Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Мемуары, которых нет
- 22 мая 2015 года
Наш земляк Василий Павлович Аксёнов – известный советский, американский и российский прозаик, кинодраматург, сценарист. Его произведения, наполненные духом свободомыслия, трогательные и жесткие, порой ирреальные, мало кого оставляли равнодушным.
Реакция читателей зачастую диаметрально противоположна – шок или восторг. Огромный интерес к творчеству Василия Аксенова до сих пор не ослабевает.
Биография писателя Василия Аксенова, широко известного не только в России, но и за рубежом, настолько богата событиями, будто он прожил несколько жизней. Жизнь писателя – это эпоха пробуждения целой страны от страха и ломки стереотипов.
К сожалению, воспоминания писателя о событиях из своей собственной жизни и жизни целой страны остались только в романах и повестях. Мемуаров он не писал и высказывался об этом в интервью газете «Известия» 21 сентября 2005 года так:
«Если писатель садится за мемуары, это означает, что он как писатель кончился. У меня все, что было в жизни, отрабатывается в беллетристике. А в мемуарах то и дело что-нибудь наврешь. И у меня нет ни времени, ни особого желания упражняться в этом жанре, я лучше напишу повесть, связанную с тем или иным периодом жизни. Все это спонтанно происходит, а так чтобы целеустремленно вспоминать, кто на ком женился, кто развелся, кто кому по морде дал – мне как писателю не очень это интересно».
Василий Аксенов у дома, где он жил после ареста родителей
Несмотря на это многие произведения В. Аксёнова имеют автобиографичный характер, но при этом вымышленность имен героев, характеров и обстоятельств, в которые он помещал своих героев, не позволяла ему в полной мере использовать в документальном повествовании реальные факты из жизни.
Например, в «Свияжске», небольшой повести Аксенова, есть реальные воспоминания и ассоциации детства автора о послевоенном Свияжске. Автор пишет:
«Островок спасения от лживости, родина без обмана, святая правда. Чувство, посетившее меня, мальчика, тогда в Свияжской церкви, неповторимо и невспоминаемо».
Аксенов бесстрашно и остроумно описывает свою магаданскую жизнь в романе «Ожог». В книге донельзя напряженное действие, которое разворачивается в «столице Колымского края» Магадане сороковых – пятидесятых, в Москве, Ленинграде, Крыму шестидесятых – семидесятых годов, обжигает мрачными реалиями советской жизни. В одной книге писатель высказал всё: смешно – о советской действительности, страшно – о сталинских лагерях, честно – о мерзавцах любого уровня, романтично – о молодости и о себе, и как всегда, пронзительно – о судьбах русской интеллигенции.
Герои повести «Коллеги», как и сам Аксёнов когда-то, заканчивают Ленинградский медицинский институт. Алексей Максимов, Вадик Карпов и вовсе, так же как и Аксенов,
Распределяются в Балтийское морское пароходство, врачами на судах дальнего плавания. Кстати, именно в связи с «Коллегами» впервые появилось выражение «шестидесятники», которое теперь практически утратило «авторство» и стало обозначением целого поколения и эпохи.
В книге «Новый сладостный стиль», посвящённой жизни советской эмиграции в Соединённых Штатах, главный герой книги – театральный режиссер, актер и бард Александр Корбах, в котором угадываются черты Андрея Тарковского, Владимира Высоцкого и самого автора. В начале восьмидесятых годов он эмигрировал из Советского Союза и был вынужден скитаться по Америке. В книге описаны испытания, которые выпадают на долю обычного эмигранта, с которыми столкнулся и сам Аксенов, – незнание языка, безденежье, поиски работы. Позже, уже прожив 4 года в США, писатель поделиться с читателями своими впечатлениями об Америке и ее обитателях в книге «В поисках грустного бэби».
А книга «Зеница ока. Вместо мемуаров» вообще носит характер личного дневника писателя, куда вошли его автобиографические рассказы о детстве и юности, о матери и отце, о Москве семидесятых, о перипетиях эмигрантской жизни, воспоминания о Юрии Казакове, Булате Окуджаве, Андрее Синявском, а также статьи на злободневные темы – от войны в Чечне и терактах в Нью-Йорке до чемпионата мира по футболу.
Василий Аксенов на Арском кладбище, у могилы отца
Роман «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках» также автобиографичен, его главными героями стали кумиры советской литературы и искусства 1960-х: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Марлен Хуциев и другие. Для того чтобы дистанцироваться от мемуарного жанра, автор дал персонажам романа вымышленные имена.
В 2013 году вышел последний роман Василия Аксенова «Ленд-лизовские», опубликованный, к огромному сожалению, уже после смерти автора. Неоконченный автобиографический роман о детстве и юности, сильный и красивый, под стать самому автору, – не просто портрет совсем еще юного Аксенова, увиденный им самим с высоты прожитых лет.
Роман выходит с короткими предисловиями-репликами коллег и друзей Аксенова, каждый из которых вспомнил об авторе что-то очень личное и доброе, словно по кирпичикам воссоздавая образ Аксенова – философа, стиляги, борца и просто очень обаятельного человека.
«Ленд-лизовские» – и финал, и одновременно начало Большого творческого пути, последнее звено в цепи произведений Аксенова, смыкающееся с первыми повестями, принесшими автору успех и любовь миллионов.
Несмотря на то, что Василий Аксенов не писал мемуаров, через его произведения так или проходили сталинские репрессии, детство писателя, воспитание в детском доме, лишение советского гражданства, иммиграция в США, все его переживания и эмоции, через призму его героев. Он никогда не был главным героем своих романов и повестей, он был их часть. Это, безусловно, делает Аксенова одним из самых ярких и известных во всем мире российских писателей второй половины XX века.
Ксения ГАЛЧУШКИНА
Производственная практика в редакции 2015 года
Источники информации: материалы сайтов Википедия, http://www.livelib.ru (/author/180164/top), газеты «Известия» (http://izvestia.ru/news/306349) и книга А.А. Кабакова, Е.Г Попова «Аксенов»
Фото Владимира Зотова
Читайте о Василии Аксенове в «Казанских историях»:
Василий Аксёнов – одинокий бегун на длинные дистанции (http://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/12224-1429)
Василий Аксёнов: «Прогулки по этим местам напомнили мне мою юность» (http://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/3578-611)
«Надо жить, как бы танцуя свинг» (http://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/fakty-i-kommentarii/2769-535)