Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Август 2020 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
  • 2011 – В Свияжске после реконструкции торжественно открыта Троицкая церковь, самый древний деревянный храм на территории Татарстана

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Театр уж полон, ложи блещут

Эта поэтическая строчка как нельзя лучше определяет событие, случившееся на площади Свободы Казани 26 августа 2005 года – после реставрации вновь открыл свои парадные двери Татарский государственный академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Именно здесь прошли торжественное собрание, посвященное 1000-летию Казани, и гала-концерт мастеров искусств.

Театр оперы и балета после реконструкции. Фото Евгения Канаева

Музыкальный театр в Казани существует уже  более 130 лет. На его сцене пели знаменитейшие российские певцы. До 1917 года состоялось более 130 премьер оперных спектаклей. Оперная труппа, созданная решением правительства Татарской АССР от 4 ноября 1933 года, работала  в помещении Татарского академического театра. Татарский государственный театр оперы и балета официально открылся  7 июня 1939 года. В этот день давали премьеру  – оперу молодого татарского композитора Назиба Жиганова «Качкын» («Беглец»).

Свое здание у театра появилось только после войны. Его начали строить в 1936 году. Разработка проекта здания для нового театра была поручена московскому архитектору Н.Скворцову. В связи с его смертью (погиб на фронте) архитектором был назначен И.Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла своего предшественника, он предложил оригинальное решение фасада и оформления интерьеров с использованием национального орнамента

Открытие здания состоялось 28 сентября 1956 года. Оно по праву считалось одним из лучших сооружений советской архитектуры, вызывая гордость казанцев изяществом и элегантностью.

Необходимость реконструкции здания ощущалась давно. Зрительный зал, фойе, гостиные по-прежнему поражали своим великолепием, но внимательный глаз не мог не заметить пагубного влияния времени. Не было условий для нормальной жизни артистов. Декорации ставились вручную. О кондиционировании помещений и речи не шло. Однако работы начались только в 1999 году.

Внутренние интерьеры театра

Здание театра – памятник культуры.  «Мы стремились сохранить изначальный замысел авторов проекта театра, и в то же время реализовать то, что им не удалось сделать, – отметил в разговоре с журналистами автор проекта реконструкции Ахмад-Рашид Дустиев.

К оформительским работам была привлечена ООО «Реставратор». В основе художественного оформления – первоначальный проект архитектора  Гайнутдинова. Теперь, как и задумывалось проектировщиками, храм искусств отделан гранитом и мрамором, а не бетоном и гипсом, которые в целях экономии использовались при строительстве в трудные послевоенные годы.

На стенах центрального фойе – зеркала, украшенные резьбой по гипсу (ганч), на потолке – художественная роспись с отдельными гипсовыми элементами, на полу – наборный паркет с национальным растительным орнаментом. Зрительный зал освещают бронзовые люстры из чешского стекла, а над головами зрителей – огромная люстра из горного хрусталя, которую изготовили по спецзаказу в г.Мытищи Московской области. Она весит 1600 тонн.

В результате реставрационных работ здание обновлено полностью. Произошла обещанная техническая модернизация театра, которая коснулась, прежде всего, демонстрационно-зрительской зоны: сцены, светового и звукового сопровождения. Теперь, чтобы поднять занавес или сменить декорации, нужно всего лишь нажать необходимые кнопки.

Преобразился зрительный зал. Кресла заменили на более удобные. Правда, теперь их меньше. Вместимость зала уменьшилась с 1300 мест до 950 мест. Но если убрать оркестровую яму (теперь это возможно), мест станет 1120.

Раньше гримерки представляли собой обычные комнатушки, артистам приходилось пользоваться общим санузлом. Сейчас гримуборные – высшего класса, в каждой – туалет и душевая. Без этих удобств сегодня стыдно приглашать артистов в Казань на театральные фестивали, которые имеют мировой уровень.

Проведена реконструкция служебного комплекса.  У шестиэтажного здания появилось чердачное помещение, общая площадь которого составляет 4 тыс. кв. метров, в котором разместились 4 репетиционных зала. Есть теперь и специальный монтажный цех для изготовления декораций,  расширилось помещение швейной мастерской.

Полностью обновлен фасад здания. Скульптуры, парапет над входом практически сделаны заново. К воспроизведению фигур на центральном фасаде привлекался скульптор из Узбекистана Б.Балтыев.

Претерпели изменение скульптуры двух известных поэтов, расположенные в боковых нишах здания: памятник Александру Пушкину работы Н.Вентцеля и памятник Габдулле Тукаю работы Е.Шулика. Раньше они были из железобетона, к 1000-летию города скульптуры были отлиты из бронзы на заводе ВНИИВОЛТ.

Сметная стоимость объекта – 2,5 млрд рублей.  Среди участников реставрационных работ: строймонтажная фирма №2 и фирма «Одак» (Турция), институт «Казгражданпроект» (разработка проекта реконструкции – главный инженер В.И.Народецкий, архитектор А.-Р. Дустиев). Трест «Горводзеленхоз» оформил прилегающую к театру территорию. Вместо  асфальта перед главным входом – цветная плитка и роскошные клумбы. Облагорожен сквер, находящийся позади здания театра, отреставрирован фонтан.

Сезон в театре начался с опозданием – строители продолжали работать и после юбилейного собрания. Первый балетный спектакль прошел 26 октября, оперный – 12 ноября. Практически каждый день – аншлаг. Зрители идут в театр не только на спектакль, но и на экскурсию.

Алина МАРТЫНОВА и Инна БОЛДЫРЕВА

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского