Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Образ Спаса Нерукотворенного символика и значение

Любой из нас нередко встречается с понятием СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. Но мало кому придет в голову узнать, как появилась известная икона Иисуса Христа.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. Об этом – в публикации Ольги Пехтелевой.

В христианстве, и прежде всего в его восточной ветви – Православии, в качестве основного художественного идеала было постановлено духовное наслаждение в противовес античности. Именно подобное целеполагание и привело всё вероучение к эстетизации культуры.

Христианство – это эстетическая культура, прежде всего. Эстетизация художественного идеала приводит к сакрализации некоторых эстетических феноменов. Красота – это Бог. Как это усвоить человеку? Можно изобразить Бога? Нет.

Сами евангелисты, написавшие о рождении, деяниях и смерти Иисуса Христа, ни словом не обмолвились о внешнем виде Спасителя. Не дошли до нас изображения, относящиеся к Его земной жизни.

Почему сохранились Его слова, но не одно из Его изображений? Причин две.

Во-первых, первые христиане, Апостолы, были в подавляющем большинстве иудеями. Ими сохранялся внутренний запрет на изображения, имеющие живую душу. Тем более, Воплощенного Бога. Они жили в окружении языческого мира и сознательно уберегали свою веру от проникновения в нее идолопоклонства. Осознание необходимости изобразить личность Богочеловека Иисуса Христа как свидетельство истинности Боговоплощения пришло значительно позже;

Во-вторых, первые христиане жили в ожидании второго пришествия Спасителя. Упование на скорую встречу со Спасителем отодвигало на второй план необходимость сохранения Его изображения для потомков. Это причина эсхатологическая.

Отсюда вопрос – что же послужило основой для иконографии Иисуса Христа?

Ответ: священное предание и исторические свидетельства. Нет единого мнения среди отцов Церкви о том, как выглядел Иисус Христос. Из Евангелия от Луки, глава 3, стих 23 известно, что «Иисус был лет тридцати». Ко правлению святого Императора Константина Великого появляются первые живописные изображения Господа. Известно, что сестра Императора Констанция искала среди них самый точный, за что ее порицал Евсевий Кесарийский.

В мозаичный период, то есть, начиная с IV века, складывается общепринятый тип изображения Иисуса Христа, который был подробно описан преподобным Иоанном Дамаскиным и вошел в подлинники:

«Христос был высок и строен, с прекрасными глазами, с большим прямым носом, с вьющимися волосами и черной бородой… цвет тела   пшеничный подобно Своей Матери».[i]

Из всего многообразия изображений Господа Иисуса Христа традиционно выделяют семь основных иконографических типов. Первым их них следует назвать Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа, или Спас Нерукотворный.

В западной части Месопотамии, на юго-востоке от Палестины, находилось небольшое государство Озроэна, столицей которого был город Едесса. В период с 8 по 45 год по Рождеству Христову правителем Озроэны был Авгарь V Черный, прозванный так потому, что страдал от «черной проказы» – самой тяжелой и неизлечимой формы этой болезни. Узнав от своих подданных, которые по торговым делам часто бывали в Иерусалиме, о необыкновенном человеке и Его поразительных чудесах, царь Едессы послал своего придворного живописца Ханнана (Ананию) в Палестину с письмом, где просил Спасителя о помощи. В этом обращении, текст которого Евсевий Памфил приводит в своей «Церковной истории», Авгарь предлагал Христу приехать к нему в страну и поселиться при дворе. Следует сказать, что текст обращения впоследствии был признан Церковью как апокриф.

Анания по прибытии на место сделал несколько безуспешных попыток вручить письмо окруженному массой народа Господу. Так же безрезультатно он пытался сделать рисунок Его лика. Наконец, через апостола Фому он был приглашен ко Спасителю. Господь отказал царю Едессы в личном посещении, но, чувствуя отчаянный призыв человека о спасении, обещал оказать помощь: очистить от позорной болезни.

Омыв Свое лицо, Он попросил чистый плат и отерся им. Непостижимым образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски, и на ткани возникло изображение Божественного лика Спасителя.

Получив свидетельство милости Божией к раскаявшемуся и возопившему о спасении грешнику, правитель Едессы исцелился. Став ревностным последователем Христа, он привел к христианству своих подданных. Сам образ был прибит на «доску негниещу» и помещен над городскими воротами. Отныне это – главный надвратный образ Православия!

Когда один из последующих правителей вернулся к язычеству, образ пришлось скрыть – замуровать в нише городской стены, и место это, вначале тщательно сберегаемое христианами, через четыре столетия было совершенно забыто.

 В 545 году во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного Образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого лика на керамиде – глиняной доске, закрывавшей Святой Убрус (плат с ликом).

После этого чудесного обретения и после общегородского молебна перед образом войска неприятеля неожиданно сняли осаду и покинули пределы страны.

В VIII веке святой Антоний Марткопский едет в Грузию с копией Нерукотворного Образа, написанной на черепице – керамиде, неся эту драгоценную реликвию своему учителю – святому Ианну Зедазнийскому. Был ли этот отпечаток подлинным или его копия с отпечатка на черепице, то есть на чрепии, установить сложно. На окладе XVIII века есть надпись, что когда в Едессе воцарился Лев Исавр иконоборец, то будто бы черепичную икону перевезли в Грузию и поместили в Анчийской церкви в Кларджети.

Образ на Убрусе, то есть на плате, в 944 году император Константин Багрянородный велел перенести из Едессы в Константинополь. Это событие мы ныне вспоминаем в праздник 29 августа. Что касается его дальнейшей судьбы, то есть две версии: первая – в 1204 году крестоносцы после грабежа в Константинополе вывезли его с собой, но корабль потонул в Мраморном море; вторая – в 1361 году образ все-таки был доставлен в Европу и помещен в монастыре святого Апостола Варфоломея в Генуе.

Основными иконографическими чертами Спаса Нерукотворного на Убрусе являются:

– верхние концы плата завязаны узлами;

– подчеркнуты складки ткани по нижнему краю-каймы;

– лик Спасителя одухотворенный, с бородой, раздвоенной надвое, с прямым пробором;

– нимб охристый со вписанным крестом.

– в крест может быть вписано слово OWY – Сущий.

По сторонам нимба, на фоне, помещают сокращенное наименование Спасителя ICXC. Икона имеет право называться священным изображением только тогда, когда надписано именование изображенного. В онтологическом надмирном смысле это означает соединение слова и образа – словесного и зрительного откровения Божия.

Самым известным Убрусом в нашем городе является образ, хранящийся в храме Ярославских Чудотворцев. Об этой иконе принято думать, что она каким-то образом связана со Спасской надвратной церковью одноименной башни Казанского Кремля.  В частности, что икона была написана при Иване Грозном как память тропария – царской победной хоругви с ликом Спаса Нерукотворного. Однако убедительные источники XVI века, к примеру, «Казанская Писцовая книга», содержащая в себе информацию обо всех храмах города, или «Казанский Летописец» ни о чем подобном не упоминают. Вот отрывок из рукописи «Казанской Писцовой книги» за 1566-1568 годы:

«Да на городе на каменной стене на Спасских на болших воротах церковь каменна Спаса Нерукотворенного. Образа, строенье все из государевой казны. А в церкви образов. Образ Спаса Нерукотворенного полуторы пядницы, обложен серебром и золотом. Венец выбит. Да пять образов на золоте: Спас Вседержитель, две Пречистые, одна Одигитрия, а другая Умиленье, образ Успенье Пречистые».

Образ Спаса Нерукотворного здесь обозначен размером полутора пядницы, то есть чуть больше ладони. О грандиозной иконе с ликом государева тропария речь не идет.

Какая же реликвия хранится над ракой с мощами первого Казанского Архиепископа Гурия в кладбищенском храме?

Ответ простой. Надо заглянуть в опись имущества Благовещенского собора за 1853 год. Здесь и упоминается подобное соединение святынь:

«У южной стены собора за юго-западным столбом стояла рака с мощами святителя Гурия, которые были перенесены сюда Митрополитом Матфеем из Спасо-Преображенского монастыря в 1630 году после пожара. В 1694 году рака была обновлена, поскольку сень имела вид аналогичный отделке иконостаса и настолпных киотов… Над ракой находился Нерукотворный спас, а во возглавии «Благовещение».

В 1934 году обновленцы, дабы придать себе вид каноничной преемственности с помощью городских властей, перенесли раку с мощами святителя и икону из Петропавловского собора в храм Ярославских Чудотворцев. С тех пор они там и остаются самыми впечатляющими реликвиями казанского Православия.

 

ПОСТСКРИПТУМ

В сети размешено много икон с образом Спаса Нерукотворного. Одна из них иллюстрирует рассказ Ольги Пехтелевой.   

Второе фото сделано в церкви Ярославских Чудотворцев. Образ трудно разглядеть за горящими лампадами, но можно найти ракурс, когда он виден максимально отчетливо. Главное – не пройдите мимо него, когда будете спешить к Казанской иконе Божией Матери.



[i] Федор Буслаев «О русской иконе», стр.88, М.,1997

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить