Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2019 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1989 – Начало строительства Камского автомобильного завода.

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Нужно создать баланс интересов

Наш собеседник — начальник городского Управления архитектуры и градостроительства Эрнст Фильсурович МАВЛЮТОВ.

Человеку, мало искушенному в градостроительстве, вряд ли будет понятен язык профессионалов, которые рассказывают о новом Генеральном плане Казани. Между тем узнать, каким  будет город, в котором мы живем, в 2020 или 2050 году, хочется каждому.

Вот почему мы решили переложить некоторые проектные решения на более понятный простому горожанину язык. И помогал  нам в этом начальник городского Управления архитектуры и градостроительства Эрнст Фильсурович МАВЛЮТОВ. Он ответил на вопросы нашего корреспондента.

– Какие проблемы в жизни города  вы считаете наиболее заметными?

– Наиболее заметная проблема – это отсутствие Генерального плана города. Это не позволяет систематически и грамотно застраивать периметр улиц и  квартала с учетом соцкульбыта. Любой инвестор, приходя в город, спрашивает: а есть ли у вас утвержденный Генеральный план? Если мы говорим, что генплан в стадии разработки,  лицо собеседника становится скучным.

Наличие Генерального плана необходимо для решения таких важных для развития города вопросов, как резервирование территорий для строительства дорог и инженерных коммуникаций, расширение границ городской черты, определение перспективного использования внутригородских территорий, внесение изменений в карты градостроительного зонирования, разработка проектов планировки и проектов межевания. Кроме того, согласно Градостроительному кодексу РФ без Генплана не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель и об их изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Зачем Казани Генплан?

– Судя по всему, проблемы с Генпланом у Казани скоро не будет. Если коротко, то каковы главные цели и задачи территориального планирования города?

– Это создание благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития города, обеспечение экологической безопасности и сохранение природного и культурного наследия. Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий города, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях  обеспечения устойчивого развития города Казани; повышения качества городской среды; сохранения и регенерации исторического и культурного наследия; развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; обеспечения учета интересов Российской Федерации; Республики Татарстан; жителей города Казани и их объединений.

Исходя из этого, основными задачами территориального планирования Казани являются:

–    сохранение историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-простран­ствен­ного своеобразия города;

–    обеспечение эффективного использования городских территорий;

–    улучшение жилищных условий, достижение многообразия типов жилой среды и комплексности застройки жилых территорий;

–    развитие и равномерное размещение на территории города общественных и деловых центров;

–    надежность транспортного обслуживания и инженерного оборудования территории;

–    комплексность благоустройства и озеленения территории.

– Каковы временные рамки действия нового Генерального плана?

– Расчетный срок основных проектных решений – 2020 год. Они являются основанием для разработки документации по планировке территории города, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды и учитываются при разработке правил землепользования и застройки Казани.

Первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана рассчитаны до 2010 года. Перспектива – период, следующий за расчетным сроком, когда  реализуются основные направления стратегии градостроительного развития Казани, –  2020-2050 годы.

– Судя по опубликованным документам, прежде чем определять основные проектные решения, разработчики проекта генплана детально изучили сегодняшний и завтрашний день Казани с точки зрения ее экономического развития, характеристики населения  и многих других параметров. Даже уровень безработицы принят во внимание.

Если обобщать, то каковы приоритетные направления градостроительного развития Казани?

– Концепция градостроительного развития города изначально исходит из  его уникальной геополитической значимости. Казань является одним из десяти опорных городов-миллионеров единого каркаса расселения России, расположенным на пересечении поперечной континентальной оси – реки  Волги  и продольной трансконтинентальной оси – Москва – Владивосток. Казань – это крупный промышленный и научный центр федерального значения.  Казань –  культурный центр  с тысячелетней историей и культурой. Казань – столица Татарстана.   Казань – крупный транспортный узел.

По данным Всемирной организации здравоохранения, существует 20  критериев устойчивого развития города, которые можно сгруппировать в четыре: первый – демографическая устойчивость, второй – экономический критерий устойчивого развития города, третий – социальная составляющая устойчивого развития города, четвертый – экологическая безопасность.

Генплан –  что это такое?

–  Как доходчиво объяснить людям, что такое – Генеральный план города Казани? Это один документ, несколько документов?

– Генеральный план состоит из текстовых и графических материалов, включающих разделы: «Социально-экономические предпосылки и приоритеты градостроительного развития г.Казани»,  «Планировка, экономика, транспорт», «Инженерная инфраструктура», «Охрана окружающей среды»,  «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», «Корректировка охранных зон памятников истории и культуры», «Первоочередные мероприятия по реализации генерального плана  города», «Научно-методическое обеспечение разработки генерального плана г.Казани», «Предпроектные материалы, формирование базы исходных материалов».

Концепцию градостроительного развития города дополняют несколько схем: схема Генерального плана Казани на 2020 год (основной чертеж); схема расположения объектов первоочередного строительства (2006-2010 гг.); две схемы корректировки проекта зон охраны памятников истории и культуры: сводный историко-культурный опорный план и проект зон охраны объектов культурного наследия Казани – основной чертеж; схема территориального развития Казани на перспективу до 2050 года; схема функционально-планировочной организации Казани на перспективу (2050 год); схема магистралей и транспорта на перспективу, до 2050 года; схема очередности развития улично-дорожной сети.

– Кто  принимал участие в разработке генплана?

– Генеральный проектировщик – ОАО «Институт «КАЗГРАЖДАНПРОЕКТ» с субподрядными организациями: научно-производственным предприятием «ЭКОГРАД» Центрального научно-исследовательского и проектного института градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (ООО НПП «ЭКОГРАД») (г.Москва), Московским экологическим центром, ЗАО «Спасательная техника» (г.Москва),  ФГУП «Гипрогор» (г.Москва), ЗАО «Агентство градостроительного развития» (г.Казань),  Казанским  финансово-экономического институтом.

Генплан – для города или для человека?

– Наверняка жители Казани будут оценивать новый Генплан совсем не по тем критериям, по которым его оценят специалисты. Вроде бы их касается все – и качество дорог, и архитектурные решения новостроек, и сохранность исторического центра города. Но, как нам кажется, прежде всего каждый казанец примерит на себя несколько социальных составляющих. Рискнем предположить, каких, поскольку сами являемся жителями Казани. Первое – это качество жилья, второе – состояние городского транспорта, третье – это экология большого города, в котором все меньше зелени и все больше выхлопных газов.

Тот, кто внимательно читал документы Генплана, убедился, что казанцев ждут серьезные перемены к лучшему.

– Вы правы: из большого числа нормативных критериев (обеспеченность школами, детскими садами, инженерными сетями, дорогами, соцкультбытом) наиболее приоритетным для человека является обеспеченность полноценным жильем. Показатель обеспеченности общей площадью на человека сильно разнится – от 9-14 кв. м на человека в слаборазвитых странах  до 50-60 кв. м  в высокоразвитых. Наиболее последовательные и расчетливые в этом отношении немцы считают: чтобы обеспечить семью комфортабельной квартирой или домом, необходимо 40 кв. м общей площади на одного человека. В настоящее время данный показатель по Казани равен 20,6 кв. м. В Концепции градостроительного  развития Казани предусмотрено  увеличение до 23,6 кв. м – к 2010 году, 31 кв. м  – до  2020 года,  39 кв. м –  до 2050 года.

Решение этой задачи возможно при увеличении объемов строительства жилья до 1 млн. кв. м в год за счет всех источников финансирования. Достижение прогнозных показателей потребует большой работы по привлечению инвесторов к реализации жилищной программы.

Основными площадками  жилищного строительства  до 2020 года будут:  район старого аэропорта в Советском районе, микрорайоны Азино-1 и Азино-2,  микрорайон 5А и  район Фермы-2 в Приволжском районе,  участки в поселке Мирном,  жилые кварталы в прибрежной части Казанки. Основными площадками  жилищного строительства на территориях, требующих реконструкции, являются: район Большая Крыловка в Кировском районе,  Авиастроительый район,  Калуга-Аметьево, Аметьево,  район улицы Павлюхина. За пределами города основными будут площадки в восточном и западном направлениях от города на землях Пестречинского и Зеленодольского районов. Резервной площадкой в пределах существующей городской черты на намывных территориях  является площадка в районе Юдино и Куземетьево (5 млн. кв. м общей площади жилья).

Решение одной из сложнейших проблем современной Казани – проблемы транспорта – согласно проекту генплана будет вестись по трем направлениям.

Первое направление – это формирование транспортного каркаса города  как системы кольцевых и радиальных магистралей общегородского значения, а также развитие сети районных магистралей.  До 2010 года предполагается завершить строительство Большого Казанского кольца и Малого Казанского кольца. К числу наиболее важных объектов первой очереди относятся спрямление Мамадышского тракта, строительство магистрали Азино-1 – центр (по улицам Сахарова, Достоевского), участок Большого кольца от Оренбургского тракта до Технической, завершение строительства второй очереди моста «Миллениум». Предусматривается строительство пяти транспортных развязок, двух путепроводов для транспорта и десяти пешеходных переходов.

Второе направление –эторазвитие скоростных видов транспорта. Традиционный метрополитен соединит Соцгород с Горками. Первая линия –  от станции «Заводская» до станции «Проспект Победы». Общая протяженность метро к 2020 году должна составить 17,6 км. 20 декабря состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу проходки левого перегонного тоннеля от станции метро «Козья слобода» до станции метро «Кремлевская». До 2020 года предусматривается создание скоростного электротранспорта по системе «легкое метро». Маршрут – от станции метро «Суконная слобода» в восточном направлении к новому жилому району в районе поселка Салмачи, за рекой Нокса, его протяженность – 15 км.

Третье направление – это развитие уличного общественного транспорта. Предлагается сохранение и развитие трамвая в периферийных частях города и постепенная его ликвидация в центральной части, значительное развитие троллейбусных линий на магистральных линиях общегородского и районного значения, замена автобусов малой вместимости автобусами большой и средней вместимости на основных трассах с использованием маршрутных такси как вспомогательного вида транспорта.

Я бы хотел увидеть Казань с хорошими мощными транспортными развязками, с хорошей экологией. Одна из важных стратегических задач – значительное увеличение зеленых насаждений, создание новых скверов и парков. Критерием экологической безопасности города является соотношение застроенных и озелененных пространств. По данным Всемирной организации здравоохранения, оно равняется 70 процентов к 30. В Казани зеленые насаждения занимают 23 процента площади – если считать лесопарк в районе озера Лебяжьего. А без него получается всего 15 процентов.

Развитие рекреационных зон города  предусматривает формирование рекреационных комплексов и озелененных территорий  вдоль Волги, создание непрерывной системы зеленых насаждений общего пользования вдоль обоих берегов Казанки за счет организации ландшафтного парка «Островки Казанки»,  реконструкции  Центрального парка культуры и отдыха; организация  парковой зоны «Немецкая Швейцария»; благоустройство набережной Казанки от Фуксовского сада до Кировской дамбы; организация Федосеевского сада – от Кремля до церкви Святой Евдокии; формирование парковой зоны вдоль старого русла  Казанки с комплексом Зилантова монастыря; формирование рекреационных комплексов и озелененных территорий  вдоль внутренних водоемов города –  системы озер Кабан  за счет реконструкции и расширения Казанского зооботанического сада вдоль Среднего Кабана и Ботанической протоки, реконструкции прибрежной территории  и организации парка вдоль правого берега озера Нижний Кабан, благоустройства  правого берега озера Верхний  Кабан.  Должны сохраниться  уникальные природные комплексы: район озер Подувалье и Отарского, долин Сухой реки и реки Ноксы.

Предусмотрено создание живописной набережной на берегу Казанки. Предполагается, что она начнется в районе Кировской дамбы, пройдет через железнодорожный вокзал до улицы Тихорецкой. Для этого придется снести все складские помещения и гаражи,  расчистить «кладбище» кораблей.

–  Казань остается одним из немногих городов Поволжья, где до сих пор нет набережной. А насколько реалистичны  проектные предложения по акватории Казанки?

– К проектам застройки акватории правого берега надо относиться очень осторожно. Необходимо провести тщательный анализ – ландшафтный, экологический, исторический, и только после этого принимать решение. На эту территорию объявлен конкурс, который даст нам пищу для размышления, для анализа. В этом конкурсе может принять участие любой архитектор, который душой болеет за город. Конкурс проводит АО «Миллениум Зилант-сити».

– Какова ваша оценка уровня благоустройства города?

– Уровень благоустройства оставляет желать лучшего. И в части озеленения, и в части уборки улиц и дворов, и в части элементарного благоустройства дворов, что крайне необходимо жителям.

Прогнозы  на исполнение

– У вас есть уверенность, что все намечаемые проектные решения будут выполнены?

– Генплан – это своего рода закон, а значит – он обязателен для исполнения. Но в нем есть раздел, который называется «Проблемные решения…» Часть планировочных решений относится к экологически сложным и требует проведения специальной оценки воздействия на окружающую среду. К ним относятся, в частности,  предложения по намыву в акватории Куйбышевского водохранилища: в Ново-Савиновском районе; в районе поселка Куземетьево. В ходе этих работ планируется подготовить техническое обоснование возможности продолжения работ, а также получить условия от федеральных органов, осуществляющих контроль использования водного фонда.

– Пришлось слышать весьма критическое мнение по поводу намерений перенести на другое место железнодорожный вокзал. Вряд ли это возможно без согласия федерального центра, РЖД. Что конкретно предполагается сделать?

– Реконструкция Казанского железнодорожного узла диктуется необходимостью возвращения  городу природно-исторических ландшафтов Волги, обеспечения выхода Казани к акватории этой реки. Она предполагает перенос пассажирской станции «Казань» на Северный ход,  ликвидацию подъездных железнодорожных путей на участке Южного хода до станции «Вахитово» и  завершение строительства нового железнодорожного вокзала в районе Воровского.  Предполагается  вынос товарной железнодорожной станции, сокращение  количества подъездных и транзитных рельсовых путей. Освобождающиеся территории можно будет использовать под набережную, рекреационную зону, спортивные, развлекательные объекты.

–  Как вы оцениваете прошедший в Казани проектный семинар «Арх-Десант»? Профессор Хосе Асебильо указал на чрезвычайно низкую плотность расселения как на главный недостаток градостроительной политики.

– Я с такой оценкой не согласен. Мы осуществили Программу ликвидации ветхого жилья, выселили из центра часть людей. Естественно, плотность населения низкая. Мы еще не успели построить, что запланировали. Москва не сразу строилась… Идет работа по уплотнению территорий уже застроенных кварталов в Ново-Савиновском районе, на Горках. Везде стройка. Мы опережаем по темпам развития Уфу, все крупные города Поволжья.

А слова уважаемого Хосе Асебильо показывают, что мы идем в правильном направлении.

После утверждения Генплана нам следует запустить серию  уникальных городских проектов. Генплан не будет эффективен до тех пор, пока не включить в работу все проекты. Надо плотно работать  с «ТАИФ», с другими крупными инвесторами, определять такие правила игры, чтобы повысить инвестиционную привлекательность Казани.

Для чего мы расширяем территории? Для того, чтобы лет через 5 могли привлечь в Казань таких инвесторов, которые построили бы объекты для себя и нам помогли бы с реконструкцией где-нибyдь в центре. То есть баланс интересов нужно создать.

– Поможет ли новый Генплан прекратить массовое уничтожение старой Казани?

– За последние 10 лет мы, действительно, потеряли множество архитектурных памятников. Говорят, виновны в большинстве случаев государственные и муниципальные органы. Не согласен! В 90 процентах случаев (я отвечаю за свои слова) вина –  на совести застройщиков. Им выгоднее снести, сжечь дом, чем восстановить и содержать его. В последнее время мы стали жестче с ними поступать. Раньше трудно было «уцепить» их  с точки зрения закона. Как говорится, у каждого дома не поставить пост милиции. Хотя, было дело, выставляли, некоторые дома таким образом сохраняли.

Реконструкция ядра городского центра предполагает перепрофилирование  промышленных предприятий и коммунально-складских объектов или вынос их из исторического центра города.  В первую очередь этому должны подверг­нуться участки малорентабельных и экологически вредных предприятий и производств (меховое объединение  «Мелита» – северный участок территории,  путевое хозяйство и складские территории центрального железнодорожного вокзала, фабрика «Заря»,  производственное объединение «Спартак» и  другие). На освобождающихся территориях исторического центра  будут располагаться общественно-деловые зоны (в юго-западной части исторического центра  между  Волгой и железной дорогой),  гостиницы, высокоурбанизированное жилье с нежилыми функциями в нижних этажах,  рекреационные зоны (вдоль Волги от Кировской дамбы до речного порта,  вдоль озера  Нижний Кабан и Казанки).

 – Каким вы видите будущее Казани?

– С утвержденным генпланом, с решенными транспортными проблемами и с очень хорошей экологией. С парками и набережными. И с хорошими улыбками на лицах наших горожан.

Любовь Агеева

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского