Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Реквием» в память о Мастере

27 ноября 2013 года в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени М.Джалиля прозвучит «Реквием» Джузеппе Верди. Исполнение посвящается 100-летию со дня рождения народного артиста Российской Федерации и Татарстана, лауреата Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая Ниаза Даутова (1913-1986).

Величественная и скорбная католическая месса прозвучит в исполнении оркестра и хора театра (хормейстер Любовь Дразнина, дирижер Марко Боэми). Солисты – Оксана Крамарева (Национальная опера Украины имени Т.Шевченко), Надя Стоянова (Национальный театр оперы и балета Республики Молдова), Ахмед Агади (Мариинский театр) и Михаил Казаков (театр имени М. Джалиля; Большой театр России).

Как пишется в пресс-релизе театра, творчество Ниаза Даутова – одна из лучших страниц в истории музыкальной культуры России и Татарстана. Ниаз Курамшевич вошел в историю как выдающийся оперный певец, режиссер, педагог, общественный деятель. Каждая из областей его деятельности достойна отдельного внимания и может выступать эталоном мастерства.

За свою жизнь Ниаз Даутов более 2000 раз выходил на сцену как солист, блестяще исполняя главные партии. Самой первой большой ролью для него стал Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского. Потом были Ромео в опере «Ромео и Джульетта» Гуно, Альфред в «Риголетто» Верди, Дубровский и Фауст в одноимённых операх Направника и Гуно.И всюду ему сопутствовал успех!

Как режиссер Ниаз Даутов осуществил постановки более 60 спектаклей на сценах различных театров России. В 1956–1960, а затем в 1975–1986 годы Ниаз Даутов был художественным руководителем и главным режиссёром Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля. В эти же годы Маэстро преподавал в Казанской консерватории.

Современники вспоминают Ниаза Даутова как глубокого человека, тактичного и лёгкого в общении, требовательного к себе и другим.

100 лет считают особым юбилеем в жизни каждого человека, тем более того, кого еще при жизни называли выдающимся. Торжества по случаю 100-летия Ниаза Даутова проходили в трех городах, где он работал: в Челябинске, Екатеринбурге и Казани.

В Казанской консерватории в рамках юбилейного года прошел целый ряд событий. В начале года был организован фестиваль «К истокам мастерства». Творческие коллективы под управлением дирижера Лео Кремера (Германия) 5 марта с большим успехом представили публике Казани оперетту Имре Кальмана «Сильва». В роли режиссера-постановщика выступил народный артист РТ Эдуард Трескин, который считает себя учеником Ниаза Даутова.

20 июня спектакль «Сильва» был повторен на сцене Государственного Большого концертного зала имени С. Сайдашева. Его увидели в Санкт-Петербурге и Тольятти.

Эта оперетта сыграла большую роль в жизни Даутова. До сих пор зрители помнят и любят кинофильм «Сильва». Картина, вышедшая в 1944 году, принесла певцу всесоюзную популярность. Даутов был признан «лучшим Эдвином» России ХХ века.

24 сентября в зале имени С. Сайдашева прошел концерт «Свет далекой звезды», посвященный Ниазу Даутову. В его программе были фрагменты из спектаклей, в которых в свое время принимал участие Ниаз Курамшевич («Сильва» И.Кальмана, «Фауст» Ш.Гуно, «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Алтынчеч» Н.Жиганова, «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно и др.).

В концерте принимали участие все творческие коллективы Казанской консерватории – Оперная студия, Симфонический оркестр под управлением Лео Кремера, Хор студентов под управлением Владислава Лукьянова, Оркестр «Tatarica» под управлением Рината Халитова. Партию органа исполнил ректор КГК Р.К.Абдуллин. Кроме того выступали известные артисты – преподаватели Клара Хайрутдинова, Юрий Борисенко, Нина Варшавская, Эдуард Туманский, Гульнара Мурзиева, Владимир Васильев, Екатерина Лейдер, Айгуль Хайри. Концертмейстер – Алиса Лабзина. Вел концерт Эдуард Трескин.

Кстати, Эдуард Трескин является инициатором и организатором практически всех мероприятий памяти своего учителя, выступая сразу в нескольких ролях – автора сценария, ведущего и певца.

На концерте вспомнили спектакли, в которых Даутов пел или которые поставил в пору своей работы в театре имени М. Джалиля. Оперетта «Сильва» была представлена арией Сильвы в исполнении Эльзы Исламовой, сценой и дуэтом из 1-го действия в исполнении Артура Исламова и Эльзы Исламовой, дуэтом Бони и Стаси в исполнении Айгуль Хисматуллиной и Рузиля Гатина, терцетом в исполнении Эльзы Исламовой, Игоря Барбакова и Рустема Асаева.

Особое внимание было уделено татарским операм, в которых Даутов был часто первым исполнителем, как в опере «Алтынчеч», где Даутов пел партию Джика. Еще были оперы «Самат» Валиуллина, «Джигангир» Губайдуллина, «Кара за любовь» Мулюкова. Валиуллин считал себя учеником Даутова, он посвятил ему свою оперу «Самат». Даутов был режиссером-постановщиком оперы Жиганова «Алтынчеч». Арию Джалиля из одноименной оперы на концерте исполнил Рустам Маликов.

В исполнении Ольги Вутирас из Екатеринбургской оперы, внучки знаменитого баритона Яна Вутираса, прозвучал «Соловей» Алябьева. Потом с Эдуардом Трескиным наша гостья спела дуэт Розины и Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» (концертмейстер Юзефина Сокольская). А затем Эдуард Трескин в сопровождении оркестра «Tatarica» спел каватину Фигаро из этой оперы.

Как выяснилось, название концертной программы – «Свет далекой звезды» – далеко не случайно. Зрители узнали, что на звездном небе, в созвездии Весов,теперь и в самом деле есть малая планета с именем «Ниаз Даутов», о чем свидетельствует сертификат Международного Астрономического Союза (MAC), торжественно вынесенный на сцену.

А 18 ноября Ниаза Даутова вспоминали в Доме актера имени М. Салимжанова. Здесь собрались известные деятели театрального искусства Татарстана, друзья, коллеги, ученики Мастера.

Работники Дома актера оформили выставку фотографий и книг о юбиляре, на которой были представлены, в том числе, малоизвестные снимки Ниаза Курамшевича.

Вечер начался с вступительного слова Эдуарда Трескина, который и здесь выступил в роли ведущего. Были показаны фрагменты документального фильма о Ниазе Даутове, в котором о нем рассказывали Святослав Рихтер, Нина Дорлиак, Иван Козловский, Борис Покровский, Евгений Евтушенко.

«Провинция, ты тем и хороша, что сохраняешь от распада личность. И если в нас духовная столичность, провинциальность, право, не грешна...» – эти строки из Евтушенко определили общую тональность вечера. Он получился удивительно теплым, душевным.

Своими воспоминаниями поделились не только ученики и коллеги Ниаза Курамшевича, но и те, кто видел его на сцене, дружил с ним, общался в узком кругу. Среди выступавших были Рамзия Такташ, Рафаэль Сахабиев, Альфия Айдарская, пианист Талгат Ахметов, виолончелист Андрей Каминский, актер Качаловского театра Вадим Кешнер, Сания Хантемирова, Людмила Дьяченко, Лия Загидуллина… Пели Юрий Борисенко, Эдуард Трескин. Галина Свинцова прочитала стихотворение, которое она посвятила Даутову. Мы размещаем его ниже.

Яркой краской вечера стал диалог Эдуарда Трескина и Ирины Чернавиной, которые зачитали письма Ниаза Даутова и Тамары Смирновой-Карпинской. Многие в тот момент пожалели, что время эпистолярного жанра безвозвратно ушло.

Хотя все сидели за отдельными столиками, это не помешало единению. Каждый вспомнил по самому яркому эпизоду с участием юбиляра, и в целом получился портрет неординарной, необыкновенно талантливой и одухотворенной личности.

Украсили вечер студенты и аспиранты Казанской консерватории – Айрат Имашев, Асия Мустафина, Айгуль Хисматуллина. Всем певцам аккомпанировала концертмейстер Алиса Лабзина.

А завершился он тем, что все присутствовавшие на вечере солисты оперного театра подошли к роялю и все вместе спели романс «Гори, гори, моя звезда!»

Позднее мы расскажем об этом вечере подробнее.

Л. Вахрамеева

Снимки с выставки Любови Агеевой, остальные - Фарита Губаева

  Галина Свинцова: «Оперные страсти»

 Есть у меня цикл стихов «Оперные страсти», который написан в далекие 70-е годы. Тогда я была настоящей фанаткой оперы – ходила почти на все спектакли. Это было время, когда Маэстро был главным режиссером и художественным руководителем театра.

Одним из моих любимых спектаклей был «Севильский цирюльник». Нияз Курамшевич всегда присутствовал на своих спектаклях, всегда сидел на двенадцатом ряду – и ничего не видел вокруг, потому что глаза его были устремлены на сцену… А там царила солнечная Севилья, где веселый плющ обвивал светлые стены домов, где кокетливая Розина пряталась на балконе, слушая серенаду влюбленного Альмавивы, где ловкий Фигаро ловил гитару, брошенную графом... И все играли, и пели, и были молоды, молоды, молоды…

Однажды Маэстро невольно признался, глядя на оперную Севилью: «Я туда хочу, туда!». Меня поразило то, как совпало наше желание – мне тоже хотелось попасть в эту чудесную театральную страну, хотелось быть участницей, а не только зрительницей захватывающего действия!..

Так появилось мое стихотворение, написанное об этом спектакле. Мне удалось прочитать его Маэстро. Кажется, ему понравилось…

 «СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК»

 Забуду и печали, и невзгоды –

Театр ждет появленья моего!

Как ношу надоедливую, годы

оставлю я в преддверии его.

 

Прощайте, будни, суета и скука –

я в оперу торжественно вхожу!

Меня сегодня радует разлука

со всем, чему навек принадлежу.

 

Манит неугомонная Севилья.

Как хитрость простодушная мила!

И прячутся за кружевной мантильей

ликующие смуглые тела.

 

Пусти меня к себе, беспечный город!

Ажурные решетки раствори!

Я буду слушать с тем, кто вечно молод,

прибой гитар до золотой зари!

 

Но час настал – Севилья угасает,

и к юности возврата больше нет…

Но знаю я: начнется жизнь вторая,

когда на сцене снова вспыхнет свет!

 

1977 г. Казань

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить