Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
17.02.2019

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
-3° / -2°
Ночь / День
.
<< < Февраль 2019 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29    
  • 1909 (2.03) – В деревне Новые Каргалы Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Башкортостан) родился Амирхан Еники (Амирхан Нигметзянович Еникеев), народный писатель Татарстана.

    Подробнее...

Доктора исторических наук Айдара Юрьевича Хабутдинова представляет известный татарский радиожурналист, заслуженный работник культуры РТ Эльвира Геннадьевна Кудрецкая.

Очень сложно говорить о сыне… Не знаю, сумею ли я беспристрастно написать, по-моему, это невозможно. Но не могу и отказать в просьбе коллеги.

В силу своей профессии встречалась со многими известными учеными, яркими талантами, поэтому постараюсь объективно рассказать и о нем.

Айдар родился 30 апреля 1972 г. в Казани и был вторым ребенком в семье. Я и мой муж, Юрий Гайнетдинович, доцент кафедры метеорологии географака КГУ, старались говорить с ним как с взрослым, конечно, в пределах его понимания.

Мама была вечно занята, и с сыном была бабушка – Гульчира Такташева-Мансурова. С ее стороны нашими предками были несколько родов имамов, мударрисов, ахунов, суфийских накшбандийских шейхов, учителей, особенно рода ахунов Мансуровых. Среди них Юнус Валидов – первый нарком земледелия АТССР, автор политики «возвращения татар на Волгу», и Гасым Мансуров, второй заместитель председателя Совнаркома, автор исторических трудов «Татарские провокаторы» и «Татары в революции 1905-1907 гг.» (на татарском).

Уже в детстве сын интересовался нашей родословной. В период работы в радиожурнале «Между Волгой и Уралом» завязались мои связи с Москвой, союзными республиками. Мы ездили с Айдаром в Узбекистан, исколесили всю Прибалтику, побывали в Булгаре, Елабуге, Свияжске, Биляре, Кырлае.

В 1979-1989 гг. Айдар учился в средней школе №18, «татарско-гуманитарной» школе казанской интеллигенции. Наряду с профильным для школы английским начал заниматься арабским языком. В 1989-1994 гг. был студентом исторического факультета КГУ, диплом написал по татарской дореволюционной историографии татарского просвещения под руководством академика АН РТ М.А.Усманова.

Но его больше интересовали политические процессы и современность. В 1994-м Айдар поступил в аспирантуру при кафедре современной отечественной истории истфака КГУ и в 1995-м стал стипендиатом Президента РФ. В 1996-м защитил кандидатскую диссертацию на тему «Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века» (научный руководитель – академик АН РТ, проф., д.и.н. И.Р.Тагиров).

Здесь впервые была объединена история общественного движения татар в советский и досоветский периоды. Особый параграф был посвящен роли мусульманского духовенства в общественном движении. На основе диссертации в КГУ в 1997 г. вышло в свет учебное пособие «Татарское общественно-политическое движение в досоветский период: 1900-1918» в двух частях.

С 1996 г. Айдар стал старшим преподавателем Казанского юридического института МВД России. Без отрыва от преподавания написал докторскую диссертацию и выпустил ряд книг: «Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVIII–XIX веках», «Органы национальной автономии тюрко-татар мусульман Внутренней России и Сибири в 1917–1918 гг.», «Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII – начале XX века. (Казань, 2001). Последняя составила основу докторской диссертации, но формулировку «формирование нации» посчитали «непроходной» для исторического совета.

Ведущей организацией был Институт российской истории РАН. Докторская диссертация «Татарское общественно-политическое движение в российском сообществе (конец XVIII – начало XX века)» была защищена 22 апреля 2002 г. в КГУ.

Мне говорить об этом нескромно, но, право, стоит. Защита диссертации 29-летним соискателем стала российским рекордом среди исторических и татарстанским среди гуманитарных наук. Этот факт отметил только журнал «Идель», с которым Хабутдинова связывает многолетнее сотрудничество. Здесь был осуществлен уникальный проект из 16-ти ежемесячных статей «Лидеры нации», посвященный роли выдающихся деятелей – от Курсави до Мухтарова, в рождении современной общности татар. В 2003 г. одноименная книга вышла в Таткнигоиздате.

В 2003 г. Айдар уходит в ново созданный Казанский филиал Российской академии правосудия, где работает в должности профессора. Здесь он уделяет большее внимание развитию мусульманских институтов у татар. Участвует в трудах «Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: История и современность», «Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования». В 2004 г. курирует раздел «История» и создает более 50-ти статей для энциклопедического словаря «Ислам на европейском Востоке».

С 2004 г. Айдар активно сотрудничает с издательским домом «Медина» в Нижнем Новгороде, являющимся единственным мусульманским медиа-концерном в современной России. Он является ответственным редактором ежеквартального альманаха «Ислам в современном мире: внутри-государственный и международно-политический аспекты» и членом редколлегии газеты «Мадина». Здесь вышел ряд его книг: «Общественное движение мусульман-татар: Итоги и перспективы», «Общественное движение молодежи у татар-мусульман в начале XX века», «Всероссийские мусульманские съезды 1905-1906 гг.», «Совет улемов». Его перу принадлежит раздел по началу XX века («На переломе эпох») в Атласе Tatarica. В 2005 г. коллективу под его руководством был присужден грант Республики Татарстан для господдержки научных исследований, проводимых молодыми учеными, по разделу «История».

В 1998 г. Айдар женился. Его жена – Милеуша, кандидат филологических наук, защитила первую диссертацию о Хади Такташе, преподает литературу в ТГГПУ, их сыну Арслану – 5 лет. Очень хочется, чтобы они были счастливы – они все для этого имеют. Дело только в будущем нашей Родины. Будет счастлива она, будем и мы. И пора бы...

Эльвира КУДРЕЦКАЯ, журналист,

заслуженный работник культуры РФ и РТ

«Казанские истории», №8, 2006 год

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов