Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Алексий II: «Мы рады, что в Татарстане жизнь идет без потрясений»

В последний летний день 1997 года в Казань по приглашению Президента Республики М.Ш. Шаймиева, Председателя Государственного Совета В.Н. Лихачева и архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это 60-я епархия, в которой он побывал за 7 лет пребывания в сане Предстоятеля Русской православной церкви.

Алексий II родился в Таллине в 1929 году. Закончил Ленинградскую духовную семинарию (1949 г.) и духовную академию (1953 г.) со степенью кандидата богословия. Пасторское служение проходил в приходах Таллинской епархии. В 1961 году принял монашество. В том же году архимандрит Алексий был возведен в сан епископа Таллинского и Эстонского и назначен заместителем председателя отдела внешних сношений Московской Патриархии. С 1965 года становится председателем учебного комитета при Священном Синоде. В 1968-м за труды на благо церкви возведен в сан митрополита. В 1986-м ему поручается управление Ленинградской епархией. В 1990-м, после смерти Патриарха Пимена, митрополит Алексий на Поместном соборе был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Его Святейшество – доктор богословия. В 60-е годы он был членом Центрального Всемирного Совета церквей, членом правления Советского фонда мира, в середине 70-х – членом совета общества «Родина».

 Святейший Патриарх посещает наш край впервые за тысячелетнюю историю русского православия. До взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году о подобном визите не могло быть и речи. Не случилось этого и в последующие четыре столетия, хотя Казань дала Руси одного из Патриархов – Гермогена, возглавлявшего Русскую православную церковь в смутные для страны годы – с 1606-го по 1612-й. В постсоветской Российской Федерации, когда Председатель Государственного Совета Татарстана В. Лихачев, по долгу службы в Совете Федерации общаясь с Патриархом в Москве, передал ему приглашение Президента М. Шаймиева и была достигнута принципиальная договоренность о визите, понадобились три года переговоров, организационных мероприятий, согласований по срокам, чтобы визит состоялся.

31 августа

Патриарх и его многочисленная свита, в которую входили архиепископ Истринский Арсений, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском протоиерей Петр, архидиакон Андрей, протодиакон Владимир, иеродиакон Вениамин, монахиня Ксения, инокиня Екатерина и другие духовные лица, а также группа журналистов, представляющих как светские издания, так и издательство Московской патриархии, газету «Москва православная» и православную телекомпанию «Пита», прилетели в Казань на двух спецсамолетах.

В церемонии встречи Его Святейшества в аэропорту принимали участие Председатель Государственного Совета В. Лихачев, заместитель Премьер-министра И. Хайруллин, глава администрации Казани К. Исхаков, Председатель Совета по делам религий при Правительстве Р. Набиев, другие официальные лица. Несколько неожиданными для московских гостей были в числе встречающих председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтий Габдулла хазрат и его заместитель Мансур хазрат.

На первой пресс-конференции, в аэропорту, упредив возможные вопросы об отношении Русской православной церкви к суверенитету Татарстана, Патриарх первым делом поздравил всех со знаменательным событием – вторым Всемирным конгрессом татар.

В ходе визита православный Архипастырь неоднократно говорил о второй традиционной конфессии нашего края – мусульманской, подчеркивая, что только в тесном единстве они сумеют помочь России встать на ноги. Он говорил о том, что только возродив утерянные за годы Советской власти духовные ценности, вернув людей в лоно церкви, можно будет решать все другие проблемы, в том числе экономические. Долгие годы церковь была отделена не только от государства, но и от общества. Сейчас наконец все поняли, что у всех общая история, общие заботы о благе народа и общее будущее.

В тот же день в Казань по приглашению архиепископа Анастасия прибыли иерархи соседних епархий: архиепископ Чувашский и Чебоксарский Варнава, архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай, епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон, епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Они принимали участие во всех событиях, связанных с пребыванием Алексия II.

Первым храмом, где Патриарх вознес молитву к Богу, был Никольский кафедральный собор, с которым связана послевоенная история Казанской епархии. Он совершил вечерню с молебном и акафистом Казанской иконе Божией Матери. Святейший добрыми словами вспомнил архиепископа Михаила, бывшего на Казанской кафедре в 60-70-е годы.

После трех солнечных дней, когда, казалось, само небо радуется большому празднику всех татар, погода резко испортилась. Небо было затянуто тучами. Людей, которые не попали в храм, пробирал холод, но они не уходили, ждали патриаршей проповеди.

И вот Алексий II заговорил – и вдруг сквозь тучи пробилось солнышко. Так было и на третий день, во время утренней службы в церкви Всех Ярославских Святых. Московские журналисты, которые сопровождают Патриарха в его поездках по патриархии, говорили, что они наблюдали это не раз. После такого призадумается даже самый упертый атеист.

Когда завершилась служба, с приветственным словом к Его Святейшеству обратился Архиепископ Анастасий. Интересно, что в ходе службы он не старался выделиться и целовать крест из патриарших рук подошел в общей очереди. В одной из бесед на казанской земле Патриарх особо отметил скромность главного пастыря православных Казанской епархии. Он говорил о том, что тот не старается выделиться и в Москве, вспомнил, как однажды, встретив его в патриархии, даже принял за священнослужителя рангом ниже – и архиепископ из Казани не стал его переубеждать.

Архиепископ поблагодарил Патриарха за то, что тот нашел возможность посетить Казанскую епархию и преподнес Алексию II Федоровскую икону Божией Матери. И Патриарх подарил Никольскому храму икону.

Обмен подарками видели только те, кто был в соборе. Как ни просили люди, которые остались на улице, пустить их в церковь, милиционеры не послушались ни архиепископа Анастасия, ни московских священников и журналистов, которые говорили, что Патриарх любит, когда храм полон. Служивых понять можно – они получили строжайший приказ. Организаторы опасались беспорядков и даже провокаций. Но, к счастью, их не было ни здесь, ни в других местах, где побывал Его Святейшество. Не считать же беспорядком шум, который изредка устраивали богомольные старушки. Всем хотелось стоять непременно в первом ряду. В Петропавловском соборе, где в храм пропустили очень много народу, из-за этого чуть не случилась давка. Но в целом все было пристойно.

А в Ивановской церкви журналисты наблюдали вообще дивную картину. Вслед за Патриархом в церковь было разрешено пройти только ученикам церковно-приходской школы, но туда попали лишь немногие, поскольку еще до прихода высокого гостя там было много народа. Дети толпились на пятачке у входа, на крутой деревянной лестнице. Стоял страшный шум, который наверняка был слышен в храме. Казалось, вот-вот произойдет что-то не очень красивое. И вдруг священнослужитель с маленькой девочкой на руках, который стоял в галдящей толпе, запел молитву – и ее подхватили десятки голосов. Шум сразу стих, и никто уже никуда не торопился... А через несколько минут по призыву охраны все мирно покинули помещение и дожидались выхода Патриарха уже на улице.

Поздним вечером Алексий посетил первое в истории Республики Татарстан духовное училище, где только что начался учебный год, осмотрел классы и кельи для учащихся.

Приветственная речь Патриарха, обращенная к первым ученикам (их пока немного – 20 послушников), прозвучала в актовом зале, украшенном гобеленами с видами Казани.

– Сейчас много вопрошающих, и вы должны научиться разрешать эти вопросы, – напутствовал он.

На прощанье Патриарх сфотографировался вместе с учащимися и их преподавателями.

Затем высокий гость осмотрел церковь Иоанна Кронштадского, которой остался доволен. Церковь мала по размерам, но вполне вместит всех прихожан Соцгорода. Место это от центра отдалено, и не каждая старушка рискнет отправиться на богослужение в Петропавловский собор. А тут – церковь под боком. Она красиво оформлена, имеет хорошую акустику. Тесное соседство с духовным училищем наверняка привлечет сюда молодых прихожан.

Когда-то в Казанской епархии было несколько православных учебных заведений. Далеко за пределами губернии была известна здешняя духовная академия, которая имела среди преподавателей и воспитала ученых всероссийской известности и авторитета: историков Знаменского, Щапова, Покровского, философа Несмелова, этнографов Катанова, Ильминского, канониста Бердникова, языковеда Порфирьева... Академию ликвидировали в 1921 году, закрыли духовные училища... И вот в 1997 году в Казани положено начало возрождению богословского образования и науки.

Учебная программа в училище соответствует двум курсам семинарии. Предполагается, что через 2 года это будет уже духовная академия. На очное отделение принимаются молодые люди православного вероисповедания от 17 до 35 лет. Здесь будут учиться не только казанцы, но и иногородние – здесь есть общежитие

Ректор училища – архиепископ Анастасий. На преподавательские должности приглашены как известные в Казани священники с академическим образованием – протоиереи Игорь Цветков и Павел Павлов, протодиакон Иоанн Барсуков, так и миряне – педагоги Казанского государственного университета.

При учебном заведении есть библиотека – более 50 тысяч книг и журналов переданы научной библиотекой Казанского государственного университета. Все эти книги когда-то принадлежали духовной академии и семинарии. В возвращении библиотеки церкви – большая заслуга известного краеведа и библиофила Вячеслава Аристова.

Иерархи соседних епархий не скрывали своего удивления увиденным. По всей вероятности, у них возможностей открыть такое учебное заведение пока нет.

Ведущая программы «Православная Казань» на телеканале «Эфир» Светлана Нефедьева на одной из пресс-конференций спросила Патриарха, что он думает о воспитании священнослужителей. Алексий II подчеркнул, что это должны быть разносторонне образованные люди. Он высоко оценил деятельность церковно-приходской школы Петропавловского собора Казани, существующей уже пять лет. В школе ведутся теоретические и практические занятия по Богослужебному уставу, проводятся семинары по христианской психологии, возрастной педагогике, основам христианского брака, ведутся уроки музыки, организован православный театр, готовятся концерты для детских рождественских и пасхальных утренников в общеобразовательных школах, организуются выставки рисунков на библейские темы.

Алексий II не раз отмечал, что за годы государственного атеизма утеряны духовные ценности, забыт церковный этикет. Можно поспорить на предмет духовных ценностей. Какие-то забыты, а какие-то нет. Мало того, в годы Советской власти иностранцы и любили-то нас в основном как раз за духовность. Правда, духовность эта мало в чем соприкасалась с ценностями религиозной жизни. Разве что в музеях, где были выставлены иконы и дорогая церковная утварь. Кстати, благодаря музеям, эти ценности, чаще всего не только духовные, но и материальные, бережно сохранены до наших дней.

А вот что касается православного этикета, это точно. Многие не знают, как вести себя в храме, а потому бесцеремонно заходят туда без головного платка.

Сейчас потихоньку умнеем. Причем в роли учителей зачастую выступают дети, которые посещают воскресные школы. А как мы заметили в ходе визита, ребят в храмах становится больше..

Нам, воспитанным атеистами, очень трудно понять верующих, часами ждущих, когда Патриарх выйдет из церкви.

В Раифском монастыре я случайно подслушала разговор двух монахов. Один с восторгом говорил другому: «Ты представляешь – мне удалось Ему руку поцеловать!» Знакомая, которая не слывет верующей, отстояла полтора часа Божественной литургии в Петропавловском соборе и потом гордо рассказывала, что получила благословение Святейшего Патриарха, показывая, как драгоценную реликвию, иконку Казанской Божией Матери с патриаршим благословением. Такие иконки теперь в Казани есть у многих.

Вечером, когда Патриарх общался с представителями православного духовенства и общественности, он говорил об огромной помощи, которую оказывают в возрождении духовности государство, коммерческие фирмы, банковские структуры, отдельные предприниматели. Он с удовлетворением отметил, что в Татарстане православная церковь работает в тесном контакте с органами государственной власти, мирно взаимодействует с мусульманским духовным управлением.

В ходе визита ему рассказали о конкретных примерах такого взаимодействия. Габдулла хазрат выделил на реставрацию православных церквей 60 миллионов рублей. Для мусульман это немалые деньги, на них вполне можно построить небольшую мечеть. Такие же пожертвования на строительство мечетей сделала Казанская епархия. Духовные лидеры мусульман поддержали православных, объединенных в общество св. Гурия, когда те просили вернуть верующим Петропавловский собор, православное духовенство, в свою очередь, хлопотало за мечеть Марджани.

Поблагодарив всех, кто поддерживает заботу церкви о духовности, Патриарх назвал имена двух казанцев. Он вручил награды Русской православной церкви председателю Национального банка Республики Татарстан Евгению Борисовичу Богачеву и президенту акционерного коммерческого банка «Заречье» Наталье Владимировне Девятых.

1 сентября

Утром 1 сентября при большом стечении прихожан прошла Божественная литургия в Петропавловском соборе. Поскольку приезд Патриарха в Татарстан последовал сразу же за праздником Успения Божией Матери, он подарил собору евхаристические сосуды. Получил подарок и архиепископ Анастасий – панагию с дарственной надписью. На память о Петропавловском соборе Предстоятелю Русской православной церкви была вручена икона Святого Алексея – его небесного покровителя, а также картина с его изображением.

Главной темой проповеди Патриарха стала мысль об общем долге – хранить единство церкви. В свете страстей вокруг федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях она звучала очень актуально.

– Ведомо одному Богу, придется ли мне посетить еще раз Казанскую епархию, – говорил Патриарх, – но я сохраню в своем сердце молитвенную память о вас и об архипастыре вашем.

По дороге в танковое училище Патриарх решил осмотреть хотя бы снаружи здание Казанского государственного университета. Высокого гостя приветствовал его ректор профессор Ю. Коноплев.

В Казанском высшем танковом командном училище высокий гость и представители мусульманского духовенства приняли участие в церемонии присяги новобранцев. По традиции это торжество бывает 12 сентября, в День танкиста, однако по случаю визита высокого гости церемонию перенесли на более ранний срок.

Во время церемонии Патриарха приветствовали начальник КВТККУ генерал-майор В.Мироненко и ветеран училища С. Тетельбаум. Затем к курсантам обратились Алексий II и муфтий Габдулла хазрат.

На такой церемонии всегда бывает много гостей – родителей, друзей курсантов. На этот раз их было особенно много. Завершилась церемония торжественным маршем первокурсников перед трибуной.

Можно сказать, верующим, как православным, так и мусульманам, посчастливилось получить благословение, что называется, из первых рук. Но и атеисты вряд ли забудут, при каком скоплении высоких гостей пришлось давать присягу. Вместе с духовными лицами на трибуне находились Председатель Государственного Совета В. Лихачев, вице-премьер И. Хайруллин, другие официальные лица.

Во второй половине дня высокие гости из Москвы и соседних епархий, а также Габдулла хазрат и Усман хазрат отбыли на острове Свияжск, где совсем недавно православным возвращен комплекс Успенского мужского монастыря.

Этот город-остров вызывает у жителей Татарстана двоякие чувства. Именно здесь инженеры Ивана Грозного выстроили сооружения, помогавшие штурмовать Казань. На маленьком пятачке земли возникло сразу два православных монастыря – мужской и женский. В советские времена монастыри порушили, вместо них появилась тюрьма для политических заключенных, позднее – психоневрологический диспансер, по-народному, «психушка».

До сих пор находятся в Татарстане люди, которые смотрят на Свияжск из далекого ХIV века, хотя остров давно уже утратил значение военного плацдарма. Но все больше становится тех, кто хотел бы видеть здесь крупный центр духовной жизни республики, место паломничества туристов как из других регионов России, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Нам повезло – в Татарстане два таких центра. Второй – в Булгаре, где когда-то находилась столица Булгарского государства.

Вряд ли стоит сегодня предъявлять счет истории. Мы убедились, что в каждой эпохе есть свои виноватые, а если искать тех, чья вина больше, добра не будет. Ладно, если поиск идет мирным путем. А если нет?

В Татарстане поводов для межнациональных разборок более чем достаточно: взятие Казанского ханства войсками Ивана Грозного в 1552 году, насильственная христианизация, сложные взаимоотношения Казани с Москвой уже в советское время... Но разборок нет. Другим регионам у Татарстана учиться можно, как жить в мире и согласии. Так говорил Патриарх.

Маленькие штрихи к нашей жизни, которые вызывали восторг московских журналистов, с которыми мне приходилось общаться более тесно. (А по журналистам можно было проверять самочувствие всей свиты Патриарха. Коллеги признались, что ехали в Казань с большим предубеждением. Почему-то были уверены, что православных здесь притесняют, что религиозные конфессии у нас делятся по сортам – на первый и второй).

Татарские национальные блюда гостям из Москвы подавали везде, в Петропавловском соборе в том числе.

Мусульманские иерархи Габдулла хазрат и Мансур хазрат сопровождали Патриарха во время посещения Свияжска и Раифского монастыря. Они присутствовали на молебне в храме Грузинской Божией Матери. В первые ряды, правда, не стремились, но уже само их присутствие делало погоду – погоду терпимости.

Если же говорить о погоде в прямом смысле этого слова, то с ней явно не повезло – дул сильный ветер, особо ощутимый на острове, и было очень холодно. Однако встречать Патриарха вышло, пожалуй, все население острова. Поскольку оно невелико, то получить его благословение мог каждый желающий. Особо повезло девяностолетней бабуле, которая по старости не могла выйти к Архипастырю. Тогда Патриарх пришел к ней сам. Ее избушка была по дороге в Успенский монастырь, и он, увидев ее в окошке, задержался. За их диалогом с интересом наблюдали односельчане старушки и сопровождающая Патриарха свита.

Интересно, что островитяне не жаловались на свою жизнь на забытом всеми острове, не сетовали ни на Советскую власть, открывшую в святом месте психбольницу, ни на реформы, лишившие их сбережений. Люди говорили о том, что после недавнего приезда Президента М.Шаймиева они уже ощутили заботу о себе. Жители острова, в основном старики и старухи, надеются, что Президент выполнит и другие свои обещания.

Осмотр православных святынь начался с деревянной Троицкой церкви. Кстати, Свияжск можно посетить только из-за нее одной. Трудно поверить, что храму этому – три с половиной века.

Затем гостям показали Собор Всех Скорбящих Радости. Его еще предстоит отреставрировать. Нуждается в этом и Успенский мужской монастырь с его уникальными фресками. Он произвел на Патриарха огромное впечатление.

Успенский монастырь – пятая по счету духовная обитель в Казанской епархии. Гостей из Москвы и Казани сопровождал наместник Успенской обители иеромонах Кирилл. Его Святейшество подарил вновь созданной монашеской общине икону – образ Богоматери и сказал братии напутственные слова.

В Троицкой церкви Алексий II с заметной печалью в голосе сказал:

– В Америке какую-нибудь плиту, которой сто лет, показывают, как достопримечательность, а здесь – деревянный собор... И вот о таких шедеврах не знают, а ведь об этом писать надо. О Кижах знают, а этот храм остается святыней под спудом.

Он назвал остров Свияжск островом Буяном.

Кстати, Патриарх со свитой поехали на остров на небольшом судне «Линда», что отсекло от гостей не только журналистов, но и многих важных персон. Каково было наше удивление, когда мы увидели, что Патриарха на острове встречают не только островитяне. Оказывается, туда из Казани прибыл еще один катер. Так что свита Патриарха на острове сопровождала солидная.

И все-таки тем, кто плыл на «Линде», повезло больше. Мы имели возможность увидеть Алексия II, что называется, вблизи. Он вышел к нам с непокрытой головой, в простом платье, и в этот момент не казался таким монументальным, каким выглядит с фотографий и каким представал перед нами во время богослужений.

Далее путь Патриарха лежал к Зеленодольской переправе, откуда автобусами мы переместились в Раифу. К Богородицкому мужскому монастырю Алексий II и другие гости входили по цветочному ковру. У монастырской колокольни Предстоятеля встречал архимандрит Всеволод. Далее гости шли, можно сказать, по живому коридору.

На всем пути следования стояли прихожане с горящими свечками. А вот в Собор Грузинской Божией Матери, где Патриарх отслужил молебен, попали только счастливчики. Он освятил чудотворную икону, по имени которой назван храм. Эта святыня хранилась в Казани и была привезена в Раифу 14 августа 1991 года. Теперь она находится на своем прежнем месте.

Интересно, что поклониться образу Грузинской Божией Матери приезжают не только казанцы, но и москвичи, петербуржцы. Экскурсантам, которые регулярно приезжают в обитель, с гордостью рассказывают, когда и кому она помогла в мирских заботах.

Так получилось, что в прошлом чудотворная икона не смогла защитить ни монастырь, ни иеромонахов Сергия, Антония, Варлаама, Иова, Иосифа и послушника Петра, расстрелянных 6 апреля 1930 года и ныне причисленных к лику мучеников Русской православной церкви.

Когда в июне 1990 года игумен Всеволод, настоятель Петропавловской церкви с.Гари Зеленодольского района, впервые попал в монастырь, картина перед ним предстала страшная. Храмы были обезглавлены, башни разрушены, в Троицком соборе от постоянной вибрации (здесь работали токарные и другие станки) стали трескаться стены.

Главная тяжесть расходов по восстановлению порушенного легла на Петропавловскую церковь, настоятелем которой отец Всеволод остается и ныне, уже в сане архимандрита. В 1990 году государство вернуло Раифский монастырь церкви и уже на следующий год там начались строительные работы. Во всех приходах епархии начался сбор пожертвований на это святое дело.

Его Святейшество, вся московская свита, да и мы, казанские журналисты, были поражены тем, что увидели в Раифе. Перемены на фоне сооружений, которые пока не отреставрированы, и в самом деле впечатляющи. За три дня до визита, когда Председатель Госсовета В.Лихачев приезжал в Раифу, чтобы посмотреть, как идет подготовка к визиту, мы не видели курантов на колокольне, скульптура монаха Филарета, пришедшего в эти благословенные места в ХVIII веке, еще стояла во дворе, а не перед входом в монастырь, как задумал ее автор – скульптор В.Винниченко, на вновь отстроенной часовенке над святым ключом еще не было крыши, а в Соборе Грузинской Божией Матери еще стояли леса и работали художники из мастерской Юрия Пугачева из Санкт-Петербурга.

В день посещения святой обители мало что напоминало о подготовительном аврале. И уж тем более о том, что когда-то здесь было училище для малолетних преступников. Патриарх наверняка не узнал, что часть ребят до сих пор живет рядом, за высоким забором, который подновили к его приезду. Новехонький асфальт он, кстати, заметил и не преминул об этом сказать. Не в осуждение, а в благодарность за старания.

Собственно, осуждать не за что. Остается удивляться, сколь в короткие сроки удалось поднять храмы, можно сказать, из руин. Работа кипела, и не только в нынешнем году, когда стали известны сроки визита главного Архипастыря Русской православной церкви. А в последние дни все вообще менялось стремительно. Во многом, а, может, в основном это заслуга наместника монастыря, архимандрита Всеволода, который сумел заразить мечтой о будущем обители десятки деловых людей со связями и деньгами, и прежде всего Президента Татарстана М.Шаймиева, главу города Зеленодольска и Зеленодольского района С. Когогина. Он сделал своим союзником директора спецПТУ В.Чернова.

Последний дар монастырь получил от администрации Казани буквально перед визитом. Это 8 художественных композиций, выполненных во время симпозиума скульпторов, который был организован в Раифе: рельефы Архангела Михаила и Архангела Гавриила, выполненные на надвратной колокольне (когда-то здесь была церковь Михаила Архангела), солнечные часы оригинальной конструкции, которых, по утверждению отца Всеволода, больше нигде нет, крест на братской могиле монастырского кладбища, где похоронены раифские мученики, рельеф Грузинской Божией Матери в часовенке, где можно набрать целебную воду, металлическая фигура ангела-хранителя на часовне вблизи озера и фигура Филарета. Участие в семинаре принимали скульпторы из трех городов: Андрей Балашов, Игорь Козлов, Тагир Суюханкулов из Москвы, Ольга Стяжкина, Михаил Ершов и Владимир Винниченко из Санкт-Петербурга, казанец Игорь Башмаков. Мэр Казани К. Исхаков в присутствии Патриарха вручил монастырю своего рода грамоту на владение всем этим богатством.

Места в Раифе великолепные. Прекрасные храмы, окруженные первозданным сосновым лесом, плавучая часовенка, построенная зеленодольскими судостроителями, отражаются в зеркале озера. По монастырскому преданию, лягушки здесь не квакают, ибо монахи просили об этом Господа, дабы их шум не мешал молитвам. И Господь совершил это чудо.

– Да к вам паломники будут приезжать не только из России, но со всего света, – сказал Алексий II. – Вот чего можно добиться с помощью Божией и совместными усилиями.

Встретиться с Патриархом в монастырь приехали как духовные лица, так и миряне, среди которых были банкиры Е. Богачев и Н. Девятых, которых здесь называют благодетелями, директор кондитерской фабрики «Заря» З. Хабулава, презентовавший обители и ее гостям огромный торт с изображением Троицкого собора (высота торта – полметра, вес – 100 килограммов), профессор Э. Тагиров, который в присутствии Патриарха произвел архимандрита отца Всеволода в почетные академики Русской академии гуманитарных наук, актер В. Кешнер, чьи вдохновенные слова восхитили высоких гостей. Его Святейшество и другие гости познакомились с хором Раифского Богородицкого монастыря под управлением диакона Сергия, получили в подарок аудиокассету с песнопениями и русскими романсами в его исполнении. Гостям был вручен также спецвыпуск журнала «Казань», рассказывающий о Зеленодольске и истории знаменитых мест этого края – Свияжска и Раифы. Патриарх подарил монастырю копию главной московской святыни – Иверской иконы Божией Матери, получив в подарок копию Грузинской иконы Божией Матери, сделанную послушником Александром.

Мы уезжали из монастыря поздним вечером. Нас провожали монахи и редкие прихожане из соседних деревень, которые решили дождаться выхода Его Святейшества из монастыря. По дороге уже не было ни цветка. Люди разобрали их на память, полагая, что, даже побывав под ногами, цветы не утратили своей святости и чудотворной силы.

2 сентября

В третий день пребывания Патриарх вновь был на ногах с раннего утра. По программе с утра было посещение церкви Великомученицы Варвары, и люди пришли туда. А на Арском кладбище, в церкви Всех Ярославских Святых, было малолюдно. Зайти в церковь смогли все желающие. Одна бабуля, узнав, почему так много машин у кладбища, просто не поверила, что службу служит сам Патриарх, и громко благодарила Бога, что он привел ее на могилку сына как раз в это время.

Алексия II поразило богатое убранство храма. Как ему разъяснили, все это благолепие – отражение несчастий, свалившихся на православные церкви нашего края в недавнем прошлом. Церковь Всех Ярославских Святых не тронули, она все годы действовала – на кладбище все-таки, а потому стала прибежищем икон и церковной утвари из других храмов, которым повезло меньше.

После совершения молебна перед ракой св. Гурия Его Святейшество поклонился могиле архиепископа Сергия, погребенного за алтарем храма. Архиепископ Сергий – личность легендарная. Всего два года он правил Казанской епархией, но память о нем жива до сих пор. Патриарху сообщили, что в ближайшее время состоится канонизация иерарха.

В церкви Всех Ярославских Святых наконец сбылось желание Алексия II – поклониться Казанской иконе Божией Матери. Он намеревался сделать это еще в восьмидесятые годы, будучи митрополитом.

Церковь Великомученицы Варвары возвращена верующим совсем недавно. Не так-то просто оказалось демонтировать оборудование, размещенное здесь. В церкви долгие годы находилась кафедра компрессорного машиностроения химико-технологического института.

]

Здесь гостей дождались только самые стойкие прихожане да члены попечительского совета, среди которых – народный депутат Республики Татарстан А. Колесник, начальник Казанского высшего артиллерийского командно-инженерного училища А. Бородин, президент концерна «КазКам» Г. Мамонтов. Патриарха приветствовал отец Виталий.

Геннадий Мамонтов - один из тех, кто помогал восстанавливать Варваринский храм. Фото Владимира Зотова

Алексия II познакомили с ходом восстановительных работ. Внутренние отделочные работы уже близки к завершению. И здесь Патриарх отслужил молебен, благословил верующих.

Затем по программе была встреча с Президентом М. Шаймиевым, но по пути в Кремль Алексия II задержал глава администрации города К. Исхаков, который пригласил его посмотреть новый концертный зал на площади Свободы. Директор консерватории Р. Абдуллин показал гостям, как звучит новый орган. Это был хороший эмоциональный аккорд перед официальной встречей.

После сорокапятиминутной беседы в рабочем кабинете Президента, прошедшей без участия журналистов, М. Шаймиев и высокий гость продолжили встречу в Большом зале дворца. В краткой приветственной речи М. Шаймиев поблагодарил Патриарха за то, что тот принял приглашение посетить республику. По мнению М. Шаймиева, второй Всемирный конгресс татар, празднование Дня республики еще раз продемонстрировали, насколько крепки межконфессиональные, межрелигиозные, межнациональные традиции в Татарстане. В республике проживают представители более 70 национальностей, и никто ни в какой форме не выразил недовольства проведением в Казани форума татар, заметил Президент.

– Самое большое богатство Татарстана – это люди, которые живут и трудятся на этой земле, – сказал Патриарх, делясь своими впечатлениями о пребывании в республике и подводя своеобразный итог визита. – И мудрые руководители, которые заботятся о мире и согласии.

Общаясь с людьми в Казани, на острове Свияжск, в Раифском монастыре, я не услышал ни жалоб, ни просьб. Несмотря на то, что 70 лет разрушались не только храмы, но и души людей, они сохранили душевную теплоту, что и нам дает заряд бодрости.

Не обошел Патриарх вниманием и экономическую ситуацию в республике. Порадовался за хороший урожай и пожелал его весь собрать (в связи с чем Президент М. Шаймиев шутливо заметил, что приезд Архипастыря поможет с погодой – и пожелание его будет выполнено). Патриарх поблагодарил руководителей Духовного управления мусульман Республики Татарстан за добрую встречу, заметив, что когда люди видят доброе общение руководителей двух конфессий, то это служит для них хорошим примером. Он с удовлетворением отметил, что возвращение верующим святынь, отобранных у православной церкви, идет параллельно с возрождением и строительством мечетей. Это добрый знак – когда одним указом Президента принимается решение о реставрации Благовещенского собора и возведении мечети Кул Шариф в Кремле.

Чтобы выразить свою благодарность Президенту Татарстана за его большой вклад в возрождение православных храмов и мечетей не только на словах, но и «видимым знаком», Алексий II вручил М. Шаймиеву орден Русской православной которым отмечаются заслуги тех, кто помогает восстанавливать и строить церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского I степени, православные храмы.

«...Во внимание к помощи, оказываемой Казанской епархии в деле возрождения духовности», – написано на первой странице наградного диплома.

Есть в этом дипломе и такая запись: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Кстати, получение Президентом награды Русской православной церкви вызвало неоднозначную реакцию у мусульман. Кое-кто даже обвинил М. Шаймиева чуть ли не в предательстве. Между тем церковь и Патриарх награждают не по конфессиональному признаку. Правда, до этого среди награжденных были протестанты и католики. Газета «Коммерсантъ» сообщила, что М. Шаймиев стал первым мусульманином, получившим орден из рук Патриарха.

Как выяснилось, отбор кандидатур и их утверждение находится в личной компетенции Его Святейшества.

Председатель духовного управления мусульман Республики Татарстан Габдулла хазрат за Президента порадовался: «Если бы у нас была такая возможность, мы делали бы то же самое. Но у нас нет специальных мусульманских наград. Со временем мы намерены разработать что-нибудь подобное и тоже будем награждать представителей любых конфессий – за вклад в развитие ислама. Ведь нельзя же разделять общество на татар и русских, на православных и мусульман».

Орден Русской православной церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени был вручен Председателю Государственного Совета РТ, заместителю Председателя Совета Федерации РФ В. Лихачеву.

Президент поблагодарил Патриарха за награду, оценив ее как признание правильности проводимой в республике политики. Он назвал мудрым решение Алексия II отметить церковной наградой не только мусульманина Шаймиева, но и православного Лихачева. На что Патриарх ответил, что он только следует примеру руководства Татарстана.

Событием эпохального значения назвал визит Его Святейшества в Татарстан Василий Николаевич, получая награду из рук Патриарха. Он отметил, что в Татарстане можно убедиться, что власть может быть мудрой, нравственной и профессиональной.

В общем, церемония награждения прошла в атмосфере взаимных комплиментов, которые на фоне сделанного не казались чрезмерными. А когда она закончилась, Президент поинтересовался у журналистов, отпустят ли они его и высокого гостя с миром или будут терзать своими вопросами. Вопросы, естественно, были.

Очень подробно отвечал Патриарх на вопросы корреспондента «Республики Татарстан» И. Котова о нынешнем состоянии взаимоотношений Московской патриархии с зарубежной Русской православной церковью и церковью Римско-католической. По мнению Алексия II, между двумя русскими православными церквями нет догматических расхождений и потому их воссоединение необходимо. Объяснил Патриарх и причины, по которым не состоялась его встреча с Папой Римским. Но мосты не сожжены. Русская православная церковь готова сотрудничать со всеми конфессиями, и когда созреют условия для встречи, которая даст конкретные результаты, она состоится.

На пресс-конференции не могла не зайти речь о трудностях, с которыми приходится встречаться, возрождая церковные традиции. Не так-то просто открыть новый православный храм, и в основном идет реставрация старых. Совсем недавно, например, прошло первое богослужение в возрожденной церкви в Мамадышском районе. В праздничном событии участвовал Премьер-министр Татарстана Ф. Мухаметшин.

Но там, где находятся энтузиасты, строятся и новые храмы. Так получилось, например, в Октябрьском районе, где инициатором строительства стал генеральный директор агрофирмы «Нурлат» Роман Чахмахчев. Поскольку церковь закладывалась в день Ильи Пророка, назвали ее Ильинской.

Строили храм, можно сказать, всем нурлатским миром. Помогали кто чем мог – деньгами, стройматериалами. Был открыт счет в Сбербанке, куда перечисляли деньги как организации, так и частные лица. Среди тех, кто помогал, были и мусульмане. При завершении строительства решающую роль сыграл глава администрации района татарин Ф. Сибагатуллин.

Примечательно, что церковь и мечеть в Нурлате находятся рядышком. Когда строили мечеть, мусульманам помогали православные. Так, Р. Чахмахчев, грек по национальности, оказал содействие в открытии семи мечетей Нурлатского района.

Несмотря на то, что при строительстве особых проблем не возникало, на возведение храма ушло три года. Мечеть построить куда проще. А потому, посетовал Президент М. Шаймиев, порой звучат обвинения: мол, мусульманам уделяется больше внимания. На что Алексий II дал полезную справку: уже есть типовые проекты деревянных и даже палаточных церквей, на возведение которых понадобится не так уж много денег. М. Шаймиев тут же попросил архиепископа Анастасия найти такие проекты.

Воспользовавшись случаем, журналисты не преминули спросить у Патриарха, как он относится к федеральному закону о свободе совести и о религиозных объединениях. Его Святейшество сказал следующее:

– Наша позиция по этому вопросу была принципиальной, и мы от нее не отступаем. В целях миротворческих мы откликнулись на призыв Президента РФ Бориса Николаевича Ельцина принять участие в согласительной комиссии. В результате работы с представителями администрации Президента и Правительства, с участием представителей традиционных конфессий достигнуто соглашение о формулировках, которые ни в коей мере не изменяют концепцию закона и его суть. Перед вылетом в Татарстан я имел беседу с Председателем Госдумы Геннадием Николаевичем Селезневым. Мы с ним договорились о том, что церковь не берет на себя функции законодателей, но наша позиция остается принципиальной.

Я убежден, что принятие закона упорядочит деятельность псевдомиссионеров и деструктивных сект, сохранит уважительное отношение общества и государства к традиционным религиям.

Свое отношение к закону высказал и В. Лихачев:

– Критики законопроекта часто ссылаются на нормы и принципы современного международного права. Эта позиция с политической точки зрения достаточно ущербна, а где-то даже – от лукавого. Действительно, Всеобщая декларация прав человека, Пакт о правах человека 1966 года декларируют свободу совести. Однако в этих же документах говорится о том, что осуществление прав человека не должно создавать ситуацию злоупотребления правом. Если это затрагивает государственную безопасность, безопасность личности, нарушает права человека, то, естественно, государство должно соответствующим образом реагировать.

Во встрече в Кремле приняли участие Премьер-министр РТ Ф. Мухаметшин, его заместитель И. Хайруллин, руководитель Аппарата Президента Х. Низамов, мэр Казани К. Исхаков и другие официальные лица, а также архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, руководители соседних епархий.

Когда любопытство журналистов было удовлетворено, Минтимер Шарипович выступил в роли экскурсовода по Кремлю. Патриарху показали реставрируемый Благовещенский собор и котлован для мечети Кул Шариф. Президент рассказал гостям, как будет выглядеть Кремль после окончания реставрационных работ. Как известно, их финансирование должно вестись из татарстанского и федерального бюджетов.

Еще в зале приемов Президент и Патриарх договорились, что оба храма должны быть освящены одновременно, причем еще до начала третьего тысячелетия. Президент пригласил Патриарха на церемонию освящения, пообещав, что передаст по такому случаю в собор подаренные ему Алексием II оригинальные подсвечники.

В Благовещенском соборе, в котором находилось архивное хранилище, гости осмотрели три макета храма – XVI, XVIII и XIX веков. Кстати, и казанцам это было не без интереса. Многие из них впервые попали в храм и могли убедиться, как сильно он пострадал и от времени, и от рук человеческих. Прекрасные фрески прошлого века в трапезной сохранились процентов на 80, а вот в алтарной части роспись более раннего времени практически погибла, и сегодня речь может идти не столько о реставрации, сколько о воспроизведении.

Во время разговора с реставраторами М.Шаймиев поинтересовался, не нужно ли увеличить число художников, не требуется ли какая другая помощь. Как оказалось, все вопросы реставраторы пока решают без помощи руководителей республики. Президент помог в главном – задержек в финансировании здесь, по всей вероятности, не будет. Создан специальный фонд финансовой поддержки, куда благотворительные взносы могут сделать и организации, и частные лица. Такой же фонд создан и для возведения мечети Кул Шариф.

Реставрационные работы в Благовещенском соборе ведут живописцы «Мосреставрации», которые расписывали Храм Христа Спасителя. Генподрядчик – фирма «Антика». К зиме 1997 года было освоено 4,5 миллиарда рублей. 22 ноября верующих и благотворителей пригласили на освящение уже сделанного. Пока это в основном охрано-спасательные работы. Первым делом пришлось ремонтировать крышу, чтобы приостановить гибель фресок.

Ивановский монастырь близ Кремля тоже пока находится в стадии реконструкции. Но уже действует церковь, работает воскресная школа. Тут же находится резиденция Архиепископа Анастасия. Здесь Патриарх и его свита отобедали. Перед храмом гостей стихами и песнопениями встречали ученики воскресной школы, что очень понравилось Его Святейшеству.

После обеда православных иерархов и высоких должностных лиц Татарстана и Казани ждали в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан. Ждали, надо сказать, с тревогой. Удобно ли предлагать такому высокому гостю разуться, как того требует мусульманский обычай? Можно ли вообще входить в мечеть православным? Что и говорить, подобных встреч до сих пор в Казани не было.

Но все вышло по-простому, по-человечески. Гости, в том числе и Патриарх, разулись без особых приглашений, поблагодарив за припасенные домашние тапочки. Мусульманские духовные лица расценили это как знак большого уважения.

Сначала все поднялись в молельный зал, где гостей познакомили с историей мечети Нурулла. Москвичи отметили богатое убранство мечети. Они не ожидали увидеть здесь такой красоты и великолепия.

Затем состоялась беседа за чашкой чая. Разговор шел не столько на религиозные темы, сколько о мирских заботах, об урожае, например. Габдулла хазрат рассказал о возрождении мусульманских традиций. Духовные отцы обменялись подарками. К чаю подавали губадию, которая пришлась по вкусу Патриарху, и чак-чак.

Под занавес пребывания Патриарха в Казани состоялся официальный прием в честь высоких гостей от имени Правительства республики дал Премьер-министр Ф. Мухаметшин. В приеме приняли участие Председатель Госсовета РТ В. Лихачев, члены Правительства, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, иерархи соседних епархий, представители мусульманского духовенства.

– Символичным является тот факт, что Патриарх прибыл в Татарстан на следующий день после завершения работы второго Всемирного конгресса татар и празднования Дня республики, – подчеркнул Фарид Хайруллович в приветственном слове. Этим визитом Алексий II внес большой вклад в укрепление согласия и мира в Татарстане. Высокий гость может рассчитывать на нашу поддержку в его миротворческих усилиях в масштабах России и СНГ, – сказал в заключение Премьер-министр.

О том, как возродить духовность, как защитить души от скверны, в ходе визита говорили много. И почти везде Патриарх вспоминал слова из Библии: есть время разрушать и время созидать, время – разбрасывать камни и время – собирать камни. В Татарстане, по его словам, он почувствовал, что прошел тот период, когда разрушалось, здесь ныне созидают. Главная наша цель, говорил он, – не столько восстановить храмы, сколько излечить души людей.

Патриарх отметил, что на него произвела большое впечатление огромная созидательная работа, которая происходит в Татарстане. И вообще визитом он остался очень доволен. Об этом говорит и тот факт, что Алексий II, который, как нам сказали, очень не любит пресс-конференции, в Казани на вопросы журналистов отвечал трижды.

В аэропорт корреспонденты приехали просто проститься с Патриархом. Но он был в таком прекрасном расположении духа, что сразу согласился на итоговую пресс-конференцию. Поблагодарил за внимание и заботу, которой был окружен во время всего визита, и пожелал всем татарстанцам мира и согласия, завещанных нам преподобным Серафимом Саровским.

В. Лихачев сообщил журналистам важную новость – в ходе визита принято согласованное решение обратиться с письмом к Президенту Российской Федерации Борису Ельцину с обоснованием необходимости федеральной программы по возрождению острова Свияжска. Сегодня на острове, где осталось всего 300 жителей, так много проблем, что только усилиями Татарстана их не решить. И дело не только в восстановлении церковных святынь, хотя и на это нужны огромные средства. Нуждаются в реконструкции практически все системы жизнеобеспечения острова. Поскольку Верхнеуслонскому району все это не под силу, Свияжск передали Зеленодольскому району. Кстати, и на острове, и в Раифе Патриарха встречали руководители обоих районов.

– Меня несказанно порадовало посещение вашей республики, – сказал Патриарх на прощанье. – Вы доказали всей России, что два народа, две древние религии могут жить в мире и согласии.

На летном поле с Алексием II тепло попрощались В.Лихачев, К. Исхаков, Р. Набиев, другие официальные лица, а также представители православного и мусульманского духовенства.

Самолет взял курс на Москву, оставив визит Патриарха в истории как Татарстана, так и в целом русского православия.

А через несколько дней руководители республики – Президент, Председатель Государственного Совета, Премьер-министр – получили от Патриарха благодарственные письма за хорошую организацию визита.

Любовь АГЕЕВА

 

1997 год

[caption id="attachment_8692" align="aligncenter" width="207"]

Автор приносит благодарность журналистам Татьяне Мамаевой, Фирдаусе Хайрутдиновой, Игорю Котову, Александру Журавскому, Александру Воронину, чьи публикации в газетах «Время и Деньги», «Республика Татарстан», «Вечерняя Казань» и «Молодежь Татарстана» использованы в хронике, а также отцу Олегу, настоятелю Собора Богоявления в Казани за консультацию.

Фото Владимира ЗОТОВА