Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Урок истории: чему учить, как и ради чего?

В конце сентября 2006 года в малом зале Государственного Совета РТ прошла научно-практическая конференция «Преподавание отечественной истории в школах Татарстана: состояние и перспективы», участником которых была главный редактор «Казанских историй» Любовь АГЕЕВА.

Организаторами конференции стали Комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета РТ, Министерство образования и науки, два университета – КГУ и гуманитарно-педагогический, а также Институт развития образования (ИРО РТ).

В заголовок вынесены три вопроса, которые задал декан исторического факультета Казанского государственного университета Евгений Чиглинцев. И постарался ответить на них с учетом своего опыта и настроений, которые уловил на недавнем большом совещании Ассоциации гуманитарных наук в Саратове, участником которого был.

По сути, вся конференция проходила в поиске ответов на эти вопросы. По третьему вопросу согласие было полное – все понимают важную роль истории и как механизма воспитания подрастающего поколения, и как связующего звена, соединяющего разные поколения, и как основы для социальной аналитики. Беспокоит другое.

Уровень исторических знаний школьников и студентов потрясающе низок. В этом еще раз убедилась доцент КГУ Л.Тимофеева, которая рассказала о совместном исследовании с коллегой Н.Федоровой знаний по отечественной истории, предъявленных на вступительных экзаменах. Абитуриенты не умеют пользоваться картами, не знают элементарных понятий (домострой – это домостроительный комбинат), не ориентируются в историческом пространстве (русско-японская война, оказывается, велась между Кореей и Маньчжурией, а Петр Iпо второй половине XIX века разбил Наполеона).

Медалисты, как правило, при поступлении в вуз своих школьных оценок не подтверждают. Зато показывают отличные знания ребята, которые принимали участие в исторических олимпиадах. Молодежь мало читает, практически не востребованы книги и газеты историко-краеведческого характера, о чем говорила в своем выступлении и я.

Другие вопросы, вынесенные в заголовок, похоже, беспокоят педагогов больше. С одной стороны, жить им стало легче. Как отметила директор татарско-русской школы №15 Зеленодольска Н.Чибинова, теперь не надо каждому составлять учебную программу – есть базовая.

Единственно, о чем просили ораторы руководство органов образования – не делать авральных вводов в расписание новых предметов, что практикуется в последнее время: «Дайте хотя бы немного подготовиться!»

Много раз звучало на конференции слово «концентр» – и ни разу одобрительно. Концентрическая система предполагает синхронное изучение курсов отечественной, всеобщей истории и истории татарского народа и Татарстана. Третий курс, представляющий национально-региональный компонент, изучается во втором концентре. Так вот, учителя критически оценили эти самые концентры и предлагали вернуться к прежним, линейным, программам.

Еще более критически они оценили сокращение часов на уроки истории в школах. Мнение о том, что Татарстан не готов к введению с будущего года единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, было единодушным. Педагоги не очень доверяют проверке знаний по истории с помощью тестов, хотя в принципе против тестов не высказываются. Одна из форм контроля – да. Но кроме теста обязательно нужен устный экзамен.

В качестве хохмы был приведен один из контрольных вопросов, на который должны были ответить школьники республики. Детей спросили, что делали богатые люди в 90-е годы прошлого столетия. Варианты ответов были такие: а/ вывозили капитал за границу; б/ занимались благотворительностью; в/ вкладывали деньги в производство. Ответ в любом случае будет неправильным, поскольку один и тот же богатый мог оказаться во всех трех ситуациях.

По мнению ряда выступающих, современная учебная программа по истории не позволяет организовать самостоятельный поиск знаний. Как заметил министр образования и науки Р.Шайхелисламов, учебник истории предполагает активную работу учителя, а не ученика. Как мы должны учить? – спрашивали учителя. Учить мыслить, что нужно в жизни? Или дать набор сведений, что нужно для ЕГЭ? Педагоги пытаются самостоятельно справиться с возникшими трудностями.

Кто-то ввел вместо пятибалльной стобалльную шкалу оценок. По-прежнему в цене новаторские разработки, оригинальные методики. О двух из них было рассказано подробнее: учитель лицея-интерната №2 Ю.Лазарав сообщил о работе с одаренными детьми, профессор КГУ Е.Вишленкова – о разработанном ею курсе «визуальной» истории России, которые она опробовала в Германии.

Сам по себе курс Вишленковой любопытен. Лектор учитывает особенности восприятия знаний современными учащимися – так называемое клиповое мышление. Молодежь не любит читать, и педагог пытается рассказать студентам об истории, отталкиваясь от произведений изобразительного искусства. Вопрос в том, как далеко может пойти учитель, заменяя книгу картиной? Не придется ли писать комикс по «Анне Карениной» Льва Толстого? К тому же чтение книг, газет и журналов – это не только получение знаний, но и тренировка зрительной памяти.

Про уровень знаний по русскому языку анекдоты ходят. Беда в том, что среди тех, кто преподает историю, много непрофессионалов. Это, как никто другой знает, старший преподаватель ИРО РТ М.Фокеева, поскольку организует переподготовку педагогов. Как им противостоять «разгулу псевдонаучных теорий» и дилетантизма, если они сами – дилетанты? Историю преподают географы, биологи. По своей газете ежегодно констатируем уменьшение число педагогов, которые занимаются краеведческой работой с детьми. Уйдут наши ветераны – школьные музеи придется закрывать?

Сегодня учебников – море, выбирай на свой вкус. К услугам педагогов – масса учебных пособий, медиаизданий, целые документально-методические комплексы. В Татарстане положение с методобеспечением лучше, чем в других регионах России – говорили учителя. Никто не будет в этом сомневаться, познакомившись с выставкой книжных новинок казанских издательств в помощь педагогам, организованной специально для участников конференции.

Есть вопросы к качеству учебно-методической литературы. Но педагоги не стали останавливаться на этом вопросе. Они не вняли и призыву организаторов конференции обменяться мнениями о том, как трактуются в федеральных учебниках спорные страницы истории: Золотая Орда, Казанское ханство, взаимоотношения между Казанью и Москвой в средние века. Проблемы тут есть.

О них говорили в своих выступлениях председатель депутатской комиссии Разиль Валеев и профессор КГУ Рамзи Валеев. Федеральные учебники по-прежнему представляют отечественную историю как историю государства, а не как историю народов. Мнение было одно: история должна быть едина. Проректор ИРО РТ В.Пискарев, в частности, подчеркнул необходимость единого федерально-регионального учебника. Школьные учителя говорили о том, что болит у них больше. Говорили, не боясь, искренне, что нечасто встречается в последнее время на подобных конференциях.

Одна из учительниц с горечью призналась, что на деньги для обеда купила книги. Другая посетовала: столько всего навалили на школьного учителя, что каждый мечтает куда-нибудь сбежать. Выпускники вузов не хотят работать по специальности. Какие тут высокие материи, когда учитель придавлен семейными хлопотами и низкими зарплатами?!

В целом конференция своих целей достигла. В Госсовете впервые собрались школьные учителя и педагоги вузов, и, как оказалось, во многом они озабочены одними и теми же проблемами.

Их мнение, будем надеяться, будет услышано руководителями образования. Значит, республика сделает меньше ошибок, чем другие регионы, где уже наломали дров и с тестами, и с ЕГЭ.

Любовь АГЕЕВА

«Казанские истории», №8, 2006год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить