Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Нет искусства более чуткого к голосам жизни, чем театр»

Это утверждение принадлежит народному артисту СССР Николаю Ивановичу Якушенко. 11 декабря – у него день рождения. В 2017 году выдающемуся актеру исполнилось бы 120 лет.

«Театр – самое наисовременное из искусств. Пожалуй, нет искусства более чуткого к голосам жизни, чем театр. Его можно сравнить с солнечной системой, которой грозит катастрофа, если погаснет его солнце – современная тема»

Николай Якушенко

Более тридцати лет, с 1935 по 1967 год, Николай Якушенко служил одному из старейших театров страны – Казанском драматическом имени В.И.Качалова. Горячо любимый зрителями, он стал одной из ярких и главных фигур театральной Казани. Артист подлинно реалистической школы, Якушенко по праву был причислен к ведущим мастерам русского театра. Вместе с плеядой артистов Качаловской сцены 1930-1970 годов: Федором Григорьевым, Марией Преображенской, Еленой Жилиой, Дмитрием Любиным, Григорием Ардаровым, Александром Гусевевым, Людмилой Миловой, Иваном Загорским, Евгенией Лисецкой, Валентиной Павловой он создал славу Казанскому театру, как одному из сильнейших театральных коллективов страны. Творчество Якушенко было отмечено во время гастролей театра в Москве и Ленинграде, его талант запомнился специалистам театра как один из выдающихся в Советском Союзе.

Николая Якушенко часто называли актером без определенного амплуа. Среди персонажей, созданных им, соседствуют представители разных сословий, люди разных характеров, возрастов, склада ума. Навсегда останутся в истории Казанского театра такие его образы, как Хлестаков в «Ревизоре» Н.В.Гоголя, Аркашка в «Лесе» А.Н.Островского, Царь Федор Иоаннович в одноименной пьесе А.Н.Толстого, Бессеменов в «Мещанах» М.Горького, Шприх в «Маскараде» М.Ю.Лермонтова, Вафля в «Дяде Ване» А.П.Чехова, Загородецкий в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Мамаев в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, Тартюф в одноименной пьесе Ж.Б.Мольера, Чичиков в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя, Аким в спектакле «Власть тьмы» Л.Н.Толстого.

Вершиной актерского мастерства стала его работа в спектакле «Старик» по пьесе М.Горького. Исполнение им роли Старика стало событием всесоюзного масштаба. Интересный факт: окончательный вариант этого произведения в Собрании сочинений Максима Горького был сделан по тексту роли, созданной Николаем Якушенко.

Первые театральные впечатления Якушенко получил еще задолго до приезда в Казань, в Калуге, где и родился актер. Детство проходило довольно тяжело. Совсем в маленьком возрасте Николай Якушенко остался без отца, поэтому на жизнь приходилось зарабатывать самим. Николай вместе с братьями – Василием и Александром – пел в церковном хоре и занимался переписыванием текста ролей для артистов калужского театра. Зато в это время Якушенко, пробираясь на галерку, мог смотреть вечерние спектакли.

Позже Николай Якушенко уехал в Киев, где поступил в коммерческий институт. Детские воспоминания заставили его «заболеть», театром, и он окончательно решает связать свою жизнь с актерской профессией, поступив в театральную школу.

Уже в 1918 году начинает работу актером во втором Киевском драматическом театре с небольшой, эпизодической роли доктора в «Маскараде», а через год уезжает в родную Калугу. Там поступает на службу в товарищество драматических актеров под руководством Е.Ф.Боура. Позже становится актером нового театра революционной сатиры «Теревсат» во главе с писателем Н.Г.Смирновым.

Разрушая традиции и обычаи прежнего театра, «Теравсат» оказался нежизнеспособным и в 1922 году был закрыт. Зимой 1921 года Якушенко с группой инициативных артистов пришлось отправиться на гастроли по губернии. Выступления этой труппы в неприспособленных помещениях холодных фабрик и заводов заставили актера на несколько лет оставить сцену. В годы вне театра Якушенко работал в клубе, заведовал библиотекой. В 1928 году снова был приглашен в Калужский театр. Проработав в труппе театра один сезон, он уехал из Калуги уже навсегда. В разные годы работал в театрах Омска, Новосибирска, Брянска, Архангельска, Ярославля, Москвы. В каждом из театров он не задерживается больше, чем на один театральный сезон. Тем не менее, ему удалось набраться опыта и поработать с известными режиссерами того времени: В.А.Чиркиным, Е.О.Любимовым-Ланским, А.Д.Диким, И.А.Ростовцевом.

Кроме артистической деятельности, Николай Якушенко никогда не терял интерес к общественной жизни и непосредственной связи со своим зрителем. Много сил он отдал студентам театральной студии при Казанском театре и Казанской консерватории. Под его авторством вышло множество статей в газетах и журналах с воспоминаниями, рассуждениями о жизни, о профессии, о театре.

В 1955 году Николай Иванович Якушенко был удостоен звания народного артиста СССР, в 1957 году награжден высшей государственной наградой СССР – орденом Ленина.

Почти полвека нет Николая Якушенко, остается мало и тех, кто мог знать и видеть его яркий талант. Имена театральных актеров нередко забывают, они остаются жить лишь в сердцах зрителей и в подлинных свидетельствах их жизни: фотографиях, документах, письмах.

Невозможно уместить описание жизни и творчества Николая Ивановича в нескольких страницах. Его имя по праву может стоять в одном ряду с легендами советского театра.

Он умер в 1971 году и похоронен на Центральной аллее Арского кладбища.

Роман Копылов,

заведующий музеем Казанского академического русского

Большого драматического театра имени В.И.Качалова