Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Чтоб не прерывалась связь времен»...

Есть среди нас люди, которые, в отличие от большинства, избегающего лишних встреч с кладбищем, сделали предметом своего научного интереса Казань как «город мертвых». Они помогают соотечественникам принять эстафету от предыдущих поколений, «чтоб не прерывалась связь времен».

Благородная идея переписи русских некрополей на основании надгробных надписей и церковных книг в начале XX столетия принадлежала выдающемуся историку, издателю, просветителю и меценату, Великому князю Николаю Михайловичу Романову. В течение многих лет он был председателем Императорского Русского исторического и Русского географического обществ, а также Общества защиты и сохранности памятников истории и старины. Великий князь был членом Французской академии политических наук (1913), почетным доктором русской истории Императорского Московского университета (1915).

В Казани эту благородную идею начал осуществлять один из основателей Общества археологии, истории и этнографии при Казанском императорском университете и его почётный член (с 1905 г.), историк  Николай Яковлевич Агафонов (1842-1908).

Краевед, издатель, библиограф, библиофил, редактор – это далеко не полный список его интеллектуальных занятий. Но более всего он известен как казаневед. Труды Агафонова представляют ценнейшую информацию о социокультурной и хозяйственной жизни губернского города, повседневной и праздничной культуре его жителей, истории зданий, различных учреждений... Его называли и до сих пор называют «идеальным летописцем казанской жизни» (подробнее на сайте – Николай Агафонов – «идеальный летописец казанской жизни»).

В предисловии к первому сборнику «Казань и казанцы» (1906) краевед отметил, что располагает значительным количеством материала по истории казанского края и преимущественно по минувшей жизни города. «Казанские городские головы» - так назывался один из его исторических очерков. В этих сборниках он рассказал  о знатных родах Износковых, Манасеиных, Каменевых, Унжениных. Особый интерес представляют его статьи о профессорах, ученых и литераторах. В 1906-1907 годах Агафонов участвовал в составлении энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона – писал об образовании и деятельности Казанского учебного округа, выдающихся личностях города, о наименовании улиц Казани и др.

Николай Яковлевич  обследовал кладбища Зилантова, Спасо-Преображенского и Кизического монастырей, а также православное Арское, старообрядческие Часовенное и Поморское, Католическое, Лютеранское, а также Архангельское, Адмиралтейское, православное Ягодинское, старообрядческое Стекольное (Прилуцкое). Сведения о похороненных там казанцах исследователь опубликовал как одну из глав второго сборника «Казань и казанцы», который вышел в 1907 году. По подсчетам А. Елдашева, в ней приведено 3207 фамилий казанцев, усопших на городских погостах. Как указывает А. Елдашев, не были обследованы кладбища порохового завода, а также Воскресенское Ново-Иерусалимское, Кизическое и Ягодное слободские.

Книгу Н.Я. Агафонова сегодня можно скачать в Интернете. Его рукопись «Казанский некрополь» хранится в фондах отдела редких рукописей и книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета.

Сам Николай Яковлевич, скончавшись 7 июля 1908 года, был погребен на Арском кладбище, в его старообрядческой части. Где – неизвестно. Сподвижник сохранения памяти о потомках стал жертвой людского беспамятства.

Его предшественник – епископ Никанор (Каменский) в 1891 году подробно описал кладбище Кизического монастыря. Он был в свое время известным религиозным деятелем, богословом,  с 1870 года преподавал в Казанской учительской семинарии, с 1879 года работал ректором Казанской духовной семинарии. В 1889-1893 годах служил  епископом Чебоксарским, руководя церковно-учебными заведениями Казанской епархии, с 1908 года – архиепископом Казанским  и  Свияжским (подробнее на сайте – История Кизического монастыря от епископа Никанора).

Его исследование особенно важно сегодня, поскольку в советское время кладбище, как и большая часть монастыря, были разрушены, а надгробия пошли в фундамент Дворца культуры химиков, ими укрепляли спрямленный правый берег Казанки в Кировском районе.

Гораздо меньше известны исследования по казанским кладбищам искусствоведа Петра Евгеньевича Корнилова (1896-1981), который первым описал типы и формы надгробий. Нам пока не удалось познакомиться с результатами этого исследования. Творческая деятельность будущего руководителя отдела графики Русского музея в Ленинграде начиналась в Казани: он работал в Казанском государственном издательстве, в Центральном  музее Татарской АССР  заведовал отделом древнерусского искусства.

Известно, что Леонид Константинович Ильинский на основе эпитафий Арского кладбища издал брошюру «Поэзия кладбища». Об этом рассказал в своей книге А. Елдашев.

К сожалению, полный перечень исторических захоронений казанских кладбищ до недавнего времени отсутствовал, и многие могилы утеряны безвозвратно. Какие-то еще до революции 1917 года, какие-то в первые десятилетия после нее. Есть и современные утраты. Время свое дело делает, да и люди помогают… Казанские краеведы уже многие годы пытаются установить места захоронений горожан, имеющих несомненные заслуги перед обществом, а также предотвратить разрушение старых могил.

Среди знатоков казанской старины, которые исследуют казанские некрополи, прежде всего, назовем Анатолия Елдашева. В  его личном мартирологе 343 фамилии, в основном священнослужители, профессора Казанской духовной академии и Императорского Казанского университета.

Его первая публикация об Арском кладбище появилась в журнале «Православный собеседник» в 2003 году. Анатолий Михайлович – автор нескольких книг, и «Казанские истории» довольно часто с разрешения автора публикуют фрагменты из них.

В 2007 году он издал книгу «Арский православный некрополь». В 2008 году вышла его книга  «Утраченные монастырские некрополи Казани. XVI – начало XX вв.», в 2009 году – книга «Казанский некрополь. XVI – начало XX вв.» (обе изданы Центром инновационных технологий).   

Важные подробности о казанских захоронениях можно найти в книге «История казанских кладбищ», изданной к 1000-летию Казани в 2005 году.

На ее обложки две фамилии – Е.В. Липаков и Е.В. Афонина. Труд коллективный, авторство отдельных очерков не определено. Нельзя не заметить некоторую перекличку этой книги с изданиями А. Елдашева, что неизбежно, когда люди «окучивают одну грядку».

Евгений Васильевич Липаков, безвременно ушедший от нас в июле 2012 года, был человеком, с одной стороны, светским – работал в Институте истории и Институте Татарской энциклопедии Академии наук РТ, с другой стороны – известен как общественный деятель Казанской епархии РПЦ. Он руководил Отделом по канонизации святых Казанской епархии, преподавал  в Казанской семинарии с самого первого дня после ее возрождения. Он автор ценного научного труда о казанских архиереях.

Елена Владимировна Афонина – кандидат исторических наук, диссертацию написала на тему «Высшее женское образование в Казани: Вторая половина XIX - начало XX в.». В 2006 году она сделала публикацию в альманахе Казанской духовной семинарии о казанских кладбищах XVI - начала XX веков, которую можно найти на сайте Казанской семинарии, назвав А. Елдашева продолжателем дела Николая Агафонова.

«История казанских кладбищ» дана фрагментарно, по-другому в брошюре не получится. Ценно то, что авторы сопроводили свое исследование приложением, в котором размещены списки утраченных могил Арского (по разным участкам) и Татарского кладбищ. Выходу этой книги способствовало муниципальное унитарное предприятие «Ритуал».

Старший преподаватель Казанского федерального университета Валентин Королев в 2007 году издал «Университетский мартиролог. 1804-2007», в котором зафиксированы имена профессоров и выпускников вуза разных лет его существования (подробнее на сайте – «In memoriam» – мартиролог Казанского университета). 

Это был результат работы инициативной группы «In memoriam» («В память»), организованной Обществом содействия развитию исторического факультета КГУ с целью поиска, изучения и сохранения могил преподавателей исторического факультета. Он был научным руководителем этой группы. Однако в ходе работы зона исследования значительно расширилась, и мартиролог стал университетским. Благо, такую работу в то время проводили все факультеты и кафедры. Готовясь к 200-летию Казанского университета, юбилейный оргкомитет побуждал всех заняться «своеобразной инвентаризацией, а где надо и поправкой могил наших покойных профессоров».

В Предисловии брошюры Валентин Семенович написал:

«Смена поколений в этой корпорации носит особый характер, ибо главная черта ее развития – преемственность. Все нынешнее университетское сообщество стоит на плечах своих предшественников. Наука, Знание объективно не могут развиваться иначе.

Университетская корпорация всегда глубоко сознавало это обстоятельство. Не случайно знаменитая клятва Гиппократа начинается с заповеди: «Почитай учителей как родителей своих». Именно потому уважительное, даже трепетное отношение к учителям составляет специфическую черту университетской интеллигентности. Поколения ученых меняются, и такое отношение становится прочной памятью, исторической по своему характеру.

По мнению Валентина Семеновича, на Арском кладбище было погребено от трех до пяти тысяч человек, которые так или иначе соприкасались с Казанским университетом. Ценность его исследования в том, что у каждого захоронения указан точный «адрес».

Интересные сведения о событиях XIX века, связанных с Арским кладбищем, найдены в двух сборниках архивных документов «История Казани в документах и материалах. XIX» (под ред. И.К. Загидуллина. Казань, Главное архивное управление при Кабинете министров РТ, 2011).

Большую помощь в поиске информации о воинских захоронений мы нашли в двух каталогах-справочниках, подготовленных к печати в издательстве «Отечество» (2009, 2014). Сведения для них собраны, обработаны и подготовлены к печати Всероссийским информационно-поисковым центром «Отечество», волонтеры которого обследовали 21 кладбище в 17 населенных пунктах республики, где есть воинские захоронения периода Великой Отечественной войны.

Последнее приобретение редакционной библиотеки по теме «Казанские некрополи» –  книга Ильдара Валеева, в которой он объединил результаты своих многолетних поисков захоронений летчиков и летных экипажей, работавших на Казанском авиационном заводе на разных этапах его истории – завод №124, завод №22, КАПО имени С.П. Горбунова. В книге четыре главы: «Летчики-испытатели», «Штурманы-испытатели», «Летчики-перегонщики» (так называли экипажи, которые перегоняли американские самолеты к местам дислокации их новых экипажей), «Аварии и катастрофы» (июль 1941 – апрель 1986). В книге впервые называются имена членов экипажа самолета Пе-2 №14/11, разбившегося 12 января 1942 года, пассажиром которого был создатель самолета этой конструкции Владимир Петляков. Летчик – старший лейтенант Ф.А. Овечкин, штурман – М.И. Гундоров, радист – В.Д. Скребнев. По сведениям Ильдара Валеева, экипаж был похоронен вместе с авиаконструктором на Центральной аллее Арского кладбища, однако их имен на надгробье нет. И это несправедливо.  

Отметим, что значительная часть летчиков и штурманов, о которых рассказано в книге, нашли вечный покой на казанских кладбищах, более всего – на Арском, где у южного входа есть специальный «уголок летчиков».

Книга, по сути, – справочник с необходимой биографической информацией и снимком каждой персоной. Отдельно выделены летчики-испытатели, удостоенные высших наград:  Российской империи – Михаил Гаранин, Борис Иванов и СССР – Николай Аржанов, Александр Васильченко, Борис Машковцев; Герои Советского Союза, работавшие в Казани: Михаил Водопьянов, Георгий Байдуков, Степан Гайдаренко, Виктор Истомин, Михаил Симонов.

Глава «Катастрофы» иллюстрирована снимками и документами. Есть специальный фотоблок, который автор назвал «В небесах мы летали одним…» Большая часть героев Ильдара Валеева уже завершили свою земную жизнь, увы, иногда, в полете, но у кого-то летная судьба оказалась более счастливой.    

Среди исследователей казанских некрополей называют Мансура Лисевича, Бориса Гришанина,  Георгия Мюллера, Андрея Рощектаева, «Казанские истории» тесно сотрудничают с Львом Жаржевским, среди наших надежных консультантов по истории Казани – Лев Абрамов и Сергей Саначин. Работая над реестром исторических захоронений Арского кладбища, мы получили много ценной информации от Евгения Владимировича Рыбицкого, который, как и отец, всю жизнь проработал в администрации этого кладбища, а также от Романа Царевского.

При написании отдельных очерков использованы материалы интернета, и не всегда этим источникам можно доверять. Будем благодарны нашим читателям, которые подскажут, если найдут фактические ошибки.