Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2021 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1925 – На улице Комлева, 22 официально открыт казанский Дом ученых. Летом 1935 года ученые переселились в красивый особняк на улице Бутлерова, бывший Александровский приют, построенный в 1889 году архитектором Л.К.Хрщоновичем по заказу известной казанской благотворительницы О.С.Александровой-Гейнц

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Шеф» – сериал, который стоит посмотреть

С нетерпением жду возвращения на экран телесериала «Шеф». Во вторник, 14 сентября, начнется пятый сезон.

Если бы впервые увидела афишный снимок – Расторгуев с пистолетом, ни за что смотреть бы не стала. Но на этот раз я знаю, что это всего лишь рекламный ход. Приманка для традиционного зрителя НТВ. Я же зритель нетрадиционный.

Признаюсь, фильмы на этом телеканале я не смотрю, поскольку они сплошь – боевики с большим обилием крови, драк и трупов. На сериал «Шеф» попала случайно – просто после новостной программы руки были заняты, и я не смогла переключить канал, как всегда делаю после программы «Сегодня». Пару серий посмотрела – время было свободное. Даже не помню, какой был сезон.

Тут тоже были драки, кровь и трупы. От других боевиков «Шеф» отличался, пожалуй, тем, что Расторгуев, занимая довольно большой пост в полиции, часто занимался оперативной работой, красиво «мочил» нарушителей закона.

Но меня заинтересовали два актера. За Кириллом Полухиным, который играл «Макса», Максима Александровича Тихомирова, криминального авторитета, бизнесмена, главу преступного общества города Санкт-Петербурга, слежу давно. Актер заявил о себе несколькими интересными работами. Несмотря на то, что режиссеры в основном дают ему либо роли бандитов, либо работников правоохранительной системы, он даже в них удивлял меня глубокой психологической проработкой характера своего героя.

 

Андрея Чубченко в роли шефа – Виктора Сергеевича Расторгуева, я до этого ни разу на экране не видела. Фильмы с его участием прошли мимо меня. Его Шеф сразу произвел большое впечатление. Трудно даже сказать, чем. Возможно, адекватным совпадением внешних данных и характера его героя, человека цельного, не поддающегося обстоятельствам, умеющего отвечать за себя и за своих подчиненных. Мне по жизни нравятся такие люди.

Тем не менее, смотреть фильм серия за серией не стала. Лишь изредка смотрела отдельные сцены, если выдавалась свободная минутка.

Когда в нынешнем году в программе телеканала НТВ снова появился «Шеф», я просмотрела практически все показанные на этот раз серии. Лишь несколько раз не была в это время у телевизора. Правда, мне кажется, какие-то серии были пропущены, например, я не увидела Расторгуева в тюрьме, когда он, будучи осужденным за превышение должностных полномочий, согласился принять участие в операции по внедрению в преступное сообщество.

«Шеф»

Автор сценария: Андрей Тумаркин.

Режиссеры-постановщики: Олег Ларин, Анатолий Артамонов, Арменак Низикян, Михаил Вассербаум.

Производство: ООО «Триикс Медиа»

Что сказать после просмотра?

Во-первых, имея представление о каком-то телеканале и соответственно к нему относясь, можно пропустить что-то интересное. Так было бы и на этот раз, если бы не повтор старых сезонов перед показом новых серий.

К телеканалу НТВ у меня особое отношение. Когда-то это был канал, который по праву можно было считать властителем наших дум, но после «развода» с Борисом Ельциным он поменял много «одежек», пока не остановился на том, что есть сейчас. Уже давно руководство позиционирует канал как мужской, отсюда «жесть» в редакционной политике и отдельных программах. В том числе в подборе художественных фильмов и сериалов. При этом хорошо заметная «желтизна» некоторых программ на потребу публике. Что, естественно, не для таких зрителей, как я.

Поэтому я включаю НТВ избирательно, в основном на информационно-аналитических программах. Часто смотрю ток-шоу «Место встречи», на мой взгляд, одна из умных телепрограмм в этом жанре. Ведут ее Андрей Норкин, знакомый мне еще по тому, перестроечному НТВ, и молодой Иван Трушкин, сочетание опыта и наивной молодости. Всегда стараюсь находить время для итоговой воскресной программы «Сегодня», поскольку эту программу, единственную на сегодня, считаю аналитической. На других каналах в основном подборка сюжетов, порой уже выходивших в эфир, с небольшими комментариями. Здесь же практически всегда авторское расследование автора и ведущей Ирады Зейналовой.

Во-вторых, сериал «Шеф» убеждает в том, что криминальный сюжет, даже такой жесткий, не мешает создать умное и поучительное кино, с полноценной интригой и интересными актерскими работами.

Не буду рассказывать о содержании, представлять сюжетные хитросплетения и главных героев. Мне важнее в сериале другое. Я увидела непростой поединок главного героя – Виктора Расторгуева – не только с представителями уголовного мира, но и с сослуживцами, которые порой заодно с представителями этого самого мира. Это то, что итальянцы называют мафией. У нас это слово используется не всегда к месту.

При этом это не ходульные персонажи, хотя местами, конечно, приоритет отдается черной краске. Особенно в изображении криминалитета.

Но мне показались важными и интересными не столько сюжетные зигзаги, которых в сериале много, сколько общий конфликт, проходящий через все серии, которые я видела. Который нельзя трактовать прямолинейно как схватку одной системы – государства в лице правоохранительных органов – с другой – криминальным миром. И не только потому, что «оборотней в погонах» в сериале уж очень много. Это вообще конфликт другого плана, не зависящий от социального положения в двух социальных иерархиях, общечеловеческий, так сказать.

Он явственно обозначился в последних сериях, когда подошли к финалу взаимоотношения главных героев со своими друзьями. И генерал Расторгуев, в четвертой серии начальник ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области,и вор «в законе» Тихомиров понимают, что разменяли своих верных людей на сиюминутные цели, пусть в первом случае и благородные.

Расторгуев пожертвовал, как пешкой, Костей Локтевым (актер Дмитрий Сутырин), который согласился стать «своим» для криминального авторитета «Тараса» (актер Анатолий Кондюбов) и, имея возможность реально избежать тюрьмы, «сдал» того в нужный момент. Но лишился свободы. Нравственные принципы Расторгуева не позволили ему защитить Локтева.

Для генерала это была многоходовая комбинация, результатом которой стал министерский пост для его покровителя Николая Антоновича Арефьева (актер Олег Метелев). И тот сразу уволил его с должности – как «крайнего» в неприятной истории с киллерами-полицейскими, которых разоблачили под руководством Расторгуева, по его планам, усилиями Андрея Петровича Некрасова, начальника отдела по раскрытию умышленных убийств (актерКирилл Рубцов). Пояснив Расторгуеву подобную форму «благодарности» условиями детской игры «царь горы». Мол, теперь, добравшись до вершины, он просто обязан защищать себя в новой должности любой ценой.

Тихомиров, поддерживая свою личную репутацию перед паханом «всея Руси» и желая остаться главным в преступном мире Петербурга, принудил «Чуму», своего надежного помощника, можно сказать, «правую руку», застрелиться, даже не попытавшись защитить его, проверить, был ли он на самом деле в момент покушения на «Тараса» в отделении полиции. Единственное, что он сделал для него – позволил застрелиться, а не убил лично, как было предложено «Тарасом».

Ирония судьбы – это «Максу» не помогло. Его чуть не убили. Спас его… Расторгуев, предложив в обмен на компромат против «Тараса» помощь по программе защиты свидетелей. Судя по анонсу, их личный поединок – мента и вора – не закончился.

Таким образом, сериал не делит героев на защитников закона и тех, кто его нарушает, на хороших и плохих. Порой жутко становилось от тех комбинаций, которые преступники проделывают с помощью «оборотней в погонах». Кажется, что все «повязаны» с криминалом – полицейские, готовые ради денег быть киллерами, адвокат, обслуживающий как криминальных авторитетов, так и высоких полицейских чинов, судья, берущий взятки, большой чиновник, который не гнушается помощью «Макса», чтобы стать губернатором, министерские работники, депутат Госдумы…

Но ощущения безнадеги, тем не менее, не наступает. Как это было после просмотра сериала «Глухарь» с его продолжениями. Наверное, потому, что веришь Расторгуеву, что правда за ним, если его снова призвали на защиту закона.

В сериале «Глухарь» «крышевали», брали взятки, сами нарушали закон, можно сказать, все, от рядового опера до начальника отдела и выше. Кстати сказать, сериал этот, когда он показывался на НТВ впервые, я не смотрела, увидев первую серию и поняв, что это не моё. Посмотрела позднее, когда захотела больше узнать о Максиме Аверине. В целом общее впечатление не поменялось, но некоторые актерские работы, в том числе Аверина, впечатлили.

Помню, восприняла сериал как хороший посыл для власти – с такой милицией надо что-то делать. Может, поэтому ее сделали полицией. Как понятно из сериала «Шеф», родовых пятен правоохранительной системы это не устранило.

Понятно, что зубодробительные криминальные сериалы снимаются для особой аудитории, для которой философия жизни и психология отношений – вещи малопонятные, а потому малопривлекательные. Лишь изредка среди общего потока попадаются настоящие художественные фильмы, к каким я бы отнесла сериал «Шеф».

Конечно, и он не свободен от киноштампов, от ходульных персонажей, от драк, которые, помню, очень сильно раздражали моего мужа, судебно-медицинского эксперта. Он таких сериалов не смотрел, а если все-таки сидел со мной у телевизора, пояснял: «Вот этот удар был смертельный, а герой встал и еще семерых одним махом». Как специалист, он знал это наверняка.

Такие драки есть и в «Шефе». На первых порах меня очень раздражали сцены, когда распускал руки Расторгуев. Дрался он часто, порой вынужденно, по сюжету, а порой просто для того, что называется ЭКШН, то есть динамичное зрелище для повышения адреналина у тех, кто его смотрит. Таким его увидели автор сценария и режиссеры.

Но такие сцены можно просто «пролистать», поскольку чаще всего они мало что добавляют к основному сюжету, и тем более к главной интриге сериала. Зато когда на экране крупные планы Расторгуева или «Макса», смотреть надо внимательно. Вот где настоящее кино.

Пишу эти заметки для того, чтобы кто-то последовал моему совету и во вторник в 19.45 включил телевизор на канал ТНВ. Мне кажется, не пожалеете.

 

Дополнительная информация:

Премьера сериала «Шеф» состоялась на телеканале НТВ 18 июня 2012 года в 19:40. Показ первого сезона, который состоит из 24 серий, был окончен 28 июня 2012 года.

Проект получил хорошие рейтинги, что позволило его создателям выпустить продолжение.

Премьера второго сезона сериала «Шеф» состоялась на телеканале НТВ 5 ноября 2013 года. Показ был окончен 29 ноября 2013 года. Второй сезон состоит из 32 новых серий.

Проект был продлён на третий сезон, съемки прошли в 2014 году. Третий сезон получил название – «Шеф. Новая жизнь». Премьера состоялась на телеканале НТВ 14 сентября 2015 года. Показ был окончен 25 сентября 2015 года. Третий сезон, как и предыдущий, состоял из 32 новых серий.

После показа третьего сезона сериал был продлен на четвертый сезон, который получил название «Шеф. Игра на повышение». Премьера состоялась на телеканале НТВ 29 мая 2017 года. Четвертый сезон состоит из 20 серий. Показ был окончен 9 июня 2017 года.

10 сентября 2020 года, спустя 4 года после завершения проекта, было объявлено о старте съемок пятого сезона сериала.

Новый сезон получил название «Шеф. Возвращение». Он так же, как и предыдущий, состоит из 20 эпизодов. Премьера состоится 14 сентября 2021 года в 21.20.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского