Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

20 тысяч досье в помощь будущим студентам

Валерий Курносов по профессии – учитель истории (преподавал в школах №89 и №113), ныне – журналист, активно работающий в Интернете (ведущий исторических рубрик в газетах Германии и США).

В начале июня на одном из сайтов Казанского университета – www.kzn.ru – появился рассказ о компьютерной программе для историков «Досье (не шпионское)», созданной Валерием КУРНОСОВЫМ. Мы связались с автором, попросив его подробнее рассказать об этом досье.

 – Валерий Викторович, зачем нужна ваша программа казанцам, если и компьютер есть далеко не у каждого, в том числе и историков по образованию?

– С переходом от вступительных экзаменов в вузах к тестированию кардинально поменялась вся обстановка у абитуриентов. Представим картину, с которой мы в этом году прощаемся. Сидит на вступительном экзамене профессор, какой-нибудь археолог, череполог-неандертальцевед. Понимает ли он абитуриента, который излагает вопрос по комплексу реформ России 1860-х годов? Сомневаюсь. Но профессор властен решить судьбу абитуриента...

Но будущие тесты наше сознание еще не переварило. Уверяю вас, что на следующий год, при тотальном тестировании, нас ожидает череда неприятных скандалов, открытий в несостоятельности целого ряда учителей. И когда утопающий осознает свое положение, он будет хвататься за соломинку. Именно через год общественность массово затребует мою компьютерную программу.

У нас беда с образованием: постоянно переход от одной системы критериев к другой. Знакомые коллеги-учителя откровенно признавались, что поступающему в вуз теперь ОБЯЗАТЕЛЬНО нужен репетитор – чтобы к школьной программе достроить целый этаж знаний, дотягивая ученика до уровня вузовских требований. Да я это и сам вижу. Появился опасный зазор между тем, что дает усредненная средняя школа, и тем, что требует вуз.

Вы знаете, что часть хороших учителей разбежалась из школы, спасая от голода свои семьи. А оставшиеся часто просто не хотят лучше работать – нет стимулов. У меня на глазах деградировала очень сильная учительница истории: за такую зарплату она откровенно саботирует передачу всех своих знаний ученикам. Из чувства протеста. Кроме того, сопоставление школьной программы и вопросов вступительных экзаменов на том же юрфаке университета привело к неприятному открытию: часть тем, которые требуют вузовские преподаватели, не проработаны школьной программой. Когда неприятное открытие озарит сознание всех, преподавателям остро потребуется дополнительная информация, которая и есть в моей программе.

И еще одна деталь. В вузе преподавателям тоже платят негусто. На «неандертальцах» не заработаешь. И «череполог» начинает подрабатывать репетиторством. Несведущие родители кидаются на звание профессора, переплачивая «за степень». Не понимая, насколько опасен выбор в пользу узкого специалиста. При этом вузовские преподаватели, зная технологию тестирования, в курсе, что тест не позволяет им обещать гарантию успеха.

С сентября текущего года эффективность «репетиторства» членов приемной комиссии, как скрытая форма взятки, тестированием фактически сведена к нулю. Правда, абитуриентам и их родителям об этом вряд ли скажут. Впрочем, и факультетских приемных комиссий теперь не будет.

Еще специалисты знают, что вузовские преподаватели не приучены методически так разработать занятие, чтобы включить все виды памяти абитуриента, разнообразные приемы развития знаний, умений, навыков с учетом возрастных особенностей, которыми обладают школьные учителя. Кроме того, учитель – универсал, знает весь курс истории, не раз его проходил с классами. Но не все грамотные учителя дожили до сегодня в школе, да и снижение уровня современной школьной программы тоже развратило.

Одним словом, школьным и вузовским преподавателям нужна всеохватная, глубокая и в то же время занимательная информация по всему курсу истории, чтобы качественнее готовить абитуриентов к предстоящему тестированию. Подобная информация у меня в программе есть. Не случайно же я третий год работаю историком на рынке Германии. Где, как мне написала одна читательница из Кёльна, между прочим, неплохая писательница, многие мечтают устроиться так, как устроился я. Выдержать конкуренцию с другими знатоками истории мне позволяет именно компьютерная программа.

Открою секрет. Я как был учителем, так в душе им и остался. Я просто мечтаю набрать группу абитуриентов, не более девяти человек, и при помощи компьютерных технологий интенсивно, за примерно сто шестьдесят двухчасовых занятий, подготовить их к тестам по истории. Доказать на деле любому вашему читателю, что означает качественное знание и гигантская помощь компьютера в этом деле.

Интерес к моей информации может быть как у преподавателей: истории, обществознания, географии, литературы, татарского языка, так и у учеников, а также у студентов и преподавателей вузов, выполняющих научную задачу.

– Расскажите подробнее о самой программе…

– Давайте прежде посчитаем. Сегодня средняя книга стоит около ста рублей. В моей программе – 1525 источников информации. Почти все – книги. Есть и статьи, а также информация из Интернета. Для удобства подсчетов представим на миг, что книг – всего только тысяча. Это информация из трудов историков-классиков и авторитетных краеведов. Даже эту тысячу умножить на сто рублей, то выйдет сто тысяч.

Выгодно ли иметь такую программу по цене всего трех книг? Выгодно. Это еще не все. У меня – ПРОГРАММА. То есть, я сам для себя, в первую очередь, создавал ту игрушку, которой так восхищался, глядя на телеэкран с каким-нибудь детективом.

Представьте кадр из фильма. Подходит к компьютеру герой, нажимает на кнопочки – и р-раз! Все досье на нужного ему преступника. Я даже программу свою назвал соответствующе, с ироническим уточнением: «Досье (не шпионское)». Моя программа СОРТИРУЕТ, отбирает самую изысканную информацию. Поскольку я пять лет проработал в школе и более десяти – журналистом, то представляю, какие запросы могут возникнуть у коллег по обеим профессиям.

У меня такой массив краеведческой информации, которого (в подобной форме) нет ни у кого в городе, включая музейных работников, ученых и краеведов. Здесь моя личная заслуга небольшая. Я просто объединил данные, собранные прошлыми поколениями историков и краеведов с возможностями быстродействия компьютера.

Приведу примеры. Набираю в своей программе слово «Казань» – и тут же получаю всю историю города за 1000 лет, с точной датировкой нескольких тысяч фактов в хронологической последовательности, с указанием на источники информации. За мгновение компьютер даст учителю всю фактуру к урокам, приуроченным к тысячелетию Казани. Можно сделать запрос сложнее. Например, добавить еще поиск по фамилиям «Романов» и «Рюрикович». И вот вам тут же информация о русских князьях и царях, посетивших наш город.

После задержания сотрудниками ФСБ немца, пытавшегося нелегально купить в Татарстане взрывчатку, я поставил перед программой такую задачку – отыскать информацию о том, чем занимались контрразведчики в республике. Потому что не очень верил, что пресс-служба Управления ФСБ захочет поделиться со мной, как с журналистом, какими-либо подробностями: ведомство-то секретное. Так вот, программа выдала мне информацию на 13-ти листах. История контрразведки в Татарстане, начиная с 1900 года!

Культуре, традициям, истории национальностей, политике в регионе у меня также уделено очень пристальное внимание. Национальное своеобразие региона – это эсклюзив, который наиболее ценен пользователям программы из других мест.

А относительно компьютеров – тут вы правы. Он есть далеко не у каждого учителя. Но у части учителей и учеников он все-таки есть. И, во-вторых, компьютерные классы сегодня – в каждой школе.

Я разговаривал с учителем информатики на тему межпредметных связей. В настоящее время на уроках информатики их почти нет. А вот представьте себе, если на занятии преподаватель обучает школьников пользоваться компьютером на примере моей программы. Получается, что ученик знакомится с программами и базами данных – и одновременно получает массу интересной информации, скажем, о тысячелетии Казани. Все школы России оборудованы к тому, чтобы воспринимать информацию о тысячелетии Казани хоть с 1-го сентября этого года.

А что касается учителей Казани, которым я мог бы существенно облегчить подготовку к урокам, к открытым мероприятиям на стыке с модными ныне компьютеризацией и Интернетом, то тут, действительно, каждому желательно иметь компьютер, который неглупые люди назвали «персональным». Или, хотя бы, иметь время для доступа к компьютерам в школе…

– Выходит, вы бизнес на этом делаете…

– Я кормлю семью тем, что являюсь ведущим исторической рубрики в зарубежных изданиях. И программу я делал для удобства как раз в этой работе. Вряд ли вы найдете такого бизнесмена, который шесть лет делает товар без его продажи. Просто у меня работу просят знакомые. Меня ведь благодаря публикациям через Интернет знают во многих странах, судя по электронным письмам читателей в мой адрес. В США бывшие наши сограждане считают, что я живу в их стране, в Германии – что у них, в Израиле – что там. А я никуда из Казани не выезжал.

Я рад, что работа пользуется спросом, рад популяризировать историю и Казань. Но, с другой стороны, не могу же я шесть лет работы безвозмездно отдать! Я же не раб в чеченском плену! Да и за Интернет платил, за изготовление программы программисту платил … Поэтому приходится назначать цену. А там где купля-продажа, тем более в валюте, я обязан декларировать доходы в налоговых органах. Оттого и зарегистрировался в инспекции. То есть, я – законопослушный учитель истории, перешедший работать журналистом. Не более того.

Интересно, как оценивают вашу программу пользователи?

– А вы почитайте их отзывы, которые я разместил в Интернете, на сайте www.kzn.ru. Все они – из рассылки новостей, которую я вел в 2001-2002 годах через специальный сервис Subscribe.ru. Кстати, архив этой рассылки до сих пор доступен для читателя и ссылка на него на сайте имеется. Вот, для вашего сведения, некоторые из откликов.

Из Казани: «Это чудо, подобного я не видел. Такой объем редчайшей информации в одном месте, систематизированной и с возможностями поиска по потребностям... Да, это огромный и на редкость результативный труд!»

Из Москвы: «Вам действительно прекрасно удается оперировать столь разносторонней исторической и фактической информацией, что это не может не вызывать восхищения! Недавно, я обнаружил рассылку, в которой вы пишите о своей системе каталогизации и поиска тематической информации... Меня очень заинтересовала ваша разработка, и вот в каком аспекте: я занимаюсь научной работой в области нейрофизиологии. Приходится оперировать большим количеством литературы, историй болезни пациентов и просто отдельных фактов. Описываемая система хранения систематизации и поиска информации, кажется мне хорошим решением собственных проблем».

Из Канады: «Программа действительно замечательная! Даже по тем фактам, которые Вы отобрали для первой установки, видно, сколько труда Вы в нее вложили».

Из Мурманской области: «Как только вошел в программу, так сразу начал вносить свои данные. Программа отличная! Не нарадуюсь и счастлив, что приобрел ее!»

– А что это значит: «Вносить свои данные»?

– Это значит, что пользователь продолжает, в случае желания, к 20-ти тысячам досье, которые я предоставляю, добавлять свои, а также вносить дополнения в мои статьи.

– Как понять «двадцать тысяч досье»?

– На самом-то деле у меня информация по 5348-ми личностям, сгруппированная в 90 тем (от «авантюристы» до «эпидемии»), отслеженная по 2248-ми географическим точкам. 20 тысяч – это факты, за которыми могут скрываться подробности в виде цитаты (более 4 тысяч текстовых файлов) или иллюстрации. За каждой строчкой базы данных – большой массив информации. Оттого я и зову каждую строку «досье». Комбинация этих строк, которую вы задаете по разным признакам (фамилиям, периоду истории, теме, библиографии и т.п.), каждый раз тасует эти досье по вашей команде.

Все равно гуманитарию не совсем понятно…

– А ничего сложного нет. Если вы подключены к Интернету, наберите такой адрес: http://www.kzn.ru/view.php3?id_category=17. Здесь подробно рассказывается о программе, содержатся картинки, поясняющие, как ей пользоваться. Можно скопировать на свой компьютер демоверсию программы. Там уже 250 досье есть. Поиграйте с ними, и вы все поймете. Мне один читатель с Сахалина написал, что его сын написал в школе доклад, воспользовавшись информацией из демоверсии. Так что, выходит, информации там более чем достаточно. Если сами не очень дружите с компьютерными премудростями – попросите знакомых. Все здесь предельно просто.

Скажите, а проявляют ли интерес к вашей программе иностранцы?

– Проявляют. Ведь эти иностранцы – вчерашние наши соотечественники. Они приехали в Германию или США, изучили язык. Но тамошней школы не заканчивали. Оттого хорошо не знают ни истории, ни традиций новой своей страны пребывания. Я вот и рассказываю про это при помощи своей программы. В ней же популярная информация не только по Татарстану и России, но и по другим государствам. Можно посмотреть факты по целым династиям королей, по эпохам…

– Что заставило вас поделиться своей программой с пользователями Интернета?

– Во-первых, влюбленность в возможности компьютера. Это так здорово: нажал на кнопочку – и мгновенно получил массу интересной информации. Я хочу, прежде всего, заразить этой влюбленностью в аналитические свойства компьютера тех, кто, как кажется, от этого далек – гуманитариев. Хочется кричать коллегам: «Это же так просто и нужно!»

Я в своей рассылке новостей приводил такой довод. Есть масса тем, на которые программа выдает информацию и на которые можно сделать статью в газете. Берете программу, делаете на ее основе статью. И одним гонораром из газеты вы уже окупили затраты на ее приобретение. А гонораром на вторую статью принесли себе прибыль. Это – выгода пользователя, которая лежит на поверхности. Если ему не нужна информация просто для урока, доклада или научной работы.

Вторая причина, по которой появилась программа, неожиданная. У меня как-то решил взять интервью через Интернет мой коллега – журналист из Петербурга. Потом были вопросы еще от двух журналистов – из Череповца и Владимира. Они интересовались, почему я могу писать много статей, причем стабильно и ежедневно. Журналист из Владимира даже на собственном сайте завел раздел «Гранды Рунета» («Рунет» – так называют русскоязычный сектор Интернета). Среди самых известных программистов, дизайнеров, инвесторов и писателей Интернета он разместил информацию обо мне, как об известном в Рунете журналисте. Субъективизм, конечно, но приятно.

Так вот, я в ответных электронных письмах рассказал про свою базу данных один раз, потом второй, потом третий… А потом мне это надоело. У меня же в рассылках новостей в Интернете статистикой зафиксировано свыше четырех тысяч русскоязычных читателей со всего мира, которые интересовались моим методом работы. Что, объяснять каждому порознь? Я плюнул, нанял программиста, он сделал программку, и я разместил демоверсию в Сети…

Зачем слова? Смотрите сами и делайте выводы.

Беседовала Любовь АГЕЕВА

«Казанские истории», №12, 2003 год

 

Послесловие

7 февраля 2015 года в Казани родные, близкие, коллеги по редакциям «Казанские ведомости», «Вечерняя Казань», просто знакомые простились с Валерием Курносовым.

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить