в городах Казань и Тетюши. Работала школа молодого лидера в деревне Киртели Тетюшского района. Мордовские педагоги направлялись на учебу в Саранск, а абитуриенты – для поступления в Мордовский госуниверситет имени Огарева.

В год 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства Кабинет Министров РТ выделил для НКА мордвы Татарстана грант в два миллиона рублей, на который был снят фильм «Там, на реке Рав...» и издан альбом о мордве Татарстана с одноименным названием. На эти же средства был издан музыкальный диск «Музыкальное наследие мордвы-каратаев» и организован праздник в селе Мордовский Каратай. Благодаря активной деятельности Николая Буравова – руководителя НКА мордвы в Набережных Челнах был сформирован сплоченный коллектив диаспоры, создан небольшой музей мордовской культуры в Доме дружбы народов «Родник». А главное – под управлением заслуженного работника культуры Татарстана и Мордовии Александра Горбунова создан фольклорный ансамбль «Моро», очень быстро получивший статус народного. Это – лучший памятник Александру Федоровичу, который, к сожалению, недавно покинул этот мир.

Совсем недавно свое 40-летие отметил фольклорный ансамбль «Умарина» из села Урюм Тетюшского района Татарстана под руководством заслуженного деятеля культуры Мордовии Александры Абдрашитовой. А вот вокальная группа «Кудоатя» («Домовой») из Казани только выходит на большую сцену: участники взялись исполнять народные и современные мордовские и русские песни.

НЕМЦЫ

В Татарстане проживают 2200 немцев

Первая светская организация российских немцев – Казанское общество немецкой культуры – была зарегистрирована 2 августа 1991 года. Через два года в связи с интенсивным выездом немцев – членов общества на постоянное местожительства в Германию, было создано Казанское немецкое общество имени Карла Фукса. Национально-культурная автономия немцев Татарстана зарегистрирована 13 апреля 1998 года.

Войдя коллективным членом в Ассоциацию национальных общин Татарстана, совместно с национально-культурным благотворительным фондом Gedenken общество стало осуществлять программу высшего национального образованания. На филфаке Казанского государственного университета открылась новая специализация «Немецкий язык как родной и литература», где за счет фонда обучались несколько десятков студентов из российских немцев.

Благодаря настойчивым инициативам общества расширен и облагорожен Фуксовский сад, официально подтверждено его название и установлен великолепный бронзовый памятник почетному гражданину Казани – Карлу Фуксу. Параллельно на Арском кладбище появился надгробный обелиск. 15 октября 1996 года на фасаде дома, где жил Фукс, была установлена памятная доска на трех языках – немецком, татарском и русском. Вскоре был успешно реализован проект по выпуску книг и брошюр «Немцы и Казань». Свет увидели два издания – «Памяти профессора Фукса» и «Немецкие ученые – профессора Казанского университета».

Также начались собственные исследования исторического вклада немцев в культуру, искусство, науку и хозяйственную жизнь Казани (начиная с немецких профессоров Казанского университета, архитекторов, врачей, аптекарей, фотографов, архитекторов, скульпторов и иных культуртрегеров. Первым шофером в Казани в начале XX века стал немец Филипп Рудольф.

В настоящее время задачи, стоящие перед НКА немцев Татарстана, остались прежними – сохранение и развитие национального языка и культуры. Изменились лишь условия их реализации: неумолимый каток ассимиляции под влиянием преобладания смешанных браков в немецких семьях и всплеск эмиграционных процессов на рубеже тысячелетий заставили придать работе НКА немцев интернациональный характер. И конечно, решающие усилия были направлены на возвращение общине в качестве исторического наследия и последующую многотрудную реставрацию старинного здания немецкой лютеранской кирхи.

Немцы Татарстана прославили себя крупными уникальными проектами: «Немцы России в горах Кавказа. Немецко-чеченский диалог и взаимодействие в формате российского патриотизма»; издание фотоальбома «Казань 100 лет назад на фотографиях и открытках»; тотальный диктант по немецкому языку для жителей Татарстана в пяти центрах встреч российских немцев (Russlanddeutsche Begegnungszentren) – в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Бавлах и Чистополе. Недавно в свет вышла книга, в которой на татарский язык переведены 18 немецких сказок. Это проект дружного интернационального коллектива (немцы, татары, русские) Немецкого Дома.

Руководит НКА немцев Татарстана и Немецким обществом имени Карла Фукса Виктор Диц, выпускник физического факультета КГУ.

5 марта 1991 года была впервые создана лютеранская община под названием «Религиозное общество Евангелическо-лютеранской церкви». В настоящее время общине возвращена лютеранская кирха на улице Карла Маркса.

ОСЕТИНЫ

В Татарстане проживают 346 осетин

Осетинская НКА Набережных Челнов – единственная в Татарстане – объединяет собратьев, большинство из которых приехали в Набережные Челны по комсомольским путевкам на строительство КамАЗа. В 2006 году автономия была зарегистрирована официально, ее возглавила врач Татьяна Гульдиева.

Террористический акт в Северной Осетии – захват заложников в школе №1 города Беслана, совершенный террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, сплотил всех осетин, проживающих в Набережных Челнах. Встречаясь, они наперебой говорили о том, что осетин в мире всего-то около миллиона и если их и дальше будут уничтожать, то нация может исчезнуть с лица земли. Поэтому нужно стараться передавать молодому поколению свои обычаи и традиции.

В 2006 году осетины автограда получили «прописку» в Доме дружбы «Родник»: своими силами сделали ремонт в комнате, на главной стене нарисовали всадника Уастырджи – так они называют своего покровителя. Праздник жертвоприношения в его честь – Джеоргуыба – стали отмечать, как и положено на родине, в конце ноября. На столе всегда – голова жертвенного

животного, обычно барана. Среди традиционных угощений – три тонких осетинских пирога, которые лежат один на другом – это тоже символизирует торжество (а когда в доме горе, то на столе – по два пирога).

Второе трагическое событие, сплотившее осетин Автограда, – атака столицы Южной Осетии – Цхинвала грузинскими войсками 8 августа 2008 года. В этот день, когда стали погибать ни в чем не повинные мирные жители, осетины из Набережных Челнов повесили траурную ленту на флаге Осетии, установленном в офисе. На второй день они стали распространять листовки: «Поможем Южной Осетии! Обращаться в осетинскую общину Дома дружбы народов «Родник». Сказать, что челнинцы откликнулись, – ничего не сказать. Двери осетинской НКА не закрывались ни на минуту: люди несли одеяла, подушки, одежду, игрушки. Адресную помощь собрали на целую машину! Подсчитали, что на доставку груза потребуется 30 тысяч: 10 взяли со счета своей общины, еще 10 пожертвовал тренер футбольной команды «КАМАЗ» Юрий Газзаев, столько же дал депутат горсовета, член общины Олег Коробченко. Также он выделил для перевозки груза «ГАЗель», ее загрузили под завязку. За рулем был тоже член осетинской общины Гурам Касаев – опытный дальнобойщик.

Машина с гуманитарной помощью пришла вечером 31 августа в общеобразовательную школу-интернат Владикавказа, где разместились пострадавшие цхинвалские ребятишки. Учителя, воспитатели и ученики от души благодарили за привезенные пледы и одеяла, ведь кровати детей были покрыты тонкими солдатскими покрывалами. Тем более каждый день ребятишкам нужны были мыло, зубная паста и щетка.

19 сентября 2008 года, на сороковой день после обстрела Цхинвала, осетины Набережных Челнов собрались за поминальным столом. Бок о бок сидели грузин Геннадий Арболишвили – он родился и вырос в Цхинвале; осетин Гурам Касаев, чья родина – грузинская Кахетия. По правую руку от него – грузин Дени Абрамашвили, которому осетинка стала мамой; напротив Валерий Мочалов – он встретил в Автограде свою вторую половинку – осетинку Таисию. Справа от него – тренер футбольной команды «КАМАЗ» осетин Юрий Газзаев. Словом, цхинвалские события не разделили, а наоборот, соединили людей самых разных национальностей, которые волею судьбы оказались тесно связаны с осетинами. Через год после трагедии из Набережных Челнов в Южную Осетию, а именно в особо пострадавший от обстрела Знаурский район, опять отправили гуманитарный груз: два «КАМАЗа» с вещами собрали рабочие автогиганта. Осетинская община помогла не только с доставкой ценного груза, но и с организацией концерта перед отъездом грузовиков.

Последнее, значимое событие в общине – праздник, посвященный победе Андрея Каргинова – гонщика прославленной спортивной команды «КАМАЗ-мастер». Со своим экипажем №506 он стал победителем среди класса грузовиков на международном ралли-рейде «Дакар-2014». Награждать Каргинова в мае прошлого года в Набережные Челны приехал член Совета Федерации РФ Александр Татаунов, он вручил ему орден «За заслуги перед Республикой Северная Осетия – Алания».

РУССКИЕ

В Татарстане проживают 1501369 русских

Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан, созданное в декабре 2012 года, – многочисленная общественная организация в составе Ассамблеи народов Татарстана, включает в себя 40 отделений в муниципальных районах и городских округах республики. Одна из самых старейших – местная общественная организация Нижнекамского района, которая ведет отсчет с начала 90-х, ее возглавляет Василий Носов. Местные общественные организации и отделения в других районах имеют меньшую историю, хотя предшественники этих объединений кое-где существовали и раньше, но современная структура русского объединения сформировалась в течение последних трех лет. На учредительной конференции в декабре 2012 года официально были созданы региональная общественная организация «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан» во главе с Василием Носовым и местная общественная организация «Русское национально-культурное объединение г. Казани» под руководством Ирины Александровской.

Сразу после регистрации Казанской и региональной общественных организаций началась большая работа по созданию отделений в других районах республики. Главная задача актива русского национально-культурного объединения – сохранение, развитие традиций, обычаев, культуры и языка русского народа, а также привлечение к этой деятельности как можно больше заинтересованных людей.

Среди ежегодно проводимых праздников есть такие, как «Святочные забавы», проходящие в святочную неделю с 7 по 17 января. Пользуется популярностью городской конкурс для молодых любителей русской культуры «Добрый молодец и Красна девица». Для старшеклассников уже многие годы по инициативе гимназии №93 с русским этнокультурным направлением, которую возглавляет Ирина Александровская, в канун Дня славянской письменности и культуры проводятся Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения. Среди важных мероприятий, организованных за этот небольшой период времени, – научно-практическая конференция всероссийского уровня «Русский язык и русская культура в полиэтническом пространстве теоретический и прикладной аспекты» с участие руководства Ассамблеи народов России, представителей Домов дружбы Поволжского регионе исследователей из многих регионов России. В полюбившейся Масленице, которая проводится по инициативе русского объединения в Суконной слободе Казани, с удовольствием принимают участие и представители других народов: марийцы, удмурты, кряшены. Свидетельством интереса представителей разных народов к русской культуре является активное участие не только русских, но и удмуртов, татар, марийцев в конкурсе для учащихся «Русская народная игрушка». Этот конкурс собирает множество работ, которые готовятся мастерами народных промыслов. Таким образом, русская общественная организация объединяет в одну большую семью народы Татарстана.

Не счесть мероприятий, проводимых в различных районах Татарстана. В Лаишевском уже многие годы благодаря энтузиастам села Русское Никольское народ съезжается на праздник «Каравон», приуроченный к престольному Дню в честь святого Николая. В Алексеевском районе – фестиваль «Алексеевские перезвоны», на который со всей России собираются звонари, чтобы показать мастерство колокольного звона. В Елабуге возродили «Спасскую ярмарку» – на нее съезжаются мастера народного и песенного творчества из России и ближнего зарубежья. В Нижнекамске очень ярко проводятся традиционные Рождественские встречи, которые ежегодно собирают множество гостей. Любое мероприятие русского национально-культурного объединения не обходится без таких народных коллективов как «Лад», «Коляда», «Кудерушки», «Не любо – не слушай», «Забава», «Красная горка», «Оберег», «Млада», «Махоня» и многих других.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить