Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Вы поедете на бал?
- Любовь АГЕЕВА
- 17 апреля 2010 года
Ведущий одной из российских FM-станций, читая гороскоп, посоветовал «львам» выйти в свет. Никого не хочу обидеть, но «света» в том смысле, в каком он воспринимался до Октябрьской революции, в современной России нет.
А тогда это слово было понятием вполне осязаемым. Как пишет руководитель протокола при Б.Ельцине Владимир Шевченко, в конце XIX – начале XX века при дворе российского императора состояло 1419 человек. Они-то и составляли высший свет страны. Лучшим местом сбора людей, допущенных в «свет», были балы или рауты.
В древней Руси гостей собирали на званые обеды, когда подавалось до ста различных блюд. Если в обычные дни как простой люд и даже дворяне ели из деревянной или оловянной посуды, на званом обеде едали на злате и серебре.
Званые обеды ввел Борис Годунов еще при царе Федоре. Как отмечают историки этикета, тем самым он хотел явственнее выявить отличия в царской милости по отношению к разным людям. Однако теша самолюбие сановного люда во время произнесения тостов, организаторы званых обедов в остальном не делали между гостями различия. Известное российское гостеприимство скрашивало социальное неравенство. Деловые разговоры на званых обедах, как правило, не велись.
Балы и рауты были заимствованы на Западе. Бал обязательно предполагал танцы, раутом (от английского rout) назывался торжественный званый вечер без танцев. В богатых домах обязательно была зала с балконом для оркестра.
Как известно, первый бал на Руси состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Как известно, Марина была из знатной польской семьи. Скорее всего именно ей мы и обязаны первым русским балом.
Потом об этой форме досуга особ, приближенных к государю, забыли. Возобновил балы Петр I. Правда, назывались они по-другому. Мы доподлинно не знаем, почему в ноябре 1718 года Петр I объявил о своем решении созывать так называемые ассамблеи (от французского assemblee – собрание). Ассамблеи, введенные царем-преобразователем в России, представляли собой собрания в домах российской знати. Они служили не только средством увеселения – «для забавы», но также местом «для рассуждения и разговоров дружеских». Предполагалось, что в перерывах между забавами гости смогут обсудить какие-то важные темы. Если учесть, что участвовать в ассамблее могли люди разного чину, от обер-офицера и дворянина до знатных купцов и мастеровых людей, это был хороший случай встретиться без всяких церемоний.
Созвать ассамблею мог не только знатный, но и богатый человек, поскольку большой сбор гостей требовал определенных затрат, хотя званого ужина и не предполагалось. О дате очередной ассамблеи и месте ее проведения объявлялось публично. Вход был свободный как для мужчин, так и для женщин, что было ново по тем временам. Ранее женщины в гостях собирались за отдельным столом во главе с хозяйкой. Ассамблеи не начинались раньше четырех-пяти часов, а продолжались не позднее чем до 10 вечера.
Петр I не только ввел «вольные собрания», но и строго регламентировал порядок их проведения. Это была своего рода общественная повинность царских придворных. Интересно, что хозяин, созвавший ассамблею, не обязан был встречать своих гостей, как это принято на бале, он вообще мог быть вне дома. Достаточно было выделить место для общения приглашенных (как правило, это было несколько комнат), свечи, питье для тех, кто попросит, и прислугу. Гости могли приехать и уехать, когда захотят. Порядки в ассамблее были довольно свободные: ходить или сидеть, играть в какие-то игры или не играть, развлекаться или вести умную беседу – выбор делал сам гость. Никто его не провожал – достаточно было общего поклона на прощанье. Мало того – всякие церемонии вообще строго запрещались, виновные в наказание обязаны были осушить огромный кубок с вином.
Истинного расцвета «бальная» культура в России достигла в эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины II. С этого времени российские балы стали превосходить по своей роскоши придворные церемонии лучших европейских дворов. На балах звучала духовая музыка; танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода. К ужину обыкновенно подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В особых комнатах курили, играли в шахматы и шашки. На подобных торжествах чаше всего проходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых только начинали выводить в свет.
Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста.
На всем протяжении своей истории балы составляли существенную часть жизни высшего общества. Светские ритуалы были своеобразным актом общественного представительства дворянина. Для молодого поколения раут был местом, где, по словам Вяземского, «...мы учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости». Умение танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и в продвижении по карьерной лестнице.
Во второй половине 19 столетия все большую популярность в обществе приобретают публичные балы в пользу нуждавшихся. Публичными считались праздники, требующие платы за вход или специального разрешения полиции. Если устройство подобных праздников было своеобразной светской обязанностью для человека высшего общества, то участие в благотворительных ритуалах являлось его нравственным долгом. Публичные балы с лотереями, базарами, аукционами давались благотворительными обществами и заведениями с разрешения правительства и допускались в дни, согласованные с Дирекцией Императорских театров: на Святой неделе (в те дни, когда нет спектаклей), с Фоминой недели, за исключением постов, до последних шести недель перед Великим постом. Каждое благотворительное общество могло дать только один публичный бал в год. (По материалам книги О. Захаровой «Светские церемониалы в России XVIII – начала XX в.»)
В отличие от петровских ассамблей, балы предполагали строгие правила поведения и гостей, и хозяев. Например, не разрешалось начать разговор с дамой, которой тебя не представили. А на танец можно было пригласить только ту, с кем уже познакомился. Правом приглашения обладали только мужчины. Представляли гостей друг другу, как правило, хозяин и хозяйка. На общественных балах это правило соблюдалось так же строго, и молодому человеку порой стоило больших трудов найти повод, чтобы его представили понравившейся особе. Просьба представить кому-то, исходящая от дамы, считалась признаком дурного тона.
Так было в столице. В каждом российском городе был свой двор и свой большой бал. В Казани главный бал проходил в Дворянском собрании (долгие годы в этом здании на площади Свободы находился Дом офицеров, после реконструкции, вернувшей зданию блеск и величие позапрошлого века, там находится городская Ратуша).
Казань не отставала от столичных городов. Задолго до зимнего сезона шились по последней моде бальные платья и прочие аксессуары, так как существовали особые нормы в одежде. В фондах Национального музея РТ есть немало примет богатого дворянского и купеческого быта: перчатки, многочисленные флакончики и безделушки, щипцы для завивки волос, бальные туфельки и прочее. Время от времени музейщики их показывают на выставках.
Нам повезло, поскольку один из казанских балов подробнейшим образом описан, а значит – оставлен навечно в истории. Это бал в последний день Масленицы у Казанского губернского предводителя дворянства. Сделал это описание великий русский писатель Лев Толстой в знаменитом рассказе, который так и называется – «После бала»: «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского…».
Знатоки утверждают, что списан бал с настоящего, ведь студент Казанского университета, родственник одного из казанских губернаторов, когда жил в нашем городе, частенько хаживал по балам и на одном из них влюбился в Зинаиду Молоствову, воспитанницу Родионовского института благородных девиц.
Очень часто составной частью общественного бала были благотворительные мероприятия, например, лотереи. Проводились балы по случаю больших праздников, например, на Пасху или на Новый год. Но какой бы ни была дата на календаре, всегда бал в первую очередь был демонстрацией невест. Родители привозили сюда своих дочерей, надеясь обратить на них внимание потенциальных женихов. Вот почему столь важны были на балах наряды и манеры.
С конца 1917 года балы практически не проводились, культура их организации во многом была утеряна. И лишь в последнее десятилетие прошлого века стали появляться люди, которые решили возродить традиции такого общения. В Казани одно время проводились рауты по инициативе главы корпорации «Образование» Алексея Семина, на которые собирались по специальным приглашениям известные чиновники, политики, бизнесмены, артисты и журналисты. Часть общения программировалась заранее, например, выступления артистов. Но большую часть вечера оно было неформальным. Знакомые разбредались по разным комнатам, ведя различные беседы.
В последние годы на балы снова стали приглашать в бальный зал бывшего Дворянского собрания. Но это скорее обычное мероприятие, чем бал в традиционном понимании этого слова. От настоящего бала – музыка, длинные платья и вальсирующие пары.
Санкт-Петербург еще во времена Анатолия Собчака сделал попытку возродить идею благотворительного бала. Газеты писали о бале в Царском Селе. Билет в Екатеринбургский дворец стоил 100 долларов. Желающих его купить было более чем достаточно, что позволило собрать деньги не только на очередной международный конкурс балета имени Майи Плисецкой (она была титулованной королевой на том балу), но и на реставрацию дворца.
Казанские рауты были не очень строги по части правил, а «императорский бал в честь Майи» проводился в традициях придворного бала – при свечах, с изысканными туалетами дам, с придворными оркестрами, фейерверком и соответствующей кухней.
Наверняка, потомки русской аристократии, живущие сейчас в Америке, выглядят на бале более естественно. В Нью-Йорке ежегодно проводится несколько балов для эмигрантов первой волны из России. Их организуют многочисленные общественные организации. Например, дворянский бал сразу после окончания Великого поста проводит Русское дворянское общество. В отличие от модных сегодня презентаций, с их обильными застольями, во время которых главным становится насыщение желудков и самореклама устроителей, русские балы в США – исключительно благотворительные. Они помогают бывшим российским аристократам, с одной стороны, встречаться для совместных развлечений, с другой стороны – собирать средства на «дела богоугодные».
«Жизнь без праздников все равно, что долгое путешествие без пристанища» – эта мудрость греческого философа Демокрита актуальна до сих пор. Каждому иногда хочется сбежать от повседневности.