Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2021 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1925 – На улице Комлева, 22 официально открыт казанский Дом ученых. Летом 1935 года ученые переселились в красивый особняк на улице Бутлерова, бывший Александровский приют, построенный в 1889 году архитектором Л.К.Хрщоновичем по заказу известной казанской благотворительницы О.С.Александровой-Гейнц

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Каштанка» в Учебном театре: шоу должно продолжаться

8 апреля в Учебном театре на улице Профсоюзной студенты выпускного курса Т. Корнишиной и П. Густова Казанского театрального училища показали спектакль «Каштанка» по рассказу А.П. Чехова.

Среди зрителей была Любовь Агеева.

"Каштанка" в Казани

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

8 апреля

Каштанка — Киселёва Анастасия.

Гусь Иван Иваныч — Кац Ярослав.

Кот Фёдор Тимофеевич — Васюренко Руслан.

Свинья Хавронья Ивановна — Поддубная Софья.

Хозяин — Сагдеев  Эмиль.

Смерть — Петухова Полина.

Лука Александрыч, столяр — Степанов Борис.

Рассказчик — Нелькина Жанна.

Рассказчик — Хабибуллина Айгуль.

По привычке перед спектаклем не стала узнавать подробности про другие сценические версии широко известной истории, написанной еще в 1887 году, не перечитала чеховский рассказ, о котором в памяти лишь смутные воспоминания (скорее всего по фильму режиссёра Романа Балаяна 1975 года постановки с Львом Дуровым и Олегом Табаковым). К тому же поход в театр на этот раз был не профессиональной необходимостью, а ответом на приглашение актера Казанского ТЮЗа Павла Густова. Я впервые увидела известного артиста в роли режиссера-постановщика и в роли режиссера-педагога. Хотя много знаю о его работе в училище вместе с Татьяной Михайловной Корнишиной, у которой он когда-то учился сам. Это их второй совместный выпуск: 24 студента четвертого курса русского драматического отделения.

В апреле их выпускники 2021 года показывают в Учебном театре 5 дипломных спектаклей: кроме «Каштанки», «Дети солнца» (М. Горький), «Йерма» (Ф. Лорка), «Полковник Птица» (Х. Бойчев) и «Кеды» (О. Стрижак). Последние четыре поставила художественный руководитель курса Т. Корнишина.

Люблю в театре минуты перед началом спектакля – это всегда предвкушение чего-то необычного, ранее не виданного. А если у спектакля знакомая сюжетная основа – это еще и интрига: что тебе скажут нового, чем удивят?

К этому традиционному букету в Учебном театре добавлялось еще одно предчувствие: каким будет творческое будущее у выпускников 2021 года? Кого увижу потом на сценах казанских театров? Какие роли окажутся им по силам?

После спектакля прочитала чеховскую «Каштанку», всё, что в интернете написано о ее сценических версиях – и захотелось увидеть спектакль со стороны кулис. Поскольку возникло много вопросов к Павлу Александровичу Густову. И вот какой у нас состоялся диалог.

Любой спектакль опирается на сценическую основу. Вы поставили «Каштанку», так сказать, по мотивам Антона Павловича Чехова. А кто автор сценария?

Инсценировки «Каштанки» нет в природе. Каждый театр придумывает что-то свое. И мы вынуждены были придумать свою «Каштанку». Я так и говорю, представляя спектакль зрителям: мы с ребятами его сочинили. Это театральная история, история про театр, для театральных зрителей

"Каштанка" в Казани

Традиционный поклон. Фото Рамиса Назмиева

Я советовался с Олегом Лоевским, лауреатом международной театральной премии имени Станиславского, членом экспертного совета премии «Золотая маска», театральным критиком и сценаристом. Он работал вместе с Вячеславом Кокориным – был у него завлитом. Часто бывает у нас в Казани, когда здесь проходят различные театральные лаборатории.

Кстати, Лоевский видел нашу «Каштанку»…  Мог убедиться, что это все-таки другая история. Так что, наша «Каштанка» – это, прежде всего, мое видение знаменитого рассказа. Хотя и в нашем спектакле центральная сцена – смерть Ивана Иваныча.  

– Вы ее сделали не только скорбной, но и красивой. Иван Иваныч присутствует как бы в двух ипостасях – один, реальный, еще среди друзей, другой, в виде черного фрака, в котором обычно выступал Гусь, – на полу.

"Каштанка" в Казани

Приходит смерть – контрастное сочетание черного и белого, и уводит его за кулису. Друзьям остается только красная ленточка  с шеи Гуся – как зримая память об ушедшем… 

«Каштанка» во всех учебниках русской литературы определяется как детский рассказ. Как я поняла по публикациям о ее сценических версиях, театры и ставят ее в основном прежде всего как нравоучительный рассказ о любви, о преданности. Ведь «молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу», осталась верна своему хозяину – столяру Луке Александровичу и вернулась в дом, не такой комфортный для нее, как у клоуна, но простой и привычный.

Вы остаетесь верны чеховской сюжетной линии, но очень сильно ее меняете. Я была к этому готова, поскольку перед началом вы представили спектакль зрителям как театральную историю. 

Не могу не спросить, с чем связано рождение такого замысла?

– Эта «Каштанка» в каком-то смысле касается меня лично. Жизнь распорядилась так, что эта история вдруг стала для меня очень актуальной. Представляя спектакль зрителям, я говорю о том, что он посвящается моим друзьям – актерам ТЮЗа, которых мы потеряли: моему другу Сене Курченкову и Александру Ивановичу Купцову.. Это не просто дань памяти. Рождение спектакля отражает мои ощущения последних лет. Чехов помог мне показать жестокий закон театра – шоу должно продолжаться. На их роли в театре пришли другие. Так и в «Каштанке» – Тетка заменила Ивана Иваныча.

А толчком к такому видению «Каштанки» стал для  меня, кроме необходимости в учебных целях, замечательный спектакль замечательного режиссера и педагога Вячеслава Кокорина, который я видел на театральном фестивале в Самаре. Он  произвел на меня неизгладимое впечатление. К сожалению, Вячеслава, который много сделал для современного театра, уже нет с нами –  он умер в 2017 году. Так что, прежде всего низкий поклон ему.

Кстати, его «Каштанка», поставленная в 2001 году в  Екатеринбургском ТЮЗе, где он был главным режиссером, живет до сих пор!

– Вот какой текст я прочитала на сайте театра:

«Островком трогательности и душевности ни на секунду не останавливающейся фестивальной планете «Земля. Театр. Дети» стал спектакль «Каштанка» Екатеринбургского театра юного зрителя. Спектакль-долгожитель. Спектакль-путешественник. Спектакль-гордость. Спектакль – обладатель гран-при международных фестивалей и национальной театральной премия «Золотая Маска».

– Кокоринский спектакль запал мне в душу, я уже давно хотел поставить «Каштанку», но с прошлым курсом не рискнул. Не увидел в студентах героев «Каштанки», и прежде всего главной героини.

– Мне очень понравилась исполнительница роли «Каштанки», которую я видела…

– Именно ее прежде всего увидел я в роли Каштанки, когда познакомился с Настей Киселевой.

"Каштанка" в Казани

– В большинстве инсценировок «Каштанка» – это спектакль для детей и про зверей. Поэтому чеховский рассказ чаще всего показывают в кукольных театрах, где можно представить реальных его персонажей – Собачку Тетку, Гуся Ивана Иваныча, Кота Фёдора Тимофеевича, Свинью Хавронью Ивановну. Так было и в фильме, который я когда-то видела.

Интересно, что больше всего запомнился из него Иван Иваныч. Настоящий, конечно, дрессированный, гусь. И у вас я обратила особое внимание на этот персонаж. Не только потому, что он особо важен для понимания заложенной вами в постановку метафоры. Это, пожалуй, довольно точное совпадение внешних актерских данных с ролью – высокий, худой актер, красные носки – как гусиные лапки…

– Вы видели Ярослава Каца. Он уже служит в нашем театре. Подхватил некоторые роли, которые играл Сеня Курченков. «Шоу должно продолжаться»…

Наши студенты буквально через два месяца окажутся в театрах, и им очень полезно знать, что их там ждет.

"Каштанка" в Казани

–  Вы не прибегаете даже к малейшей имитации «звериного» сообщества. Разве что Каштанка временами что-то нюхает. Не воспользовались вы и масками, которые применяли некоторые режиссеры- постановщики. У вас получился спектакль для взрослых и про людей.

– Спасибо за такую высокую оценку нашего труда. Мы именно этого и добивались.

Конечно, можно было бы придать персонажам какие-то театральные детали, чтобы они походили на реальных архитипов. Я видел, как блестяще это было сделано в кокоринской «Каштанке». Но не забывайте: там были высокопрофессиональные актеры… А наши еще только учатся.

– Конечно, студентов приучают существовать в условной атмосфере театра с первого курса. Но в вашем спектакле, так сказать, условность в квадрате. Как интересно, студенты восприняли свои роли? Сразу ли они поняли, что вы от них хотите?

– Не скрою, они долго не чувствовали, не понимали, что я  от них хочу. Процесс постижения роли был у всех не быстрый и не простой. Приходилось работать как со всеми сразу, так и с каждым индивидуально. Помогала Татьяна Михайловна, поскольку мы решаем еще и педагогические задачи. А когда студенты стали понимать суть истории, вовлеклись в общий процесс, стали что-то предлагать сами. Так появились новые смешные фокусы…

– Вы существенным образом дополнили чеховский рассказ. Не могу не вспомнить щемящую сцену с Хавроньей Ивановной, которая никак не может забыть своего «ребенка». Она нежно баюкает белый сверток, в котором, наверное, кукла, стирает детское белье…

–  Для меня эта сцена – символ неблагополучия театра как служения. Это важно помнить всем нашим студентам, но прежде всего студенткам. Выбрали профессию актера – будьте готовы отдать ей себя без остатка: театр – вещь жестокая.

"Каштанка" в Казани

– Вы не дали клоуну имя, как в других театрах. Назвали его, как и Чехов, Хозяином. Но, в отличие от Антона Павловича, видевшего клоуна добрым и заботливым, вы представили его не то, что злым – жестким. Всегда всеми и всем недоволен, в общении с подопечными никаких сантиментов…

– Я сделал так намеренно. И просил студентов, которым досталась эта роль, следовать моим представлениям. Эмиль Сагдеев (вы его видели в спектакле 8 апреля) не соглашался: «Он же добрый!». Пришлось напомнить классика: играешь доброго – ищи, где злой, играешь злого – ищи, где добрый.

– В финальной сцене, когда мы видим всех героев на настоящей сцене,  когда звучат аплодисменты, Хозяин преображается…

"Каштанка" в Казани

– Помните, после смерти Гуся мы видим его самым беспомощным и самым беззащитным. Кто ему помогает прийти в себя? Как очень часто бывает в реальной жизни, женщина. Хавронья Ивановна своей решимостью спасает главный номер представления шапито-шоу «Неожиданное наследство, или Путешествие в Египет» – египетскую пирамиду. На место Гуся встает Тетка.

"Каштанка" в Казани

"Каштанка" в Казани

– Вы решились отказаться от чеховского финала. У него Лука Александрович и его сын Федюшка увидят Каштанку в цирке. И тот, и другой сильно мучили собаку, но при первом же их зове Тетка снова становится Каштанкой и сбегает с манежа к прежним хозяевам.

–  Не я это придумал. Так было в спектакле Кокорина. Но мы его финал все-таки слегка приблизили к Чехову. У нас в последней сцене Лука Александрович все-таки появляется на сцене… Но тетка его будто и не видит.

– Вы прислали мне снимки со спектакля, в котором играют другие студенты. У вас, как в настоящем театре, два состава?

– У нас четыре состава. Такова особенность дипломных спектаклей. Каждый выпускник должен показать себя в самой разной драматургии: классика, русская и зарубежная, современный  автор. Отсюда пять спектаклей на один курс. И все студенты получают роль в каждом из них. Так что у нас  четыре Каштанки.

– Мне трудно давать оценки исполнителям. Во-первых, не журналистское это дело. Во-вторых, не спугнуть бы молодое дарование. Покритикуешь, а он потом народным артистом станет…

Я попросила высказать свое мнение Геннадия Прыткова, актера Качаловского театра, с которым мы встретились на спектакле. Мне всегда интересны его оценки. А тут он вдруг отказался говорить.

– Геннадий Николаевич не может…

– Поняла – он в квалификационной комиссии?

– Да. И решил посмотреть разные составы.

– Остается пожелать студентам отличных оценок за дипломные спектакли. Будем надеяться, что  вы своей «Каштанкой» не испугали их, что не пожалеют они о выборе актерской профессии, который сделали четыре года назад.

На фото – спектакль глазами Рамиса Назмиева

Каштанка — Гиззатуллина Сабина.

Гусь Иван Иваныч — Иванов Кирилл.

Кот Фёдор Тимофеевич — Тугушев Эрик.

Свинья  Хавронья Ивановна — Кисилёва Анастасия.  

Хозяин — Зиятдинов Радмир.

Смерть — Кузнецова Валентина.

Лука Александрыч, столяр — Галкин Вячеслав.

Рассказчик — Хайруллина Камиля

Рассказчик — Хабибуллина Айгуль.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского