Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Русская культура: путешествие в XVI век

В преддверии тысячелетнего юбилея Казани появилось много книг об истории города. Но не все издания читатель увидел. Например, еще продолжается работа над книгой, которая расскажет о малоизвестных страницах из жизни нашего города. Среди ее авторов – Алла Викторовна ГАРЗАВИНА.

Я занимаюсь той частью книги, которая рассказывает об истории русской культуры Казани с середины XVI века до настоящего времени. Об этой стороне казанской истории мало что рассказано. Например, Николай Калинин, а он очень авторитетный ученый, в своей книге «Казань» – диссертации, посвященной истории города, практические не писал о культуре. Его больше интересовала тема взятия Казани, строительства кремля, оборонительных сооружений. В XVII веке Казань напоминала военный лагерь. Если о чем писали, так о создании храмов и монастырей.

Я много лет этим интересовалась, при этом у меня оставалось много вопросов. Их стало особенно много в последние годы, когда исследовалась в основном татарская культура. Люди жили, учились, пели песни, слагали стихи, писали иконы, расписывали фресками храмы. Но русской культуры в Казани как бы вроде не существовало. Как же так?!

Когда мне предложили написать об этом, я неосмотрительно взялась. Оказалось, это очень трудная тема, мало сохранилось документальных свидетельств. Но писать об этом надо. Я стала работать, и у меня получилось.

– Это правда, что русская культура появилась в нашем крае после взятия Казани Иваном Грозным?

– Началось все, действительно, с приезда троих казанских святителей: Гурия, Ворсонофия и Германа. Иван Грозный лично выбирал их: Ворсонофия, например, как знатока татарского языка и врачевания – он в юности три года был в плену, в Крыму. Герман отвечал за нагорную часть новой русской территории, а значит – за Свияжск, Ворсонофий стал строить в Казани Спасо-Преображенский монастырь, который был построен в кремле, и от него, к сожалению, почти ничего не осталось.

Гурий возглавил новую Казанскую православную Епархию – в прошлом году мы отметили 450-летие этого события. Иван Грозный прислал в Казань еще и мастеров иконописи для росписи иконостаса Успенского (или Зилантова) монастыря. Этот монастырь стоял на русском кладбище, где были похоронены воины, павшие при взятии Казани в 1552 году.

То есть Адмиралтейская слобода, район Зилантового монастыря – это самое старое русское поселение в Казани.

Ворсонофий сам писал иконы для Спасо-Приображенского монастыря. Сохранился перечень икон, которые прислал Иван Грозный.

Вместе с иконописью в Казани стало развиваться декоративно-прикладное искусство: здесь изготовляли ризы, украшения, церковную утварь из серебра и золота. Если сначала подобные изделия были исключительно привозными, то уже в XVI веке появились казанские мастера-серебрянники. В Эрмитаже сохранились изделия декоративно-прикладного искусства казанских мастеров. А казанские иконописцы настолько хорошо себя зарекомендовали, что в середине XVII века наряду с другими мастерами их пригласили для росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля.

Самым известным из наших иконописцев стал Яков Казанец, он работал вместе с Симоном Ушаковым и считается его учителем. Известно, что Гурий привез с собой книги. Их собирали со всех монастырей и церквей, со всех епархий Русского государства. В самом начале этого было достаточно, но вновь открываемым монастырям и церквам требовались новые книги.

Русское книгоиздание стало развиваться из-за потребностей Казанской епархии – это неоспоримый факт. Первые книги для Казани были изданы в Москве в 1556 году.

Интересно, что святитель Герман выступал и в роли переписчика книг. Известно, что он переписал своей рукой 46 книг. Все они хранились в Свияжском монастыре. Книги, вышивка, резьба по дереву, резные надгробия – это просто потрясающий пласт истории.

До сих пор в фондах Национального музея РТ сохранилась деревянная скульптура Христа в терновом венце. Но ведь церковь не приветствовала деревянную скульптуру! Тем не менее, резьба по дереву в Казани была развита. Это ремесло получило новый толчок, когда в Казани было основано Адмиралтейство.

Жаль, что от судов того времени ничего не осталось. Но известно, что на них изображали и как они строились. Сохранились бесценные образцы вышивки. Известно, что этим искусством занимались жены высокопоставленных чиновников: воевод, дьяков. Им, безусловно, был известен образ жизни царского двора, и в своей жизни они заимствовали отдельные его приметы.

Уже в конце XIX века в России славились чебаксинские мастера. К сожалению, сейчас это ремесло в Чебаксах умерло, осталось лишь несколько мастеров. Благодаря тому, что святитель Ворсонофий привез с собой певчих, в Казани начало развиваться хоровое искусство. Русская культура чрезвычайно богата, и если у меня хватит сил, позже на основе этой работы я сделаю еще одно издание, но более полное с иллюстрациями.

«Казанские истории», №1-6, 2006 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить