Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Сезон новый, проблемы, в основном, старые

4 октября  в эфир телеканала ТНВ вышел очередной выпуск ток-шоу «Наша республика. Наше дело» с повтором в воскресенье, 14 октября. В роли эксперта в нем выступила главный редактор «Казанских историй» Любовь Агеева.

Нас приглашают

Приглашение было неожиданным, и я сначала отказалась, поскольку первым делом предлагалось обсудить итоги прошедшего сезона. А у меня в силу личной объективной причины сезон был одним из самых неудачных – я имела весьма скромные возможности посещать концерты и спектакли. Ходила только туда, куда приглашали. Не сумела побывать даже там, куда звали: на концертах оркестра «Ля Примавера», Государственного камерного хора. Поэтому в «Казанских историях» писалось о культурной жизни в основном по пресс-релизам и публикациям других СМИ. Так что сегодня мне проще говорить об общих проблемах и наблюдениях.

Где все-таки удалось побывать? Посмотрела несколько спектаклей в Качаловском театре. Написала о летнем книжном фестивале в парке «Черное озеро». Пыталась следить за работой коллективов фонда «Сфорзандо» (Sforzando). Имела большие планы на очередной фестиваль мусульманского кино, но они, к сожалению, не реализовались.

У музеев не принято мерить работу сезонами, но так тоже осенью, как правило, бывают перемены. Обновляются планы выставок, открываются лектории, активнее становится работа с целевыми аудитория, и прежде всего с учебными заведениями. Афиши сегодня активно формируют афишу культурных событий музеи. Среди таких музеев особо хочется отметить Музей Василия Аксенова, Горького и Шаляпина, Боратынских, которые тоже предлагают нестандартные виды досуга, благо возможности двух последних после модернизации значительно расширились.

Надеюсь, что новый сезон мимо моего внимания не пройдет. Благодаря телепередаче систематизировала общую афишу, советую сделать это каждому, кто заинтересован в событиях культурной жизни. Поскольку имея личный план, скорее всего не пропустишь чего-то важного.

Предложений сегодня более чем достаточно – реклама порой сверхагрессивная. За наше зрительское внимание борются раскрученные исполнители, не рискну назвать по фамилиях все выступления предстоящих месяцев: Алсу, Борис Гребенщиков, Евгений Маргулис, Дедюля, группы «Чайф», «Пикник»… Они настолько раскрученные, но что достаточно афиш. Как правило, организаторы таких концертов с журналистами не работают, а порой даже не удается узнать, кто кого пригласил. Помнится, после концертов известного польского певца Алессандро Сафина пыталась узнать хоть какие-то подробности об оркестре, с которым он выступал в оперном театре. Не удалось.

Зрители идут в основном на фамилию, поскольку чаще всего не знают, какая будет программа. Тем не менее, такие артисты идут у публики «на ура», составляя конкуренцию местным исполнителям.

Здесь тоже довольно тесно. Впереди выступления крупных коллективов: Государственного симфонического оркестра, работа пресс-службы которого оставляет желать лучшего, оркестра «Новая опера» и филармонического оркестра народных инструментов, которые отмечают в нынешнем сезоне юбилеи, а также сольные концерты, несколько фестивалей, как традиционных, так и новых.

И все ориентированы на наше время и наши кошельки. В последнее время было несколько накладок, когда в одно и то же время проходят сразу два интересных события – не разорваться же!

Я лично обратила особое внимание на афишу оркестра «Ля Примавера», который продолжит развивать очень интересное направление – сочетание разных жанров и стилей в музыке. Была на нескольких таких концертах, видела, например, с каким интересом слушатели «Мураками» знакомились с классической музыкой. В телестудии узнала о том, что один из концертов нового сезона пройдет с участием известного казанского коллектива «Волга-Волга». Буду внимательно изучать афиши театров, особенно Качаловского и Камаловского, филармонии, БКЗ, «Смены» и «Угла», казанских музеев. Намерена сходить, наконец, в кафе «Калитка», посмотреть спектакли камерного театра «Сдвиг», который теперь работает в здании на улице Карла Маркса, где раньше была аптека. Оно пять лет стояло пустым, сейчас на первом этаже открыли кафе, на втором – театр. Он начал сезон 1 октября представлением SDVIG WORKS, спектакли идут по воскресеньям и понедельникам.

Соответственно буду ориентировать читателей своей газеты «Казанские истории». У нас есть специальная рубрика «Афиша культурных событий».

Диалог с новым министром

Поскольку мне было обещано, что разговор на ток-шоу пойдет и о проблемах культуры, на участие в передаче согласилась. И не пожалела. Ведущий программы Андрей Кондратьев проявил завидную осведомленность по теме передачи с названием «Сезон открыт».  Единственным модератором была министр культуры РТ Ирада Аюпова (на посту министра она была чуть более ста дней), мы с депутатом Государственной Думы Ильдаром Гильмутдиновым выступали в роли экспертов.

Просто зрителей было немного. Как нам сказали, в основном – студенты. Большинство присутствующих в студии представляли большие творческие коллективы – Качаловский (художественный руководитель и директор Александр Славутский) и Камаловский (завлит и театральный критик Нияз Игламов) театры, русский ТЮЗ (директор Айгуль Горнышева), театр оперы и балета имени М. Джалиля. От Казанской государственной консерватории была заведующая кафедрой музыковедения Елена Хадеева, от Камерного оркестра La Primavera – художественный руководитель и главный дирижер Рустем Абязов, от театр «Сдвиг» – директор Михаил Волконадский. Солист Антон Салакаев представлял ВИА «Волга-Волга», коллектив, которому в новом сезоне исполняется 21 год.

Ясно, что это далеко не все учреждения культуры и творческие коллективы, которые уже начали или собираются начинать новый сезон. Но, как мне кажется, ведущий, собирая участников программы, думал не столько о фигурах, сколько о темах, которые он собирался обсудить. Их было, кроме разговора о новом сезоне, в основном две – отражение культурного пространства в СМИ и судьба провинциальных театров (оказалось, что такие театры есть не только в городах и районных центрах, но даже в селах).

У тех, кому эта передача интересна, может ее посмотреть в Интернете по адресу http://tnv.ru/main/katalog/tok-shou/nasha_respublika_nashe_delo/?idVideo=68365#videoanc

Конечно, формат ток-шоу позволяет говорить о проблемах в основном скороговоркой, тем не менее, мне, например, разговор показался интересным и полезным. Особенно если рассчитывать на то, что нашим собеседником была министр Аюпова. Перед записью программы я прочитала интервью, которая она дала Андрею Кузьмину, и убедилась, что на многие проблемы мы имеем похожие точки зрения (https://sntat.ru/kultura/kultura-postroena-na-printsipe/).

Несколько цитат из этого интервью:

«Министерство культуры – это не министерство, которое занимается только государственными учреждениями культуры, абсолютно нет. В первую очередь это министерство, которое занимается формированием, построением среды. И вот эта среда должна быть максимально благоприятна с одной стороны – для творческой самореализации людей, имеющих предпосылки к творчеству, то есть талантливых людей, а с другой стороны – создавать возможности доступа к действительно профессиональному, культурному продукту».

«Все-таки культурные блага – это мериторные ценности, то есть ценности, которые государство обязано воспитывать у людей. Если сегодня очень много споров по поводу будущего библиотек, будущего музеев, в реальности, если сегодня люди не ходят в библиотеки, это не потому что библиотеки не нужны, это потому что мы в системе воспитания нынешнего поколения недооцениваем значимость книги».

«И если раньше мы говорили о том, что задача государства – превратить человека в трудовой ресурс, то сегодня, как раз на питерском форуме это звучало, задача государства, задача компании – превратить каждого работника в талант. Выявить талант, креатив, и это основная миссия на сегодня государства – научиться диагностировать талант у людей, развивать его и, может быть, в перспективе даже капитализировать. Потому что бесталанных людей нет».

Если бы я не была знакома с Ирадой Аюповой и не видела, как она умеет работать, то восприняла бы эти утверждения скорее как лозунги, но тут очень хочется верить, что так и будет.

Поэтому мои заметки – своего рода конкретные пожелания министру от человека, который уже много лет изучает культурное пространство, можно сказать, в какой-то мере участвует в его формировании.

Требуются идеи

В казанском культурном пространстве наблюдается явный парадокс: в традиционных учреждениях культуры проводятся торговые ярмарки, в центре внимания культурной аудитории – новые формы организации досуга так называемых неакадемических площадок. Из них была представлена только одна – «АРТХАБ», творческая резиденция актера Константина Хабенского. С ней я еще не знакома, спектаклей театра «Сдвиг» – основного резидента АРТХАБа не видела, зато хорошо знаю, как работают «Смена» и «Угол».

Насколько мне известно, свои проблемы Центр современной культуры «Смена» все эти годы решает в основном сам. А если учесть специфику культурного продукта Казани (будем пользоваться этим чиновничьим термином, поскольку он выражает характеристику культурного пространства города, то памятник организаторам надо ставить. Поскольку создан он и до недавнего времени работал исключительно на энтузиазме общественности.

Помню, с какой опаской было воспринято появление нового культурного пространства с необычным названием «Угол». Тут за финансирование можно было не беспокоиться, но была другая проблема. Казалось, что не найдется в Казани столько просвещенных театралов. Такие же опасения вызывали лекции центра современной культуры «Смена». В наше время – и лекции? Но за несколько сезонов и «Угол», и «Смена» сумели сформировать свою аудиторию, значительно расширили возможности для общения тех, кто интересуется современной культурой.

Каким будет финансирование учреждений культуры? – записала я предварительный вопрос до записи программы. Но министр и без моего вопроса сказала о том, что министерство будет исходить не из ведомственных предпочтений и государственного статуса, а из понятия эффективности работы того или иного коллектива в реализации общих целей. Министерство эти цели сформулировало. На моей памяти, впервые за многие годы.

Прямо на передаче достигнута договоренность о сценических площадках для новых культурных проектов. Солист балетной группы театра имени М. Джалиля Олег Ивенко рассказал о своем фестивале современного танца, солистка оперной группы, которую тепло поздравили с премьерой оперы "Сююмбике", Гульнора Гатина говорила о необходимости иметь в Казани молодежный оперный театр. Зная, что руководство театра имени Джалиля делает ставку на приезжие знаменитости, а не растит свои, как это делал, например, Нияз Даутов, трудно с ней не согласиться. Не все наши таланты так успешны, как Михаил Козаков, который сегодня поет в Большом и украшает спектакли Шаляпинского фестиваля. А если певец не хочет уезжать из Казани?

Справедливо было сказано, что театры рождаются тогда, когда есть личность, вокруг которой кристаллизуется творческое сообщество. Мне известна такая личность и у нее уже есть сообщество. Я имею в виду режиссера Мнира Соколова, в прошлом популярного эстрадного исполнителя и его идею создать в Казани спектакль камерной оперы.

А пока его сын – Данияр Соколов, который с нуля создал благотворительный фонд Sforzando для пропаганды классической музыки, упорно ищет средства, на которые будет проводить конкурсы, ставить камерные оперы, содержать оркестр и другие музыкальные коллективы.

Идей много, только надо уметь их находить и правильно оценивать. И оценивать тех, кто готов работать на ниве культуры, порой без щедрого вознаграждения. Помню, в 1999 году на сессии городского Совета города Оклахома-сити, в Америке, мы, гости из России, стали свидетелями приятной процедуры. Перед рабочим заседанием по повестке депутаты тепло поблагодарили организаторов джазового фестиваля. В свое время я предлагала использовать этот опыт в Казани, но никого не убедила. У нас любят энтузиастов, порой заставляют за гроши работать профессионалов. И они работают.

Только если мы смотрим за культуру, ее роль в современном обществе, с позиций государственных, то должны знать – культурную среду на коленке не создать.

Кого ждем на концерте и в театре?

Культурная афиша Казани богатая и разнообразная. Достаточно посмотреть на рекламные объявления. Каждый имеет возможность выбрать, куда пойти и что предпочесть.

Сегодня за зрителя и слушателя идет активная борьба, и очень часто ее главным мотивом является вовсе не удовлетворение культурных потребностей, а прибыль. Удивительно, но с этих позиций в последние годы стали оценивать даже деятельность музеев, библиотек. Часто решающее значение при этом имеет не качество спектаклей, концертов, других культурных событий, а маркетинговые способности организаторов.

Ничего не имею против. Насколько это эффективная форма взаимоотношений с аудиторией, мы увидели на примере обновленного Государственного симфонического оркестра, который после приезда в Казань Александра Сладковского с помощью целенаправленных пиар-кампаний вернул зрителей на свои концерты.

Ушли в прошлое мероприятия, на которые собирают аудиторию административными методами. Правда, иногда с ностальгией вспоминаешь школьные «Недели» искусств, когда, конечно же, театральные залы заполнялись с помощью учителей, и в театр в эти дни лучше было не ходить из-за слишком шумных зрителей. Но сколько людей с помощью этих «Недель» приобщились к литературе, театру, музыке!

Вопрос не в том, что административными методами проще обеспечить заполняемость залов учреждений культуры (насколько я знаю, они иногда по-прежнему используются). Таким образом легче было формировать культурные потребности и вкусы подрастающего поколения.

Не переоцениваем ли мы «самость» потенциальных зрителей и слушателей, особенно детской и молодежной аудитории? Всегда ли верны наши суждения о наших детях, не закладываем ли мы перекосы в их потребностях, исходя из собственных представлений об их желаниях? Например, не транслируем ли молодому поколению собственные суждения о том, что читать книги в современную эпоху – нонсенс? Насколько оно ошибочно, убедилась, когда «Казанские истории» в Год литературы организовали краеведческий конкурс «Литературная Казань».

Школьника 70-х годов проще было заставить пойти в театр, современные дети голосуют ногами. Насколько мне известно, дети сегодня заполняют «Культурный дневник школьника», но при использовании этой формы, как у нас принято, много формализма. Вопрос ведь не в том, чтобы просто заполнить залы. Молодому поколению сегодня не хватает опыта эмоциональных переживаний. Тогда как состояние современного общества все больше требует «эмоциональных интеллектуалов». Этот термин я услышала несколько лет назад на «Деловом завтраке» Сбербанка в рамках Санкт-Петербургского делового форума.

Как мне кажется, должна существовать единая политика формирования культурных потребностей и, если хотите, вкусов. Это особенно важно для школ и вузов. Возможно, это избавит нас от того, что усредненная культурная афиша, рассчитанная в основном на развлечения, формируется на среднего потребителя культуры с невзыскательными вкусами.

Свое слово здесь должны сказать творческие союзы, которые, на мой взгляд, вообще устранились от так называемой культурно-массовой работы.

Такой же целенаправленной должна быть политика формирования полноценной культурной среды.

Нужен культурный продукт высокого качества

Объективное формирование культурных потребностей возможно только при объективном знании возможностей, которыми располагает, например, Казань. Сегодня культурную среду составляют как многотысячные залы, так и небольшие аудитории, где собираются любители по интересам. Их возможности в привлечении в аудитории порой несопоставимы. На какой-нибудь концерт меня приглашают афиши по всему городу, а о встрече, посвященной памяти поэта Виля Мустафина в музее Константина Васильева я узнала случайно.

Сегодня каждое учреждение культуры и каждый творческий коллектив сам формирует свою аудиторию. Мне нравится, как это делает оркестр La Primavera, который встречается со слушателями не только в БКЗ, но и на своей репетиционной базе. В театре оперы и балета имени Мусы Джалиля уже много лет работает Клуб любителей оперы. Однако не все уделяют этой стороне своей деятельности должное внимание. Некоторые руководители считают, что эта работа исчерпывается созданием сайта, причем их качество порой удачным не назовешь. Обрываются традиционные связи с редакциями СМИ. Например, по неизвестным причинам «Казанские истории» не получают пресс-релизов филармонии, симфонического оркестра. Анонсы по редакциям порой рассылаются буквально накануне концерта. Журналисты не считают нужным дополнять пресс-релизы и даже перепроверять информацию, а потому порой СМИ тиражируют их ошибки (?).

Материалов в СМИ вроде много, однако отражение культуры носит в основном мозаичный характер, что не позволяет объективно оценивать общую картину. В поле зрения людей в первую очередь – агрессивная реклама известных исполнителей. Многие важные события на фоне десятков таких предложений теряются. Порой бесплатные мероприятия собирают малую аудиторию не потому, что они не интересны, а потому, что люди о них не знают. Большое дело делает Леонид Абрамов, который на общественных началах ведет в Фейсбуке страничку «Куда пойти в Казани».

Нужна продуманная система информирования, позволяющая человеку делать правильный выбор, согласно своим желаниям и своему кошельку. Нужны постоянные источники информации, кроме афиш.

Как мне кажется, давно назрела необходимость создания культурного еженедельника с государственным финансированием, в редакции которого можно собрать известных арт-журналистов, благо они у нас пока есть. Может, стоит подумать об издании специализированного гида по афише, который издается, например, в Москве. Но не в виде дорогого глянцевого журнала, а в виде дешевого справочника, который может приобрести каждый желающий.

И сегодня тот, кто хочет, информацию найдет. Но только ли информированием должны заниматься СМИ?

По роду своей сегодняшней деятельности я много просматриваю публикаций в СМИ и очень часто нахожу только анонсы. Сегодня сформировалась так называемая анонсная журналистика. Помню курьезный случай, когда концерт не состоялся, а на каком-то сайте сообщили, что он прошел. Просто в пресс-релизе заменили будущее время на прошедшее.

В СМИ практически исчезли аналитические материалы по проблемам культуры. Не вижу публикаций известных искусствоведов, театроведов, музыковедов. Используются в основном информационные жанры: заметки, репортажи, интервью. Рецензии тоже пишут, как умеют, журналисты, порой поражая своим непрофессионализмом. Я уже предлагала как-то организовать их учебу. Однажды сама училась в театральной мастерской при ВТО СССР, и это очень помогло мне потом в работе с театрами. Высказала это пожелание и на ток-шоу. Но, как мне показалось, его не услышали.

Дело это хлопотное, республиканское СТД его вряд ли потянет. А если объединить усилия с театрами, пригласить авторитетного московского руководителя, учить не только и не столько на казанском опыте, а на спектаклях лучших театров страны. В свое время благодаря учебе я посетила спектакли театров «Современник», Ленинградского БДТ, «Таганки», встретилась с Марком Захаровым, Анатолием Эфросом, Львом Додиным, побывала в театрах Киева и Львова. И научилась писать о театре профессионально. Конечно, не подменяя профессионального рецензента. Эта миссия в современном театре просто умерла. Как сказал Нияз Игламов, хорошие рецензенты – товар штучный, значит, не на любой грядке растут.

Остается приглашать рецензентов из Москвы и Питера, но не раз приходилось писать о субъективности их творений. Уж слишком с холодным сердцем они приходят в зрительный зал. Если им, конечно, не «позолотят ручку». А потому сегодня у артистов и музыкантов в тренде говорить, что газет они не читают, телевизора не смотрят… Но даже если они это не делают, рецензии пишутся не только для них, но и для зрителей. Это ведь одна из форм воспитания культурного человека.

Я уверена, что формирование культурных потребностей – это одна из важнейших задач государства. И денег жалеть на это не надо. Видя, как щедро финансируются никчемные проекты, можно подумать, что при получении грантов тоже присутствуют какие-то другие мотивы, а не общественная полезность того или иного проекта для создания культурной среды.

Мы дошли до того, что Казанская консерватория стала сама готовить кадры для работы в СМИ. Две студентки писали для «Казанских историй», но мало. У меня создалось впечатление, что учеба идет больше в теоретическом плане. Да и пока, на мой взгляд, педагоги не совсем точно определись с тем, кого они готовят. Думаю, что репортерские заметки – это все-таки удел журналистов. Нужна профессиональная оценка, когда рецензент пишет не о том, что он видит и слышит, а о том, что он хотел бы видеть и слышать.

Много надежд мы возлагали на магистратуру для арт-журналистов в КФУ. Однако первый выпуск показал, что у нас с магистрантам разные цели: культуре нужны специалисты, а большинству магистрантов – просто «корочки». И как решить эту проблему, пока никто не знает.

Хочется надеяться, что разговор, начатый в телестудии, продолжится и на других площадках, в том числе и в Министерстве культуры РТ.

 

На снимке: сцены из премьерного спектакля Татарского государственного Академического театра имени Галиаскара Камала «И дольше века длится день», который можно будет увидеть 4– 7 ноября на Большой сцене. Режиссером спектакля выступил Ильгиз Зайниев, художником – Геннадий Скоморохов, композитором – Эльмир Низамов, балетмейстером – Салима Аминова.

«И дольше века длится день…» – одно из самых значительных произведений писателя Чингиза Айтматова. В этом романе соединяется нескольких временных и художественных пластов, фантастика, притча и реализм, здесь же звучит легенда о манкуртах, а также рассказ о знаменитой белой верблюдице и ее потомке Каранаре.

Постановщик спектакля Ильгиз Зайниев убрал некоторые сюжетные линии, чтобы зритель сосредоточился на главном и узнал историю человеческих судеб в непростое время. Оживет в спектакле и легенда о манкуртах – предупреждение об опасности забвения своих корней.

Источник – сайт агентства «Татар-информ» – https://www.tatar-inform.ru/news/2018/10/10/629537/

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить