Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Finversia-TV
Яндекс.Погода

Хронограф

<< < Июль 2019 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1998 – В Татарском газетно-журнальном издательстве тиражи газет впервые были отпечатаны на офсетных машинах американской фирмы GOSS.

    Подробнее...

Арво Ихо: «Моя мечта — снять фильм в Казани»

29 апреля  2019 года в рамках XV Казанского международного фестиваля мусульманского кино состоялась встреча с эстонским сценаристом, режиссёром, оператором и продюсером Арво Ихо.

Его называют классиком эстонского кино. Арво Ихо представил в Казани свою работу 1990 года – «Сестра милосердия — только для сумасшедших», вечером зрители увидели еще один его фильм – «Сердце медведицы», снятый в 2001 году. А 28 апреля на творческой встрече в кинотеатре «Мир» он показал свой третий фильм – «Крыжовник» производства 2006 года. Этот фильм был снят два года назад, однако в России в прокат вышел только в августе прошлого года. Из Казани в его создании принимали участие два казанца – оператор и сценарист. В главной роли снимался Дмитрий Певцов.

Действие происходит в день закрытия московской Олимпиады 1980 года. Борис – художник-авангардист, и поэтому попадает под категорию «антисоциального элемента», который должен быть выдворен из столицы на время проведения Олимпиады. С десяток тунеядцев, алкашей, проституток и интеллигентов попадают в автобус, который стремительно удаляется от Москвы. Борису удается бежать из-под охраны и спрятаться в сарае одного из дачных домов. Хозяйка дома обнаруживает спящего беглеца. Вспышка чувств ослепляет главных героев настолько, что он начинает верить в свободу, а она – в возможность женского счастья. В фильме много теплоты и чувств, отличный актерский ансамбль.

В центре сюжета «Сестра милосердия — только для сумасшедших» – история медицинской сестры, которая помогает молодому пациенту обрести душевное равновесие, жизнерадостность и мужскую уверенность в себе. Этого ей не прощают ни близкие, ни коллеги по работе, ни родители парня.

В главной роли снялась Маргарита Терехова, российская актриса, народная артистка РФ, лауреат Государственной премии СССР. Будучи студентом ВГИКа, Арво проходил практику на Мосфильме и попал в павильон, где снимался фильм «Зеркало» Андрея Тарковского. Там и увидел Терехову, влюбился в нее. Через 15 лет предложил ей роль в фильме, и она согласилась».

В фильме также снимались Михкель Смелянский, Хендрик Тоомпере-младший, Лембит Ульфсак, Хендрик Тоомпере, Вия Артмане, Мария Авдюшко. Сценарий фильма Марина Шептунова написала на основе реальных событий, случившихся в институте Склифосовского в Москве.

Картина получила много международных призов, в том числе три актерские награды Маргарите Тереховой за лучшую женскую роль (Франция, Голландия, Россия). В Германии его оценили Гран-при  Мангеймского фестиваля авторского кино и призом экуменического жюри за гуманизм. В 1991 году фильм был отобран в главный конкурс Венецианского кинофестиваля, однако не был показан из-за того, что до этого его премьера состоялась в итальянском Пезаро.

Однако фильм произвел довольно большой скандал в Эстонии. «Были возмущения, почему героиней стала русская женщина, а эстонцы показаны критично и иронично. Так я сделал это специально. В то время рушился Советский союз, и людей часто оценивали по национальности, что меня раздражало. Я выступал против упрощённого подхода: если ты не эстонец — ты чем-то хуже. Люди начали видеть гуманистическую суть этого фильма только после статьи священника лютеранской церкви», – сказал на творческой встрече Арво Ихо.

В его фильме «Сердце медведицы» та же стержневая идея: все люди – братья, и не имеет значения, какой ты национальности, в какого бога веришь. С экрана звучит русская, эстонская речь, таежные герои говорят на языках Севера. Это продукция четырех стран – Эстонии, Чехии, Германии и России. В создании фильма принимали участие люди 11 национальностей. Настоящий интернационал получается…

Картина – как развернутая метафора, которую каждый расшифрует по-своему. Основу сюжетной линии составляют поиски главного героя самого себя. Городской парень, он уезжает в глухую северную тайгу, живет среди людей, далеких ему по крови и вероисповеданию. Жизнь сразу преподносит ему неожиданный сюрприз – ему выбирают в жены молодую девушку, точнее сказать – подростка, и когда он отказывается, потому что так не делается в его родной Эстонии, девушка пытается покончить жизнь  самоубийством. Он потом не раз будет встречаться с тем, что ему неведомо, что не принято у него дома. И постепенно поймет, что именно это ему больше по душе. Влюбившись в молодую учительницу и женившись на ней,  он потом предпочтет местную дикарку, которая даже говорить не умеет. И ее потеря становится для него настоящим горем.

Пересказать сюжет можно, а вот второй план, который скрывается под внешним действием, передать словами трудно. Как заметил потом в общении со зрителями Арво Ихо, в картине нет финала – каждый поймет по-своему.

Фильм удивительно красив. Тайга, озера, река, вода и небо… Все это снято с такой любовью. «Это очень экзотичный фильм. В главной роли — медведь ростом более трех  метров. Я долго его искал — больше полугода. Когда мы его снимали, ему было 7 лет. Сейчас медведь уже «пожилой», живет в Москве, на природоохранной территории «Лосиный остров». Я стараюсь его навещать», – рассказал режиссер.

Я спросила гостя, с чем связан его интерес к Северу, и он слегка приоткрыл завесу над своей биографией. Оказывается, его отца, героя советско-финской войны, сослали на Север как врага народа. И он влюбился в этот суровый край, постоянно там бывает, а в фильме «Сердце медведицы» сделал Север одним из главных действующих лиц.

На фестивале мусульманского кино режиссер не впервые — в 2007 году он работал здесь в составе жюри, в 2008-м привозил в Казань выставку своих фотографий «Приморская Эстония», которая демонстрировалась в Музее изобразительных искусств РТ. Тогда же встречался со студентами творческих вузов.

Арво Ихо рассказал о своей давней мечте: «Я связан с Казанью через вашего сценариста Наргиз Нурееву. Она написала хороший сценарий для фильма «Анаис». И теперь у меня есть мечта — снять этот фильм в вашем замечательном красивом городе. Должна получиться очень нежная картина.

Наргиз Нуреева

После завершения картины «Сердце медведицы» наш гость предложил задавать вопросы, если они есть. Наверное, думал, что вопросов не будет – время уже было позднее.  Но вопросы были. Вскоре нас попросили удалиться из зада – начинался следующий сеанс. Мы переместились в фойе и общались еще не менее получаса. Показалось, что Арво Ихо заинтересован в этой беседе не меньше нас.

Разговор профессионалов - Арво Ихо с казанским режиссером Алексеем Бырыкиным

Разговор с коллегой - казанским режиссером Алексеем Барыкиным

Он показался мне каким-то советским человеком. В том смысле, что общался с нами, как с соотечественниками. По-моему, он очень сожалеет, что Советский Союз распался. Может, потому, что эстонец только по месту жительства. По национальности он финн.

Трудно представить, что такое возможно сегодня. В Прибалтике такие люди, наверное, – как бронтозавры. Он снова повторил, что у нас на всех одна общая планета, что мы должны жить на ней дружно, уважать людей других национальностей и культур – и только в таком случае будут уважать нас.   

И еще одно очень важное утверждение. Режиссер имеет право снимать только те фильмы, которые имеют отношение к его жизни, где он может подписаться под каждым кадром. «Я не снимаю картин, в которых не чувствую внутренней оправданности», – сказал он.

Ихо Арво Эйно

21 июля 1949, город Раквере, Эстония
Оператор, режиссер, актер, художник, монтажер, продюсер. Оператор 10 игровых фильмов, режиссер 8 документальных и 4 игровых фильмов, соавтор сценариев к художественным фильмам, среди которых: «Игры для детей школьного возраста» («Улыбайся, детка», 1985), «Наблюдатель» (1987), «Образы Европы» (2004).

В 1976 окончил операторский факультет ВГИКа. Изучал антропологию в Государственном универститете в Монтане, США.
В 1977-1978 годах – стажер на съемках фильма А.Тарковского «Сталкер». Окончив в 1976 году операторский факультет ВГИК, он снял сборник короткометражек «Гадание на ромашке» на «Таллин-фильме», и худруком у них был Андрей Тарковский. И в 1977-м, когда начались съемки «Сталкера», Ихо напросился к мастеру на практику.

На его счету 4 персональные фотовыставки.  С фотокамерой Арво не расстается еще со съемок «Сталкера».  

Он профессор международного университета Concordia-Audentes, создатель и руководитель кафедры кино и видео в Таллинском педагогическом университете, где работает и сейчас, создатель и руководитель Эстонского центра аудиовизуальной культуры Он работал преподавателем в институтах кинематографии в Финляндии и Шри-Линке. В 1992-1993 годах был председателем Союза кинематографистов Эстонии.

Фото Розы Садриевой

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского