Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Декабрь 2019 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1918Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Евгений Борец – влюбленный в джаз с детства

16 августа  2019 года на Пушечном дворе Казанского кремля прошел юбилейный концерт Евгения Борца, нашего земляка, джазового пианиста, композитора и аранжировщика. Это была одна из программ XIII Международного фестиваля импровизационной музыки «JAZZ в Кремле с Ольгой Скепнер».

Выступить на казанском сцене музыкант попросил своих друзей из мира музыки, театра и кино. Именинника поздравляли певец Андрей Макаревич, актер Даниил Спиваковский, а также Константин Гевондян, Полина Касьянова, Леван Ломидзе, Сергей Манукян, Тимур Некрасов, Давид Ткебучава, Сергей Хутас, замечательная джазовая певица Ольга Скепнер. Вместе с Евгением Борцом они исполнили известные композиции в авторской аранжировке.

В дуэте с Андреем Макаревичем прозвучала известная многим композиция из кинофильма «Однажды в Америке», а в дуэте с Даниилом Спиваковским – отрывок из произведения Сергея Довлатова «Блюз для Натэллы».

Евгений не мог отказать себе в удовольствии, как в былые годы, поиграть с казанским контрабасистом Олегом Солодовниковым.

16 июня не стало барабанщика Сергея Остроумова. Любители джаза хорошо знали его и слышали во многих известных проектах. Коллеги по сцене относились к Сергею с большим уважением, признавали его безусловный талант. Евгений исполнил композицию, которую написал после этого скорбного события.

Зрители тепло приветствовали Андрея Макаревича, который выступал в этот вечер и как гитарист, и как певец.

Поздравляя юбиляра, он отметил, что многим обязан Евгению, поскольку связывает с ним большие перемены в своей жизни. Как отметил Игорь Зисер, после встречи с Евгением у Макаревича появилось новое измерение после «Машины времени». Он ведь и раньше увлекался джазом. У них с Борцом не один совместный проект, а главный – «Оркестр креольского танго», который получил широкую известность в 2003 году. В 2007 году мы видели и слышали этот оркестр, а также Трио Евгения Борца в Казани, на концерте в оперном театре в рамках первого фестиваля «Аксенов-фест», который прошел с участием Василия Аксенова.

Юбилейный концерт Евгения Борца, неожиданно для зрителей, начался с выступления ансамбля «Импровиз-рояль» (художественный руководитель – проректор Казанской консерватории профессор Александр Маклыгин). В нем играют преподаватели, точнее преподавательницы, Казанской консерватории. Это было хорошее начало, соединившее Евгения Борца 1993 года и сегодняшнего музыканта.

Евгений закончил в том году Казанскую консерваторию по классу фортепиано. Не побоялся дебютировать как джазовый пианист с сольной программой на казанском фестивале «Джазовый перекресток».

Этот фестиваль проводил Казанский молодежный центр, где в то время работал Игорь Зисер, при поддержке отдела культуры горисполкома и максимальной заинтересованности редакции газеты «Вечерняя Казань». Первым его организатором был Игорь Тюрлик. Недавно мы с Ириной Донской, которая тогда работала в администрации Казани, вспоминали, как ежегодно проводили вечера в МЦ вместе.

«Джазовый перекресток» привлекал в Казань музыкантов не только всесоюзного, но и мирового уровня. Его концерты вели знаменитые знатоки джазовой музыки Алексей Баташев и Владимир Фейертаг, а начинал казанец (в ту пору) Георгий Кантор. В Казани тогда было много коллективов, которые исполняли джаз. Достаточно назвать ансамбль «Формация» под управлением Игоря Тюрлика, оркестр «Экран» Виктора Деринга, джаз-оркестр Дворца культуры химиков Анатолия Василевского... Этот ряд можно продолжить.

Молодого пианиста заметили сразу же. Хотя в это время в Казани кумиром был пианист Валентин Бакланов. Он покорил всех, даже именитых участников фестиваля своим артистизмом, умением импровизировать, а еще - желанием играть везде где только можно. Игорь Зисер вспоминает, что без Борца не мог пройти ни один фестивальный джем-сейшн.

Он, конечно, сразу заявил о себе как талантливый музыкант, но вряд ли бы его творческая биография сложилась так успешно, если бы в самом ее начале не было «Джазового перекрестка», который заставил любить джаз, можно сказать, всю Казань.

В нескольких сетевых публикациях прочитала, что Борец был ведущим джазовым музыкантом Казани со второй половины 80-х годов. Скажем точнее – он впервые появился на фестивале «Джазовый перекресток» в 1986 году. В программе было написано – Евгений Борец, фортепиано (Казань). То есть сольное выступление. Рассказывая в «Вечерке» о том фестивале, Игорь Зисер высказался коротко, но теперь знаем – точно: «Появился очень молодой и потому многообещающий Женя Борец».

Игорь и сегодня помнит, что тогда написал:

«Вот у кого настоящий бойцовский характер – сыграл, выручив в первый день (подряд в двух концертах), а на джеме не постеснялся маститых музыкантов, смело прорвался к роялю». Сегодня на концерте добавил: «Мне потом рассказывали, что его еле оттащили от инструмента…»

Игорь Зисер, конечно же, был на концерте, но публично юбиляра не поздравлял, хотя, я считаю, сыграл тогда в судьбе молодого музыканта не последнюю роль. Кстати, этим вечером в Кремле было много казанских джазовых музыкантов. Их узнавали в толпе, приветствовали, обнимали. Сколько было воспоминаний о «Джазовом перекрестке»!

Как хорошо, что у нас теперь есть не только эти воспоминания, но и фестиваль «JAZZ в с Ольгой Скепнер». Сначала он проходил в саду дворца Сандецкого (ныне Музей изобразительных искусств РТ), уже несколько лет проходит в Кремле.

Выпускник Казанской консерватории Евгений Борец получил от Ученого совета альма-матер необычную медаль – «За служение искусству». Было отмечено, что такая награда есть только у нескольких музыкантов: Софии Губайдулиной, Рустема Яхина, Ирины Архиповой, Александра Сладковского, и теперь вот у Евгения Борца пятая. Этот факт потом всячески обыгрывался в выступлениях со сцены, да и концерт назывался «5:0». Юбилей ведь пятидесятилетний...

Напомним несколько фактов из творческой биографии Евгения. Он не мог не стать музыкантом, поскольку музыканты – его родители. Вот как вспоминает об этом он сам в одном из многочисленных интервью:

– Первый шаг на этом пути я сделал с подачи моих родителей – в четыре года они отправили меня в музыкальную спецшколу в Казани. Надо сказать, что у нас абсолютно музыкальная семья – папа был дирижером, мама всю жизнь преподавала музыку. В доме всегда звучала музыка, в том числе джаз, у нас была большая коллекция джазовых пластинок. Я слушал эти записи и все больше и больше влюблялся в джаз. Но как такового джазового образования у меня нет, есть академическое музыкальное...

Специалисты в мире музыки говорят, что именно в этом – «фишка» его виртуозных импровизаций. В его репертуаре нет четких разграничений в музыкальных стилях,  он везде органичен. Это еще раз подтвердил, поздравляя бывшего студента профессор Маклыгин, заметив, что Евгений - мастер импровизации и в джазе, и в академической музыке. Он, если можно так сказать, одновременно пашет два поля: джазовое и академическое. При этом его манера игры – абсолютная свобода. Про таких говорят – играет, как дышит.

«Во мне академическая музыка и джаз сосуществуют вместе и, как мне кажется, так было с самого начала. Я, кстати, глубоко уверен, что джазовым музыкантам классическое музыкальное образование совершенно не повредило бы. И точно также академистам полезно иметь навыки джазовой импровизации. Потому что сегодня джаз как область музыкального искусства активно развивается, появляется много жанровых ответвлений, возникают новые яркие имена. И на этой стезе себя сегодня могут найти многие музыканты с классическим академическим образованием...»

В 1988-1993 годах Борец входил в самый известный ансамбль города – квартет «Казань»: Михаил Савин – саксофоны, Андрей Фалько – бас-гитара, Ильдар Нафигов – ударные, Евгений Борец – фортепиано. В 1993-м получил специальный приз Польской джазовой академии на конкурсе «Джазовые юниоры» в Кракове. В 1994 году организовал трио BoNaSo (аббревиатура: Борец – Нафигов – Солодовников). Провел серию концертов с приглашенными солистами, среди которых были Давид Голощекин, Игорь Бутман, Аркадий Шилклопер, Даниил Крамер, Николай Панов, Андрей Кондаков. Участвовал во многих российских фестивалях, в 1997 году получил 2-ю премию на конкурсе Pianello val Tidone в Италии, в 1998-м был продюсером саратовского джазового фестиваля.

В 2000 году переехал в Москву, где несколько лет играл в коллективе Алекса Ростоцкого, и это помогло ему быстро стать своим в Москве. Он организовал Трио Евгения Борца (Евгений Борец – рояль, Сергей Хутас – контрабас, Александр Зингер – барабаны), и они быстро стали знаменитыми.

Евгений одинаково плодотворно работает и как руководитель музыкальных коллективов, и как пианист, и как композитор. В творческом союзе с Андреем Макаревичем он участвовал в создании таких знаменитых проектов, как «Джазовые трансформации», «Идиш джаз», «L.O.V.E. – Песни про Любовь», «Yo-5». В 2007 году на знаменитой норвежской студии «Rainbow» в Осло Евгений записал альбом Uncommunicado. На этой студии производится запись самых культовых музыкантов мира, работающих в формате ECM. В 2016 году появился их совместный с певицей Дианой Поленовой альбом «Мотыльки» («Детские песни для взрослых»), который назвали «смелым», «необычным» в контексте отечественной джазовой музыки. Борец является автором музыки к театральным постановкам «Бешеные деньги», «Саранча» в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина, к фильмам «Дети Ванюхина», «Точка», к сериалу «Апостол», к нескольким сериям «Каменской». Один из последних проектов Евгения – концерт для рояля и актера «Диалоги» с заслуженным артистом России Даниилом Спиваковским. Это новый для российской театральной сцены жанр, и мы имели возможность увидеть фрагмент «Диалогов». Еще, говорят, он хорошо поет,  но свои вокальные способности в Казани если он и показывал, то лишь в близком кругу.

Игорь Зисер вспомнил, что два лета музыканты BoNaSo вместе с его женой Татьяной (она работала в МЦ) плавали на туристическом теплоходе. Вот там он много пел. Предпочитал песни из репертуара «Битлз».

Евгений по ходу концерта давал какие-то комментарии, о чем-то вспоминал. Не утаил от многочисленных зрителей, что включил в программу только то, что ему нравится. А поскольку пришло много его горячих поклонников, это понравилось и им. В конце концерта люди уже не сидели, они слушали стоя, подпевали, прихлопывали…

На концерт не мог не прийти давний поклонник джаза мэр Казани Ильсур Метшин. Он тепло поздравил юбиляра:

«Наша дружба продолжается 30 лет. Город с 1000-летней историей славен своими людьми. Для меня большая честь, что наш друг Евгений Борец украшает своей музыкой, талантом и искренним сердцем не только Казань, Россию, но и весь мир. Мы гордимся тобой, желаем тебе всего самого доброго, успехов, вдохновения и здоровья твоей маме».

Ильсур Метшин подарил юбиляру стилизованное изображение «Чаши» – казанского Дворца семьи на берегу Казанки. Надо полагать, такие сувениры получают все знаменитые казанские юбиляры. А, может, только гости…

Евгений Борец выступил в концерте не только в своей естественной роли – великолепного джазового пианиста, но и в роли ведущего. Это был юбилейный вечер, на котором почти не говорили о юбиляре, зато он нашел теплые слова о каждом, кто в этот вечер выходил на казанскую сцену, а в конце поблагодарил зрителей:

«Со мной приехали мои друзья, и каждый из них волнуется, собственно, как и я. Задача была показать разную музыку и стилистику. Спасибо, что вы пришли, я чувствую, что дома».

Особо Евгений отметил директора и вдохновителя фестиваля Ольгу Скепнер. В начале концерта она сообщила, что идея организовать юбилейный вечер Борца в его родном городе появилась два года назад:

«Тогда нам казалось это утопией, но чудеса случаются. За один концерт невозможно окунуться в мир музыки Евгения, сегодня мы всего лишь приоткроем завесу. С днем рождения, талантливый музыкант!».

Стоит отметить, что Евгений не так часто выступает перед казанцами. На традиционных концертах Международного фестиваля импровизационной музыки «JAZZ с Ольгой Скепнер» мы имели возможность слышать многих известных российских джазменов, но Евгений среди них появлялся нечасто. То ли у одного из самых востребованных российских музыкантов не было возможности выступить в родном городе, то ли организаторы не очень настойчиво приглашали. Владимир Зотов сделал это фото на концерте 15 августа 2018 года.

Заключительным аккордом стал выход на сцену под дружные аплодисменты зрителей всех участников концерта. Нечасто в Казани одновременно выступает сразу столько знаменитостей. В небо взмыл огромный букет разноцветных шаров, который подарили юбиляру еще до выступления.

После концерта на Пушечном дворе еще долго было многолюдно. Зрители разбрелись по группкам, каждый имел возможность пообщаться с любимым артистом. Впрочем, какое общение в такой толпе?! Особенно трудно было подобраться к Евгению. Молодые девушки довольно бесцеремонно заставляли его позировать, как говорят музыканты, в дуэте. Возможно, некоторые только для этого ходят на такие концерты – чтобы уже ночью выложить в «Инстаграм» доказательство своего умения «двигать локтями».

Мне все-таки удалось подойти к Евгению, чтобы поздравить его с юбилеем. Он общался со мной, как со знакомой. То ли машинально, с дежурной улыбкой, то ли вспомнил, что когда-то в далекой молодости мы были знакомы. Когда его мама, учитель одной из музыкальных школ, встретившись со мной в Молодежном центре, посоветовала мне обратить внимание на сына. Она не ошиблась – у Евгения Борца оказалось хорошее будущее. Учитывая, как мало ему лет – всего-то 50, он многое еще может сделать и для себя, и для нас, зрителей.

 

 

 

 

 

Фото Розы Садриевой

Одно из юбилейных поздравлений на странице Евгения Борца в Интернете, на Фейсбуке

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского