Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Октябрь 2024 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1897 – На улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана) появились первые уличные электрические фонари

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Лютеранский, или Немецкий некрополь

Лютеранский, или немецкий участок Арского кладбища занимает территорию от западной стены (мост «Миллениум») до I аллеи, в глубину до склепа благотворителя Ложкина на этой аллее.

Заметное место - памятный крест, установленный в 2014 году в честь павших во время Первой мировой войны.

Сегодня инославные захоронения уже не воспринимаются как самостоятельные кладбища, как это было в 1800 году, когда император Павел I своим указом от 20 февраля повелел «для погребения иноверцев кладбища отводить в городах близ кладбищ, при православных церквах находящихся». Тогда близ захоронений православных усопших на Арском кладбище и появились конфессиональные участки для лютеран, католиков, старообрядцев и иудеев. Они составляли один массив с православным кладбищем, от которого были отделены от  лишь легкими заборами.

В первой половине XIX века Казань уже была многоликим городом, где кроме русских и татар жили представители многих народов и религий.

Очевидно, первым в Казани появилось лютеранское кладбище. Лютеранская церковь действовала в Казани уже с 1770 года. Вероятнее всего, участок лютеранам был выделен одновременно с образованием Арского кладбища. На это указывает и его месторасположение, совсем рядом с православной церковью Ярославских чудотворцев. Скорее всего, лютеранское кладбище появилось раньше, чем в 1796 году была построена церковь, иначе лютеранам выделили бы другой участок.

В Казани немцы обосновались уже в XVI веке: взятые в плен во время Ливонской войны, они и шотландцы целыми тысячами были расселены в России с правом свободного исповедания своей веры, попали и на берега Волги. Это были ремесленники, торговцы, аптекари. Много немцев появилось в России при Пет­ре I.

После открытия в Казани университета сюда приехало много профессоров из Германии – Карл Фукс, Иоганн Эрдман, Христиан Френ и многие другие.

Подробности – Утвердить благосостояние и славу отечества

Немецкие ученые работали на всех отделениях, кроме богословского. Практически все они имели высшее образование, а некоторые учились в нескольких университетах. Это был костяк профессорско-преподавательского коллектива нового вуза, не зря из 17-ти членов Совета, выбиравшего первого ректора, 14 были выходцами из Германии. Ректором стал немец - профессор Иоганн Баптист (Иван Осипович)  Браун (1774 (1775?) - 1819).

Он родился в Австрии. Получил медицинское образование в Венском университете, окончив его в 1802 году со степенью доктора медицины и хирургии и званием окулиста. В 1803 году по приглашению С.Я. Румовского переселился в Россию. 15 мая 1807 года был назначен в Казанский университет на кафедру анатомии, физиологии и судебной врачебной науки. В 1813-1819 годах был ректором Казанского университета, по сути, первым избранным ректором вуза.

Иван Осипович скончался в городе Казани 8 января 1819 года. Упокоился на Арском кладбище. Об утрате могилы Брауна в начале XX века упоминал в своем исследовании «Казанский некрополь» Н.Я. Агафонов. Он составил перечень захоронений на всех казанских кладбищах в 1794-1894 годах и опубликовал его в 1906 году.

В первые в 5 лет существования медицинского факультета все его кафедры возглавляли выходцы из Германии. Можно назвать профессоров права Генриха Бюнемана и Иоганна Неймана, ординарный профессор Иоганн Финке, первый декан нравственно-политического отделения – будущего юридического факультета.

Среди немцев особое место занимал профессор терапии, патологии, клиники, естественной истории Казанского университета, замечательный врач, а также известный краевед Карл Фукс. В отличие от других, живущих достаточно обособленно, он считал своей «нравственной обязанностью» сблизиться с той средой, в которой ему довелось жить. Учил не только русский, но и татарский язык.

Подробности –

Роль Карла Фукса в культурно-общественной жизни Казани; «Светоч Поволжья» Карл Фёдорович Фукс; Карл Фукс: немец с русским отчеством.

В 1823-1827 годах он был ректором Императорского Казанского университета. В день похорон Карла Федоровича 24 апреля 1846 года не было в Казани ни одного человека, который бы не знал, кого хоронят. Не только на улице, но и в окнах домов, на заборах и крышах видны были люди, желающие с ним проститься. В траурной процессии шли высшие чиновники, профессора и студенты университета, простой городской люд, толпы татар, снявших шапки. Горожане прощались с человеком, который сорок лет их лечил и учил доброте.

Захоронение Карла Фукса утеряно. Но еще есть люди, которые помнят, что оно было на Немецком участке, недалеко от того места, где сегодня находится кенотаф - в начале Центральной аллеи, с левой стороны I аллеи. На кенотафе портрет ученого и надпись:  

KARL FUCHS

1776 1846 24 апреля 1846 г. на немецком кладбище был похоронен  профессор Карл Фёдорович Фукс

Немцы вписали славные страницы в историю дореволюционной Казани. Архитекторы Амлонг, Гартман, Крамп, Ломан, Мальте, Мюфке, Ней, Песке, Руш, Тон, Шмидт, отец и сын Спориусы создали историческую часть города. Скульптор Самуил Гальберг стал автором барельефов к памятнику поэта Гавриила Державина. Обессмертили свои имена химик-неорганик и фармацевт Карл Клаус, выдающийся юрист и талантливый педагог, родоначальник российской цивилистики Дитрих Мейер, фотограф Герман Локке, директор первой музыкальной школы Рудольф Гуммерт, аптекари Кешнер и Бренинг. Доподлинно известно, что некоторые упокоились на Арском кладбище. К сожалению, значительная часть дореволюционных могил не сохранилась.

По свидетельству исследователя казанских некрополей К. Липакова, утрачены могилы Михаила Петровича ВЕСКЕ (1843-1890), ученого-языковеда; Христиана Вильгельма КРАМПА (1814-1821), архитектора, который сыграл важную роль в восстановлении Казани после пожара 1842 года; Федора Ивановича ЭРДМАНА (1793-1863), профессора терапии Казанского университета; Генриха Ивановича КРЕЛЛЕНБЕРГА (1829-1898), директора пер­вой гимназии.

Большинство немецкого населения Казани принадлежало к лютеранскому и другим протестантским вероисповеданиям, немало было и католиков. Часть селившихся в Казани немцев придерживалась реформатского вероисповедания. Например, Карл Фукс приехал в Казань реформатом.

К началу XIX века лютеране и реформаты (последних было мало) объединились в одну евангелическо-лютеранскую церковную общину. Годом ее официального основания считается 1806-й. Кладбище с часовней и сторожкой принадлежало общине.

 Кирха  появилась в Казани в 1863 году. Здание было построено по проекту архитектора Л К. Хрщоновича в стиле эклектики. Каменное здание на улице Покровской, теперешней Карла Маркса, сохранилось  до наших дней.

Согласно архивным документам, в 1926 году лютеранство в Казани официально исповедовали лишь 53 жителя города. По новому советскому законодательству такого количества прихожан было недостаточно для сохранения общины. Тем не менее, 17 июня 1926 года Казанская лютеранская община заключила  с Казанским городским Советом договор о бессрочном пользовании зданием лютеранской церкви Святой Екатерины и евангелическо-лютеранским кладбищем г. Казани (утвержден на заседании секретариата Казанского городского Совета 06.07.1926).  Однако уже  6 декабря Президиум ЦИК ТАССР принял по представлению НКВД постановление: «действие договора прекратить и церковь закрыть, передать здание в распоряжение Казгорсовета для использования под культурно-просветительное учреждение».

Общины как таковой в Казани больше не было до 1990 года, когда  шесть казанских немцев, собравшись для дружеского общения, приняли историческое решение: воссоздать и официально зарегистрировать в городе Евангелическо-лютеранскую церковную общину, поставив в дальнейшем вопрос о возвращении общине здания кирхи, организовать в Казани национально-культурное общество, призванное объединить всех немцев Казани, желающих национального самосохранения, не утративших интереса к родному языку и культуре.

11 декабря 1996 года состоялась торжественная церемония вручения мэром Казани Камилем Исхаковым символического ключа от старинного здания лютеранской кирхи епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Зигфриду Шпрингеру.

Торжества проходили при участии высоких российских и зарубежных гостей, в том числе Председателя Государственного Совета РТ – заместителя Председателя Совета Федерации России Василия Лихачёва, посла ФРГ в России Эрнста-Йорга фон Штуднитца, представителей городского руководства партнера Казани из Нижней Саксонии - города Брауншвейга.

В 2000 году община прошла перерегистрацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан (рег. №826/р (50) от 20 июня 2000 года) под названием: местная религиозная организация «Евангелическо-лютеранская церковь св. Екатерины г. Казани».

Подробности –

Новая жизнь лютеранской общины Казани

Кирха в Казани — возвращаем долги

На немецком участке сохранились захоронения Александра Иустиновича ФРЕЗЕ (1826-1884), ученого-психиатра, про­фессора Казанского университета, основателя и первого директора Казанского окружного дома умалишенных (большой гранитный крест из мрамора-лабрадорита на массивном гранитном камне); провизора, хозяина «Покровской аптеки» на Почтамтской улице (ныне угол улиц Лобачевского и Карла Маркса) и профессора Казанского университета Карла Владимировича БЕНИНГА (мраморное полотно в виде старинного свитка); оригинальный памятник Артура-Фердинанда-Эдуарда ПЕТЦОЛЬДА, старший брат которого Оскар Петцольд  был известен в  Казани  как пивовар, хозяин  сада «Аркадия» и прогулочных пароходиков, которые ходили по озеру Кабан (его двоих детей были пасынками Федора Шаляпина).

И сегодня можно видеть скромное семейное захоронение Альберта Альбертовича ВИЛЬДЕ, основателя Казанской фармацевтической   школы (1863-1943). Благодаря потомкам не утрачены могилы купцов Александра Генриха Фердинанда КЕШНЕРА и Кондратия Яковлевича ГЕЙСТА.

В списке, предоставленном редакции «Казанских историй» руководителем Немецкого общества имени Карла Фукса В. Дицем, свыше 20 неизвестных захоронений. Всего на попечении общества 176 могил.

На лютеранском участке – захоронение Владимира Андреевича фон НАБЕЛЯ (1818-1876),  генерал-лейтенанта. Он закончил Пажеский корпус, служил в лейб-гвардии Московском полку. Был начальником 2-й и 18 пехотных дивизий. Кавалер ордена Святого Георгия IV класса.

Более о нем ничего не известно. Как он попал в Казань, тоже тайна. На оригинальном памятнике указывается, что он родился 13 декабря 1818 года, скончался 28 марта 1876 года. Краеведы могли бы изучить казанские газеты того времени, чтобы узнать хоть какие-то подробности об этом военачальнике.

В Интернете есть объявление о московском аукционе, на котором продаются две фотографии Владимира Набеля. Благодаря этому мы можем увидеть, каким он был.

В советское время на Немецком участке появилось много захоронений других вероисповеданий. Например, здесь погребены отец и сын Миславские.

В Казани была улица Миславского, названная  в честь выпускника медицинского отделения Императорского Казанского университета Николая Александровича МИСЛАВСКОГО (1854-1928), основателя Казанской школы физиологов, заслуженного деятеля науки РСФСР, члена-корреспондента Академии наук СССР. 5 декабря 1928 года Николай Александрович скончался и был похоронен на лютеранском участке. Там же упокоился его сын Александр Николаевич МИСЛАВСКИЙ, крупнейший нейрогистолог СССР, заслуженный деятель науки РСФСР (1880-1958).

Отец и сын Миславские захоронены в разных могилах, но рядом, а имена Инны Николаевны (до замужества Миславской) и ее мужа Дмитрия Ивановича Адо, преподавателя гимназии, – на памятнике Миславского-старшего. Это родители двух выдающихся казанских ученых – Игоря Дмитриевича Адо, математика, доктора физико-математических наук, заслуженного деятеля науки и техники ТАССР (1910-1983), и патофизиолога Андрея Дмитриевича Адо, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля науки РФ и РТ (1909-1997).

На Немецком кладбище похоронены профессора Казанского ветеринарного института: ректоры Карл Генрихович БОЛЬ (1871-1959), заведующий кафедрой патологоанатомии Казанского ветеринарного, Казанского медицинского институтов и ГИДУВа, создатель казанской школы патологоанатомов, основоположник ветеринарной патологоанатомии СССР, заслуженный деятель науки Татарской АССР и РСФСР, Евгений Никандрович ПАВЛОВСКИЙ (1904-1975), ветеринарный физиолог и  эпизоотолог; Леонид Степанович САПОЖНИКОВ (1878-1937), заведующий кафедрой оперативной хирургии; Михаил Николаевич ВЕРЕЩАГИН (1891-1970), заслуженный деятель науки ТАССР и РСФСР, заведующий кафедрой эпизоотологии, основоположник казанской школы эпизоотологов; Михаил Григорьевич ЗАЙЦЕВ (1891-1970), доктор ветеринарных наук, профессор, заслуженный деятель науки ТАССР; Алексей Петрович СТУДЕНЦОВ (1903-1967), заведующий кафедрой акушерства, заслуженный деятель науки РСФСР и ТАССР, член-корреспондент ВАСХНИИЛ.

Здесь могила  отца и сына Медведевых: создателя казанской школы кардиохирургии Николая Николаевича МЕДВЕДЕВА (1916-1995), заслуженного деятеля науки РФ и РТ, заслуженного врача РТ, и его сына, Вячеслава Николаевича МЕДВЕДЕВА, кардиолога, заслуженного  врача России (1940-1999). Рядом захоронения Сергея  Владимировича АБУЛАДЗЕ (1949-1995),  главного врача Республиканской клинической больницы (РКБ); физика Семёна Александровича АЛЬТШУЛЕРА (1911-1983), открывшего явление акустического парамагнитного резонанса, член-корреспондента АН СССР; химика-неорганика Льва Германовича БЕРГА (1896-1974), Маргариты Ильиничны БЕЛЯЕВОЙ (1912-2004), профессора Казанского университета, заслуженного деятеля науки РФ и РТ, создателя Казанской микробиологической школы в ее современном виде; химика Андрея Ивановича ЛУНЬЯКА (1881-1957), одного из ректоров Казанского университета; юриста Давида Исааковича ФЕЛЬДМАНА (1922-1994), доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РТ и РФ.  

Здесь захоронены члены большой семьи Бренингов, известной сегодня каждому казанцу, и три художника: Николай Иванович ФЕШИН (1881-1955), действительный член Императорской Академии художеств; Кондрат Евдокимович МАКСИМОВ (1894-1981), народный художник ТАССР, заслуженный художник РСФСР, и Вера Эммануиловна ВИЛЬКОВИСКАЯ, первая среди казанских ксилографов своего времени, двоюродная сестра академика А.Е. Арбузова.

Справа на красной линии Немецкого кладбища захоронены: Николай Владимирович ОЛДРИНСКИЙ (1937-1997), проректор двух вузов – КГУ и ГИДУВа; заслуженный врач РФ и РТ, участник Великой Отечественной войны Борис Львович  ЯКОБСОН (1923-1997); Николай Тимофеевич КОЛЧИН (1927-1998), как написано на памятнике – историк, журналист, спортсмен, заслуженный работник физической культуры, двукратный чемпион России по атлетике, десятиборью, доцент; доктор медицинских наук, профессор Габдулхак Гилмуллович НАСИБУЛЛИН (1923-2007);  Юнер Фасхетдинович ЕМАЛЕТДИНОВ (1927-2000), генеральный директор ТПО «Радиоприбор» с 1966 по 1994 год, кавалер двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции и «Знак Почета»; Николай Федорович КАПУСТИН (1936-2006), генеральный директор завода «Вакууммаш».  Оба – заслуженные машиностроители РФ.

На красной линии Немецкого участка находится несколько кенотафов, в том числе Дмитрия Александровича БУЛЫГИНА, генерал-майора артиллерии, начальника Казанского и Вятского ополчения, созданного в 1812 году.

В 2014 году здесь же был установлен Памятный крест в честь 100-летия Первой мировой войны.

Читайте в «Казанских историях»:

Город, которого нет на карте республики

Наше прошлое – это прежде всего люди

Кладбище – это портрет живущих

Помним. Скорбим. Благодарим (воинское кладбище)

Католический некрополь

Когда памятник на могиле – произведение искусства

Мертвые сраму не имут. А живые?