Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Январь 2025 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1820 – Открыта Антарктида. Русская кругосветная экспедиция во главе с Ф.Беллинсгаузеном и М.Лазаревым на шлюпах «Восток» и «Мирный» подошла к берегам Антарктиды в районе Земли кронпринцессы Марты, названной так спустя 100 лет норвежцами. В экспедиции участвовал казанский астроном, профессор университета И.М. Симонов

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Проблема, которую не решить по частям

7 июня к вице-премьеру Лейле Фазлеевой были приглашены руководители исследовательских групп Института истории имени Марджани Айдар Ногманов и Любовь Агеева, а также заместитель начальника Управления по организации ритуальных услуг Исполкома Казани Ленар Абдуллин.

Мы попросили рассказать об этой встрече Любовь Агееву.

Не обо всех рабочих встречах в Правительстве республики сообщается, но на этот раз, думаю, стоит рассказать. Во-первых, потому, что «Казанские истории» впрямую причастны к социальной акции «Казанские некрополи», а разговор шел именно о ней, во-вторых, подробности состоявшегося разговора могут быть интересны широкой аудитории.

В своей январской статье «Казанские некрополи»: расчет на личный интерес и энтузиазм защитников старины не оправдался я довольно пессимистично оценила пять лет акции. Однако ситуация к апрелю сильно изменилась, и у меня снова появился оптимизм. 

Для начала скажу, что инициатором встречи была я, но по ходу нашей беседы с Лейлой Ринатовной Фазлеевой у меня сложилось впечатление, что она была в ней заинтересована не меньше нас. Отсюда неплохая подготовленность к разговору. Как выяснилось, вице-премьер регулярно бывает на Арском кладбище. Конкретный адрес посещения не мешает ей наблюдать за тем, что там происходит в целом. И впечатление, как выяснилось, не всегда бывает благоприятное. Личное ее участие в апрельском субботнике, о чем «Казанские истории» в свое время сообщали (Акция «Казанские некрополи»: весенняя приборка), привело ее к решению поучаствовать в решении многочисленных проблем казанских некрополей.

Лейла Фазлеева работала на первой аллее Арского кладбища

Естественно, готовились к этой встрече и мы. Согласовали с директором Института истории Радиком Салиховым некоторые предложения ТРО ВООПИиК, уточнили наши позиции по реализации поручений Президента РТ, которые он дал в феврале 2018 года в ответ на письмо казанских краеведов. В частности, предлагаем вспомнить одно из решений народных депутатов РТ, которое  было принято 4 июля 2012 года.

Тогда в Государственном Совете РТ состоялись парламентские слушания на тему «Объекты культурного наследия: проблемы изучения, сохранения и популяризации», организованные Комитетом по культуре, науке, образованию и национальным вопросам (председатель Р. Валеев).  Были приняты рекомендации, которые стали отправной точкой для принятия важных решений. Так, депутаты рекомендовали организовать государственно-частные партнерства в целях создания действенных механизмов по сохранению объектов культурного наследия; в целях комплексного сохранения историко-архитектурного облика Старо-Татарской слободы рассмотреть вопрос по приданию ей особого статуса и режима содержания.

К сожалению, одна из рекомендаций, данная республиканскому Министерству культуры и Академии наук РТ, осталась без внимания. Им предлагалось в целях комплексного изучения и сохранения исторических некрополей на территории республики разработать долгосрочную целевую программу «Изучение, сохранение, содержание и использование кладбищ, представляющих историко-культурное значение». Вот мы и решили актуализировать рекомендацию 2012 года. Поскольку только в рамках такой программы можно устранить многие проблемы, которые выявлены в ходе акции «Казанские некрополи».

До 2018 года братская могила жертв мирной демонстрации в октябре 1905 года, объект исторического наследия, был в таком виде

Добрые люди начали ремонт памятника, но их никто не поддержал. В таком виде он сейчас

Программа нужна комплексная, с надежным финансированием, поскольку разрозненные усилия энтузиастов-общественников, даже подкрепленные сотрудничеством с Управлением по организации ритуальных услуг, могут оказать влияние лишь на решение конкретных задач. И это не просто наши заоблачные планы, а самые насущные, порой элементарные потребности благого дела.

Мы оказались солидарны с Лейлой Ринатовной в том, что проблемы кладбищ нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от задач увековечения памяти наших знаменитых соотечественников, воспитания у казанцев патриотизма, формирования мемориальной культуры.

Поначалу в задачи наших исследовательских групп входило только составление реестра исторических захоронений, но по ходу обследования кладбищ мы не могли не зафиксировать плачевное состояние ряда исторических захоронений.  Нет механизмов поддержки таких могил, а потому нет возможности поддерживать в порядке даже объекты культурного (исторического в нашем деле) наследия. В пример можно привести склепы всемирно известного химика, профессора Имперского Казанского университета А.М. Зайцева, родоначальника Казанской школы терапевтов, профессора того же вуза Н.А. Виноградова.  

В таком виде находится одно из красивейших мемориальных сооружений Арского кладбища

Состоялся обмен мнениями по ряду вопросов, которые мы своими силами решить не можем. Так, необходимо пополнение реестра объектов исторического наследия, и федерального, и республиканского. Это нонсенс, что такого статуса нет у захоронений Михаила Девятаева, Владимира Петлякова, Шигабутдина Марджани… Список можно продолжить. В Казани нет ни одного объекта муниципального уровня, стоит обсудить этот вопрос депутатам городской Думы.

Мы подготовили свои соображения к концепции программы увековечения памяти казанцев с особыми заслугами перед государством и обществом. Кроме того, в планах ТРО ВООПИиК – обращение в Государственный Совет с предложениями по проекту федерального закона «О  похоронном  деле  в  Российской  Федерации  и  о  внесении  изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенному  депутатом Государственной Думы РФ последнего созыва А.В. Жарковым 27 ноября 2020 года. Перед тем, как проект будет вынесен на сессию Думы, теперь уже в новом ее составе,  проект должен поступить во все законодательные собрания российских регионов, значит, и в Госсовет РТ. Опыт работы в пресс-центре республиканского парламента помог мне сформулировать конкретные поправки в некоторые его статьи.

Скорее всего, именно этот проект станет действующим законом, поскольку многолетние попытки обновить закон, принятый в 1996 году, ни к чему не привели.  Слишком сильны лоббисткие настроения. Кому интересны подробности, читайте в «Казанских историях»  (Похоронная сфера с точки зрения права).

Айдар Ногманов пришел на встречу с сигнальным экземпляром каталога-справочника исторических захоронений Ново-Татарского кладбища, который Институт истории намеревается издать небольшим тиражом с помощью спонсора. Уже ясно, что нужно новое издание, поскольку каталог-справочник постоянно пополняется.

В таком виде находится захоронение выдающегося татарского поэта Миргазиза Укмаси на Ново-Татарском кладбище, объект культурного наследия 

Выполнить издательскую программу, которая продиктована резолюцией Президента РТ, за счет спонсоров не удастся. Нужно финансирование из бюджета. Поскольку программа  довольно затратная. Это и финансирование каталогов-справочников (по нашим представлениям, их число только в Казани может доходить до пяти), и издание путеводителей по некрополям, без чего не обойтись, если предусматривается их нанесение на туристические карты Казани, другой  информационной продукции.

Завершение работы по каталогу-справочнику Арского кладбища планируем не ранее октября. Надеемся, что летом сумеем существенно пополнить список интересующих нас захоронений. Кроме представления имеющихся захоронений, в нем будет также список утерянных могил.

На встрече в Кабмине вспомнили добрым словом  доцента КФУ Валентина Королева, под руководством которого был издан план-схема Арского кладбища. По мнению Л. Фазлеевой, этот опыт надо повторить с учетом произошедших изменений (увы, число погребенных растет с каждым годом), распространив его на Ново-Татарское кладбище. Задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Схемы кладбищ весьма условны даже в общих очертаниях, а тут речь о точном расположении мест десятков захоронений. На Арском кладбище процесс усугубляется хаотичным «заселением» погоста и несовершенством учета старинных могил. У меня нети уверенности, что мы включили в реестр все захоронения, которые могут считаться историческими.

Так что проблема здесь не в тиражировании схем. Нужны действия стратегического характера: проведение работ по геолокации  казанских кладбищ (такой опыт в Казани уже есть), новая всеобщая перерегистрация захоронений (она может помочь кардинально прибраться, например, убрать ограды, которые превышают положенную в документах высоту, решить судьбу бесхозных могил, которые нельзя идентифицировать). Эти задачи выходят далеко за рамки акции «Казанские некрополи».

Кто укрепил крест на могиле знаменитого ученого Глеба Бонч-Осмоловского, умершего в Казани в эвакуации, узнать не удалось

После совещания у заместителя Премьер-министра мы обменялись мнениями и оказались единодушны в своих впечатлениях. Появилась надежда, что наша работа, и исследователей, и работников ритуальных служб, наши проблемы, а точнее – проблемы старинного города, замечены и получат поддержку.  Конечно, нужны энтузиасты, и в трудовых коллективах, и среди краеведов, требуется поддержка волонтеров. Но в первую очередь это все-таки задача государственной важности.

Близится к завершению согласование позиций по списку захоронений, которые подлежат реставрации или обновлении в первоочередном порядке.

Могила профессора А.А. Чижикова на Арском кладбище

В ближайшее время мы направим электронные письма некоторым руководителям вузов с адресами могил профессоров, которые стоит посетить в ближайшее время. В частности, нужно обновление памятников ректора КВИ в 1938-1939 и 1943-1945 годах В.Г. Мухина, члена-корреспондента Академии наук СССР, тюрколога Н.И. Ашмарина; требуется навести  порядок на могиле  профессора  химико-технологического университета А.А. Чижикова, профессора А.И. Луньяка, который руководил четырьмя казанскими вузами.

Могила профессора В.Г. Мухина на Арском кладбище

Мы обсудили возможности шефского закрепления за историческими захоронениями, однако Лейла Ринатовна считает, что правильнее будет  сначала привести их в порядок, а потом передавать шефам. Если это не элементарное приведение надгробья в порядок, как на приведенных в тексте для примера случаев.

Несколько важных  новостей в завершение.

«Казанские истории» сообщали об отчетно-выборной конференции Татарской республиканской организации ВООПИиК (Татарстанская организация ВООПИиК приняла стратегию на новую пятилетку), которая прошла в конце апреля. Следом состоялось первое собрание вновь избранного Совета, на котором обсуждались перспективные направления деятельности этой общественной организации на новое пятилетие. Акция «Казанские некрополи» по-прежнему остается одним из главных направлений ТРО, наряду с фестивалем «Том Сойер-фест». К реализации наших намерений подключаются новые члены Совета: Хрия Халитова поможет с волонтерами, Айдар Садыков   обратит внимание на кладбища как на экскурсионные объекты, Ольга Юхновская, как журналист, надеемся, сумеет привлечь к нашей акции внимание широкой общественности.

После конференции состоялось очередное совещание у начальника Управления по организации ритуальных услуг Марата Ишкина, на котором были обсуждены как общие вопросы, так и наши конкретные предложения. Так, МУП «Ритуал» в порядке благотворительной помощи уже изготовил памятные таблички для надгробных крестов двух членов-корреспондентов Петербургской академии наук, отца и сына Петровских. Мемнон Петрович и Нестор Мемнонович погребены недалеко от церкви.

В скором времени новая памятная табличка появится на надгробном памятнике знаменитого авиаконструктора Владимира Петлякова. Наконец-то будет реализовано предложение Ильдара Валеева, изучающего историю казанской авиации, и казанцы узнают имена членов экипажа самолета Пе-2, который погиб вместе с ним  в январе 1942 года: капитан Федор Алексеевич Овечкин, заместитель командира; сержант Василий Дмитриевич Скребнев, стрелок-радист; лейтенант Михаил Иванович Гундоров, штурман.

Принято наше предложение сообщить контактные данные для тех, кто имеет вопросы по данным информационного портала «Мемориал». Они могут обратиться по электронному адресу приемной Управления. Предупреждаем: речь идет только о захоронениях, уже размещенных в базе данных. Вы можете исправить фактическую ошибку, поинтересоваться записью своего родственника, знакомого, если не нашли его имени по адресу https://cemetery.kzn.ru/search. Но не забывайте, что база данных начала формироваться с захоронений 1995 года. Советуем указывать в теме письма – «Вопрос по базе данных портала «Мемориал».

Если персональная страничка погребенного находится на сайте «Некрополи» –  общение по адресу, который можно найти внизу каждого текста.

Контакты с жителями Казани очень важны, поскольку они могут оказать существенную помощь в нашем деле. Мы имеем десятки примеров, когда захоронение включается в реестр после того, как к нам обратились родственники или коллеги усопшего.