Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
15.12.2018

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Погода в Казани
-8° / -9°
Ночь / День
.
<< < Декабрь 2018 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
  • 1929 – Одобрен проект нового районирования Татарии. По нему вся территория республики делилась на 6 округов и 84 района.

    Подробнее...

Спасо-Преображенский монастырь в Казани

Комплекс Спасо-Преображенского монастыря расположен в юго-восточной части Казанского Кремля, рядом со Спасской башней.

Весь юго-западный угол кремля, сбоку от Спасской башни, занимал совсем небольшой по территории (около 1 га), но очень почитаемый Спасо-Преображенский монастырь – один из величайших по значению в нашем краю. В советское время он был почти полностью разрушен. На территории его разместилась воинская часть.

Предлагаем историю Спасо-Преображенского монастыря, написанную на основе публикаций сайта музея-заповедника «Казанский Кремль», книги доцента Казанской духовной семинарии Анатолия Елдашева «Утраченные монастырские некрополи Казани ХVI – начала ХХ веков»,  исследования кандидата исторических наук, церковного историка Андрея Рощектаева и сайта "Казанский Кремль и Казань".   

Начало строительства относится к 1557 году. Монастырь был центром миссионерской деятельности в крае, а также местом захоронения местных святителей и наиболее почитаемых и знатных людей в Казани. В состав комплекса монастыря входили в разное время разные культовые сооружения. До 1917 года дошли Преображенский собор, церковь Николы Ратного и братский корпус.

В ранних источниках монастырь именуется по разному – Спасским, Преображенским, со временем название Спасо-Преображенский закрепилось, хотя нередко монастырь упоминается как Спасский и в поздних источниках. 

Монастырь располагался на небольшой территории (менее 1 га, согласно писцовым книгам «в длину сорок одна сажень, а поперек двадцать шесть сажень»), ограниченной с юга и запада пряслами кремлевской стены между Спасской, Юго-западной и проездной Преображенской (первоначально Сергиевской по близлежащей церкви) башнями.

С востока от главной кремлевской улицы монастырь отделяла кирпичная ограда, доходившая до храма Киприана и Иустинии, который со временем был приписан к монастырю.

Первым архимандритом монастыря был св. Варсонофий, друг и ближайший сподвижник св. Гурия, первого архиепископа Казанского, вместе с ним и св. Германом присланный в Казань для церковного устроения вновь присоединенного края. Назначение Варсонофия в Казань было не случайным, в молодости он (носил тогда мирское имя Иоанн) провел несколько лет в крымском плену и свободно владел татарским языком. Вместе с Варсонофием в Казань прибыли и другие иноки Николо-Пешношского монастыря: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря (где Варсонофий принял постриг) Симеон.

Снимок 2012 года

В 1562 году Варсонофий был перемещен на Тверскую епископию. Незадолго до кончины, в деревянном Преображенском соборе монастыря принял постриг в великую схиму первый казанский архиепископ Гурий. Св. Гурий был похоронен 5 декабря 1563 года за алтарем Преображенского собора. Его могила стала первой на погосте Спасо-Преображенского монастыря.

Церковь Николы Ратного на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря в Казанском Кремле. Слева воссозданная северная галерея Спасо-Преображенского собора. Снимок 5 июня 2009 года.

Фото Носиков С. П.

 В последующие четыре столетия на Спасском некрополе обрели покой многие знаменитые казанцы: священники и профессора Казанской Духовной академии, купцы и военные, чиновники. Над могилой святителя усердием боярина Ивана Елизаровича Застолбского, ученика и сподвижника архиепископа Гурия, была сооружена «каменная клеть» (вскоре здесь был похоронен сын Ивана Елизаровича, монах Нектарий, скончавшийся в молодых годах, а позднее и сам боярин Иоанн, в иночестве Иона).

Оставив епископскую кафедру преосвященный Варсонофий после кончины друга своего – святителя Гурия, возвратился на покой в Казань, в созданный и любимый им Спасо-Преображенский монастырь, где в 1576 году и преставился, будучи погребен рядом с почившим за двенадцать лет до того преосв. Гурием.

В 1595 году, 4 октября, были обретены мощи св. Гурия, а рядом – нетленные мощи св. Варсонофия. Вместе с чудотворной иконою Божией Матери Казанской они являются ныне величайшими святынями православной Казани, День 4 октября в Казани – день праздничный, отмечается по традиции крестным ходом.

В разных источниках год обретения мощей св. Гурия и Ворсонофия называется разный – 1595 и 1596. Обе даты правильные: 1596 год – по старому, сентябрьскому летосчислению, с 1-го сентября пошел новый, 1596 год, то есть он же будет 1595-м при переводе на современный январский год. В 1630 году митрополит Казанский и Свияжский Матвей перенес мощи св. Гурия из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор.

Монастырь быстро стал одним из самых знаменитых и богатых в Поволжье. В Казанской епархии он всегда был на втором месте и уступал лишь Свияжскому Успенскому. К середине XVIII века, он, например, владел почти двумя тысячами мужских крестьянских душ – против семи с лишним тысяч у Свияжского.

Церковь Николы Ратного на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. 5 июня 2009 года.

Автор:Носиков С.П.

Его особое положение в нашем краю можно было сравнить с уникальным положением Чудова монастыря в Москве – тот так же располагался в кремле, также формально считался главным, но фактически все же сильно уступал во всем Троице-Сергиевой лавре, расположенной за пределами Москвы. Так и Спасский монастырь уступал Свияжскому, находящемуся за пределами Казани.

Когда в 1764 году, по реформе Екатерины II, у монастырей России отняли все земли, многие упразднили вовсе, а оставшиеся поделили на классы – тогда Свияжская Успенская обитель стала единственной в епархии, получившей высший, первый класс, Спасо-Преображенская была возведена во второй. По всей России тогда первоклассных монастырей было лишь 20, да и второклассных – всего 59. Народное почитание, впрочем, от «классов» нисколько не зависело. Мощи свт. Варсонофия, препп. Ионы и Нектария непременно посещали все паломники, приезжавшие в наш город. После Казанского Богородицкого монастыря и Благовещенского кафедрального собора это была, пожалуй, величайшая святыня Казани.

Первоначально монастырь имел две деревянные церкви – Преображенскую, построенную на каменном фундаменте с каменным же подклетом, и Николы Ратного, которая уже в 1566 году была возведена в камне. Церковь Николы Ратного была построена одновременно с нижним ярусом Спасской башни из того же волжского известняка.

Вдали церковь Николы Ратного после восстановления. Снято: 26 октября 2013 года

Автор: Алексей Александров. 

 Храм представлял собой небольшую, «13 на 13 шагов», двухэтажную квадратную в плане церковь с длинной трапезной с западной стороны и полукруглым алтарным выступом с восточной, по архитектурным формам это был типичный новгородский одноглавый храм «на четыре фронтона». На первом этаже размещалась хлебня и просфорня.

В 1567 году, когда была составлена первая казанская писцовая книга, Никольский храм был уже освящен и украшен множеством икон. К середине XVIII века монастырь имел уже три каменные церкви, часовенку, одним словом – все положенные святой обители службы и…трех монахов.

В очерке, который мы нашли на сайте http://real-kremlin.ru/Spaso-Preobrazhenskii_monastyr, поясняется, что мужские монастыри, в отличие от женских, никогда не имели большого количества монахов. Мужчины шли в братию во Христе менее охотно, нежели женщины становились Христовыми невестами, и даже в самые лучшие для монастыря времена насчитывал он, самое большее, 24 монаха, в то время как численность, например Девичьего Богородицкого монастыря на улице Большой Красной вместе с послушницами была около 100-120 душ.

В начале XIX века во времена архимандрита Антония, известного в Казани подвижника и общественного деятеля, Спасо-Преображенский монастырь представлял собой неприступную крепость. С юго-запада и юга он был огражден стенами кремля, а с северо-востока и севера – высокой каменной оградой.

Наиболее древними и чтимыми в монастыре иконами были: запрестольная выносная икона Тихвинской Богородицы в басменном окладе, с чеканными венцами и дробницами, украшенная привесами с драгоценными камнями и жемчугом, на оборотной стороне иконы были изображены свв. Гурий и Варсонофий казанские. В монастыре также почитались иконы Николы Ратного и Преображения. В ризнице монастыря хранились монастырский устав, первая часть которого была собственноручно написана св. Варсонофием, деревянный, оправленный внизу «узорчатым железом» (по видимости басмой) жезл святителя, шитая золотом плащаница XVI века, шитый сударь (вклад главного казанского воеводы князя Григория Алексеевича Булгакова в память о родителях) и другие реликвии.

Заслуживает особенного внимания старинная запрестольная икона Тихвинской Божьей Матери (в Преображенском соборе), на задней стороне которой изображены казанские святители Гурий и Варсонофий: икона св. Николы Ратного и икона Преображения Господня (в церкви Николы Ратного).

В ризнице монастыря хранились следующие достопримечательности: 1) Монастырский устав, первая половина которого писана собственноручно св. Варсонофием. 2) Деревянный, окованный снизу узорчатым железом жезл святителя. 3) Плащаница XVI века, шитая золотом и украшенная 110-ю жемчужинами, значащаяся, при описании монастыря, в казанской писцовой книге третьей четверги XVI века110-ю жемчужинами, значащаяся, при описании монастыря, в казанской писцовой книге третьей четверги XVI века 4) Превосходно сохранившийся сударь (вовдух) того же века, с надписью на углах: «Лета 7073-го (т.е. 1565) дал си сударь в дом боголспиаго Преображения князь Григорий Андреевич Булгаков по своих родителех». 5) Серебряные сосуды – блюдо, потир и плоская чаша– из числа присланных для монастыря царем Иоанном Васильевичем. По краям блюда читается, в клеймах, надпись: «Иоан, Божиею милостьюь, царь и Великий Князь всея Руси», и др. предметы.

Представитель Сената А.И. Свечин, посетивший город в 1763 году в связи с проблемами в казанском адмиралтействе, отмечал что Спасский монастырь имеет «внутреннее и наружное великолепное украшение немалой величины».

«Облик святой обители был под стать ее положению, — пишет Андрей Рощектаев. — Огромный древний собор (1595-1601), ненамного уступавший Благовещенскому по размерам и роскоши; небольшие, но зато древнейшие в городе церкви Николы Ратного и Киприана-и-Иустины (последняя, давно стоявшая просто рядом, была приписана к монастырю лишь в начале XIX века); двухэтажные келейные корпуса рубежа XVII – XVIII веков с очень нарядными наличниками; наконец, высокая 4-ярусная колокольня с часами, возведенная в 1861 году, поразительно похожая на построенную чуть позже колокольню Раифы...

А ведь все это – как ни удивительно, – помещалось на крошечном клочке территории 83 на 97 метров, ибо расширяться монастырю внутри густой кремлевской застройки было просто некуда.

Пятикупольный собор, колокольня и Спасская башня выглядели как единый, тесный архитектурный букет, украшавший кремль с юга. С разрушением в советское время собора, колокольни, да и двух малых древних церквей, этот букет распался, и южная часть кремля как будто оголилась и опустела.

Самая большая потеря – это гибель Спасо-Преображенского собора. Всего два в городе было больших храма XVI века – сейчас остался лишь один, Благовещенский. Краеведы предреволюционной эпохи много спорили о «ценности» Спасского собора как «исторического памятника» XVI века: мол, слишком много позднейших переделок, которые сильно исказили его первоначальный облик... Для простого верующего такой проблемы не существовало. Люди просто приходили и молились».

В 1917 году началось планомерное уничтожение кремлевской обители. 20 сентября 1918 года во время совершения литургии в алтарь вошёл красный командир и объявил, что кремль закрывается для населения и объявляется военным городком, все гражданские учреждения и частные лица из кремля выселяются. 22 сентября были закрыты все кремлевские храмы.

Силами монахинь Казанского Богородицкого монастыря (в Спасо-Преображенском монастыре, кроме настоятеля о. Иоасафа, оставались только иноки Варсонофий и Венедикт) были вынесены: из кафедрального Благовещенского собора – рака с мощами святителя Гурия Казанского, из Преображенского собора – рака с мощами святителя Варсонофия и некоторые другие казанские святыни.

В советское время на территории разместили воинскую часть, монастырский некрополь и храмы были практически полностью разрушены, за исключением фундаментов некоторых строений и здания братского корпуса. Под слоем щебня чудом сохранился подвальный этаж Спасо-Преображенского собора и его знаменитая «Пещерка».

Музеефицированные и частично восстановленные фундаменты Спасо-Преображенского собора Спасо-Преображенского монастыря в Казанском Кремле. Крыльцо восточного торца северной галереи. 5 июня 2009 года.

Автор: Носиков С. П.

Во время археологических раскопок 1995 года были вновь обретены мощи Ионы и Нектария Казанских, а также казанского митрополита Ефрема. Сейчас они покоятся в Петропавловском соборе: мощи преподобных Ионы и Нектария – в верхнем храме (на солее с северной стороны), в нижнем храме – мощи св. Ефрема, а в алтаре – св. Епифания, архиепископа Иерусалимского. Мощи самого основателя знаменитого казанского монастыря – святителя Варсонофия – после революционного лихолетья оказались в запасниках одного из городских музеев, дальнейшая их судьба неизвестна. В фондах Национального музея Республики Татарстан сохранились позолоченные серебряные детали раки святителя.

Церковь св. Николая Чудотворца Ратного

Церковь была построена в XVI веке (1556–1568 гг.) с домом архимандрита (перестроена в XVIII и XIX веках). Ее воссоздание началось с 1997 и идет до сих пор. Она располагалась с западной стороны Спасо-Преображенского собора, примыкала к западной стене Кремля. Первоначально это были белокаменные двухэтажные трапезные палаты с церковью: прямоугольное в плане двухэтажное здание, с одностолпной трапезной палатой на втором ярусе и аналогичным помещением хлебни на первом. Окна фасадов второго яруса были украшены полукруглыми сандриками с изображением креста (XIX в.).

Северный фасад Никольской церкви Спасо-Преображенского монастыря в Казанском Кремле. Снимок 20 марта 2011 года.  Фото -  Михеева Анна Сергеевна

С востока к трапезной палате примыкала церковь с полукруглой апсидой. В XVII веке второй этаж перестроен в кирпиче, перекрыт коробовым сводом; с севера к трапезной пристроены покои настоятеля. В 1815 году церковь была перестроена по проекту архитектора А. Шмидта. Здание Г-образное в плане, двухэтажное, состояло из двух разновременных объемов – храма с трапезной и покоев настоятеля. Объем храма с трапезной – прямоугольный в плане, с асимметрично расположенной апсидой. Покои настоятеля примыкали к трапезной с севера.

Западная стена опиралась на боевой ход прясла 2-3, между Юго-Западной и Преображенской башнями Кремля. Храмовую часть завершал четверик, перекрытый единой со всем зданием кровлей. 

Купол, завершавший четверик, в советское время был утрачен. Первоначальная декоративная отделка фасадов подклета не сохранилась.

С 1993 года на здании церкви св. Николая Чудотворца Ратного велись реставрационные работы (подрядчик ТатСНРУ, автор проекта реставрации – архитектор Г. Гаязова).

Соборный храм Преображения Господня

Преображенский собор был центром монастыря. Соборный храм Преображения Господня тоже был деревянным, но он был построен на каменном фундаменте, с подвальным этажом, и только в 1595-1601 годах стал каменным, увеличившись в объеме.

Это был белокаменный шестистолпный трехапсидный храм с пятью главами, размерами и художественными качествами не уступавший Благовещенскому собору кремля. Ранний каменный подклет, на котором построили новое здание, чудом сохранился до наших дней и очень схож с нижним храмом Благовещенского собора. Это помещение с четырьмя столпами и стеной с проемами, отделяющей подалтарную часть, на которые опираются коробовые и крестовые своды.

Стены подклета сложены из белого камня, блоки гладко отесаны и плотно пригнаны друг к другу. Сводчатые перекрытия также белокаменные, опираются на стены и два ряда квадратных столбов.

Первая колокольня Спасо-Преображенского собора была деревянной. Вторая – каменная – просуществовала до 1858 года. Находилась она к северо-западу от собора на галерее, соединяющейся с настоятельским корпусом.

В 1858 году за ветхостью была разобрана каменная колокольня (самая первая была деревянной), находившаяся к северо-западу от собора на северной галерее, соединявшейся с игуменским домом. В 1858–1860 годах в монастыре была отстроена новая четырёхъярусная колокольня над Святыми вратами Варваринской церкви. На кубообразный объем с воротами по 1 этажу и церковью по 2 этажу надстроены 3 яруса. На втором ярусе помещались колокола, на третьем – боевые часы.

В настоящее время выполнена музеефикация места расположения этой колокольни. Она показана другим цветом брусчатки на широком тротуаре.

В середине XVIII веке архимандрит Феофил Игнатович приподнял стены Преображенского собора, вместо старинных глав на бочкообразной кровле поставил новые – «на железных дугах» и впервые покрыл церковь железом (возможно вследствие одного из пожаров). Были пристроены галереи с северной и южной стороны, которые отличались друг от друга. С южной стороны это сводчатые помещения на уровне нижнего яруса собора, соединенные с основным белокаменным объемом.

Верх галереи имел плоское перекрытие и использовался как открытая паперть. Северные галереи были двухъярусные. Невысокий первый ярус представлял собой ряд сводчатых помещений. Крестовые своды опираются на большие белокаменные пяты трапециевидной формы.

Второй ярус не сохранился. В настоящее время он в процессе восстановления. По историко-архивным данным, это сводчатое помещение под односкатной кровлей. На этом уровне галереи служили коридором, соединяющим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи начинались большим парадным входом.

В XVIII веке монастырь неоднократно горел в пожарах (в 1742, 1749, 1757 и 1797 годах). Пожары и последующая реформа Екатерины II 1764 года негативно сказались на развитии монастыря, число братии значительно сократилось (тогда как согласно данным «жития» основателя, в монастыре было до 100 человек братии).

В 1901 году с западной стороны выполнен пристрой на всю ширину собора. С 1842 года в монастыре временно находилась Казанская духовная академия.

Старинный путеводитель Н. Загоскина указывал, что кроме церкви св. Николы Ратного и собора Преображения Господня, в монастыре сохранялись и другие постройки XVI века. К этому веку относилась часть примыкающего к западной кремлевской стене, за Преображенским собором, каменного здания, занимаемого викарным епископом и в котором указывали келию св. Варсонофия.

Влево от входа в ограду через северные ее ворота стояло еще одно монастырское здание, украшенное древнею орнаментовкою.

Преображенский собор был разрушен в середине 1920-х годов, одним из первых в период борьбы с религией. Но по сохранившейся части можно судить, насколько многочисленные перестройки претерпевал Преображенский храм на протяжении своего существования.

Братский корпус

Он расположен к северо-востоку от Спасо-Преображенского собора и примыкал к ограде монастыря. Корпус монашеских келий был построен в 1670 годах, в XVIII веке к нему пристроен казначейский дом, в 1892 году – галерея.

Здание двух-трехэтажное, кирпичное, Г-образное в плане, имеет четкую продольную ориентацию с востока на запад. Ряд квадратных в плане сводчатых келий объединен крытой кирпичной галереей.

Братский корпус восстановлен

Часть каменных монастырских келий появилась в 1640 и 1670 годах, а окружающая монастырь с северной и восточной сторон каменная ограда, над воротами которой была сделана (ныне упраздненная) церковь во имя положения Честных Риз пресв. Богородицы, относится к третьей четверти XVII века, как свидетельствует о том следующая, высеченная весьма кудрявою вязью, надпись при главном входе в ограду:

«Лета 1670 построено сие оградное строение и другие врата монастырские, а на вратах церковь Пресвятыя Богородицы Положения Честных ризы: да в приделе чудотворца Макария Калязинского (эта церковь, ныне упраздненная, находилась над вторыми монастырскими воротами), и казенные келий, и палатки келий, царство благочестивые державы государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и при его державе и при его царевичах детях, благоверном государе нашем царевиче Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче по благословению великого господина святейшего Макария. патриарха Божия града великия Антиохии и всего востока, и при великом господине святейшем Иоасафе, патриархе Московском и всея Руси и, по благословению великого господина Лаврентия, митрополита Казанского и Свияжского, а строил многогрешный чернец (имя не разобрано) монастырскою казною».

Трехэтажный объем казначейского дома, расположенный с западной стороны, включал в себя часть древней монастырской ограды. Фасады были украшены наличниками арочных окон и декоративными поясками и карнизами. 

Проект реставрации здания братского корпуса был разработан архитектором Ириной Аксёновой. В настоящее время реставрация идет к завершению.

Упокоились с Богом…

Сохранившаяся Пещерка Спасо-Преображенского монастыря находится у алтарной стены Спасо-Преображенского собора. Сооруженная в 1596 году, она служила местом захоронения казанских чудотворцев. Представляет собой каменную клеть, перекрытую сводом, расположенную ниже современного уровня земли.

Братский корпус Спасо-Преображенского монастыря. 20 марта 2011 года.

Автор: Михеева Анна Сергеевна

 

Вот как описывается эта часть монастыря в одном из старинных путеводителей по Казани:

У восточной стороны Преображенского собора, как раз против входа от главных (святых) монастырских ворот, обращает на себя внимание часовня-склеп, устроенная на том самом месте, на котором обретены были мощи св. Гурия и Варсонофия; здесь сохраняются и части деревянного гроба, в котором св. Варсонофий покоился. По преданию, часовня эта устроена была над могилою св. Гурия жившим в Казани опальным боярином Иваном Елизаровичем Застолбским (в иночестве Иона), который и похоронен здесь вместе с сыном своим Димитрием (в иночестве Нектарий); по свидетельству жития св. Гурия и Варсонофия, составленного митрополитом, впоследствии патриархом, Гермогеном, тела отца и сына найдены были при вскрытии могил угодников казанских тоже нетленными и по совершении над ними панихиды снова преданы тут же земле. Кроме гробниц отца и сына Застолбских, в той же часовне заслуживают внимания и несколько других гробниц.

Здесь покоится прах казанского митрополита Ефрема, одного из видных духовных деятелей эпохи смутного времени, в качестве старшего, после кончины в польском плену патриарха Гермогена, иерарха, временно управлявшего делами русской церкви и возложившего в 1613 году царский венец на первого государя из дома Романовых, царя Михаила Федоровича, и первого подписавшегося на соборной грамоте об избрании его на российский престол.

(Крупная хронологическая несообразность: Царевич Петр Алексеевич родился в 1672 году. Год 1670-й относится, вероятно, к началу постройки).

Надпись на могильной плите святителя гласит следующее:

«Лета 7122-го (т.е. 1614-го) месяца декабря в 26 день преставился раб Божий Ефрем преосвященный, по переименовании второй митрополит казанский и свияжский».

Тут же могильные плиты иерусалимского архиепископа Епифания и андрусского епископа Арсения, жившего и скончавшегося под церковным запрещением в Макарьевской пустыни, что близ г. Свияжска, злоключения которого изложены в его эпитафии.

Надпись над могилою архиеп. Епифания гласит:

«...апреля в 19 день, на память преподобного отца нашего Иоанна ветхия лавры, преставися преосвященный Епифаний архиепископ святого града Иерусалима, монастыря святые Голгофы, иже на краниеве месте» (край камня с обозначением года кончины отбит)».

На надгробном камне епископа Арсения читаем:

«Во имя Спасителя нашего Христа Бога. Усне и погребен на сем месте греческих стран, андрусския епархии, пелопонскаго острова епископ Арсений, который жил прежде в Москве 7201-го (т.е. 1693 года), а посем жил в Макарьеве путыни, что близ Свияжска; тут и представися в лето от Рождества Христова 1706-го апреля в 14 день и погребен великим господином преосвященным Тихоном, митрополитом казанским и свияжским, апреля в 16 день. Бяше же он за некая приключшаяся обстоятия отлучен святейшим Досифеем патриархом иерусалимским. По смерти же его, тогож 706 лета, яко усердный и ближний по евангельскому словеси друг, преосвященнейтий архиерей кпр Тихон только тщание о разрешении положил и по намерению своему чрез писание о разрешении его получил просимое от святейшаго патриарха константинопольского присланное, за подписанием руки его, и при нем одиннадцать архиереев, писанное на греческом языке, и та грамота положена с ним во гроб, и ради ведения переведенный список во архиерейской ризнице положен».

В левой стороне часовни находится надгробная плита, положенная над могилою скончавшегося в Казани в 1740 году князя Ивана Егоровича Багратиона-Давыдова. На этой плите имеется следующая надпись:

«Стани зде, путниче,

Над гробом умилися;

Помня смерть – о усопшем помолися.

Здесь положено во гробе тело кахетскаго царя Темуразы ближнего его сродника, князь Иоанн Егорович Багратион Давидов, который пожалован, указом блаженнейшей памяти Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Анны Иоановны, бысть в Казань, в Казани ж и преставися сего 1740 году, ноября 12 дня, и погребен на сем месте, а от рождения было ему лет 47».

Часовня, в которой находятся описанные выше могилы, пользуется среди казанцев большим почитанием, как место первоначального упокоения двух чудотворцев. Между святыми воротами монастыря и часовнею, по обе стороны пролегающей здесь прямой дорожки, расположено монастырское кладбище, на котором погребаются именитые покойники города.

Восстановить весь некрополь сегодня вряд ли возможно.

Территория монастырского погоста уже давно заасфальтировали. Мы могли и не знать, кто тут упокоился, если бы не исследования известного казанского краеведа Анатолия Елдашева в книге «Утраченные монастырские некрополи Казани ХVI – начала ХХ веков». Ученый проделал титанический труд, чтобы восстановил хотя бы часть имен.

Со временем в этой части Казанского Кремля может появиться памятный знак – один для всех, чтобы почтить память усопших. Так было сделано по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского  на месте  некрополя Кизического монастыря.

В восстановленных сооружениях Спасо-Преображенского монастыря будет открыт музей археологии.

 Большинство снимков - с сайта "Храмы России":

http://temples.ru/photo_tree.php?ID=5671&orderby=0&Count=15&nopage=1

 

Читайте Андрея Рощектаева:

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#1 евгений 14.11.2014
Закладка 14 (27) мая 1915 г. в Казани часовни над могилою митрополита Казанского и Свияжского Ефрема, помазавшего на царство Михаила Фёдоровича Романова). часовня над могилой еп. Ефрема в черне к 1917 году была завершена. Материал есть. К росписи не приступали, времена сменились. Она простояла до 1928 года, до закрытия Спасо-Преображе нского монастыря. Стояла к северу от главного собора.
 
 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов