Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2019 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1874 – Освящено и открыто здание Биржи на ул. Большой Проломной, построенное коммерции советником И.Соболевым на собственные средства

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Вечность как предмет юридического спора

Мы попросили рассказать о новом мультимедийном издании о Казанском Кремле его главного разработчика – Нияза Хаджиевича Халитова. С ним встретился наш корреспондент. Но разговор получился не столько о работе над проектом, сколько о странных обстоятельствах его появления.

– Такая полная, а главное – достоверная, на основе последних научных достижений, мультимедийная энциклопедия о Казанском Кремле вышла впервые. Я хорошо знаю рынок мультимедийной продукции – лучше не видел. Нам удалось сделать эксклюзивную вещь, которая не уступает никаким мировым образцам. И по содержанию, и по техническим параметрам. Все диски простенькие, даже примитивные по содержанию. Я уж не говорю о научной стороне. Все делается, чтобы заинтересовать покупателей и быстренько продать.

Наш проект – по сути, аналог книжного издания энциклопедии. Я доктор наук, считаю себя профессионалом в своем деле. И к этой работе подошел так же, как бы если я книгу издавал. Для восьми разделов было подготовлено более 300 страниц текста, записано 40 минут видео, более 500 иллюстраций.

Полгода работы над диском, можно сказать, вообще не спал – по два-три часа, если получалось. А вообще говоря, материал я собирал где-то тридцать лет, с середины семидесятых. И в Кремль попал не случайно. У меня уже есть книга о Кремле. И все что мне удалось собрать, я в этот диск вложил.

Над диском работала целая команда. Вероника Анфимова и Денис Петров уже имели за плечами 5-6 подобных мультимедийных изданий. Предыдущий мы тоже вместе делали. Это известный диск, посвященный 1000-летию Казани. Я был один из его авторов: писал сценарий, ряд сюжетов делал. Фарида Кутдусовна Гайнуллина была продюсером, а я был одним из авторов. Здесь, по сути, это моя работа, но подобные издания не сделаешь один – нужен программист, дизайнер, другие специалисты, технические работники.

Пробивал я этот диск года три. Это не так-то просто получилось. Все-таки удалось убедить – выделили около 400 тысяч рублей. Был объявлен тендер. Разные фирмы подавали заявки.

В это время пришел ко мне сын моего старого знакомого – известного лингвиста Фуата Ганеева. В академии наук мы довольно долго работали вместе. Он принес мне привет от отца, его книгу с дарственной надписью. Марат мне понравился: велеречивый, интеллигентный, молодой человек. На него мы и сделали ставку.

Тот проект, который Марат Ганеев подготовил, никогда в жизни не выиграл бы конкурс. Мы бы без него прекрасно обошлись, но условием конкурса был трехлетний опыт на медийном рынке, которого у нашей команды не было. Поэтому мы доработали ганеевский вариант – и он тендер выиграл.

Начали работать. У Марата была роль менеджера. Он заключал договора с деловыми партнерами, брал деньги от «Казанского кремля». С нашим коллективом договора у него не было. Мы работали на доверии. Кто мог тогда предположить, что он нас всех обманет.

Когда работа была завершена, Марат отказался от всех обязательств перед авторским коллективом и втихаря поехал в Москву, где оформил наше мультимедийное издание как свою личную интеллектуальную собственность.

– Прямо детективная история. Но наверняка остались документы по тендеру?

– Там тоже вышла какая-то манипуляция. В конкурсе победил Институт стратегических исследований, проект разрабатывала другая структура, диск выпустила третья…

От автора:

Но в этом нет ничего загадочного. Институт стратегических исследований, которым руководит Марат Ганеев, не занимается выпуском медийной продукции. Я заглянула на их сайт и вот что узнала об их деятельности: «Наша компания вот уже несколько лет ведет активную работу по оказанию высокопрофессиональных услуг в области маркетинга, менеджмента, бизнес-планирования, управления персоналом». За три года существования компании реализовано более сотни крупных проектов и не было получено ни одной претензии со стороны клиентов. Выходит, претензия от команды Н.Халитова – первая.

Иллюстрации из мультимедийного издания «Казанский Кремль»

– Когда мы начали разбираться с этим делом, фирмы «Мастер» по юридическому адресу не оказалось. В тендере она вообще не участвовала, но почему-то у нее оказались все авторские права, она занялась распространением готовых дисков. У современного бизнесмена таких фирм до десятка бывает. Это фирмы-однодневки, которые создаются для ухода от налогов.

