Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Поздравлять друг друга в веселии повелел царь Петр

Среди народных и светских праздников с древнейших времен и до настоящего времени, наверное, самыми любимыми являются зимние праздники и связанные с ними развлечения и забавы. В каждой семье с особыми чувствами ждут Новый год и Рождество. Как поется в одной известной телерекламе, «праздник к нам приходит»…

От других не менее приятных праздников он отличается прежде всего своей продолжительностью. Начинаем с 25 декабря, католического Рождества, завершаем в старый Новый год, 13 января. Благодаря тому, что елки на улицах и площадях Казани начинают наряжать уже после 20-го декабря, а разноцветные гирлянды зажигаются еще раньше, а убирается все это благолепие после 20 января, дня рождения первого Президента РТ М.Шаймиева, хорошее настроение горожанам обеспечено на целый месяц.

Предлагаем вашему вниманию новогодний калейдоскоп из нескольких материалов. Как все в нашей газете, он вместил события разных лет и даже разных эпох. Детали – разные, а суть – одна. Праздник!!!

Праздник Нового года приходит в разные страны в разное время, но традиции его встречи за праздничным столом с родными и друзьями, с традиционными блюдами и лучшими лакомствами присущи всем народам. В России, судя по сведениям исторических источников, долгое время празднование Нового года носило чисто религиозный характер и было связано с летоисчислением от Сотворения мира.

Новый год на Руси встречали 1 марта, а с 1495 года – 1 сентября. Великий реформатор Российского государства Петр I стал последним представителем царствующей династии, который встречал Новый год вместе с патриархом Андрианом. Распространяя европейские традиции, в 1699 году он издал указ «О писании впредь генваря 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира». Царь приказал праздновать Новый год как светский праздник:

«В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты сколько у кого случится и зажигать огни. А людям скудным каждому, хотя бы по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить...»

Самый первый Новый год на Руси праздновали в Москве, а в эпоху Екатерины и Анны Иоановны наиболее пышные новогодние празднества проходили в Петербурге.

Традиция празднования Рождества 25 декабря имеет исторические корни. Время зимнего солнцеворота, после чего ночь становится короче. В этот день праздновалось рождение богов во многих дохристианских религиях. В Шумере (3 тыс. лет до н. э.) это был день рождения бога Таммуза. В Индии отмечался праздник бога Огня, в Древнем Риме с 17 по 24 декабря длились сатурналии, во время которых зажженные в храме Сатурна свечи обеспечивали богатство и возрождение жизненных сил, а народ веселился на улицах в фантастических костюмах.

В связи с тем, что православная церковь продолжает жить по Юлианскому календарю, в России, праздник Рождества Христова отмечают 7 января, и он является одним из наиболее почитаемых. В эти дни принято творить добро: помогать больным, раздавать милостыню, дарить подарки, особенно старикам и детям. Следовали этой традиции все – от государя и знати до простых и бедных людей.

В дореволюционной России считалось обязательным дарить подарки не только членам семьи, но и прислуге. На Рождество двери каждого богатого дома раскрывались перед голодными и неимущими. Считалось, что этот ритуал очень полезен детям. Раздаваемые дары возбуждали в них чувство сострадания и потребность помогать нуждающимся в дальнейшем. Церковь в этот святой праздник нравственно поучает паству: мы все приходим в этот мир равными, никакое звание и состояние не мешает общаться с Богом. Про чины и ранги на это праздник забывали.

Среди материалов, связанных с темой Рождества, наиболее ценным и значимым экспонатом выставки была икона «Рождество Христово», датируемая XIX веком. Посетителям предлагались предметы католического и православного вероисповедания: кресты, панагии, скульптура «Мадонна», Библия. Особое внимание привлекали панагии из перламутра с рождественскими сюжетами. Они были привезены в Казань из Иерусалима в конце XIX – начале XX века.

С праздником Рождества Христова связан самый главный атрибут, без которого просто немыслим новогодний праздник, – елка. По легенде, около того места, где родился младенец Христос, росли пальма, олива и ель. Именно ветвями этих деревьев было принято украшать позднее жилища и храмы накануне Рождества.

Тогда откуда елка? Обычай встречать праздники и особенно Новый год у елки уходит корнями в древнее языческое время и связан с культом зелени. Еще в Греции и Риме накануне наступления праздника украшали дома зелеными ветками, полагая, что это принесет здоровье и счастье в будущем году.

Особая роль отводилась ветвям вечнозеленых деревьев – как символу жизненной силы, независимо от природных условий. Предполагалось, что в их ветвях нашли приют могущественные духи – как добрые, так и злые. Для того чтобы получить их расположение, им подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. В Европе, как Западной, так и Восточной, предпочтение было отдано ели как одному из наиболее распространенных вечнозеленых деревьев.

Через 12 дней от Рождества Христова, с 18 на 19 января, отмечается праздник Крещение Господне (или Святое Богоявление), который посвящен крещению Иисуса Христа на реке Иордан. В народе этот праздник часто называют Водосвятием, потому что накануне освящают озера и воду в храмах. По народному представлению, в реке купается сам Иисус Христос, и вода приобретает особую силу. В канун Богоявления к сосуду с водой ставят свечи и проводится торжественная литургия.

Дни от Рождества до праздника Крещения у каждого народа носят свои названия. В Англии – кэролы, в Германии – святые вечера, на Украине – коляды, в России – святки. В эти дни происходят массовые гуляния с песнями, хороводами, катанием с гор. Они считались самыми верными для ворожбы или гаданий. Связано это с древнейшими архаическими верованиями о том, что накануне Рождества распадается «связь времен», наступает первобытный хаос, и задача людей – активно бодрствовать, жечь огонь и устраивать веселые гуляния, помогая силам света справиться с ночью и рассеять власть тьмы.

В древнем обществе, жившем по законам мифологических представлений, это была ночь, воспроизводившая первотворение мира. Предполагалось, что все члены общины активно участвуют в этом процессе. Мир как бы застывает в неопределенном состоянии, поэтому в эту ночь возможны всякие чудеса и превращения.

В традициях всех народов были распространены переодевания, вообще, смешения сословий, званий и занятий, поскольку такому «перевернутому» времени отвечали бытовые превращения. Веселье и гуляние прекращалось с рассветом, когда все убеждались, что власть тьмы отступила и «связь времен» восстановилась.

С этими представлениями связаны и другие поверья. Поскольку именно в этот период, на переломе старого и нового года, как никогда, силы тьмы близки к установлению своего господства, а всякая нечистая сила – кикиморы, банники, лешие и прочая нечисть – наиболее активна, с ней можно легче вступить в контакт. С помощью нечистой силы люди пытались получить ответы на вопросы о будущем.

Гадания являются одним из наиболее древних языческих обрядов. Наиболее удобным временем для гадания являются «Васильев вечер» (13 января) и крещенский сочельник (18 января).

Гадали в святки бедные и богатые, в городе и в деревне. На выставке были представлены предметы, которые наиболее часто использовались для ворожбы. Для сельской местности были более характерны гадания с птицей, поленом, крючком, кольцом и хлебом, с кашей или кутьей, с полотенцем, гадание в бане. В знатных домах наиболее распространенной была ворожба с зеркалами, свечами и двумя столовыми приборами. Одно из наиболее увлекательных и таинственных гаданий – с кольцом и водой, с картами, с бобами или кофейными зернами, гадание на книге (преимущественно религиозного содержания) и т.д.

Гадали о жизни и смерти, о погоде и урожае, о богатстве и благополучии семьи, но самой трепетной темой гадания было, конечно, замужество и суженый. Поэтому и ворожили в основном девушки и молодые женщины.

Прообразом современного Деда Мороза стал Святой Николай. По легенде, Святой Николай родился в III веке от рождества Христова в городе Патара (Малая Азия). Он помогал беднякам, оказывал покровительство детям и одаривал их подарками. В Европе его образ постепенно слился с языческим повелителем морозов и зимних стуж, превратившись в хорошо известного нам персонажа – Санта Клауса.

Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке, привезли с собой предания и веру в Святого Николая и его светского двойника Санта Клауса, который уже отсюда начал свой путь по другим континентам земного шара. Однако свой современный вид он обрел сравнительно недавно. Это произошло в США, когда поэт Клемент Кларк Мур в 1822 году написал поэму «Приход святого Николая», где изобразил его жизнерадостным старичком с мешком подарков.

К новогоднему празднику начинали готовиться задолго до его прихода. Шили праздничные платья, готовили маскарадные костюмы, вырезали розовых и золотых ангелочков, клеили разноцветные бумажные цепи, покупали подарки. Эту атмосферу представлял интерьер детской комнаты конца XIX – начала XX века: детская одежда, книги, игрушки; на спинке деревянной кровати – голубь, держащий в клюве приглашение на елку. В новогодний вечер всегда случаются чудеса!

Во второй половине XIX века накануне Новогоднего праздника в городских домах стала появляться елка. Ее ставили в гостиной, украшали игрушками, живыми цветами, бархатом и атласными лентами, восковыми ангелочками и свечами. На выставке был представлен интерьер гостиной с нарядной елкой. В экспозиции можно было увидеть фотографии нарядных детей, детали маскарадных костюмов, семейные альбомы, где нашли отражение развлечения и домашние елки.

В начале XX века традиция празднования Нового года проникает и в татарскую культуру. На выставке можно было увидеть уникальную фотографию, на которой были изображены дети татарской школы на новогоднем празднике.

Новый год и Рождество – это ожидание чуда, и, наверное, многим памятен сюжет сказки Гофмана «Щелкунчик». К сожалению, события 1917 года упразднили «буржуазный» пережиток – елка, которая связывалась с религиозным праздником Рождества Христова, вплоть до 1935 года была под запретом. Не сохранились и дореволюционные украшения.

В Национальном музее РТ сохранились елочные игрушки 30-40-х годов XX века из коллекции сестер И.П. и А.П. Гольдшмидт. Они изготовлены из ваты, папье-маше и плотного рифленого картона и изображают фигурки зверей и развлекающихся детей. В советское время елочные игрушки приобрели политическую направленность. В предвоенные годы появились пушки, изготовленные из стекляруса, в 60-е годы, после полета Юрия Гагарина, на елки вешали фигурки космонавта из стекла и картона.

На зимние месяцы года приходился зимний «сезон». В это время устраивались многочисленные балы и маскарады, домашние званые вечера и приемы, в театрах шли премьеры спектаклей. Долгая и суровая зима превращалась в нечто приятное, великолепное и сказочное.

 Использована публикация С.ИЗМАЙЛОВОЙ

из альманаха Национального музея РТ «Ежегодник-1999».

«Казанские истории», №23-24, 2003 год

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить