Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Лавки купца Курманаева: новодел, похожий на старинное здание

Новое здание по улице Профсоюзной на спуске от улицы Кремлевской на Баумана мало похоже на то, что долгие годы видели казанцы. Зато один в один с лавками купца Курманаева.

Кинотеатр «Спутник» был известен тем, что здесь показывали фильмы «не для всех». Нет, не зарубежные шедевры и запрещенные отечественные картины – для этого был небольшой зальчик в «Таткинопрокате», а порой большой зал Молодежного центра. «Спутник» в последние годы приспособили для показа фильмов, которые, как заведомо было ясно, не соберут большой аудитории. Это было так называемое авторское кино, хорошо знакомое продвинутым горожанам, регулярно посещавшим Клуб любителей кино при МЦ. В последние годы существования кинотеатра здесь показывали популярные киноленты прошлых лет, проходили ретроспективные показы – авторские и тематические.

Весной 2012 года казанцы узнали, что у развалин появился собственник – ЗАО «МД Инженеринг», который намеревался открыть в нем после реконструкции французскую булочную, кафе и бизнес-центр. Уже в июле в СМИ появилась информация, что здание начали разбирать, но в тот момент его собственником уже числился «МД-Арх».

Восстановить здание к 2013 году, превратив его в еще один офисный центр, взялось ООО «МД «Арх» сербского бизнесмена Драгана Ристича. Как сообщала сетевая газета «БИЗНЕС Online», где мы позаимствовали сведения о судьбе объекта, эта компания известна как подрядчик ТАИФа. Здание главного офиса холдингана улице Щапова и отеля «Мираж» возводила именно она. Источники газеты отмечали, что участок изначально принадлежал именно ТАИФу, который затем передал его в собственность компании «МД Арх».

Назвать зданием то, что осталось после многолетнего разрушения, было бы неправдой. Наверняка мэру Казани не раз доставалось за развалины в самом центре города.

Когда в июне 2012-го сняли штукатурку с фасадных стен, обнажились остатки старинной кладки в виде арок. Краеведы подтвердили, что невыразительное здание кинотеатра вполне могло быть в прошлом магазином (тогда торговые заведения называли лавками), который принадлежал казанскому купцу Курманаеву. Место строительства купец Курманаев выбрал примечательное: неподалеку от Кремля, у южной стены Гостиного двора, рядом с одним из больших городских рынков – Толкучим. Сохранилось много старинных фотографий этого рынка. По ним видно, что лавки Курманаева стояли в самом конце рынка, если смотреть от кремля, на видном месте. Кстати, рынок этот, как свидетельствуют старожилы, работал до 30-х годов прошлого столетия.

Проект каменного двухэтажного здания с цокольным этажом и балконом, с обходной металлической галереей на кованых столбах по периметру купец 2-й гильдии Андрей Алексеевич Курманаев представил городской управе в 1872 году. По архивным фотографиям удалось установить, что от первоначально предполагавшейся штукатурки купец отказался, оставив стены из кирпича, выделявшиеся на фоне окружавшей его архитектурной среды, выполненной в штукатурной отделке. Все фасады по центру были украшены выступающими ризалитами с треугольными фронтонами, третий этаж был украшен спаренными арочными окнами. Лавки сдавались внаем, здесь можно было купить обувь, одежду и прочие необходимые в быту вещи.

После революции двухэтажное здание с высоким цокольным этажом, арочными окнами и вальмовой (четырехскатной) крышей перешло в собственность республики, и его кардинально перестроили в стилистике экономичной хрущевской архитектуры перестроили балкон разобрали, галерею – тоже. Объект надстроили и оштукатурили, в 1961 году внутри появился кинозал на 300 мест. В конце XX века популярный в советские годы кинотеатр закрылся.

Застройщик разработал новый проект административного здания, но за год успел лишь уничтожить мешавшие работам старые стены. В феврале 2013-го гендиректор ООО «МД «Арх» Наталья Шаронова сообщила мэру Казани, что на историческом объекте завершены противоаварийные работы, и пообещала закончить реставрацию фасадов к 1 июля.

У сербского бизнесмена был простой план – возвести на пустом месте обычную офисную «стекляшку» (здание со стеклянной крышей), отштукатурить в псевдоисторическом стиле, подняв здание до трех-четырех этажей. Инвестор собирался разместить в здании бывшего кинотеатра небольшую гостиницу, французскую пекарню и ресторан. Однако намерение нарастить историческое здание в высоту не понравилось в городской мэрии. Предполагалось, что к началу Универсиады на первом этаже бывшего «Спутника» откроется кафе, однако ни с фасадами, ни с кафе так ничего и не получилось. К спортивным соревнованиям оставшиеся от здания полторы стены прикрыли баннером с изображением дома Курманаева в позапрошлом веке (традиционный в Казани вид монументальной живописи) – и на этом процесс остановился.

Реставрация началась лишь в 2012 году уже с новым собственником. В январе 2014 года здание перешло к казанскому ООО «Восток-С» бизнесмена Олега Новосельского. Но даже к Универсиаде, когда исторический центр города изменился до неузнаваемости, воссоздать объект хотя бы частично не получилось. Хотя желание такое было.

В 2016 году по заказу нового собственника было проведено техническое обследование исторических руин. В заключении, выданном лицензированной организацией – ООО «НПФ «Рекон+», было сказано в частности, что ленточные бутовые фундаменты местами имеют критические повреждения, однако работоспособность они сохранили, однако оставшиеся кирпичные стены находятся в аварийном состоянии. Специалисты рекомендовали использовать в проекте реконструкции старые фундаменты и остатки стен старинного здания. Когда началась реставрация, от него осталась лишь две наружные стены высотой в три этажа, и 2 стены пристроя высотой в 1 этаж.

Проектную документацию по сохранению здания и приспособлению его для использования под художественную галерею с офисными помещениями, магазинами и рестораном разработало ООО «Мастерская архитектора Мамлеевой». Согласно акту Государственной историко-культурной экспертизы, выполненной в 2016 году, эта документация полностью соответствует требованиям законодательства и отличается «детальным подходом к восстановлению первоначального исторического облика объекта культурного наследия». Два года ушло на согласования: проект прошел историко-культурную экспертизу, Минкульт РТ выдал ордер на выполнение работ. Дату их окончания определило очередное спортивное событие – Чемпионат мира по футболу.

– Я видела проект, который собиралось ранее воплотить ООО «МД «Арх». Это никуда не годилось, – рассказала корреспонденту «Вечерней Казани» архитектор проекта Светлана Мамлеева. – Они планировали не воссоздать старинное здание, а построить новое. При этом нарушались его пропорции, кардинально менялся архитектурный облик исторического квартала. Огромную территорию хотели занять под плоскостную парковку… Мы сохранили старые стены со стороны улицы Профсоюзной, предложили устроить подземную парковку под зданием на 15 машиномест.

В самом историческом проекте 1872 года со стороны улицы Кремлевская уже заложен подземный этаж, так как здание стоит на склоне. С Профсоюзной, так как она ниже, такого этажа изначально на образовывалось. Я предлагаю не только организовать на этом подземном этаже парковку, но и добавить вниз еще один этаж для ее большей вместительности.

Первоначально стоял вопрос об инженерной возможности такого решения, поскольку внизу проходит метро, но мы пришли к выводу, что парковку все-таки можно организовать в цокольных этажах.

Здание воссоздано максимально точно, и снаружи, и изнутри. Это стало возможным, потому что в архивах сохранились и все чертежи, и многочисленные фотографии здания. Общая площадь помещений – 2868,7 кв. метра.

Сохраняя исторический облик, Светлана Мамлеева предусмотрела воссоздание постройки из стилизованного под аутентичный красного кирпича, металлических балкончиков по всему периметру здания, двух интерьерных лестниц и

Каркас здания монолитный, поэтому оригинальный кирпич использовали для облицовки фасадов. Когда не хватило, заказали специальный реставрационный кирпич из Бельгии. Его изготовили по размерам оригинальных кирпичей и даже подобрали нужный оттенок.

– Мы аккуратно разобрали сохранившуюся стену по кирпичикам, каждый пронумеровали, почистили от штукатурки и положили его заново. В процесс реставрационных работ был укреплен не только фундамент, но и холм, который, оказывается, называют Чернышевским хребтиком, на котором стоит здание. Строители возвели подпорную стенку – в специальные скважины погрузили трубы, которые потом заполнили раствором. Такой бетонный пояс не позволит холму двигаться вниз, чего так боятся казанские специалисты.

– Мы решили делать все как положено, благо опыт реставрации есть, – пояснил Олег Новосельский. – Прошли все экспертизы, обсуждали проект и со Светланой Персовой (в то время – заместитель министра культуры РТ), и с Олесей Балтусовой (помощник Президента РТ).

Гендиректор «Восток-С» признался корреспонденту «БИЗНЕС Online», что долго искал соинвесторов. Все-таки реконструкция здания (а тем более его восстановление в первоначальном виде) обходится в разы дороже, чем строительство с нуля. Немалых денег требует, в частности, перенос сетей.

– Объект получается очень дорогой – столько сетей, трубопроводов, теплотрасса... Ориентировочно – около 120 миллионов. 100 из них уйдет на само строительство, около 20 – вынос сетей», – прогнозирует он. То есть в среднем – примерно 60-70 тысяч рублей за «квадрат» площади. И это, вероятно, оптимистическая оценка.

Официально памятником здание на Чернышевского, 8 не является, хотя и входит в перечень вновь выявленных объектов с признаками исторического наследия – дом включен в него в 2015 году. Это очередной казанский новодел, ценность которого в том, что из небытия возвращено здание, построенное по оригинальному проекту. Оценить реконструкцию объекта в исторических фасадах корреспонденты «БИЗНЕС Online» Лилиана Набиуллина, Дмитрий Катаргин предложили известным казанским экспертам.

«Моя точка зрения не совпадает с венецианской хартией, когда сохраняют развалины и не дают возможности воссоздавать обратно, – сказал заслуженный архитектор РТ и РФ Герман Бакулин. – У нас здесь настолько большие утраты исторической среды, и многие здания, которые формировали образ города в центральной части, утеряны. А вид фасадов старой Казани возвращает нам историческое лицо – хотя бы частично».

Конечно, если старые стены, как магнитная пленка, хранят прошлое, то новое здание уже не несет в себе какого-то исторического духа, подчеркнул он, как бы призывая владельца сохранить все, что можно. Но такая практика распространена повсеместно: после войны в Варшаве воссоздавали утраченную архитектуру, строили совершенно новые здания на месте старых, возвращая городу прежний облик. «Поэтому к желанию вернуть Казани лицо я отношусь положительно: это практика, которая побеждает время», – заключил архитектор.

По мнению заведующего кафедрой градостроительства КГАСУ Александра Дембича, здание, возможно, не очень ценно с точки зрения архитектурных качеств, но чем больше будет сохранено исторически адаптированной архитектуры, идентичной облику центральной части города, тем лучше.

«Я не против новоделов, если они сохраняют идентичность. А вот строительство современных по облику модернистских зданий, которые вносят в центр стилистику второй половины XX века, – это не всегда хорошо.

Кстати, когда там размещался кинотеатр «Спутник», он был сделан именно как архитектура модернистского периода. Это был упрощенный, но модернизм», – заметил Александр Дембич.

 

Использованы публикации нескольких СМИ:

Сетевого издания «БИЗНЕС Online»

https://www.business-gazeta.ru/article/357298

Газеты «Вечерняя Казань»,

http://www.evening-kazan.ru/articles/na-meste-kinoteatra-sputnik-v-kazani-postroyat-torgovye-lavki.html

Портала агентства «Татар-информ»,

https://www.tatar-inform.ru/news/culture/19-12-2016/kinoteatr-sputnik-vosstanovyat-v-pervozdannom-vide-pod-galereyu-s-podzemnoy-parkovkoy-5225738

Портала e-Kazan.ru,

https://e-kazan.ru/news/show/39741

Сайта «kazanAIF.ru

https://kazan.aif.ru/society/v_kazani_vernuli_istoricheskiy_oblik_byvshemu_kinoteatru_sputnik

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить