Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Встретимся на маскераде
- Любовь АГЕЕВА
- 17 апреля 2010 года
Одно из самых сильных впечатлений детства – ряженые на свадьбе.
Даже не знаю, к какому времени они относятся. Может, к раннему детству, когда родители еще жили в деревне, может, к более поздним годам, когда нас с братом привозили на малую родину на летние каникулы. Но было это точно летом.
Ряженые, еще вчера чинно сидевшие за свадебных столом, сегодня потешали всю деревню не только своим необычным видом, но и не стандартным поведением. Казалось, взрослые превратились в маленьких детей, и искренне веселятся, всем на потеху.
Сегодня ряженые на православных свадьбах бывают редко, а если и бывают, то наряды не такие интересные и шутки более примитивные. Например, мужчины все чаще наряжаются в женское – и шутки по этому случаю соответственные.
А раньше, как я запомнила, чаще одевались в разных зверей.
Наверняка был в этих нарядах какой-то сокровенный смысл. Возможно, тем самым отпугивали от молодоженов злых духов.
Старинный обычай переодевания и игры в маски возник в России в первой половине XIX века. Среди простых людей он существовал обычно только во время свадьбы да еще во время некоторых праздников. Например, в декабре начинались Святочные посиделки. Девушки наряжались в чужие сарафаны и закрывали лица платками. Ряженые ходили по улицам, заглядывая в дома, где на окнах зазывно горели свечки.
Интересно, что в таких народных забавах любили участвовать даже цари. Иван Васильевич со своими опричниками представлялись скоморохами, любил святочные игрища, кстати, не всегда пристойные, и Петр I.
Люди богатые дурачились в промежуток между Новым годом и Великим постом. У них это называлось – маскарад. В отличие от простонародья, где переодевания были тесным образом связаны с языческими обрядами, дворянин использовал костюмированный бал как возможность хотя бы немного побыть самим собой, не думая о том, что «скажет княгиня Марья Алексеевна».
Маска могла позволить себе максимальную искренность, правда, для этого она должна была позаботиться о собственной неузнаваемости.
В книге Теофиля Готье «Путешествие в Россию» читаю о его встрече с незнакомкой на балу в Москве:
«… Чтобы не остаться в долгу, я попытался быть галантным и ответить стихами, что представляет собой крайнее затруднение, когда речь идет о домино, запрятанном в атласный мешок с опущенным на лоб капюшоном и в маске с длинной, как у отшельника, бородой. Единственной вещью, которую дозволено было увидеть, была достаточно узкая маленькая ручка, затянутая в черную перчатку. Ее окружала слишком большая тайна, и чтобы быть приятным собеседником, нужно было иметь огромное воображение… За маскарадным костюмом я всегда легче себе представляю уродство, чем красоту».
Писатель-путешественник далее признается, что предпочитает маску в виде полоски бархата на глазах: «такая маска – это кокетливая недомолвка, а не беспокоящая тайна».
Маскарадами назывались и театрализованные праздники по случаю Масленицы. Во времена Петра и Екатерины II они проводились по нескольку дней кряду. Конечно, это были далеко не те костюмированные балы, которые проводились для знати. Уличное представление на масленичную неделю предполагало как артистов, так и зрителей, тогда как «маскерад» заставлял быть актером каждого.
Средства участников костюмированных балов не стесняли, а потому наряды к «маскерадам» пошивались у самых дорогих портных и бывали порой великолепны.
Тот, кто видел фильм «Маскарад» по М.Лермонтову, мог убедиться в изысканности и фантазии знати того времени.
В книге «Хороший тон» (СПб, 1881), сохранившей, как в нафталине, все своеобразие советов XIX века, подчеркивается, что и для костюмированного бала требуется немало знаний и умений.
Если дама маленького роста вебере себе костюм «Ночи» или «королевы Елизаветы», то лишь насмешит окружающих. Для «величественного» персонажа нужна соответствующая внешность – поучает ее автор. Маленькой, грациозной барышне он советовал нарядиться в какой-нибудь национальный костюм, правда, советовал при этом выучить хотя бы несколько фраз на языке того народа, костюм которого выбран, – «чтобы не показаться смешным».
Видимо, современницы автора советов предпочитали придворные платья с длинными шлейфами или костюмы девушек времени рыцарства, а потому он обращал их внимание на то, что такие платья, требующие толстых несгибаемых тканей, производят эффект только на стройных, высокого роста дамах.
«Надо помнить, – поучал он, – «одно не может подходить всем». К тому же «маркиза Помпадур» не может появиться на балу с новомодным веером или в лайковых перчатках.
Аксессуары, таким образом, – не просто желательны, но и обязательны. Еще автор советовал хорошо узнать своего «героя», поскольку «театр» полагался быть полным. Поведение, манеры вести беседу, содержание ответов – все это должно было соответствовать выбранному персонажу.
Надо шутить и понимать шутки других, «не переступая границ, предписываемых женственностью и хорошим тоном».
В натуре человека лежит стремление ко всему таинственному, неизвестному, загадочному, и потому совершенно естественно, если он хватается за случай изменить хотя бы на время свою внешность, скрыться под чуждым ему нарядом. Интересно, что обычаи, связанные с переодеваниями, более характерны для славян.
Не приходилось читать и тем более видеть нечто подобное у мусульман. Любовь к переодеванию скорее всего объясняется известной фразой Шекспира «весь мир – театр», а люди в нем – актеры». Однако подавляющее большинство людей предпочитают в повседневной жизни забыть про это генетическое свойство, постоянно, что называется, контролируя гармонию алгеброй, и лишь небольшая часть выбирает театр как профессию, когда есть возможность спрятаться за чужой образ, как за чужой костюм. Вот почему таким буйством озорства и фантазии сопровождается каждое явление человека в маске.
Чтобы вернуться к истокам, порой и маска не нужна. Вспомним яркие и шумные испанские, кубинские карнавалы, когда люди погружаются в состояние какой-то невероятной раскрепощенности.
Кстати, слово «карнавал» по-французски («сarnaval») означает вид народного гулянья с уличными шествиями и ТЕАТРализованными играми, а по- итальянски («сarnevale») – народный праздник под открытым небом, сопровождающийся танцами, маскарадами и играми.
Наш карнавал был, конечно, проще иностранного. Он приходился обычно на март и завершался сжиганием соломенного чучела Масленицы.
Вообще это праздник – чисто языческий, не зря раньше церковь осуждала его. Блаженный Августин осуждал «ряжение», а более всего церковные авторитеты выступали против того, чтобы мужчины одевались в женскую одежду, а женщины – в мужскую. Однако любовь народная к языческим праздникам была столь велика, что церковь, примирившись, сделала Масленицу одним из своих праздников.
Под именем «Проводы зимы» проходила Масленица и в советскую эпоху. Казалось бы, сейчас – самое время, чтобы вернуться к древним обычаям славян. Такие попытки кое-где предпринимаются. Достаточно вспомнить праздник "Каравон", который уже много лет проводится в мае в селе Русское Никольское Лаишевского района.
Но чаще наблюдается стремление позаимствовать праздники других народов. Кое-где есть попытки возродить маскарады, кое-где стали проводить карнавалы. Театр вроде бы есть, а действа не получается. Нет былой искренности и бесшабашности, без чего нет ни карнавала, ни русского игрища.
Почему-то, однако, приживается вовсе чуждый нам "Хеллоуин", правда, праздник приживается в основном в молодежной среде.
Конкретный совет на прощанье. Прежде чем выбрать свой новогодний костюм, узнайте, каким будет общество рядом с вами. Если вы точно знаете, что в вашей компании будут только хорошо известные вам люди и знакомая обстановка, то вы можете позволить себе расслабиться, что называется, «на полную катушку.
Можно устроить целый карнавал, надев настолько театрализованные костюмы, насколько позволяет фантазия, желания и, конечно же. Средства.
Если же среди вас будут люди незнакомые, то нужно выдержать более строгий стиль, чтобы не произвести на них впечатление смешного сноба.
Третий вариант – вы в большой незнакомой компании, встречающей Новый год в условиях маскарада. Творите свой образ, как желаете.
Но не забывайте, что у елки вряд ли стоит появляться, скажем Смерти с косой или Скелету.