Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Июнь 2020 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1990 – Постановлением бюро Татарского обкома КПСС создано хозрасчетное информационное агентство «Татар-информ».

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Две казанские церкви: «обезглавленная» судьба

8 октября 2013 года Мэр Казани Ильсур Метшин оценил ход реставрационных работ в здании бывшей Спасо-Преображенской церкви на улице Университетской.

В рабочем обходе приняли участие заместитель руководителя Исполкома Руслан Шакиров, заместитель главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Евгений Варакин, а также собственник здания – директор ООО «МК БезопасностьОфисСпецСтрой» Георгий Пурелиани.

Дом №2/53был одним из пяти объектов, о которых шла речь в январе 2013 года на аппаратном совещании в Мэрии Казани (о нем сообщила «Вечерняя Казань»). Главный архитектор Казани и руководитель Управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) Татьяна Прокофьева, которая обязана обеспечивать контроль, сообщила, что в прошлом году провели 12 плановых проверок исторических памятников муниципального значения. В ходе внеплановой проверки ООО «МК «БезопасностьОфисСпецСтрой был составлен протокол о нарушениях в ходе ремонтных работ бывших храмовых сооружений на улице Университетской.

«Ровно год назад при практически полном равнодушии официальных защитников, включая представителей УАиГ, казанские энтузиасты пытались спасти от уничтожения. Тогда, помнится, официальные власти затруднились даже сообщить, кому этот памятник принадлежит. Столько раз его продавали-перепродавали, что счет потерян. Да и теперь г-жа Прокофьева отчиталась лишь формально – о протоколе на нарушения, а не о том, что же в итоге было ею и ее подчиненными сделано для прекращения разрушения памятника культуры, – писала «Вечерка».

Мимо здания, находящегося в самом центре Казани, ежедневно проходят тысячи людей. Но мало кто знает, что старинный розовый дом с лепниной – «обезглавленный» Преображенский храм XIX века. Он принадлежал единоверческой церкви – ответвлению старообрядцев, признающих юрисдикцию Московского патриархата.

Здание когда-то входило в большой храмовый комплекс для единоверцев на углу современных улиц Право-Булачной и Университетской. Рядом находилась Никольская церковь, построенная по проекту архитектора П.И.Романова.

На сайте  «Народный каталог православной литературы» сообщается, что первые единоверческие храмы в России были открыты в 1800 году. Они принадлежали господствующей церкви, но службы и таинства в них совершались по старым, дониконовским обрядам и по книгам, напечатанным в соответствии со старыми образцами.

Единоверие первоначально было компромиссом между наиболее умеренными старообрядцами-поповцами и властями, но позже при Николае стало формой борьбы со старообрядчеством – монастыри и храмы беглопоповцев стали обращать в единоверческие.

На участке нынешней Никольской церкви в годы правления Екатерины II, когда отношение к старообрядцам было более или менее терпимым, была выстроена каменная церковь в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», принадлежавшая старообрядцам-поповцам, а чуть поодаль – роскошный церковный дом, богадельня и общежитие на пятьдесят лиц.

В Казани эту церковь чаще называли «Коровинской часовней». В храме служили беглые из господствующей церкви священники. Наиболее известен служивший здесь в 20-40 годах XIX века иеромонах Иларий (ум. 1848), перешедший к старообрядцам из казанского Спасо-Преображенского монастыря.

В годы правления Николая I распространенным способом искоренения старообрядческих храмов было многолетнее запрещение со стороны строительных властей на ремонтные работы, а потом закрытие храмов под предлогом ветхости. Так произошло и в Казани: в 1852 году «Коровинская часовня» была запечатана. Эту процедуру проводил специально приехавший из Санкт-Петербурга чиновник по делам раскола П.И. Мельников, впоследствии известный писатель Мельников-Печерский. Многие из старообрядцев, виденных им в Казани стали прототипами героев его романов «В лесах» и «На горах».

В 1858-1862 годах купцы-старообрядцы, принявшие к этому времени Белокриницкую иерархию, Арсений Кондратьевич Подуруев (1821-1863), Иван Игнатьевич Рязанов (1790-1861), Яков Петрович Жиров (1814-1864) построили вместо снесенного новый однопрестольный каменный храм, использовав в качестве основы стоявший на углу улиц Университетской и Право-Булачной каменный флигель. Однако храм был фактически конфискован, обращен в единоверческий и освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Другой источник сообщает, что средства на строительство Никольской церкви выделили один купец – Арсений Подуруев. Спустя восемь лет на собранные прихожанами деньги к храму был пристроен придел во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости.

В 1870 году (по другим данным – в 1855 году) на средства консистории и прихожан рядом был выстроен храм, зимний, освященный в честь Преображения Господня и занявший место снесенной Коровинской часовни. Еще в 1878 году архитектор П.И. Романов составил проект придела Спасо-Преображенского храма, фасадом выходящего на улицу Университетскую. Но этот проект осуществлен лишь в 1905 году.

Часть сооружений церковного комплекса сохранилась до наших дней, однако мало кто догадывался, что в этих зданиях когда-то молились православные единоверцы. Церковные строения раздали различным учреждениям, часть оборудовали под «коммуналки».

Во время Гражданской войны купол Никольской церкви был поврежден снарядом. В 30-е годы его останки разобрали, а колокольню и вовсе взорвали. Теперь о том, что угловое здание на Булаке было когда-то церковью, напоминают разве что проемы окон с характерным верхним закруглением и некоторые детали старой архитектуры дома.

Снимки 26 июня 2013 года. Фото Любови Агеевой

Здание использовалась как общежитие, потом – как аптека. Совсем недавно здесь было кафе с названием «Флер» (Fleur). Снимок Александра Чеботаря.

Преображенский храм тоже преобразился до неузнаваемости, но его фасад сохранил пышный декор в стиле эклектики псевдорусского направления. Здание было признано памятником архитектуры и градостроительства постановлением главы администрации Казани от 3 февраля 1997 года. В перечень объектов культурного наследия местного (муниципального) значения здание включено постановлением Кабинета министров РТ от 10 июня 2009 года.

В советское время в бывшем храме находилась редакция газеты «Сталинец», затем – Радиокомитет Татарской АССР, а после его упразднения здание опустело. На стенах появились объявления о продаже с указанием телефона некоего агентства недвижимости «Миан».

23 ноября 2006 года распоряжением Комитета земельных и имущественных отношений исполкома Казани церковь и прилегающий к ней земельный участок были переданы ОАО «Миллениум Зилант-Сити» в качестве оплаты доли учредителя (муниципалитета) в уставном капитале общества. Поскольку ОАО «Миллениум Зилант-Сити» так и не приступил к реставрации объекта культурного наследия, он был передан новому собственнику – ООО «СК БезопасностьОфисСпецСтрой», зарегистрированному 22 марта 2010 года.

В 2012 году в здании бывшего Преображенской церкви начались ремонтные работы. Как и в здании бывшей Никольской церкви.

Никольский храм в начале 2012 года попал в центр внимания любителей старины. В один из февральских дней в здание заглянул молодой человек по имени Антон и совершенно случайно обнаружил старинные фрески. Об этом событии тогда рассказали «Вечерняя Казань» и «Российская газета».

Цитируем «Российскую газету»:

 Поначалу ничего интересного внутри не заметил. Мусор на полу, обшарпанные стены. Но тут ему показалось, что за побелкой проступает какая-то картина. Он потер штукатурку и обнаружил лик. Вдохновленный такой находкой, Антон начал отмывать стены. Через несколько часов молодой человек оказался в окружении святых. И стены, и потолок были покрыты росписями. Среди изображенных он, в частности, узнал архиепископа Казанского Гермогена, впоследствии российского патриарха. Того самого, что в 1610-1612 годах своими воззваниями из заточения поднял народ на борьбу с польскими захватчиками. Сам патриарх умер в темнице от голода. К слову, в начале марта Русская православная церковь будет праздновать 400-летие со дня его подвига.

О ценности росписей Антон судить не мог, поскольку он не специалист. Но в одном был уверен точно – нимбы святых написаны сусальным золотом.

Особых иллюзий по поводу своего открытия парень не питал. Раз здание продавалось, то наверняка под офисный центр, а значит, росписи там ни к чему. На сайте фирмы «Миан» можно было узнать и цену – более 12 миллионов рублей.

Антон поспешил сфотографировать находку и выложить снимки в одной из социальных сетей. Чтобы хоть напоследок люди полюбовались. Рабочие отбили на первом этаже почти всю штукатурку, уничтожив часть фресок. Уцелели только фрески на втором этаже.

Антон обратился в Татарстанское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК).

Однако вскоре после визита Антона на двери здания появился замок, а объявления о продаже, напротив, исчезли.

Корреспондент «РГ» обратился к заместителю министра культуры РТ Светлане Персовой, и вот что она ему сказала:

– Это здание стоит на государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения. Оно не находится в частной собственности, и даже если вдруг его продадут, сделка будет признана незаконной, – заверила она. – Бывший храм может быть передан религиозной организации, которая обратится к нам с таким заявлением. Если желающие не найдутся, будем думать, как его использовать. Это большая проблема, характерная не столько для Казани, сколько для районов. В Татарстане много пустующих храмов. Порой стоят они просто в чистом поле, поскольку не сохранились деревни. Конечно, сейчас мы не готовы сразу все их восстановить. Церковь просит нас о передаче только тех храмов, где можно создать приход. Так что надо думать всем миром, что с ними делать.

Спустя несколько дней в редакцию «Российской газеты» позвонил взволнованный Антон и сообщил, что большая часть росписей уничтожена. «Несуществующий» хозяин принялся активно расчищать здание. За ночь из бывшего храма вывезли КАМАЗ мусора.

Тогда активисты Татарского республиканского отделения ВООПИиК и Общества русской культуры направило обращения в УВД Казани и Вахитовскую районную прокуратуру города. Активисты организации связались с представителями старообрядческой общины в Казани, и те выразили готовность принять храм у государства.

Как оказалось, по условиям приватизации заключение охранного обязательства и обременения при регистрации права собственности на объект не были предусмотрены.

28 февраля 2012 года Казанская епархия РПЦ направила Президенту РТ Рустаму Минниханову письмо от имени архиепископа Анастасия с просьбой разобраться в ситуации и оказать помощь в передаче православным проданного Спасо-Преображенского храма. По сведениям телекомпании «Эфир», Епархия узнала о продаже храма из новостей.

Вот что рассказала 29 февраля газета «Вечерняя Казань»:

… активисты-общественники, члены Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и татарстанского Общества русской культуры обнаружили, что в доме №2 по Университетской, который является частью храмового комплекса Спасо-Преображенской Никольской единоверческой церкви, неизвестные граждане отбивают со стен штукатурку с церковными росписями. В понедельник активисты проникли в здание, сфотографировали следы разрушений, обратились в полицию с заявлением об акте вандализма в отношении охраняемого государством памятника культуры, известили об этом прокуратуру и сотрудников министерства культуры. Было это в три часа дня.

К пяти на Университетскую прибыли наряд полиции во главе с участковым инспектором и представитель минкульта – начальник управления охраны памятников Арслан Султанбеков. Но в здание они не вошли: их встретил гражданин, который имени-фамилии не назвал и документов не предъявил, но от имени собственника заверил, что никто росписи в храме не разрушает, и пообещал предъявить «завтра» документы, дающие право распоряжаться этим зданием. Входить в помещение и осматривать его он запретил. Полиция не настаивала.

Тем временем один из блогеров, вооружившись фотоаппаратом, пробрался на территорию храмового комплекса и обнаружил свидетельства бурной деятельности. В помещении, где часть штукатурки была уже отбита, кто-то в спешке побросал строительные инструменты и рабочую одежду и под шумок скрылся. Парень «вещдоки» на всякий случай сфотографировал. В старшего помощника прокурора Вахитовского района Ильнара Ибатуллина вскрыла замки на церковных дверях и приступила к осмотру. А еще спустя час двери храмового комплекса были опечатаны, и полиция разъяснила так и не представившемуся «представителю» собственника здания, что за разрушение росписей грозит уголовная ответственность.

Вчера Ильнар Ибатуллин сообщил «ВК», что приступил к изучению фотографий и актов осмотра помещения, в котором, как полагают общественники, был совершен акт вандализма:

– Я еще не видел правоустанавливающих документов. Сейчас готовлю требование о явке представителей собственника. Устанавливается также личность гражданина, который пока неофициально представляет интересы собственника.

Прокуратура, говорит Ибатуллин, пока располагает неподтвержденными сведениями от этого человека, что здание и земля под ним принадлежат московскому ООО «Зенит Холдинг». Об этой фирме в прокуратуре пока не выяснили ничего. Корреспондент «ВК» обнаружила в Интернете информацию о некоем зарегистрированном под Москвой, в Коломне, ООО «Зенит Холдинг». Это предприятие, находящееся в смешанной иностранной собственности, то есть в числе его учредителей могут быть не только граждане России и российские предприятия, но и иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства. Там же перечислены виды деятельности фирмы: подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, деятельность ресторанов и кафе, сдача внаем собственного недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. В качестве гендиректора указан Шайнуров Анвар Нуриханович. Принадлежит ли храмовый комплекс на Университетской, 2 этой фирме, в прокуратуре пока не знают.

Неясно также, кто и как будет теперь устранять нависшую над памятником культуры угрозу разрушения. Как сообщил вчера «ВК» начальник управления охраны памятников Арслан Султанбеков, комплекс Спасо-Преображенской Никольской единоверческой церкви – памятник муниципального значения, за сохранностью которого должно следить не министерство, а муниципальные чиновники. Но теперь-то уж в минкульте, говорит он, постараются разобраться, как получилось, что церковь в середине 90-х ушла в частные руки без обременения и обязательства собственника сохранить культурные ценности.

«На моей памяти другого случая, чтобы было продано культовое здание, не было, его должны были передать церкви», – заметил Султанбеков и дал понять, что в будущем, при наличии веских оснований, можно будет попробовать поднять вопрос о реституции, но пока говорить об этом преждевременно. Он подтвердил, что в понедельник на территории храма велись работы: «Когда мы вошли, во дворе догорал костер, рядом валялась спецовка»...

«Это академическая иконописная живопись конца XIX – начала XX века, которая, безусловно, достойна изучения и реставрации», – ответила на вопрос корреспондента «ВК» о ценности росписей храмового комплекса на Университетской член ВООПИиК, архитектор-реставратор Ирина Аксенова.

А председатель казанского отделения Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов сообщил корреспонденту «ВК», что подал в полицию еще одно заявление – о возбуждении уголовного дела в связи с возбуждением религиозной ненависти. Ведь уничтожению подверглись церковные росписи, которые являются не просто памятником культуры – святыней для православных христиан, считает Щеглов.

 

По просьбам общественности, Прокуратура РТ провела проверку здания Спасо-Преображенской церкви. Как сообщило агентство «Татар-информ», в ходе проверки выяснилось, что разрешения на работы в церкви не выдавалось, а договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на указанный вид деятельности, не заключался. После прокурорской проверки здание было опечатано.

Прокуратура Вахитовского района Казани направила материалы в орган предварительного расследования ОП №16 «Япеева» для принятия решения об уголовном преследовании. Директору ООО «МК «БезопасностьОфисСпецСтрой» было объявлено официальное предостережение о недопустимости проведения работ, которые могут причинить вред памятнику, без разрешения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия.

Противоаварийные работы на территории объекта культурного наследия местного значения начались летом 2012 года, затем рабочие приступили к укреплению фундамента и ремонту крыши. К июню 2013 года в историческом здании завершены работы по восстановлению фасада, кровли, благоустройство прилегающей территории, практически все отделочные работы, сообщает пресс-служба мэрии Казани.

Согласно охранному обязательству срок завершения всех работ – 2015 год, однако в настоящее время реставрация здания выполнена на 98 процентов.

Снимок 26 июня 2013 года. Фото Любови Агеевой

В Никольском храме реставрируются фрески, найденные в храме в ходе ремонтных работ. К счастью, их удалось сохранить.

Как рассказал реставратор высшей категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) Валерий Косушкин, сохранившуюся на стенах трапезной здания живопись сняли и перенесли в помещение будущего храма. Кроме того в помещении сохранились тяги и остатки настенной росписи – их также решено восстановить.

В планах реставраторов провести оштукатуривание стен и добавить новую живопись, объединив в концепции храмовой части старинные фрески с современной церковной росписью.

По словам Георгия Пурелиани, до нынешней реставрации комплекс зданий перестраивался 6 раз.

– Мы соединили части фундамента все зданий комплекса, восстановили кровлю, создав единый архитектурный ансамбль, – сообщил он мэру при осмотре зданий.

Назначение объекта после реставрации – административные помещения и церковный приход. Отвечая на вопрос Мэра о доступности церковной части комплекса для горожан и туристов, Георгий Пурелиани рассказал, что будут определены часы посещения.

– У нас есть договоренность с Казанской епархией о возможности проведения религиозных обрядов в здании бывшей Спасо-Преображенской церкви, – отметил он.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского