Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Сентябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 |
-
1978 – У парадного входа в Ленинский сад открыт памятник Александру Михайловичу Бутлерову, великому химику-органику, создавшему известную всему миру научную школу
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Чаепитие в Казани – больше, чем традиция
- 28 ноября 2011 года
«Чайный стол – душа семьи», – говорят татары, подчеркивая тем самым не только свою любовь к чаю как напитку, но и его значимость в застольном ритуале. Это характерная особенность татарской кухни.
«После чая – на душе лето»
Татарская пословица
Ритуал чаепития – «чей эча» – настолько вошел в татарский быт, что «Чайный стол – душа семьи», – говорят татары, подчеркивая тем самым не только свою любовь к чаю как напитку, но и его значимость в застольном ритуале. Это характерная особенность татарской кухни.
без него невозможно представить ни одного праздника: свадьба, сватовство, сабантуй, рождение ребенка... Чай пьют крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. На званых обедах в чай по желанию гостей добавляют курагу, урюк, изюм, ломтики свежих яблок. Без чая, по существу, не обходится ни одно застолье, причем любого – со зваными или незваными гостями.
У некоторых групп татар чаем с многочисленными печеными изделиями начинается ритуал угощения гостей, и лишь затем подаются первые и вторые блюда. У других, наоборот, чайный стол завершает угощение. И этот порядок является устойчивой этнической традицией, хотя набор блюд во многом одинаков.
Чай любят пить из маленьких чашек, чтобы не остывал. А если во время интересной беседы гость заговаривался с хозяином дома, хозяйка всегда подавала ему новую чашку со свежезаваренным чаем. Обязательными предметами сервировки чайного стола, кроме чашек, являются индивидуальные тарелки, сахарницы, молочники, чайные ложки.
До блеска начищенный самовар с заварным чайником на конфорке должен задавать тон приятной беседе, создавать настроение, украшать стол в праздники, и в будни.
Об истории чая в России и в Казани
О чайном листе упоминается еще за 2700 лет до нашей эры. Первой страной, где начали выделывать чай, был Китай. В Европу эту экзотическую новинку завезли португальские мореплаватели в 1517 году.
В России чай появился в 1683 году, когда московский посол в Монголии Василий Старков привез в Москву около четырех пудов заморского напитка. Чай быстро привился, сначала в кругу бояр, а затем среди всего населения. Первоначально чай заваривали в сбитеннике – чайнике с трубой и поддувалом, в котором варили сбитень, любимый в народе горячий напиток из меда и лечебных трав.
Сбитенник считается прародителем самовара, прочно прописавшегося в России с XVIII века. Широкое распространение чаепития способствовало развитию самоварной «промышленности». Признанными центрами изготовления «водогреев» были Москва и Петербург, Ярославль и Архангельск, Вятка и Урал.
Но главным «самоварным центром» становится Тула. Русские самовары завоевывают мировую известность, получают медали на международных выставках. Еще во времена Волжской Болгарии и Золотой Орды культура застолья, приготовления напитков из различных трав была характерна для здешних мест.
В ходу были чаши-пиалы, кувшины, изготовленные из специального состава «кашина», покрытые глазурью с росписью. Новый напиток – чай – органично вписался в быт местного населения. В XIX веке чаепитие вошло в многонациональной Казани в каждый дом. К. Фукс – первый исследователь быта казанских татар – писал: «… накрытый стол с фарфоровыми чашками и самовар у печки были типичными в доме татарского мещанина тех лет».
Казань относилась к самым крупным чайным рынкам России. Здешние купцы по своему чайному обороту уступали лишь кахтинским и московским купцам, ежегодно доставляли чай на сумму до 3 миллионов рублей серебром, тогда как вина, пива – на 400 тысяч рублей. Как только кахтинский караванный чай прибывал в Казань, купцы спешили известить об этом горожан через газету.
«Имению честь известить как казанскую, так и иногороднюю публику, что мною привезена большая партия кахтинских чаев, отличающихся как ароматом, так и вкусом. Развеска происходит под личным наблюдением, причем развешанный чай в фунты, полуфунты, четверти и осьмушки завертывается в именную печатную оболочку, с прейскурантом на все сорта чаев, продаваемых мною. Постараюсь оправдать доброкачественность чая», – объявлял о своих чайных торгах известный казанский купец-чаеторговец Сайдашев.
Целые купеческие дома в Казани вели торговлю чаем. Среди чаеторговцев выделялись Александров, Юнусов, Апанаев, братья Крупенниковы. Чай в Казани продавался в 27 лавках. Жители татарских слобод предпочитали покупать чай на Сенном базаре.
Особо любимыми были черные байховые чаи цветочного и торгового сортов. Заваривались они очень густо, и пили горячими с молоком, пастилой и медом. Для чаепития престижным считалось иметь фарфоровую посуду и самовар. «Откушать» чай можно было в многочисленных трактирах города. Была своя чайная-столовая у Казанского общества трезвости, пропагандирующего здоровый образ жизни. Здесь к чаю предлагались еще газеты и журналы.
И напоследок хотелось бы поделиться рецептом татарского чая, которым меня угощала моя соседка Фая апа. В небольшую кастрюлю вливаем и кипятим 3 литра воды. После закипания воды добавляем заварку, кипятим пять минут и затем обогащаем чай кислородом (зачерпываем половником и небольшой струйкой обратно вливаем в кастрюлю заварку – и так, как советовала минем апа, 100 раз).
Затем добавляем около 1 литра молока. Можно добавить сливочное масло.
Настаиваем примерно 5-7 минут. Чай наливаем в пиалы. К чаю хорошо подходят баранки и блюда татарской национальной кухни: кыстыбый, пәрәмәч, өчпочмак. Очень хорош такой чай зимой! Согревает и никакая простуда не берет!
Приятного аппетита!
Марина и Михаил Медведевы, «Татарская кухня». – К.: 2004 http://tatar-rifs.ru/traditsionnaya-tatarskaya-kuchnya.html http://festival.1september.ru/articles/531818/ http://www.tatar.museum.ru/Nm/exh_10.htm