Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Июль 2021 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
  • 1948 – Открыто первое в ТАССР промышленное нефтяное месторождение, названное Ромашкинским. Это случилось у деревни Тимяшево Ново-Письмянского района

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Выставка о Василии Качалове закрылась, но ее еще можно посмотреть. В Интернете

В сентябре-декабре 2020 года в Качаловском театре работала выставка, посвященная 145-летию Василия Качалова, который три сезона работал в Казани.

11 февраля (30 января по старому стилю) 1875 года в городе Вильна (ныне Вильнюс) родился Василий Качалов, один из ведущих актёров Московского Художественного театра на протяжении многих лет, народный артист СССР, кавалер двух орденов Ленина, лауреат Сталинской (ныне Государственная) премии.

В прошлом году у Василия Ивановича был юбилей, который, к сожалению, отметить должным образом не удалось. 27 марта, в Международный день театра, в честь его 145-летия в театре планировали открыть выставку, беспрецедентный совместный проект музея Качаловского театра, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина и Музея МХАТ. Планировалось, что она будет работать до конца театрального сезона. Из-за ковида всё пришлось отменить.

Выставка все-таки была открыта. Торжественная церемония состоялась 11 сентября, когда со всеми необходимыми предосторожностями Казанский академический русский Большой драматический театр имени Качалова начал свой 230-й юбилейный сезон.

В театр попали далеко не все желающие – ограничение зрителей предписано эпидемической ситуацией. Она же не дала мне попасть в этот день в театр, поскольку состою в двух группах риска – по возрасту и по здоровью. Поэтому заведующий музеем Качаловского театра Роман Копылов показал мне экспозицию позднее.

В сентябре-октябре выставку посетило более 10 тысяч зрителей. Конечно, эта цифра была бы много больше, если бы Качаловский театр работал в обычном режиме.

Она закрылась в конце декабря 2020 года, однако совершить экскурсию по ней можно и сегодня, в Интернете. Вам тоже поможет Роман. Его онлайн-экскурсию найдете по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=vlAahymqslM&t=56s

Но для начала я попросила рассказать, как удалось открыть такую уникальную выставку. Вот что он сказал:

– Делая эту выставку, мы обменивались с коллегами из других музеев опытом и по презентации архивных материалов, и по оформлению документации, и по организации перевозки раритетов. Нас поддержало в организации выставки Министерство культуры республики Татарстан. Для доставки экспонатов из Москвы был задействован наш театральный транспорт. Оформлением экспозиции занимался театральных художник Александр Патраков. Вместе с ним, а также с Александром Славутским и помощником художественного руководителя по литературной части Дилярой Хусаиновой была разработана концепция выставки. Выстраивая экспонаты, консультируясь с москвичами по телефону.

Как я поняла, москвичи согласились с тем, что местом основных событий 145-летнего юбилея была выбрана Казань. Кто тогда мог предположить, что в марте театры, и казанские, и московские, окажутся на замке.

Замечу, что при оформлении выставки художник руководствовался общим стилем музейных экспозиций театра. Для демонстрации экспонатов в основном использовалось уже имеющееся оборудование, но часть витрин была сделана специально для выставки.

Роман подчеркнул, что организаторы выставки пытались передать особое состояние, особую ауру эфемерного театральной творчества и личности актёра, когда все важно – и летняя панама, и старая афиша, и фотография с автографом, и трубка Качалова, и костюм, в котором он выходил на сцену.

Один экспонат, даже если он ценный, передать эту ауру не может, а когда их много – впечатление получается поразительное. Немногие великие русские актеры оставили после себя такую материализованную память, так что Качалову повезло. Мы можем видеть его на многочисленных фотографиях. Это и портреты, и снимки, сделанные во время спектаклей.

В музейной экспозиции было три темы – жизнь Василия Ивановича в Московском художественном театре, образ Качалова в изобразительном искусстве, третий раздел посвящён воспоминаниям соратников Василия Ивановича по сцене и его друзей. В свое время их собрал Игорь Ингвар. Роман заметил, что эти воспоминания вообще никогда не показывались. Цитаты из них часто использовались в книгах Юрия Благова.

На открытие выставки в Казань приезжали генеральный директор ГЦТМ имени А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, директор музея МХАТ Софья Грачева и генеральный директор музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита» Надежда Кулакова. Гостей представил собравшимся. художественный руководитель Качаловского театра Александр Славутский.

Две цитаты из выступлений московских гостей:

Софья Михайловна Грачева: «Выставка получилась очень человеческая. Музей МХАТ вообще был всегда больше настроен на научную работу, чем на выставочную. Качалов, конечно, знаковая фигура для нас для всех. Мы не могли не откликнуться. Здесь очень удачно подобраны фотографии Качалова в ролях. И это позволяет прочувствовать атмосферу спектакля, уловить эмоциональные волны, идущие от актёра».

Дмитрий Викторович Родионов: «Открывать выставку в Казани, в Качаловском театре – это громадное событие. Для нас Василий Качалов – близкий герой, потому что наша коллекция по истории российского театра содержит большое количество материалов, связанных с МХАТ и творчеством выдающегося актера Василия Качалова.

Что остаётся от актёров? Легенда. И легенда эта подкрепляется какими-то вещественными артефактами, которые сегодня здесь, вокруг нас. Это удивительная эмоциональная память, которая переходит из поколения в поколение. И благодаря ей ощущаешь себя в том времени, когда творил этот гениальный человек. В этом и заключён парадокс искусства, соединяющих людей разных поколений в одно сообщество».

Одним из самых ценных экспонатов в музее театра Качалова Дмитрий Викторович Родионов считает фрак Чацкого, потому что это была одна из самых главных ролей Василия Ивановича в творческой биографии великого актера. Фрак и еще несколько костюмов были представлены в юбилейной экспозиции.

Роман Копылов рассказал, что с фраком связанна интересная история. Долгое время музееведы не признавали его качаловским костюмом, поскольку при высоком эстетическом вкусе актер вряд ли бы надел фрак с яркой бордовой манишкой. Но при подготовке выставки московские коллеги Романа нашли снимок, на котором Качалов в этом самом фраке, с бордовой манишкой.

Кстати, Игорь Германович рассказывал мне, что пожилые костюмерши МХАТ плакали, когда передавали ему костюм Чацкого для казанского музея.

Для выставки было отведено театральное фойе-атриум, где установлен памятник Василию Ивановичу Качалову. Он стал в экспозиции одним из ценных экспонатов. Впрочем, оценивать представленные раритеты с точки ценности – дело бесполезное. Все, что показывалось широкой аудитории, бесценно с точки зрения истории русского театра. Получилась выставка не только о Качалове, но и об эпохе, в которой он жил, об МХТ и его знаковых спектаклях, о соратниках по сцене и друзьях артиста.

Вполне можно сказать, что выставка была эксклюзивной, поскольку такое большое число раритетов, связанных с жизнью и творческом Качалова впервые было представлено в одной экспозиции. Личные вещи Качалова, его театральные костюмы, письма и воспоминания, старинные афиши, программки, макеты декораций. Например, привозили шкатулку, в которой артист хранил свои украшения.

Все это хранятся в экспозициях трех музеев, в постоянных экспозициях и запасниках. Казанские экспонаты посетителям известны по театральному музею, их можно посмотреть и сегодня, купив билет на очередной спектакль и перед его началом заглянув в театральный музей. Большинство из них появилось в Казани в годы работы в музее Игоря Германовича Ингвара. В его интервью, опубликованном в свое время в газете «Вечерняя Казань», можно прочитать, когда и откуда. Например, Софья Владимировна Гиацинтова передала музею свои воспоминания о Качалове, фотографию и программку спектакля «У жизни в лапах», в котором играла вместе с Василием Ивановичем. Фаина Григорьевна Раневская подарила фотографию Качалова, возмутившись его портретом на театральной программке, где Качалов был, действительно, изображен не лучшим образом. Потом она прислала в музей свою фотографию, на которой написала: «Смерть Качалова – боль и утрата моя на всю жизнь».

Внучка Василия Ивановича Мария Шверубович подарила музею любимую бамбуковую трость Качалова, сын Качалова – Вадим Васильевич Шверубович – другие личные вещи отца и свою книгу «О театре, о людях и о себе».

Напомним, с качаловцами дружила внучка великого артиста Мария Вадимовна Шверубович (1949-2018), артистка театра «Современник». Она несколько раз приезжала в Казань: в 2005 году – на открытие памятника своему деду, кстати, единственному в России, 7 сентября 2014 года праздновала с качаловцам новоселье. Театр тогда открылся после масштабной реставрации старинного здания на улице Баумана. Она была в Казани вместе с мужем, известным российским театроведом, педагогом, ректором Высшего театрального училища имени Щепкина Борисом Любимовым. Борис Николаевич в 2018 году приезжал с сыном Никитой, правнуком Качалова. Тогда же гостем театра был брат Марии Вадимовны – Алексей Вадимович Бартошевич, шекспировед и театровед. На торжественное открытие театрального музея, которое состоялось 11 февраля 2019 года, вместе с Борисом Николаевичем приезжал его внук Никита Баранов, праправнук Качалова. В прошлом году в Казань приезжала его мама, правнучка актера – Ольга Борисовна Любимова, с 21 января 2020 года министр культуры Российской Федерации. К сожалению, на торжественное открытие выставки она приехать не смогла, но 15 августа, во время своего визита в Казань, в театре побывала.

Казанские театралы знают, что в 1897-1900 годах начинающий актер (Василий Шверубович выступал в нашем городе уже как Василий Качалов) играл на сценах Казани и Саратова, состоя в «Казанско-Саратовском товариществе актёров», руководимом антрепренером Михаилом Бородаем. В Казани Товарищество арендовало городской драматический театр.

Принято считать, что казанская публика принимала Качалова весьма прохладно, однако знакомство с казанскими газетами того времени, с воспоминаниями его современников позволяет сделать вывод о том, что так было только в самом начале. А потом у него появилась масса поклонников, особенно много их было среди гимназисток. В экспозиции была представлена фотография Качалова, которую он сделал в ателье Чернояровского пассажа на Воскресенской улице (ныне улица Кремлевская). Этот портрет продавался и пользовался огромным спросом. Была даже легенда – он помогал гимназисткам успешно сдать экзамены. Отъезд Качалова в Москву поклонники восприняли как трагедию.

В.И. Качалов. Снимок 1897 года. Из книги Юрия Благова «Качалов и качаловцы»

Как оказалось, его участие в первых спектаклях МХАТ в 1900 году Станиславского разочаровали. Не понравился ему даже Иоанн Грозный, хотя эту роль Качалов играл еще в Казани. И только в «Снегурочке» (А. Островский), как сказал Станиславский, произошло чудо. Актер избавился от провинциальной театральности и верно передал специфику мхатовского существования на сцене.

Этому спектаклю в экспозиции была посвящена отдельная витрина с куклой в нарядном костюме – это Качалов в роли Берендея. Кроме того, были представлены еще несколько спектаклей. В «Вишневом саде» (А. Чехов), который оформлял художник Виктор Симов, Качалов в разное время был Петей Трофимовым (1904) и Гаевым (1923). Посетители выставки могли увидеть костюм Гаева.

В спектакле «Месяц в деревне» (И. Тургенев) Качалов играл Ракитина (1910). Спектакль оформлял художник Мстислав Добужинский. В экспозиции были представлены эскизы декораций и макеты, а также костюм Ракитина. Интересна его история. Сначала эту роль играл Станиславский, и этот костюм шили на него. Потом в спектакль был введен Качалов, который играл в этом же костюме.

Роман обратил мое внимание на экспонаты, связанные со спектаклем «Анатэма», поставленном по трагедии Л. Андреева. Качалов играл в нем главную роль.

Жизнь постановки Вл.И. Немировича-Данченко и В.В. Лужского была яркой, вызвала огромный интерес и зрителей, и критиков, но короткой. Спектакль быстро был закрыт распоряжением министра внутренних дел. Ранее лично Премьер-министр П.И. Столыпин запретил саму пьесу Андреева. Власть предержащие не приняли «единую, всеобъемлющую, мировую трагедию, – трагедию всего человеческого рода, навеки обреченного стучаться в железные врата, замыкающие от нас Верховную Истину», в которую невозможно проникнуть». Кстати, роль Анатэмы, посланца потустороннего мира, в которой зрители узнавали Сатану, считается одной из лучших в биографии великого артиста. Как писал критик С. Мамонтов, Качалов «вылил Анатэму из бронзы и передал его потомкам. В его воплощении Дьявол был выразителем великой тоски человечества по осмысленности жизни, «жажды познания скрытой от мира истины, верховного критерия добра и зла».

Цитаты приводятся по статье в книге «Художественная антропология Серебряного века. Литературные чтения» (том 215): Н. Чирва. «Проблемы «Анатэмы»: по материалам театральных статей и рецензий 1909-1910 гг.».

После спектакля было выпущено несколько альбомов с рисунками разных художников, навеянными им, в том числе Казимира Маневича. На выставку в Казань привезли копию его портрета Качалова в роли Анатэмы. Подлинник хранится в музее МХТ. После запрета постановки репродукции и альбомы начали уничтожать. Сохранилось буквально несколько репродукций, они считаются очень редкими и наравне с подлинниками хранятся в музейных фондах.

Прекрасно, что выставка заставляла посетителей выставки узнать историю этой постановки, о которой нам мало что известно. Пьеса «Анатэма» была поставлена на сцене Художественного театра еще раз только спустя 110 лет, 3 ноября 2019 года, в рамках цикла мхатовских вечеров «Память места».

В экспозиции было представлено немало произведений изобразительного искусства – эскизы, макеты декораций Мстислава Добужинского, Виктора Симова, живописные работы Казимира Малевича, Бориса Ливанова, Николая Акимова, Василия Мешкова. Василий Иванович с его прекрасными внешними данными не мог не привлекать художников. В экспозиции были представлены два его портрета, а также 5 дружеских шаржей Бориса Ливанова, коллеги Качалова по Художественному театру и известного художника, из фондов Театрального музея имени А.А. Бахрушина. Можно было увидеть также скульптурный шарж Кукрыниксов.

... Роман Копылов не так давно в театре, но рассказывает о нем так, как будто был здесь всегда, работал и с Игорем Германовичем Ингваром, и с Юрием Алексеевичем Благовым.

Замечу, что 27 марта Казанский академический русский Большой драматический театр имени Качалова, закрытый для зрителей, открыл в соцсетях  проект «Качаловский Online», благодаря которому зрители смогут узнать о жизни театра, о ходе репетиций и многом другом.

Часть снимков автора, а также фото из казанских СМИ

Читайте в «Казанских историях»:

Первый сезон Качалова – на казанской сцене

Три казанских сезона Василия Качалова

Василий Качалов глазами тех, кто его знал

Театральный музей как место встречи разных эпох

От «Качаловской комнаты» до настоящего музея

Серебряная ложка с инициалами «В.К.» в музее Качаловского театра

Юрий Благов: «В этом доме я домовой»

Рыцарь театра – Игорь Германович Ингвар

Русский театр в Казани

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского