Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Февраль | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
-
1989 – В Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля награждали победителей первого конкурса молодых вокалистов имени Федора Шаляпина
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Казанский словарь
- 18 декабря 2010 года
Слова, которые делают казанцев казанцами, единственными и неповторимыми.
«Бэха» – слово, употребляемое всей Россией, обозначает автомобили марки БМВ. Но любой казанец скажет, что страна заблуждается. Потому что БМВ – это БМВ, а Бэха – это Бэха. А если быть точным – горячо любимая горожанами сеть супермаркетов домашней еды «Бахетле».
«Кто элеш не покупал, тот мир не видал» – в этой фразе есть своя правда, ведь особой популярностью Бэха пользуется из-за обширного ряда национальной выпечки. Пожалуй, любой продукт, попадающий на полки в «Бахетле», имеет татарстанский колорит. Это особенно ощущают покупатели этой торговой сети за пределами нашей республики. Магазины «Бахетле» (то есть счастливый») теперь можно встретить даже в Москве.
«Алга» – в переводе с нашего второго государственного, то есть татарского языка на первый государственный – «вперед». Слово, породившее известную шутку команды КВН «Четыре татарина» о том, что у татар нет слова «назад», и если татарам надо назад, они разворачиваются – и «алга». А потому, видимо, уже много веков наша республика и все ее жители только «алга» – и не шагу назад.
«Жилка». Есть в обиходе россиян очень похожий фразеологизм – «конец географии». Только в Казани хорошо знают, где он этот конец, а точнее сказать один из них. Находится он в микрорайоне «Жилплощадка». Место славится не только своей отдаленностью от центра города, но и опасностью прогулок в ночное время. Существует поверье, что если в 2 ночи выйти на «Жилку» хорошо одетым с мобильным телефоном и деньгами – быть беде. Так это или нет, точно неизвестно. Но проверять не тянет.
«Под мужиком» – тренд последних двух лет, который набирает обороты. «Мужик» в данном случае – памятник казанскому революционеру Муллануру Вахитову. Площадь перед этим изваянием стала в наше время модным местом встреч для жителей Казани. И все чаще на вопрос «Где ты?» можно услышать «Я под мужиком». Подобное обезличивание произошло из-за того, что многие просто не знают, чем так выделился Вахитов, что в самом центре города ему воздвигли многометровый памятник. И так получилось, что для части людей он превратился в «просто какого мужика».
«Бабай» и «Без булдырабыз» – нельзя сказать, что это синонимы, но для нас очень близкие между собой слова. Понятия, устаревшие в марте 2010 года, но имеющие 20-летнюю историю. И связаны они, конечно, с первым Президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым. Добрым словом «бабай» его называл народ, которым он долго и довольно успешно управлял. А вот когда впервые прозвучал лозунг «Без булдырабыз!» вспомнить сложно. Да и не так важно. Переводится фраза очень просто, но емко – «Мы можем». И много лет мы все могли, кто-то продолжает «мочь» и сейчас, однако с уходом «Бабая» потерялась ощущение некоего единства. Теперь каждый «может» по-своему.
«Акча»– у нас не только два государственных языка, но и денежных единиц тоже две. Правда, выглядят денежные знаки абсолютно одинаково, так что отличить одну купюру от другой практически невозможно. Но, к счастью, и ценность на валютном рынке у них одинаковая. Поэтому каждый казанец сам выбирает, что у него в кармане – деньги или акча.
Александра ДМИТРИЕВА, студентка Института социальных технологий