Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Июль 2020 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1913 – В Казани родился Нияз (Ниаз) Курамшевич Даутов, народный артист РСФСР, видный представитель советского музыкально-театрального искусства.

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Шамиль Усманов: «Будем отражать врагов, идущих против свободы»

Татарский советский писатель, драматург и политический деятель – так представляет Шамиля Усманова «Википедия». Активный участник Октябрьской революции и гражданской войны, комиссар Красной Армии, известный писатель – так представляли его в книге в 1967 году, в книге «Борцы за счастье народное.

Он прожил недолгую жизнь, но в ней было все, что позволяет сегодня не отправлять его фамилию в «запасники истории». В советское время его почитали, как революционного деятеля, борца с контрреволюцией. Сегодня в биографии об этой стороне его жизни говорится мало.

Мы объединили в этом очерке все доступные нам источники о жизни Шамиля Усманова: книги «Борцы за счастье народное» (1967), «Их именами названы улицы Казани» (В. Белокопытов и Н. Шевченко (1977), и, конечно, материал «Википедии», что позволило создать полнокровный портрет этого выдающегося человека.

При рождении его назвали Абдулла. Он родился 26 декабря 1898 года в деревне Пенделька Кузнецкого уезда Саратовской губернии в семье учителя Хайруллы Усманова. Начальное образование получил в Астрахани, затем учился в оренбургском медресе «Хусаиния», в 1911-1914 годах – в Оренбургском ремесленном училище, после окончания которого работал в Актюбинске слесарем на мельнице.

В 1914 году Шамиль Усманов переехал в Сызрань, где до 1917 года работал слесарем Гурьевской текстильной фабрики.

Процитируем один из эпизодов очерка о Ямашеве из книги «Борцы за счастье народное»:

«В тот вечер любители представлений фабричноволостного центра Старое Тимошкино, как всегда, собрались в большом сарае Чеботаревых. Стоял ноябрь 1917 года. На улице морозило. Но в переполненном до отказа сарае было тепло и весело.

На небольшом помосте, заменяющем сцену, толстый мулла совершил омовение и вдруг ущипнул дебелую горничную. Та взвизгнула.

– Гляди, что делает, старый греховодник!

Мулла опять потянулся к горничной, но в это время

на сцену влетел молоденький красноармеец:

– Довольно! Не позволю!

– Да это же наш Тря! – загудели зрители.

– Чего мешаешь!

– Не для того революцию делали! А ну разойдись! – И выстрелил в воздух.

Полчаса спустя он стоял перед членом Сызранского комитета РСДРП (б) Шамилем Усмановым.

– Приказ выполнен, товарищ командир, помещение для собрания фронтовиков нашел!–докладывал Тря.– Богохульников разогнал...

– Что?!

Тря коротко рассказал о случившемся.

– В общем правильно,– улыбнулся приехавший вместе с Усмановым Белоусов.– Спектакль подождет.

Однако Усманову было невесело. До чего же сильна власть тьмы, опутавшая даже молодых! Ребята храбры, преданы революции, а вот, поди ж ты, мулла для них все еще святыня. Конечно, пройдет совсем немного времени, и они сами разберутся, что к чему. Только враг ждать не станет. Значит, надо, чтобы бойцы как можно скорее поняли всю сущность классовой борьбы. А что, если создать национальные отряды? Насколько облегчилась бы воспитательная работа! Обучение, политподготовка, читка газет – на родном языке.

Белоусов, быстрый, порывистый, сразу же загорелся:

– Верно, Шамиль! Гораздо бы легче было! А храбрости им не занимать!

Шамилю Усманову не было и двадцати лет. Черноволосый, кареглазый, с юношески стройной фигурой, он казался задорным подростком, случайно одетым в военную форму. Однако за плечами его уже был немалый революционный опыт, приобретенный в общении с такими большевиками, как И.Я. Гладилов, М.3. Маслов, В.В. Ульянов».

Когда волна Февральской революции докатилась до Гурьевки, где Усманов работал слесарем на одной из Акчуринских фабрик, он вступил в члены партии большевиков. Это было 10 марта 1917 года. С того самого дня вся его жизнь принадлежала партии, все действия диктовались и контролировались большевистской совестью. При его активном участии в Сызрани утверждаются Советы, а сам он избирается председателем Сызранского Совдепа.

В июне он был направлен для большевистской агитации расположенного в Сызрани 119-го запасного пехотного полка. Избран секретарем Сызранского гарнизонного комитета. С 5 ноября 1917 года Усманов – на посту председателя фракции большевиков Казанского военного окружного комитета. В ноябре 1917 года, участвуя в качестве делегата в работе II Казанского Окружного съезда делегатов солдатских Советов, он получил полномочия комиссара по формированию частей Красной Армии в Сызрани.

Так 19-летний юноша, вчера еще рядовой рабочий, становится одним из руководителей революционного движения масс. Простой, бесхитростный, энергичный, незаурядный оратор, Шамиль Усманов был одним из тех народных самородков, которых выдвинула революция.

В конце 1917 года в связи с наступлением на Оренбург войск атамана Дутова и необходимостью укрепления фронта в Самаре, Сызрани и окрестных городах Поволжья комплектуются красногвардейские отряды. Инициативная группа в составе Гладышева, Базжина и Усманова формирует в Гурьевке отряды, в которые входят фронтовики и рабочие-добровольцы Акчуринских фабрик.

А вокруг все жарче разгорается классовая борьба. Контрреволюционные элементы, белые офицеры, кулачество пытаются задушить Советскую власть в самый момент ее рождения. В Корсуне собирается так называемый крестьянский съезд. Под давлением кулачества, при поддержке находившейся там роты георгиевских кавалеров и нескольких сотен белых офицеров съезд выносит решение: не признавать власти Советов. В Корсун направляются первый и второй красногвардейские отряды, организованные инициативной группой. В феврале 1918 года из Гурьевки уходит третий отряд – в Симбирск, где сопротивление контрреволюционных элементов почти на месяц задержало установление Советской власти. С одним из партизанских отрядов уходит на Оренбургский фронт и Шамиль Усманов.

В мае 1918 года мусульманский батальон в количестве 500 штыков (командир К. Хайруллин, комиссар Ш. Усманов) направлен на Восточный фронт. В Оренбурге к отряду Усманова примыкают татаробашкирские добровольцы и революционно настроенные рабочие и ремесленники города. Небольшой партизанский отряд вырастает в Татаро-башкирский батальон, во главе которого становятся командир Кариб Хайруллин и комиссар Шамиль Усманов. В батальон вступают добровольцы из числа военнопленных венгров, немцев и поляков. Объединение происходит в Актюбинске, куда вместе с другими частями Красной Армии был отведен батальон Шамиля Усманова. Так родился легендарный «Легион III Интернационала», о котором Усманов писал: «Первая, вторая и третья роты состояли из мадьяр, четвертая – из немцев, пятая и шестая – из татар. Седьмая рота объединила в себе всех оставшихся людей разных национальностей – узбеков, казахов, чехов, румын, сербов, поляков» («Путь легиона»). Политическое воспитание этого многонационального легиона было поручено комиссару Шамилю Усманову – интернационалисту-ленинцу.

В тяжелых, подчас неравных боях с белоказаками легион победоносно прошел сотни километров. Впоследствии эпизоды этого героического пути, уже будучи писателем, Шамиль Усманов привел в своей повести «Под красным знаменем». Потом Шамиль Усманов не однажды вспоминал об этих днях в своих произведениях. «3 июля 1918 года Красная Армия оставила Оренбург и отступила к Тургайским степям», – писал он в рассказе «Легион III Интернационала», напечатанном в одном из венгерских журналов. «С венграми, – рассказывал он, – мы были старыми друзьями: встречались еще до Оренбурга, когда вместе охраняли станцию Нововолоцк. Здесь татары и венгры очень подружились, подружились настолько, что стали говорить об объединении двух отрядов».

Сражаясь бок о бок с выдающимся полководцем гражданской войны В. К. Блюхером, главнокомандующим Туркестанским фронтом замечательным командиром Г.В. Зиновьевым, в постоянном общении и боевой дружбе с такими коммунистами, как А.А. Коростылев, Усманов оттачивал свой боевой и политический опыт, становится подлинным воспитателем бойцов и пламенным пропагандистом идей революции.

Боевой путь легиона победоносно окончен. Разбиты белогвардейские банды атамана Дутова, над Оренбургом снова взвилось красное знамя. Эта эпопея дала мощный толчок к развитию формирования его взглядов как пролетарского писателя. В огне боев гражданской войны, сразу после освобождения Оренбурга, рождается первое литературное произведение III. Усманова – пьеса «В кровавые дни». Созданная под впечатлением только что прошедших боев, пьеса была близка и понятна бойцам, они переписывали ее от руки в сотнях экземпляров, распространяли по всему фронту, ставили на красноармейских сценах. Содержание пьесы вызывало у зрителей революционный подъем, вдохновляло на новые подвиги. Удача окрылила молодого автора. В том же году он пишет новую пьесу «Первый шаг» – о дружбе русских и татарских рабочих, о том, как трудящиеся татары под руководством русских революционеров шли на борьбу с царизмом.

Эти две пьесы были первыми драматургическими произведениями, проложившими путь революционной теме на татарскую сцену.

В этот период Советским правительством было принято решение о формировании национальных частей Красной Армии, в частности, мусульманских частей в Казани. В январе 1919 года Центральная мусульманская военная коллегия приняла решение о создании в Казани, Самаре и других поволжских городах мусульманских военных частей. Инициатива Шамиля Усманова о формировании мусульманского полка на базе интернационального легиона не была поддержана Реввоенсоветом I Армии. Шамиль Усманов обратился в военную коллегию Центрального мусульманского комиссариата в Москве с просьбой поручить ему организацию отдельной татарской бригады. Пропаганда, проводимая не на родном языке, «не может оказать должного действия на безграмотных татар, – пишет он. – Основные массы их не могут поэтому получить настоящее революционное воспитание. Агитация же на родном языке не проводится из-за недостатка пропагандистов... Единственный путь для воспитания татарских красноармейцев – формирование больших татарских частей».

Республиканский Военно-революционный комитет принял решение о формировании Первой отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады 10 марта. Шамиль Усманов был утвержден политкомиссаром бригады. Вскоре был получен приказ Реввоенсовета об организации Отдельной татарской бригады. Комиссаром ее назначили Усманова.

Со свойственной ему энергией приступил он к ответственному делу. В формировании бригады активно участвовали первые красные командиры А. Алимбек, К. Хакимов, Ю. Ибрагимов, X. Мавлютов, Г. Касымов и другие. Постоянное руководство формированием первой татарской национальной воинской части и политической работой в ней осуществлял Казанский губком партии и военкомат. Формирование закончилось успешно. Вскоре Казанским губкомом партии была получен,а телеграмма следующего содержания:

«18/V-1919 года. Казань, Губком партии.

Из Штабюжгруппы.

Отправляясь в решительный бой, 1-й Татарский стрелковый полк шлет привет всем бойцам за освобождение трудящихся и со своей стороны заявляет, что до последнего классового врага будет бороться под красным знаменем с белогвардейскими шайками и побежденным с поля боя не вернется. Продолжайте, товарищи, начатое вами дело освобождения бедноты и угнетенных. Будем отражать врагов, идущих против свободы.

Комиссар полка Усманов».

Слово было выполнено. За время своего существования (более двух с половиной лет) часть прошла около 6000 километров боевого пути от Урала до советско-китайской границы, являя собой образец революционной дисциплины и высокой политической сознательности. ВЦИК отметил заслуги Шамиля Усманова в организации бригады и наградил его именными золотыми часами.

23 сентября 1919 года Шамиль Усманов назначается начальником политотдела Центральной мусульманской военной коллегии и уезжает из бригады. Перед Военной коллегией в то время стояла большая задача – политическое воспитание полуграмотных деревенских парней, десятками тысяч вливавшихся в ряды Красной Армии. Шамиль Усманов правильно понял цель и подошел к ней с чисто коммунистических позиций. Политотдел собирает вокруг себя городскую интеллигенцию – учителей, артистов, писателей, которые передавали красноармейцам свои знания, поднимали их культурный уровень, в то же время сами проникались боевым революционным духом своих учеников.

Он курирует деятельность печатного органа Военной коллегии – газеты «Кызыл Армия», публикует статьи о проблемах создания Татарской республики. В эти годы Усманов выступает с публицистическими статьями на многие актуальные темы. Занятость основной работой не мешает ему активно участвовать в общественной жизни.

Усманов выступил с основным докладом на совещании ответственных работников – коммунистов-мусульман, состоявшемся в Казани 12-13 октября 1919 года, результатом которого было решение об учреждении самостоятельной Татарской республики. После выхода 27 мая 1920 года Декрета ВЦИК об образовании Татарской АССР он был назначен секретарем Временного революционного комитета республики, основной целью которого являлся созыв Учредительного съезда Советов Татарской республики. На I областной конференции коммунистов Татарской республики 26-29 июля выступил с докладом, в котором подчеркивал необходимость обеспечения явки не менее чем 50% делегатов-татар.

Шовинистически настроенный Казанский губернский комитет, напуганный самостоятельными шагами руководства Временного ревкома, добился отстранения Ш. Усманова, И. Казакова и И. Фирдевса от работы. В августе 1920 года Усманова направляют в Туркестан, в распоряжение Военно-революционного совета Туркестанского фронта. После окончания военных действий назначен начальником политчасти военных курсов Института востоковедения в Ташкенте.

В марте 1922 года Усманов  возвращается в Казань. Становится секретарем Революционного комитета ТАССР, начальником политотдела пехотных командных курсов в Казани, а затем комиссаром Объединенной татаро-башкирской военной школы. В 1925 году назначается инспектором национальных военных учебных заведений Красной Армии в Москве. Демобилизуется в 1927 году.

Кончилась гражданская война, народ с энтузиазмом приступил к ликвидации царившей в стране разрухи. Шамиль Усманов в это время – комиссар Объединенной татаро-башкирской военной школы. Он принимает деятельное участие в общественной и литературной жизни, выступает на диспутах, публикует статьи в газетах и журналах. Его выступления проникнуты духом партийности, твердой непримиримости к любым проявлениям буржуазной идеологии.

Работая начальником татарского Управления зрелищными предприятиями, он реализовал идею о радиофикации Татарии. Возглавил строительство в Казани широковещательной радиостанции. 7 ноября 1927 года татарское радио голосом Шамиля Усманова произнесло свои первые слова: «Казан сөйли!», – «Говорит Казань!» и поздравило радиослушателей с десятилетием Октября.

По предложению Усманова и при его активном участии в Казани была построена радиостанция. Он был первым ее руководителем. Шамиль Усманов проводил большую работу по внедрению радио на селе, писал на эту тему статьи, сам  выступал на радио. Уже в те годы Усманов мечтал о телевидении. «Мы сможем не только слышать шаги марширующих на Красной площади ног, но и видеть стройные ряды демонстрантов», – писал он в статье «Алло! Алло!». Идею телевидения он проводил в своей фантастической повести «Радио из Памира».

Неутомимый общественник, Усманов всегда находится на переднем крае идеологической борьбы за культурную революцию в республике. Одним из первых подхватывает идею замены арабского шрифта татарской письменности на новый тюркский алфавит на латинской основе. Возглавляет общество «Латын Дуст», которое вело борьбу с консервативно настроенными деятелями национальной культуры.

Усманов участвовал в работе III Пленума Всесоюзного Центрального Комитета нового тюркского алфавита (ВЦК НТА), который прошел в 1925 году в Казани, выступая за латинизацию татарского языка, замену арабской письменности яналифом.

После переезда в Москву в конце 1929 года Усманов присоединяется к коллективу писателей и художников Татарстана (М.Джалиль, К.Наджми и др.). В 1930 году избран ответственным секретарем Московского областного комитета эсперантистов. Московский адрес Ш. Усманова (ул. Гаврикова, д.3/1, кв.55) становится адресом международной корреспонденции эсперантистов. Он состоял членом IAREV, Международной ассоциации революционных писателей-эсперантистов, участвовал в 1933 году в издании брошюры со сборником мнений об эсперанто делегатов Всесоюзного съезда писателей, в выпуске пособий по изучению международного языка.

В это время он много трудился как писатель. Печататься Усманов начал в 1920-е годы. Драматические события революции и гражданской войны изображены в пьесе Усманова «В кровавые дни», написанной под впечатлением от событий, связанных с боями за Оренбург. Тему гражданской войны писатель продолжил в  драме «Запоздалый приказ», поддерживая традиции советской литературы, заложенные А. Серафимовичем, Д. Фурмановым, А. Фадеевым, Г. Ибрагимовым. Дилогия Усманова «Под красным знаменем» («Кызыл байрак астында», 1923) и «Путь легиона» («Легион юлы», 1928-1935), а также фантастическая повесть «Радио с Памира» («Памирдан радио», 1925) и другие произведения стали заметным событием литературной жизни Татарстана 1920-1930-х годов. Первая часть дилогии «Под красным знаменем» была начата в 1921 году.

Совершенствуя свое мастерство, он учится у основоположника социалистического реализма, пролетарского писателя А.М. Горького, ведет с ним оживленную переписку. Он послал ему один из своих рассказов –  «Смерть подпоручика Данилова». Советы Горького, его рецензии на произведения явились незаменимой школой для Шамиля Усманова. Позже, в 1928 году, они встретились в Казани.

В 1934 году он вступил в Союз писателей СССР.

Шамиль Усманов – писатель глубокой жизненной правды. Он считал, что писатель должен быть тесно связан с жизнью и судьбой народа, что он должен отражать дух времени. «Каждое произведение,– писал Шамиль Усманов, – я создаю под непосредственным впечатлением жизненных явлений». Книги писателя выдержали многократные переиздания, они переведены на языки народов СССР.

Шамиль Усманов был арестован 8 апреля 1937 года. Приговорен по статьям 58-8 и 58-11 («участник националистической султангалеевской организации»). Умер 3 декабря 1937 года в Казани, в кабинете заместителя наркома внутренних дел ТАССР, во время допроса, как указывалось в протоколе допроса, от «паралича сердца». Реабилитирован 30 декабря 1955 года.

В начале 1964 года казанцы назвали его именем одну из новых красивых улиц Московского района. Ту¸ на которой была открыта казанская студия телевидения. Теперь здесь две студии – спутникового телевидения «Татарстан – новый век» (ТНВ) и региональное отделение «Татарстан» – структурное подразделение ВГТРК.

 

  Издательский дом Маковского