Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Лабиринты Фортуны Елены Чернобровкиной

Завершена работа над оригинал-макетами книг Елены Гурьяновой, которую мы больше знаем как Елену Чернобровкину. Подробности о процессе, мнение о сочинениях в стиле фэнтези писателя-фантаста Сергея Челяева.

Фантастические повести Елены Гурьяновой (Чернобровкиной)Рисунок на обложке Марины Абрамовой, коллеги Елены Чернобровкиной по "Вечерней Казани"

Получилось две книги – один рассказ довольно большого для этого жанра объема и восемь повестей, написанных в 2019-2021 годах. Все в стиле  фэнтези.  Был еще один рассказ – «Гость с планеты Ц», написанный в 1993 году и в том же году изданный в российском сборнике фантастики «Пристань Желтых Кораблей» (издательство «Молодая гвардия»).

Если бы Лена была жива, она бы пояснила, как он попал в тот сборник, рассказала бы, как пришло ей в голову в дни, когда она была занята совсем другим (вспомните 1993 год – баталии в Государственной Думе, расстрел российского парламента, трудный диалог Казани с Москвой), уйти совершенно в другой мир и много позднее поселиться там на правах постоянного жильца. Лена незадолго до своей внезапной кончины планировала уйти с работы в редакции газеты «БИЗНЕС Online» и заниматься только  литературным творчеством… Но слишком мало ей было отпущено времени на жизнь в фантастическом мире.

Все сочинения Елены Гурьяновой (это псевдоним Лена еще со времен «Вечерки» – по фамилии матери, Марии Семеновны), кроме первого рассказа, размещены в электронной библиотеке «ЛитРес». Каждое имеет обложку. Мы не смогли узнать имена авторов рисунков к повестям. Могу предположить, что коллажи делала сама Лена. Мы сохранили эти рисунки в книгах. Читатели найдут их в конце каждого тома, где сообщается его структура. Кстати, небольшие тексты, предваряющие на сайте «ЛитРес»  каждое сочинение, писала сама Лена. Много лет проработав в электронном издании, она хорошо знала важность первого абзаца любого текста, и потому относилась к этой работе со всей серьезностью.

В первом томе будущие читатели найдут  повести Хакер всея Руси  и Лабиринты Фортуны, написанные в 2019 году, а также повести Тайный поиск лорда Витэра и Граф-дракон, написанные в 2020-м.

Может ли юный компьютерный гений изменить судьбу России? Какой шторм он устроил в Сети? Почему подался в хакеры? Сумеет ли спастись от преследования спецслужб? Кого неожиданно встретит в бегах? Что показывает его карта судьбы? И есть ли выход из безвыходной ситуации – для него, для его друзей, для страны?

Так вроде не бывает! В суперсовременном КБ малой авиации совершенно случайно узнают про звездный браслет с фантастическими свойствами и про секретную карту, которая ведет к таинственному кладу. Охота за ними началась! Кто-то неизвестный устраивает слежки и обыски, а потом и вовсе похищает хозяйку карты. А тут еще вмешивается страстная любовь, и спешит на помощь золотой дракон, и перебегает дорогу потрясающий рыжий красавец… кот! И происходят настоящие чудеса…

Если ты отправляешься с секретной миссией на далекую планету, то, увы, руки у тебя прочно связаны железными правилами. Нельзя демонстрировать в отсталом обществе земные технологии, нельзя вообще вмешиваться в жизнь средневековой страны, нельзя помогать даже будущему королю… Но ведь, кроме правил, есть чувство справедливости, благородство, предвидение будущего! Хотя одно «нельзя» придется установить себе самому – нельзя отнимать у друга его любимую…

Здесь же очерк об авторе Сергея Челяева, нашего коллеги, тоже выпускника отделения журналистики Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина, сегодня известного писателя-фантаста. Нам показалось важным, чтобы предисловие было от человека, знающего особенности стиля фэнтези.

Сергей не был лично знаком с Еленой Николаевной, но, конечно же, знал ее по «Вечерней Казани», другим изданиям, где она работала, читал то, что она писала как журналист и публицист. Ниже вы сможете прочитать это предисловие.

Кроме того, мы решили опубликовать в первом томе несколько отзывов о сочинениях Чернобровкиной с сайта «ЛитРес».

Второй том завершает мой очерк о Елене Чернобровкиной. Это сокращенный вариант текста, опубликованный после похорон моей подруги в «БИЗНЕС Online» и «Казанских историях» (Лена Чернобровкина: известная и неизвестная ). Там же – прощальные слова о ней с сайта «БИЗНЕС Online» людей, которые х она была.

Во втором томе – сочинения 2020 и 2021 годов: рассказ Проект Юпитер , повести Ведьма – ученица мага, ДАР – детективное агентство «Розыск»,   Невероятная командировка. Попаданцы: из России – в СССР и ДАР. Детективное агентство «Розыск». Книга вторая. Дело о похищенной принцессе.

 Фантастический рассказ о том, как на Земле готовятся к первому старту пилотируемого корабля – сначала к Юпитеру, а затем к звезде Проксима Центавра. Но вообще-то это не совсем фантастика. Ученые уже сегодня говорят о том, что будущее – за термоядерным управляемым синтезом, за ракетами с термоядерным двигателем, которые полетят к звездам. А мы живем в XXI веке, когда фантастические идеи сбываются!

Жизнь счастливой ведьмочки перевернулась в один день. Ее предал любимый, ее обвинили в краже и бросили в башню смерти. Что делать? Не сдаваться. Никогда. Прислушаться к совету мудрой Хозяйки леса: «Если в юности от тебя уходит любимый, кажется, что жизнь закончена. Что солнце погасло. Что впереди только тьма. Но это не так. Жизнь, она продолжается. Знаешь, как бывает? Та девочка, которой расставание казалось страшной трагедией, потом находит своего суженого, выходит замуж, рожает детей. И когда подросшая дочка просит рассказать, как мама познакомилась с папой, мама с удовольствием начинает вспоминать: «Ох, сначала у меня была неземная любовь к другому… Э-э-э… Как его звали-то?» Вот тебе, Лея, и вся «неземная любовь»... Но доживет ли ведьмочка до того, чтобы забыть, как звали любимого? Ведь за ней устроили настоящую охоту…

 

 

Если у вас пропала ценнейшая ложка из звенящего серебра… или драгоценная собачка… или любимая невеста – добро пожаловать в детективное агентство «Розыск», короче – ДАР. Конечно, не факт, что вам найдут именно ту невесту, а отлавливать собачек и кошечек здесь вообще категорически не любят, но помочь – помогут. Правда, будьте осторожны, общаясь с детективами! Один из них целый год изучал таинственную орочью магию и поставил с ног на голову провинциальный университет, где внезапно открылся целый орочий факультет. На который, между прочим, прорвались сразу три принца из трех стран! А второй детектив, он тоже маг, но пока нестабильный. За ответом, что это такое, можно обратиться в королевские конюшни к эльфийским жеребцам, а также к злосчастным похитителям черного посоха, отыскать который тоже взялись детективы ДАРа.

 

Всего-то и надо было журналистам написать репортажи со съезда КПРФ, который проходил в святой для коммунистов день – 22 апреля, день рождения Ленина. Но коварная судьба и невероятный эксперимент ученых занесли репортеров и заодно с ними одного из участников съезда… в СССР. В страну, где вместо оппозиционной КПРФ – всемогущая КПСС, а вместо ФСБ – КГБ, та самая, как выражались советские граждане, «контора», которая тут же устроила охоту на попаданцев. А они, вместо того, чтобы сидеть тихо, задумали под носом спецслужб авантюрное похищение. Неужели получится?

 

Если в королевстве драконов пропала прекрасная принцесса, то даже всесильные драконы обратятся за помощью в детективное агентство «Розыск», короче – ДАР. И только детективы-маги из ДАРа сумеют обнаружить, к большому изумлению королевской четы, в покоях милой принцессы секретную комнату и поймут, куда девушку могло занести и кто покушается на ее честь. Заодно детективы спасут от изнуряющей жары большого лохматого пса, украдут у злодея золотую статую, повоюют с извержением вулкана, передвинут горы... А еще возьмутся остановить – совершенно невероятным способом – грозную черную войну, грозящую сразу трем странам. Да-да, детективам агентства ДАР и такое по плечу. Так если что – обращайтесь, помогут точно.

Мы сохраняем ссылки, чтобы кто-то мог почитать все это в сети, поскольку нет никаких гарантий, что нам удастся издать книги в ближайшем времени. Нашей творческой группе: я – как составитель, а также Олег Маковский и Эдуард Ахмадеев (Издательский дом Маковского), хотелось завершить верстку к дню рождения Чернобровкиной, 17 мая. И мы успели.

Теперь будем искать спонсоров. Сумма нужна немаленькая. Даже если издать книги в мягком переплете, получается более 500 тысяч рублей за 500 экземпляров. Если не получится собрать хотя бы тысяч 60 – на небольшой тираж, сделаем цифровые копии по специальному заказу. Они много дороже, каждый том потянет на 2 тысячи рублей.

Так что если у кого-то из читателей «Казанских историй» или моих друзей в соцсетях появится желание помочь нам в этом добром деле, известите меня. Примем с благодарностью любую сумму.

Обычно во время прощальных церемоний звучит много добрых слов и обещаний, однако многие пламенные ораторы потом забывают об этих обещаниях. Мы с Олегом Маковским свое обещание выполнили. И сегодня Лена об этом узнает. Если есть такая сила, которая позволит ей услышать нас на кладбище в Самосырово.

И последнее. Я не любитель фантастики, и всегда удивлялась увлечению подруги. Она читала фантастику запоем.

Когда я узнала, что она теперь – сама писатель, подумала, что Лена прячет в фантастические одежды свои представления о современном мире. А у нас с ней были к нему очень серьезные претензии. Но оказалось, что на бумаге (если позволительно так сказать о цифровом тексте) она создавала совсем другой мир, в котором даже отрицательные герои не были злодеями. Читатели в своих отзывах отмечали ее позитивный взгляд на мир и ее оптимизм.

Повести Елены Гурьяновой будет интересно прочитать людям любого возраста. Это хорошая подпитка для детей и подростков, которых сегодня  часто окружают сплошные монстры. Рядом с ними трудно стать хорошим человеком.

Думаю, что с большим интересом прочтут про приключения и волшебства те, кто читал другие ее тексты. Журналист Елена Чернобровкина не очень похожа на писателя Елену Гурьянову. Правда, в первые десятилетия нашей работы в «Вечерке», до того, как она, по ее словам «влетела в политику», разницы между ними было меньше.

Любовь Агеева, коллега и подруга

 «Какая чудная Игра…»

История мировой фантастики, в особенности сказочной, изобилует произведениями, в которых люди, порой самые обычные и далекие от волшебства и приключений, вдруг открывали для себя пути в прежде Неведомое, заветные тропы в Незнаемое, волшебные двери в сказочные Зазеркалье и Иномирье. Примерами тому, в частности, являются известный рассказ Джона Руэла Толкиена «Кузнец из Большого Вуттона» и грандиозная эпопея Профессора «Властелин колец».

Однако нередки случаи, когда и сама фантастическая литература начинается для ее автора поначалу Ездой в Неведомое, быстро превращаясь в увлекательную литературную Игру, а в итоге — становясь Большим Приключением всей жизни. И значение этого способен оценить по достоинству только ты сам.

Известная казанская журналистка Елена Чернобровкина — яркий, удивительный и поучительный пример того, насколько многогранна может быть натура пишущего человека, сколько различных творческих сущностей и форм способны существовать воедино в том, кто избрал своей стезей работу со словом, событием, фактом. И добился немалых успехов и признания в жанре публицистики, а вовсе не сочинении волшебных сказок и создании фантастических миров. И вдруг — фантастика и фэнтези, прочно поселившиеся в ее творческом багаже уже в период зрелости и профессиональной состоятельности?

Однако призадумаемся, друзья.

Так ли уж далеки были светлые эльфы от Елены, воспитанной с детства на идеалах добра, дружбы, демократизма, которые она с честью пронесла по всему своему жизненному пути? И настолько ли чужды были практичные и основательные гномы, знатоки всех мыслимых земных сокровищ, этой маститой казанской журналистке, привыкшей еще с отрочества поверять гармонию строгой алгеброй, учась в знаменитой казанской физико-математической школе № 131? И не случайно эта школа, подарившая родному городу и республике немало как физиков, так и лириков, всегда слыла в Казани очагом вольнодумства, творческой свободы и стремления к новациям!

А газета «Вечерняя Казань», ставшая для Елены любовью навсегда — не зря ведь были периоды, когда она пользовалась у своей аудитории прямо-таки фантастической популярностью, так что не всякий книжный бестселлер в жанрах «космической оперы» или «героического фэнтези» мог бы похвастать такой преданностью читателей.

Мало того: в «Вечерке», как и во многих других печатных изданиях, имелась внутренняя, стенная газета, своеобразная высшая школа «вечеркинской» словесности, где местные авторы, чьи имена не сходили с газетных полос, оттачивали литературное мастерство в кругу таких же, как они, профессионалов и мастеров пера. Будет ли лишним отметить, что именно Елена Николаевна была  редактором этой стенной газеты со знаковым названием «Трибуну – люду»?!

Заметим, что и специализация Чернобровкиной во многом способствовала пробуждению в будущем ее интереса к фантастике. Будучи специалистом многогранным, Елена предпочитала в качестве тем своих публикаций вопросы науки и темы российской высшей школы.

А на исходе 1980-х годов она, как яркий метеор, вырвалась на политический небосвод, освещая его темы ярко, сочно, порой – неожиданно и парадоксально, но всегда – интересно и компетентно. И что удивительно: тогдашняя российская действительность была столь разнообразной и непредсказуемой, что даже норовистый конь российской политики еще вполне вписывался в единую упряжь с трепетной ланью российской фантастики, пока еще далекой от современных апокалипсисов, «попаданцев», ЛИТРПГ, бояр-аниме и фанфиков популярных западных трендов, прочно окопавшихся ныне на вершинах окололитературных рейтингов. А уже в 1991 году в России был издан один из томов «Вейской империи» — фантастического литературного цикла журналистки Юлии Латыниной, стилизовавшей политические параллели России 1990-х в духе прозы древнего Китая. В российскую фантастику тяжелой поступью вошли политика и экономика.

 

2001 год положил начало собственной полочке на книжных стеллажах журналистки Чернобровкиной. Плодом ее долгой и кропотливой работы в области республиканского и федерального парламентаризма стала книга «Демократическая оппозиция Татарстана: 10 лет пути».

Первая ласточка безусловно придала автору сил и уверенности. Чернобровкина ищет новые темы, направления, сферы жизни, которые ей хотелось бы освещать, ведь в газетах ее регулярно читает огромная казанская аудитория. И все это время жизнь подбрасывает новые сюжеты, которые копятся, множатся, не желая оседать бесследно в глубинах журналистского опыта. Остается лишь отыскать форму реализации в новых качествах, осознания себя в новых смыслах.

***

Литература — это всегда пора анализа. Копится, толстеет и пухнет пресловутый журналистский блокнот. Зреют надежды: Чернобровкина всегда была убежденной оптимисткой.

О том, что она пишет фантастику, мало кто знал даже из ее ближайшего окружения. Видимо, и сама она пришла к этому не сразу. Страна все никак не могла вырулить в колею, ведущую к светлому будущему, и не помогли в этом ни перестройка, ни дарованная ею долгожданная гласность. А у Елены было столько идей о том, как все могло бы хорошо устроиться…

Со временем научилась отказываться порой от острых тем: слишком непростым казался ей результирующий вектор того, что происходит в ее стране. И так мало-помалу в душе зарождалось и крепло новое увлечение — литература. А в жанровой направленности у нее сомнений не было: только фантастика!

К тому времени фантастика научилась отвечать на самые разные и животрепещущие вопросы современности, не обойдя и журналистику, в особенности скандальную, расцветавшую уже буйным цветом. В 2000 году немало натерпевшаяся к тому времени от прессы Джоан Роулинг в своем романе «Гарри Поттер и Кубок огня» выводит нового скандального персонажа — беспринципного репортера Риту Скиттер, ставшую живым воплощением всех недостатков тогдашней «желтой» журналистики. Та не чурается ничего: ложь, подлог, слежка, проникновение в личную жизнь героев своих публикаций, явный крен в сторону «жареных фактов». Плюс — конформизм и пропаганда любых решений хозяев, фактически функция их послушного и зачастую лживого рупора.

Вряд ли такой зоркий публицист, как Елена, мог не заметить стремительной трансформации своей профессии и проявления в ней новых, совсем не привлекательных черт. Возможно, что это ее мироощущение совпало с тем, что пришло время активнее пробовать себя в роли творца, самостоятельного автора. Благо фантастика была ее любовью с детства, которой она не изменяла всю жизнь. И в 1993 году она произвела свою творческую пробу в этом направлении: из-под ее пера родился первый фантастический рассказ «Гость с планеты Ц.», получивший признание в российских фантастических кругах. Он входит в цикл антологий «Румбы фантастики» 1988 года и выпущен в одной серии с произведениями многих знаковых личностей жанра, таких, как Василий Звягинцев, Сергей Лукьяненко, Михаил Пухов…

Работа над этим рассказом многому научила будущего литератора. Помогло и важнейшее качество журналиста и всякого творческого человека — наличие собственного, внутреннего редактора. Решено было особой огласке первый блин не предавать, равно как не раскрывать раньше времени и других творческих планов в этом направлении, а писать под псевдонимом. Эта форма работы для журналиста — дело привычное, и у публициста Елены Чернобровкиной очень скоро появилась ее ипостась в мире литературной фантастики — писатель Елена Гурьянова, в честь мамы.

И теперь она все чаще путешествовала по своим воображаемым, сказочным и фантастическим мирам, ведь у этого занятия как минимум три неоспоримых преимущества: миры были собственными, самые драматические приключения в них должны были заканчиваться хорошо. И самое главное — Елене это занятие невероятно, прямо-таки фантастически нравилось!

К сожалению, слишком часто бывает так, что многие хорошие дела и известия трагически запаздывают. Вот и ипостась казанского публициста российской известности Елены Чернобровкиной как автора фантастических произведений оказалась для ее друзей, коллег и знакомых, прямо скажем, неожиданностью — а многие узнали об этом лишь на гражданской панихиде по случаю смерти журналистки.

Восполним и мы этот досадный пробел.

***

Несмотря на то, что как писатель-фантаст Елена находилась в начале творческого пути, анализ ее жанровых произведений свидетельствует о том, что она не только хорошо ориентировалась в поле этой литературы, но и неплохо разбиралась в ее современных реалиях. Местом публикаций своих фантастических повестей Елена избрала новую перспективную форму — так называемые электронные авторские площадки типа ЛитРес. Сегодня в плане читательского интереса и посещаемости они значительно опередили традиционные «бумажные» издательства; к тому же здесь можно последовательно формировать собственную читательскую аудиторию и зарабатывать с помощью нее реальные деньги.

Это обстоятельство имеет и обратную сторону: зачастую автору электронных платформ приходится ориентироваться на вкусы читательской аудитории, не всегда взыскательные. К счастью, Елена пришла в фантастику опытным, сложившимся человеком, и в свои новые произведения привнесла реальный опыт собственной жизни и практики.

Так в ее «Лабиринтах Фортуны» не случайно фигурирует «суперсовременное КБ малой авиации», а в «Проекте Юпитер» родная Казань и вовсе широко представлена как одна из «авиационных столиц» России. Этот рассказ изобилует научными идеями и подробностями предстоящего старта пилотируемого корабля к Юпитеру и звезде Проксима Центавра, отчасти в ущерб сюжету: все-таки «твердая фантастика» — так называемая НФ была и остается крепким орешком для начинающих авторов, требуя как основательной теоретической подготовки, так и знания современных реалий жанра, который постоянно развивается. Поэтому для таких авторов, как Елена Чернобровкина — Гурьянова поначалу наилучшим прибежищем, равно как и площадкой для творческих экспериментов, было и остается фэнтези, на сегодня  уверенно лидирующее в самых разных рейтингах отечественной фантастики.

С одной стороны это — характерное женское фэнтези, приметы которого мы обнаруживаем в таких работах автора, как «Граф-дракон» или «Ведьма – ученица мага». Счастливые ведьмочки и коварный возлюбленный, башни Смерти и откровения мудрой Хозяйки леса — все это узнаваемые приметы жанра и столь милые автору романтика и следование идеалам, обретенным еще в юности.

Эти знакомые мотивы можно встретить и в, казалось бы, сугубо детективной фантастике Елены — серии книг о ДАРе, мифическом детективном агентстве «Розыск». В качестве героев тут фигурируют всесильные драконы и прекрасные принцессы, предприимчивые злодеи, забавные животные и, конечно же, магические детективы, которым не привыкать спасать мир.

Однако рамки даже столь широкого направления, как фэнтези, неизбежно бывают тесны для авторов амплуа Елены Чернобровкиной — разноплановых, многогранных, не чуждых экспериментов. И вновь она черпает идеи в своем огромном опыте журналиста и публициста. Не случайно вопросы морали и незыблемость людских принципов занимают немалое место в сюжетном развитии повести «Тайный поиск лорда Витэра», а само произведение идейно перекликается со знаменитой книгой братьев Стругацких «Трудно быть богом». А с публицистикой впрямую перекликается повесть Елены «Невероятная командировка. Попаданцы: из России – в СССР» в широко популярном сегодня в сетевой России жанре «попаданцы». Как сказано в аннотации:

«Всего-то и надо было журналистам написать репортажи со съезда КПРФ, который проходил в святой для коммунистов день – 22 апреля, день рождения Ленина. Но коварная судьба и невероятный эксперимент ученых занесли репортеров и одного из участников съезда в СССР».

Остается только гадать, какие новые планы занимали писателя-фантаста Елену Чернобровкину в эту трагичную зиму, когда ее перо остановилось.  Какими литературными тропами бродила она, путешествуя по своим магическим, волшебным мирам? Какие новые книги ждали своего часа — в сюжетах, замыслах, идеях…

Сейчас у нас есть возможность прикоснуться к Таланту, ощутить обаяние этих строк и прошептать — не в отчаянии и скорби, но с благодарностью и теплом:

Какая чудная Игра…

 Сергей Челяев, писатель-фантаст