В итоге те огромные деньги, которые были получены за диск от крупных покупателей – Правительства, музея-заповедника – исчезли неизвестно куда. А только за первый заказ – от музея-заповедника – был получен миллион. Потом еще миллион, полтора… Все делалось за нашей спиной. Мало того, выяснилось, что в ходе изготовления диска в содержание были внесены не согласованные со мной изменения. Какие-то версии стали издаваться, о которых я ничего не знаю. И вообще оказалось, что я – вовсе не автор диска. Оказывается, автор – Ганеев. Не имеет ни образования, ни знаний по этому вопросу, элементарной истории татарской не знает. С огромным удивлением он воспринимал какие-то факты из казанской истории, которые узнавал от меня в ходе совместной работы. Вот так – совершенно невежественный человек все это написал…

– Как же он рискнул поступить так не только с известным профессором, знатоком Казанского Кремля, но и с государственной структурой? Ведь вы – заместитель директора государственного музея-заповедника!

– Скорее всего, надеялся на то, что я не узнаю о регистрации диска. А согласно российскому законодательству, если в течение полугода права на интеллектуальную собственность никем другим не оспорены, потом никакой суд не поможет. В августе Ганеев оформил свои права – в январе был бы полным хозяином проекта.

Мы созвонились с Москвой, по месту регистрации – и там нам подтвердили факт регистрации. Это случилось 6 августа 2004 года. Потом нам сообщили, что Ганеев обратился в Российское авторское общество с просьбой аннулировать свою регистрацию. Факт воровства чужой собственности ведь очевиден. Поскольку в Москве уже знали про наши претензии, ему отказали. А нам посоветовали обратиться в суд. Что мы и собираемся сделать. Как нам говорят юристы, у нас есть все шансы вернуть право на интеллектуальную собственность.

– А как вы узнали о московской регистрации?

– Совершенно случайно. Мы стали требовать заплатить за наш труд. Хотя бы гонорар. Ганеев отказался. В такой ситуации нельзя все время говорить очень вежливо. И однажды он сказал: «Ах, вы повышаете на меня голос! Я в таком тоне разговаривать с вами не желаю. И вообще я никаких обязательств перед вами больше не имею». И бросил трубку.

Мы оказались в трудном положении. Наши отношения документально не оформлены. Директор заповедника предъявить официальные претензии к Ганееву не может – тот свои обязательства перед музеем-заповедником выполнил. Музей получил тысячу дисков, за что Ганееву была выплачена солидная сумма.

Когда Ильдус Магсумович Вахитов, наш директор, видя наше положение, позвонил Ганееву, тот представил нам договор, буквально издевательский. В нем указывалось, что он нам должен гонорар по тысяче рублей на каждого, а за эту сумму мы должны передать ему авторские права на издание навечно с распространением по всему миру, в том числе право на интерпретации, переделки. И никаких авторских отчислений за реализацию. Разве можно подписывать такой договор?! Это чистое издевательство.

Интересно, что на этот раз Ганеев действовал от имени фирмы «Мастер». Институт стратегических исследований исчез неизвестно куда.

– Думаю, что выиграть этот судебный процесс будет не так-то просто. Мне приходилось сталкиваться с похожими ситуациями. Трудности у авторов возникают даже тогда, когда есть договор, но там что-то не прописано, не конкретизировано. А у вас никакого договора вообще нет. Нужен очень хороший юрист – знаток авторского права...

– Во-первых, у нас такой юрист есть. Во-вторых, Ганеев был неосторожен в своих действиях и оставил много следов нашего присутствия на диске. На обложке написано: «Идея – историко-архитекурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Разработка – Институт Стратегических Исследований Рынка, ЗАО «Инсайт Медиа», ООО «Мастер». Полный список авторов и разработчиков находится в разделе «О проекте». И там перечислены все наши фамилии, в том числе и моя. Правда, мы очень удивились, увидев, что копирайт принадлежит только ООО «Мастер».

Так что, в суде мы без особого труда докажем, что интеллектуальная собственность на содержание диска принадлежит нам, а не Ганееву. Мы же не претендуем на его права по изготовлению и тиражированию диска!

Конечно, не очень приятно говорить об этом, но уж слишком нагло попираются авторское право. В нашей стране частная собственность никогда особо не почиталась, а уж интеллектуальная, тем более. И, может быть, я и не придал бы эту некрасивую историю огласки, если бы не знал, что такое может повториться с другими. Мне, например, известно, что уже были ходоки у известного казанского филокартиста. За исключительные права на использование его коллекции предложили аж 10 тысяч рублей. Для него, может быть, большие деньги. А сколько прибыли это принесет новому хозяину?

Но меня в нашей ситуации волнует не то, сколько заработает Ганеев на распространении диска. Я, можно сказать, всю жизнь работал над ним – и теперь даже не автор.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского